=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 14 марта 2010 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение Лазаря литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45.
> Воскрешение Лазаря и Воскресение Христово
> Среди исторических вопросов, встающих перед исследователем > Нового Завета, одним из самых трудных является вопрос о воскрешении > Лазаря (Ин.11). Как известно, о воскрешении Лазаря повествует только > Иоанн, а синоптики этого события даже не упоминают. Молчание > синоптиков вызывает недоумение не только потому, что с чудом > воскрешения разлагающегося мертвеца не может сравниться ни одно > из чудес Христовых, рассказываемых у синоптиков, но и потому, > что четвертый евангелист прямо свидетельствует о том, какое решающее > влияние это чудо оказало на исход земного служения Христа Спасителя: > для Иоанна воскрешение Лазаря есть ближайший повод к выступлению > против Господа иудейских начальников, закончившемуся Его крестной > смертью (11:47-53,57; 12:10,11,17-19).
> Левая критика, констатируя это различие, решает его просто – > чудо воскрешения Лазаря не принадлежит истории. Его измыслил автор > четвертого Евангелия, для которого оно имеет значение > чисто символическое. В лучшем случае, это чудо с проистекающими > из него следствиями может быть понято как развитие > древнехристианским преданием мотива притчи о богаче и Лазаре. > На Лазаре четверодневном исполняются слова Авраама богачу > (Лк.16:31) – мертвец воскрес, но и ему не поверили. > Это отрицательное решение вопроса связано с общею оценкою четвертого > Евангелия как исторически недостоверного; оценкою, имеющую в наше > время убежденных защитников среди либеральных ученых. Но движение > науки показывает, что даже среди либеральных исследователей > эта оценка не является в настоящее время столь бесспорной, как > она была в XIX веке, и в защиту исторической достоверности > воскрешения Лазаря можно тоже привести серьезные соображения.{}
> Если чудо воскрешения Лазаря не упомянуто у синоптиков, то есть > чудеса, рассказанные у синоптиков и не встречающиеся у Иоанна. И, > прежде всего, это относится к чудесам воскрешения. Иоанн > не повествует ни о чуде воскрешения дочери Иаировой, о котором > рассказывают все три синоптика (Мф.9:18-26, Мк.5:22-43, Лк.8:41-56), > ни о – более поразительном – чуде воскрешения несомого на погребение > сына вдовы Наинской, о котором рассказывает Лука (7:11-16). > Выбор материала есть право писателя, и основания выбора для нас > не всегда ясны. Оговорка Иоанна, описавшего, по его свидетельству, > только часть чудес Христовых (20:30, ср. 21:25), относится > и к синоптикам – прежде всего, потому, что у каждого из трех > синоптиков, кроме общих чудес, есть и чудеса, опущенные > в параллельных повествованиях (см., напр., Мф.9:27-33, Мк.7:32-36, > Лк.17:11-19). Не надо преувеличивать и того влияния, которое > Иоанн приписывает чуду воскрешения Лазаря на события Страстной > недели. «Этот человек много чудес творит», - так, по свидетельству > Иоанна (11:47), понимали иудейские начальники положение вещей. > Воскрешение Лазаря было только последнею каплею. Оно не вызвало бы > выступления иудейских начальников, если бы Христос до того > не совершил других чудес. Но последнею каплею было оно. > И поставленный вопрос остается в силе: что заставило Иоанна > приписать такое значение именно тому чуду, мимо которого > без внимания прошли синоптики?
> Настоящая статья должна ответить на этот вопрос. Но ответить на него > можно не иначе, как составив себе общее представление > о символическом характере четвертого Евангелия.
> Начнем с того, что самоочевидно. Целый ряд фактов, упоминаемых > у Иоанна, нашел свое место в Евангелии несомненно потому, что в этих > фактах раскрывается высший духовный смысл. Чудо насыщения пяти тысяч > (Ин.6:1-14), вызывающее в памяти народа (6:31) ветхозаветную манну > в пустыне, является исходною точкою для поучения Христова о хлебе > животном, сшедшем с небес, в котором раскрывается глубочайшая > сущность христианской Евхаристии (6:26-64). Упоминание Пасхи (6:4) > и отдельные подробности (ср. 6:12 и Числ.9:12) делают эту связь > особенно ясною. В последний день праздника Кущей Христос говорит > о потоках воды живой, и Евангелист толкует эти слова, как обетование > Святого Духа (7:37-39). О рождении от воды и Духа Спаситель > учит Никодима (3:5). Связь воды и Духа вытекает и из беседы Господа > с самарянкою. Христос исцеляет слепого от рождения (9:1-7) и, > обличая жестоковыйных иудеев, соблазняющихся этим чудом, говорит > о невидящих, которые узрят, и видящих, которые станут слепы > (9:39-41) Слепота телесная есть образ слепоты духовной. Можно и еще > привести примеры столь же очевидного символизма. Другие случаи > с первого взгляда не столь очевидны, но сколько-нибудь внимательное > чтение показывает, что и в каждом из этих случаев для Евангелиста > важен не столько самый факт, сколько его символический смысл. Когда > на последней вечере Иуда принял от Господа кусок, он вышел вон, > и Евангелист прибавляет: «была ночь» (13:30). В предыдущих > своих поучениях Иисус Христос говорил о Себе как о свете миру (8:12; > 9:5); Он призывал иудеев ходить во свете, пока есть свет (12:35,36), > и предвидел наступление ночи, когда никто не знает, куда идет > (там же, ср. 9:4; 11:9-10). Ночь, когда совершалось предательство, > была не только физическая ночь. Очищение храма в начале > общественного служения Иисуса Христа (Ин.2:13-16) – а не в конце, > как у синоптиков (ср. Мф.21:12-13 и паралл.) – приводит Спасителя > к загадочным словам о разрушении храма и его тридневном воссоздании, > которое ученики, по свидетельству Евангелиста, уразумевают только > впоследствии в свете Воскресения (2:19-22). Ясно, что очищение храма > имеет какой-то глубокий символический смысл. То же относится к чуду > в Кане Галилейской (2:1-11), как первому чуду, совершенному Иисусом, > и к истечению крови и воды из прободенного ребра (19:33-37). На этом > последнем факте Иоанн делает особое ударение. Почему? Только ли > потому, что таким образом исполнились Писания? Мы знаем по 1-му > посланию Иоанна (5:6-8), что воде и крови в христологии Иоанна > принадлежало большое место. Но толкование этих символов во всей > их глубине Иоанном не дается. Оно предоставляется христианскому > читателю Евангелия в свете общего учения Христовой Церкви и его > особого преломления в Иоанновских писаниях Нового Завета. Указанный > символизм заставляет искать символическое значение и в других > фактах, сохраненных четвертым Евангелием.
> Однако, тут необходима оговорка. Если сообщаемые Иоанном факты > имеют значение символов, то это символическое толкование > не исключает и их исторической достоверности. Здесь существенное > отличие предлагаемого понимания от понимания либеральной науки. > Для либеральных ученых Иоанновские факты-символы часто не имеют > за собою никакой исторической реальности. Это мнение совершенно > несостоятельно. Иоанн, конечно, не задавался историческими целями. > Но об исторической точности, как мы ее понимаем, не заботились > и синоптики, даже Лука. Они с разных сторон стремились приблизиться > к тайне боговоплощения и созерцали Вечное, явившееся во времени. > Отсюда – видимые противоречия. Но указанное понимание Евангелия > отнюдь не дает нам права отрицать историческую реальность > описываемых в Евангелии фактов, как таковых. В этом отношении Иоанн > по существу не отличается от синоптиков. Если факты евангельской > истории имели для Иоанна значение символическое, то о символическом > значении того или иного факта мы чаще всего догадываемся по тому > ударению, которое Иоанн делает на этом факте, и которое относится, > в первую очередь, к самому факту, к его фактической достоверности. > Это очень ясно на том же примере истечения крови и воды из тела > распятого Господа. Евангелие Иоанна есть Евангелие свидетельства. > Свидетельство – о духовном, и Евангелие – духовное, но духовное > раскрывается в фактической истории. Факты не могли бы служить > символами, если бы они не были действительными фактами.
> Теперь мы можем вернуться к воскрешению Лазаря. Всё построение глав > 11 и 12 с несомненностью говорит о том, что в глазах Иоанна > воскрешение Лазаря, действительно, имело место как непреложный факт > евангельской истории. С другой же стороны, столь же несомненно, > что ближайший контекст не только допускает, но властно требует > его толкования символического. Узнав о болезни Лазаря, Господь > говорит ученикам, что «болезнь не к смерти, но к славе Божией, > да прославится через нее Сын Божий» (11:4), и не идет на зов > (ст. 6). Два дня спустя, объявляя ученикам о смерти Лазаря, > Он прибавляет: «Радуюсь за вас, что Меня там не было, дабы > вы уверовали» (ст. 15). Господь, при всей Своей любви к Лазарю > и к его сестрам (11:5), явно попускает его смерть. Он идет > "разбудить" его (11:11). Цель воскрешения – вера учеников. > Поставленный ранее вопрос о причинах того исключительного ударения, > которое Иоанн делает на чуде, не упоминаемом синоптиками, получает > теперь более конкретную форму. – Какой +символический+ смысл > открывается для Иоанна в воскрешении Лазаря, как факте > +историческом+?
> Символическое толкование чуда дается в диалоге Спасителя с Марфою. > Марфа встречает Учителя восклицанием: «Господи! Если бы Ты был > здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь > у Бога, даст Тебе Бог» (11,21-22). Она надеется на чудо, но > не решается прямо просить о нём. И Господь ей отвечает: «Воскреснет > брат твой» (23)... Воскрешение умершего показало Марфе, что > эти слова можно было понимать буквально. Но Марфа не смеет понять > буквально: «Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день» > (24). В ответных словах Господа слышится возражение. Господь > не говорит ей прямо, что Он воскресит его. Он говорит ей другое: > «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если умрет, оживет» > (25). Словом «оживет» переведен на русский греческий глагол ζησεται. > Переводчик думал при этом о воскрешении Лазаря. Но ζησεται может > значить не только «оживет», но и – в несовершенном виде – «будет > жить». Преодоление смерти – в вере, и Господь продолжает Свою мысль > именно в этом направлении: «...всякий, живущий и верующий в Меня, > не умрет во век. Веришь ли сему?» (26). Марфа исповедует свою веру: > «Так, Господи! εγο πεπιστευκα – я уверовала и ныне верую» - > таков точный смысл греческий перфектной формы, - что Ты Христос, > Сын Божий, грядущий в мир» (27).
> Ответ Марфы содержит прямую ссылку на учение Христово, дошедшее > до нас в четвертом Евангелии в беседах Господа с Никодимом (<гл.> 3) > и с самарянкою (6) и в речи к иудеям в Иерусалиме (5). - Христос > есть начало жизни. Приобщение к жизни происходит через веру > во Христа. Дарование жизни есть дело Сына, как и дело Отца. Иудеев, > соблазненных исцелением больного в субботний день, Господь ставит > перед тайной богосыновнего отношения: Иисус есть Сын Божий, > и +потому+ источник жизни и спасения. Но дарование жизни нельзя > понимать чисто спиритуалистически. «Как Отец воскрешает мертвых > и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (5:21). «Наступает > время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; > и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - > в воскресение осуждения» (5:28-29, cр. еще 6:39-40). Из веры > в Иисуса Христа как Начало жизни вытекает и вера в грядущее > воскресение.
> Христос возражает Марфе словом и делом. Словом – Он ей показывает, > что в данном случае речь идет не о грядущем воскресении, а о явлении > животворящей силы Сына Божия. Делом – Он воскрешает Лазаря. > Возражение словом и возражение делом совпадают: в воскрешении Лазаря > совершается явление Христа как источника жизни и воскресения.
> Цель чуда – вера учеников (11,15), а затем и народа, присутствующего > при чуде (11,42, ср. 45,48; 12:11,19). Словом «народ» переведено > по-русски греческое слово οχλος – толпа. Это были иудеи, пришедшие > из Иерусалима, в большинстве неверующие и враждебные. Но ученики? > Разве и они не верили? Однако, вера имеет разные степени и разное > содержание. И Марфа исповедует свою веру. Она ее доказывает, > заключая от общего к частному: все воскреснут, воскреснет и Лазарь. > Это умозаключение уже предполагает веру во Христа как Начало жизни, > со всеми проистекающими из нее следствиями. И, тем не менее, у гроба > Лазаря, когда она предупреждает Господа о неизбежности наступившего > разложения (11,39), Господь ее призывает к вере (40). Почему? > Здесь ударение на силе веры. Кто действительно верует во Иисуса, > для того нет разницы между смертью и сном (11,11-15). К этой > всепобеждающей вере призывает Господь. Это – и вера Евангелиста. > В укреплении веры нуждается не только неверующая толпа, нуждается > Марфа, нуждаются ученики. С другой стороны, в диалоге Господа > с Марфою устанавливается +содержание+ веры, как она вытекает > из общего контекста Евангелия. Установление содержания и является > существенным для понимания места воскрешения Лазаря в плане книги.
> В четвертом Евангелии есть еще одно чудо, которое являет Христа > как Начало жизни. Это – чудо исцеления сына Капернаумского > царедворца (4:46-54). Оно символически завершает учение Спасителя, > изложенное в беседах с Никодимом и с самарянкою. Не только > в последующей речи Иисуса Христа к Иудеям в Иерусалиме (<гл.> 5) > это учение раскрывается со стороны его догматического основания – > единения Отца и Сына – и вытекающих из него следствий – грядущего > воскресения мертвых. В такой именно форме оно и предполагается > символикою воскрешения Лазаря. Здесь различие символического > значения воскрешения Лазаря и исцеления Капернаумского отрока.
> Но не только в этом. Воскрешение и само по себе как возвращение > к жизни значительнее исцеления, хотя бы и одержимого неисцелимым > недугом. – Мы переходим к другой стороне проблемы.
> Выше было отмечено, что предательство Иуды знаменует для Иоанна > наступление ночи. Но близость ночи чувствуется и раньше. Страсти > Христовы становятся понятны на фоне резкого противоположения > Христа Спасителя и мира, которое раскрывается в главах 7-12. Господь > воскрешает Лазаря при свете дня. Но после покушения иудеев, > не принявших учения о Церкви (гл. 10), Иисус Христос возвращается > на то место, где прежде крестил Иоанн (10:40-42). Народ вспоминает > и принимает свидетельство Иоанна, давно уже уступившего > место Жениху, и повествование, таким образом, возвращается > к исходной точке. Круг замыкается. С воскрешением Лазаря в гл. 11 > начинается новое. Воскрешение Лазаря – еще не ночь, но предварение > ночи. Если в страстях Христовых, как это ясно указывает Иоанн > (ср. 12:23-33; 13:31-32; 16:1 и слл.), совершается прославление > Господа – прославление в уничижении и смерти, - то и Марфе у гроба > Лазаря Христос предвещает явление славы Божией (11:40, ср. ст. 4).
> Больше того, когда Мария поспешала на зов Учителя (11:28-29), > пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. > И в радостный день Воскресения другая «Мария стояла у гроба > и плакала» (20:11). Женщины у гроба Лазаря и женщины у гроба > Распятого. Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную > пещеру Учителя (11:38 и слл., ср. 19:41 – 20:1). И когда Господь > воззвал Лазаря, то «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам > погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком» (11:44). > В гробе Учителя Петр тоже увидел «пелены лежащие и плат, который был > на главе Его» (20:6-7). Русскому слову «плат» соответствует > греческое слово «σουδαριον». В повествовании о воскрешении Лазаря > оно же переведено словом «платок». Указанный параллелизм заслуживает > самого серьезного внимания. Воскрешение Лазаря совершается > в преддверии страстей, а происходящее у гроба Лазаря невольно > напоминает христианскому читателю Евангелия отдельные подробности > Воскресения Христова. Это совпадение не может быть случайным.
> Воскресение Господа Иисуса Христа предполагает Его смерть. Смерть > преодолевается в воскресении. <.....> «Кресту Твоему поклоняемся, > Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» – тропарь Кресту > свидетельствует о неразрывной связи Креста и Воскресения в сознании > Православной Церкви. Эта связь утверждается на Евангелии.
> Научая своих апостолов тайне страдающего Мессии, Господь > предупреждал их не только о Своих страстях: отвержении миром, > поругании и смерти, но и о воскресении в третий день (Мк.8:31; 9:31; > 10:32-34 и паралл.). После первого предсказания на переломе > Евангельской истории Господь явился ближайшим ученикам в славе > Преображения. И Лука свидетельствует, что предстоявшие Ему Моисей > и Илия «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить > в Иерусалим» (9:21). А первые два синоптика сохранили память о том, > что, спускаясь с горы, Господь повелел ученикам о видении никому > не рассказывать, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» > (Мф.17:9, Мк.9:9). На последней вечере (Мф.26:32, Мк.14:28) > напоминание о воскресении следует за страшным предупреждением > словами пророка Захарии: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада». > Приобщение учеников к крестной смерти Спасителя совершается > в таинстве Евхаристии, но таинство Евхаристии есть и предвкушение > новой трапезы в царстве Отца Небесного (Мф.26:29, Мк.14:25). И образ > грядущего прославления стоит пред духовным взором Страдальца. – > На суде у первосвященника в минуту предельного поругания > и уничижения Господь предсказывает Своим судьям, что они узрят > «Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках > небесных» (Мф.26:64, Мк.14:62). Еще одна замечательная > подробность. – Все Евангелисты связывают отречение Петра с пением > петуха (Мф.26:34,74,75, Мк.16:30,68,72, Лк.22:34,60-62, Ин.13:38, > 18:26). По свидетельству Марка (14:72), третье отречение было перед > вторыми петухами. С Петром отпадает от Господа последний. Пение > петуха есть печать отпадения. Обычное обозначение времени по пению > петуха имеет тут и несомненно символическое значение./**/ Призывая > учеников Своих к бодрствованию, Господь напоминает им, что они > не могут знать, «когда придет хозяин дома, вечером, в полночь, или > в пение петухов, или поутру» (Мк.13,35). Αλεκτοροφονια – пение > петухов – еще не утро, но уже не полночь. Утро близко. Это – чаяние > света во тьме: свет и тьма вместе. Для древних христиан петух был > символом воскресения. В глубине средневековья появляются на Западе > первые изображения петуха на шпилях церквей.{} Петух утверждается > на кресте, смерть и воскресение соединяются в одном символе.
> Тесная связь Креста и Воскресения вытекает с еще большей ясностью > из Евангелия от Иоанна. Мы уже отмечали, что вторая часть Евангелия > символически изображается как ночь (13:30)... Она начинается > с омовения ног, тоже имеющего значение символического акта. > В омовении ног Господь образно научает любви, о которой затем > пространно говорит в прощальной беседе и взывает к Отцу > в Первосвященнической молитве; символ и его раскрытие. > Первосвященническая молитва есть молитва Первосвященника и жертвы, > Приносящего и Приносимого: она предваряет страсти. И прощальная > беседа потому прощальная, что предполагает разлуку, и ее задача > объяснить ученикам значение момента: приближается соблазн Креста. > Всё связано в одну сплошную цепь. То, что относится к омовению ног, > относится ко всей цепи. «Во время вечери, когда диавол уже вложил > в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, • Иисус, зная, > что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу > отходит, • встал с вечери...» (13:2-4). Далее следует рассказ > об омовении ног. Но эти немногие слова, которыми он вводится, имеют > и большое значение: в них указана сущность наступающей ночи, как > ее понимал Иоанн. – Достигает своего предела восстание мира > (ср. еще 13:1). Иисус отходит к Отцу. Но, так как «Отец всё отдал > в руки Его», то восхождение Сына к Отцу предполагает и возведение > Сыном к Отцу уверовавших в Сына и возлюбивших Его. С трех сторон > раскрывается для Иоанна надвигающаяся ночь: восстание мира > на Христа, восхождение Его к Отцу и возведение к Отцу учеников. > Существенно для понимания внутренней связи страстей и Воскресения, > что у Иоанна ночь не кончается и с Воскресением. В отличие > от синоптиков (ср. Мф.28:1, Мк.16:2), Мария Магдалина приходит > ко гробу «еще сущей тьме» (20:1): σκοτιας ετι ουσης. Термин σκοτια - > один из характерных Иоанновских терминов. Он употребляется > и в переносном смысле для обозначения тьмы грешного мира, > противостоящей свету (напр. 1:4-5). Символическое указание 20:1 > не подлежит сомнению. Оно имеет своим дополнением слова Воскресшего > Марии Магдалине (ст. 17): «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел > к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему > и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». Если в четвертом > Евангелии ночь изображает не только восстание мира на Христа, > но и Его восхождение к Отцу, то для нас сейчас уже ясно, что > в символике Иоанна ночь не ограничивается соблазном Креста. > Она обнимает и Воскресение. Отсюда следуют и дальнейшие выводы. > Мы видели, что, по учению Иоанна, в Страстях Христовых совершается > явление Славы Божией, Славы Отца и Сына. Эта формула допускает > теперь уточнение. Связь Креста и Воскресения – у Иоанна особенно > тесная – показывает, что прославление Божие совершается и по учению > четвертого Евангелия не только через Страсти, но и чрез Воскресение > Христово, в таинственном единстве Страстей и Воскресения.
> Сделанный нами экскурс в область Новозаветного учения о Воскресении > позволяет нам продолжить прерванное сопоставление Евангельских > повествований о воскрешении Лазаря и Воскресении Христовом несколько > дальше.
> По учению, раскрываемому в Евангелии от Иоанна, Воскресение > Иисуса Христа – вместе с Его Страстями – есть восхождение Его > к Отцу. По свидетельству апостола Петра, Иисус Христос воскрес > потому, что смерти «невозможно было удержать Его» (Деян.2:25). > С другой стороны, апостол Петр в той же речи (Деян.2:25,32) > и апостол Павел в своих посланиях и в проповедях, сохраненных > в книге Деяний (1Кор.6:14; 15:15, Филипп.2:9, Деян.13:30 и др.), > говорят, что Распятого Господа воскресил Отец. Эти параллельные > свидетельства раскрывают Иоанновскую формулу и являют в Воскресении > Христовом единение Отца и Сына. Воскрешение Лазаря животворящею > силою Христовою тоже свидетельствует о единении Иисуса Христа > и Отца. О нём говорит и исповедание Марфы (11:27) и молитва > Спасителя у гроба усопшего друга (11:41,42).
> Мало того, предваряя Воскресение Христово, воскрешение Лазаря > является и ближайшею причиною Страстей, свидетельствуя таким образом > о неразрывной связи Страстей и Воскресения. Единство страстей > и Воскресения предвосхищается в воскрешении Лазаря и явлением > славы Божией.
> На фоне богословской аналогии фактические совпадения получают > особую значительность. Но это – одна сторона. Несомненному > параллелизму противостоит существеннейшее различие. – Воскрешение > Лазаря есть возвращение умершего к жизни временной здесь, на земле. > Первосвященники замышляют убийство воскрешенного Лазаря (12:10). > Воскресение Христово есть божественная победа над смертью. > Эта двойственность отношения – очевидный параллелизм и столь же > очевидная несоизмеримость – может быть понимаема как отношение > прообраза и того, что им прообразуется. Прообразуемое > есть исполнение прообраза, и в славе исполнения меркнет прообраз. > В каком смысле Воскресение Христово может быть понимаемо > как исполнение прообраза, воскрешения Лазаря? Если воскрешение > Лазаря делом +закрепляет+ учение об Иисусе Христе как Начале жизни, > заключающее и обетование грядущего Воскресения, - то Воскресение > Христово, как исполнение прообраза, +есть+ начало > нашего воскресения. Мы видели, что, по учению Иоанна, в единстве > Страстей и Воскресения мыслится не только восхождение Иисуса Христа > к Отцу, но и возведение к Отцу учеников.
> Воскрешение Лазаря влечет за собой восстание мира на Христа. > Мир находится под властью Диавола, князя мира, который был лжец > и «человекоубийца от начала» (8:44). Восстание мира на Христа > вследствие воскрешения Лазаря есть восстание лжи и смерти на Истину > и Жизнь. Символический смысл воскрешения Лазаря делает восстание > неизбежным и объясняет то значение, которое приписывает этому чуду > Иоанн. Молчание синоптиков утрачивает свою остроту. Благовестие > Христово они открывали с других сторон.
> Священное Предание Православной Церкви сохранило символическое > значение воскрешения Лазаря. Церковное празднование Входа Господня > во Иерусалим отвечает хронологическим указателям четвертого > Евангелия (12:1,12). И потому заслуживает особого внимания, > что отнесением памяти праведного Лазаря к Субботе Ваий иоанновская > хронология явно нарушается. (ср. еще Ин.11:54 и слл.). > Это нарушение, сближая – и по времени – воскрешение Лазаря > и Торжественный Вход, подчеркивает внутреннюю связь обоих событий, > из которых второе почитается Церковью как Предпразднество > Воскресения Христова. Вайи – пальмовые ветви – образ Воскресения. > Воскресение Христово сделало возможным наше воскресение. Но и больше > того. – В богослужебных песнопениях, посвященных воскрешению > праведного Лазаря, Церковь повторно останавливает внимание верующих > на тесной внутренней связи между воскрешением Лазаря и Воскресением > Христовым (ср., напр., Пяток Ваий, Великое Повечерие, канон, песнь > 9, Суббота Ваий, Утро, канон, песни 1 и 9) и воспевает в тропаре: > «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл > еси Лазаря». Только через Страсти Христовы: смерть, побеждаемую > жизнью, стало возможно общее воскресение, но тайна воскресения – > во всей ее неизреченности – еще до Страстей была явлена людям > в воскрешении четверодневного Лазаря.
------------------------------------------------------------ > ** Символическое значение этой детали у синоптиков выступает > яснее, чем у Иоанна. У Иоанна отпадению Петра > противополагается верность возлюбленного ученика > (ср. Ин.18:15-17, 19:26), и нет противопоставления > света воскресения тьме страстей (см. ниже).
[ С. Безобразов (буд. еп. Кассиан). «Путь», № 16, 1929 http://pretre-philippe.livejournal.com/15316.html?mode=reply; www.russned.ru/hristianstvo/voskreshenie-lazarya-i-voskresenie-hristovo. Ж-л "Путь" в ПДФ: http://vadiml.livejournal.com/2608.html ]
+ + + еп. Кассиан (Безобразов): Значение воскрешения Лазаря (из кн. "Толкование на Евангелие от Иоанна") www.messia.ru/rasylka/007/1809.htm#0 (+ссылки!) + + + Романо Гвардини: воскрешения, совершённые Иисусом: человеколюбие Божие www.messia.ru/rasylka/009/2399.htm#0 (+ссылки)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100327/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=3&day=27
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- "... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством, должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно, с благоговением и страхом. Ведь Бог наш - огонь пожирающий. ... Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!" (Евр.12:28-29;13:8 - из апост. чтения субботы) * * * "Много замыслов в человеческом сердце, * но исполнится то, что решил Господь". (Пр.19:21) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2544.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|