=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

> <>  тема  замысла  Божия  есть основная тема  всего  Ветхого Завета,

> и  священная  история  есть  его осуществление. Слово Божие приносит

> откровение   о  нём.     Это    не  значит,  что    т. обр.  человек

> хоть  сколько-нибудь  овладевает тайнами Божиими, но Господь в любви

> Своей  мало-помалу  дает  человеку  знание  их, освещая одновременно

> смысл его существования.

 

>               +Новый Завет+

 

> Н.З.   целиком   включается  в тот же  план;   но он только уточняет

> самую главную и конечную цель замысла Божия, ибо в пришествии Иисуса

> этот  замысел  проявляется  во  всей  своей полноте и завершение его

> актуализируется в исторической форме.

 

>       I. ИИСУС В ЗАМЫСЛЕ БОЖИЕМ

 

> Иисус   видит   Сам   Себя   в   центре   замысла   Божия,  в  конце

> подготовительного периода, в полноте времен. Это сознание выражается

> у него в ряде  различных высказываний:   о том, что Он  послан Отцом

> (Мф 15.24; Ин 6.57; 10.36); о том, что Он пришел в сей мир (Мф 5.17;

> Мк 10.45; Ин 9.39) во исполнение  воли  Отца (Ин 4.34; 5.30;  6.38),

> во  исполнение   Писаний  (Лк  22.37;  24.7,26,44; Ин 13.18; 17.12);

> о  том,  что  Ему надлежит пострадать (Мк 8.31 п; Лк 17.25; Ин 3.14;

> 12.34)  и  о  том,  что пришел Его час (Ин 12.23). Этими выражениями

> определяется   критическая   ситуация,   в  соответствии  с  которой

> неизменно  действует  Иисус.    Возвещая  Благую   Весть   о Царстве

> (Мф  4.17,23  п), исцеляя больных, изгоняя бесов, Он этим знаменует,

> что  Он  есть  Тот,  Который  должен  прийти  (Мф  11.3  слл), и что

> наступило  царство Божие (12.28). Итак, замысел Божий достиг <в Нём>

> решительного   поворотного   пункта.   В  Нём  исполняются  Писания,

> предвещавшие     завершение замысла   Божия. Они    проливают   свет

> на  значение  земной  судьбы  Иисуса:  через  крест  к славе. В свою

> очередь,  Его  земная  судьба  проливает свет на Писания, показывая,

> как пророческие прорицания воплотились в действительность.

 

> 1.  К  этому  откровению  в  действии Иисус присоединил +более ясные

> словесные  указания+.  Своими  притчами,  где  открыты тайны Царства

> Божия  (Мф  13.11  п),  Он  показывает, каким парадоксальным образом

> замысел  о спасении достигнет своего   завершения.    Здесь в центре

> всего  -  Его  смерть  (21.38  сл),  дабы  "камень, который отвергли

> строители,  тот  самый  сделался  главою угла" (21.42 п). Вследствие

> этого  виноградник  Царства  отнимется  у Израиля и будет дан другим

> виноградарям   (21.43).   Эсхатологический   брачный   пир,  которым

> пренебрегли  приглашенные  сыны  Израилевы,    будет  открыт  бедным

> и  грешным  приходящим извне (22.1-11 п). Установление царства Божия

> на земле не будет внезапным преобразованием мира.

 

> Слово,   посеянное  Иисусом,   долго  будет   прорастать  в сердцах,

> как  зерно в  бороздах  пашни.     Наряду  с обильными плодами будут

> и  неудачи  (13.1-9;  18.23  п).  Но,  несмотря  ни  на что, Царство

> распространится  в  конечном итоге на весь мир, как дерево рождается

> от  скромного  зерна  (13.31  сл  п);   оно   преобразит  мир,   как

> это  совершает  закваска  в  тесте  (13.33 п). Для этого понадобится

> много    времени.    И   Иисус   различает   в   будущем   несколько

> последовательных  планов:  план  Своих близких Страстей, за которыми

> последует  Воскресение  на третий день, план Своего славного Второго

> Пришествия  в  образе  Сына  Человеческого (24.30 сл). Точно так же,

> когда  Он  имеет в виду установление Царства, Он различает время его

> основания  и время его завершения (Мф 13.24-30; 47 слл п). Он вводит

> т. обр.   в пророческую    эсхатологию  перспективу времени, которая

> до  тех  пор  не  замечалась  даже  в  проповеди  Иоанна Крестителя.

> Определяется новый этап   замысла  Божия  -    между полнотой времен

> и  скончанием   века (Мф 28.20). В предвидении   этого  этапа  Иисус

> дает  Царству  преходящую  форму  некоего  видимого учреждения, т.е.

> создает Свою Церковь (см. Мф 16.18).

 

>       II. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЗАМЫСЛА СПАСЕНИЯ

 

> Первохристианская  община  верно сохранила все эти уроки. Евангелие,

> провозглашаемое  ею   пред  лицом мира,  есть не только Благая Весть

> о Царстве,    но  и Весть о спасении в Иисусе, Мессии и Сыне Божием,

> о  спасении, доступном отныне всем людям, которые уверуют во Имя Его

> (Деян  2.36-39;  4-10  слл; 10.36; 13.23). Открывая т.обр. последнюю

> тайну замысла  Божия,   апостольская  Церковь   в своей   проповеди,

> обращенной   к   иудеям,   считает  необходимым  устранить  соблазн,

> вызванный  крестной  смертью  Иисуса:  как  понять, что Бог допустил

> предание  на  смерть  Своего  Мессии? Однако эта смерть была как раз

> целью   "определенного  совета  и  предведения  Божия"  (Деян  2.23;

> 4.28...), по многократным свидетельствам Св. Писания. Дело не только

> в  апологетике: христианские размышления о парадоксе крестной смерти

> проникают  в  самую  глубину  замысла  Божия. "Христос умер за грехи

> наши,  по  писанию"  (1Кор 15.3). Св. Писание не случайно изображало

> многоразлично  лик  страждущего  Праведника  - оно знаменовало этим,

> каким обр. Сын Человеческий совершит дело искупления.

 

>       III. БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ ПАВЛА О ЗАМЫСЛЕ БОЖИЕМ

 

> 1.  +Общая   картина.+  -   По  существу,    всё   богословие  Павла

> есть  возвещение  замысла  Божия  в его целом (Деян 20.27). Тема эта

> лежит   в  основе  всех  его  Посланий,    ибо  Павел   воспринимает

> и  систематизирует  идеи  первохристианской  общины - прежде всего -

> идею парадокса крестной смерти (1Кор 1.17-25; 2.1-5). В двух случаях

> тема   эта  выходит  на  первый план  его  мысли.  Во-первых,  Павел

> дает  краткую  синтетическую картину замысла Божия,   завершающегося

> в  Иисусе  Христе  и  Его Церкви. Для тех, кого Бог любит, план этот

> осуществляется  по  строго последовательным этапам: предопределение,

> призвание, оправдание, прославление (Рим 8.28 слл). Эта схема широко

> развивается  в  гимне, которым открывается Еф. (1.3-14). Там замысел

> Божий  <...>  отождествляется  с  тайной  <...>,  которую  полностью

> осветил Христос и служителем которой сделался Павел (3.1-12).

 

> 2.  +Судьба  Израиля.+ - В рамках этой общей картины Павел различает

> особый  пункт, где замысел Божий проявляется особенно парадоксально:

> судьбу  Израиля  в домостроительстве искупления. Уже одно то кажется

> странным,  что для спасения всех людей отводится особое место одному

> народу,  которому  даются  исключительные привилегии (Рим 9.4 сл) и,

> видимо,  ему  одному открывается путь искупления. Но что же сказать,

> когда  народ  этот  не  только  отвергает  Иисуса,  но и оказывается

> жестоковыйным перед проповедью Благой Вести? Нет ли в этом соблазна?

> Не  отверг  ли  Бог Израиля (Рим 11.1), хотя "дары и призвание Божие

> непреложны" (11.29)? Нет, ибо сама эта жестоковыйность, предвиденная

> Св. Писанием (9.23...; 10.19-11.10), тоже входит в замысел спасения:

> всех  <Бог  "сделал пленниками непокорности">, чтобы всех помиловать

> (11.30 слл). Он восхотел временно отделить бесплодные ветви маслины,

> чтобы   привить   "дикую  маслину",  т.е.  язычников,  на  их  место

> (11.16-24).  Т. обр., привилегия Израиля в замысле Божием о спасении

> является в своем  настоящем свете.   Через Израиля  Бог  восстановил

> Свои  отношения  с  человечеством  и  через грех Израиля, в конечном

> счете,  Он  осуществил  это спасение. Ныне миновало время отделения.

> Бог  хочет восстановить единство  людей  во Христе,  примиряя Иудеев

> и  язычников  в  единой  Церкви  (Еф  2.14-22). На это окончательное

> решение  ответил  лишь  Остаток Израиля (Рим 11.1-6), но и остальная

> масса  народа ответит в свою очередь, когда в Церковь "войдет полное

> число  язычников"  (11.25 слл). Итак, история Церкви так же не может

> выйти  за  пределы,  предначертанные  замысла  Божия,  как  это было

> некогда   с   историей   Израиля:   в   ней  раскрывается  последнее

> волеизъявление этого замысла.

 

>       IV. ГРЯДУЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАМЫСЛА БОЖИЯ

 

> Изображение   замысла   Божия  в В.З.  завершалось  эсхатологически:

> свящ.  тексты  заранее намечали его конец. В Н.З. осознано, что этот

> конец  теперь достигнут, провозглашен и уже присутствует во времени.

> Однако  он еще не завершен окончательно. Время Церкви есть последний

> этап  этого  замысла  Божия,  но  оно тоже идет к своему завершению.

> Значит,  есть еще место для христианской эсхатологии, которая в свою

> очередь  возвещает  конец  всех  вещей и в этой перспективе понимает

> историю,  подготовляющую  его.  К  этой  теме относится ряд текстов:

> синоптический  Апокалипсис  (Мф  13 п),    краткие   указания  Павла

> (1Фес  4.13-17; 2Фес 2.1-12; 1Кор 15.20-28) и всё Откровение Иоанна;

> истолковывая  свидетельство   ветхозаветных  Писаний в свете  Христа

> и  опыта  Церкви,  оно  решительно обращается к будущему, бесстрашно

> взирая   на   события,    которые   должны  привести  замысел  Божий

> к   завершению.   Прельщения  Антихриста,  гонения,  предначертанные

> исторические  бедствия  -   предвестники  Страшного Суда -  все  они

> не случайны.   Бог  предвидит  их   и  через них  прокладывает  путь

> ко  спасению  в  мире сем, до того Дня, когда будет полно число всех

> Его  избранников  (Откр 7.1-8). Тогда Сын сможет наконец предать всё

> Своему Отцу (1Кор 15.24), дабы Бог был "всё во всех" (15.28).

                [  Andre-Alphonse Viard, Pierre Grelot.

                   из статьи ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ,

                   из книги СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

                   www.messia.ru/r2/1/278.htm ]

 

 

 

 + + + свящ. Александр Мень: эсхатология

        www.messia.ru/rasylka/004/994.htm#0

           (= www.messia.ru/r2/1/337.htm#0)

 + + + он же: 'начало мук рождения'

        www.messia.ru/rasylka/005/1070.htm#0 (+ссылки)

 + + + В.Н.Кузнецова: малый апокалипсис. "Знаки" Конца (в Лк)

                         www.messia.ru/rasylka/006/1420.htm#0

 + + + она же: ученикам Мессии предстоят страдания...

        www.messia.ru/rasylka/005/1357.htm#0 (+ссылки)

 + + + она же. РЕЧЬ НА МАСЛИЧНОЙ ГОРЕ. ПРОРОЧЕСТВО О КОНЦЕ (в Мк)

                  www.messia.ru/bibliotk/k/kuzn/mrcom/g.htm#13137

 + + + свящ. Сергей Булгаков. эсхатология

        1. www.messia.ru/rasylka/006/1697.htm#0 (+ссылки!)

        2. www.messia.ru/rasylka/007/1763.htm#0 (+ссылки!)

 + + + он же. ЭСХАТОЛОГИЯ  В ЕВАНГЕЛИЯХ И В ОТКРОВЕНИИ

        www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/gakov_s_011.html

 + + + СББ: ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ

        1. www.messia.ru/rasylka/005/1343.htm#0

        2. www.messia.ru/rasylka/006/1690.htm#0

 + + + Яков Кротов: посмотри вверх! что значит "погубить свою душу"?

                                www.messia.ru/rasylka/005/1343.htm#0

 + + + он же. БОГ СУДЬЯ

        www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/3a_zakon.htm

 + + + ...не останется камня на камне...

        (епп. Михаил (Грибановский), Феофан (Говоров))

         www.messia.ru/rasylka/006/1711.htm#0 (+ссылки)

 + + + прп. Макарий Египетский: "терпением вашим спасайте души ваши"

                      www.messia.ru/rasylka/008/2129.htm#0 (+ссылки)

 + + + архим. Иов (Геча): "Се Жених грядет в полунощи".

        Эсхатологический характер богослужений первых трех дней

         Страстной седмицы www.kiev-orthodox.org/site/worship/1173/

 + + + Х. Яннарас. Эсхатология: конец времени или свобода от времени?

                     www.krotov.info/library/28_ya/yan/aras_07.htm#22

 + + + свящ. Георгий Флоровский. О ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЯХ

        www.krotov.info/library/f/florov/o_posled.html

 + + + ЭСХАТОЛОГИЯ в темат. указателе Б.Я.К.

        www.krotov.info/spravki/temy/ae/aeshatol.html

 + + + Пророческая беседа на горе Елеонской...

        www.bible-center.ru/note/20100329/orth

 

+ к литургическим чтениям вторника и среды Страстной седмицы

                        www.messia.ru/rasylka/009/2402.htm#0

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*С любовью, братия, примем Жениха,

 приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой верою,

 чтобы нам, как разумным Господним девам,

 быть готовыми войти с Ним на брачные торжества,

 ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.*

*Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,

 священники и книжники коварно по зависти собрав,

 подвигли Иуду на предательство;

 потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным людям:

 "Что вы мне", - он сказал, - "дадите,

  и я вам предам Его в руки ваши?"

  От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!*

*О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись,

 над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя и взывая:

 "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*

*Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная?

 Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном?

 Что занимаешься бесследно утекающим?

 Последний час отныне наступил,

 и предстоит нам со всем здешним разлучиться.

 Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:

 "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой,

 не сруби меня как бесплодную смоковницу,

 но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую:

 Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*

*"Бодрствуйте", - сказал Ты, Благой, ученикам, -

 "ибо не знаете, в который час придет Господь - / воздать каждому!"

  При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,

  сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,

  презрев множество моих согрешений.*

*Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,

 но одежды не имею, чтобы войти в него.

 Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.*

*В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?

 Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, -

 одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,

 и, связанный, изгнан буду Ангелами.

 Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.*

*От душевного нерадения задремав,

 не приобрел я, Жених мой, Христе,

 светильника, горящего добродетелями,

 и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая.

 Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,

 но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,

 и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,

 где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:

 "Господи, слава Тебе!"*

*Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,

 не скрывай слова Божия,

 возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар,

 войти тебе в радость Господа Твоего.*

*Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки,

 ибо Он подает рабам Своим богатство;

 и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:

 один мудрость да употребляет на добрые дела,

 а другой служение просвещения да совершает.

 Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного,

 и да раздает богатство бедным иной:

 ведь так мы взаймы нам данное преумножим,

 и как верные распорядители благодати

 радости со своим Владыкой удостоимся.

 Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*

*Жених, цветущий красотою более всех людей,

 призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего!

 Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки

 участием в Твоих страданиях

 и, славы одеянием украсив,

 красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви

 в Твоем Царстве, как Милосердный!*

*Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.

 Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе,

 раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,

 чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,

 и услышать блаженный глас:

 "Войди, раб, в радость Господа Твоего!"

 Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,

 по великой Твоей милости.*

                        (Из богослужения Великого Вторника,

                         перевод: иером. Амвросий (Тимрот))

                                * * *

*Блудница приступила к Тебе,

 мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,

 и от смрада зол избавляется повелением Твоим!

 Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,

 ее отвергает и нечистотою покрывается,

 по сребролюбию продавая Тебя.

 Слава, Христе, милосердию Твоему!*

*Больше чем блудница беззаконий совершив,

 слез потоков я Тебе вовсе не принес;

 но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,

 с любовью целуя пречистые ноги Твои,

 дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,

 взывающему Тебе, Спаситель:

 "От дел моих нечистых меня избавь!"*

*Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась,

 возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные,

 в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,

 которому блудники и распутные подвергнутся.

 Я являюсь первым из их числа,

 и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.

 Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла,

 взывая ко Искупителю:

 "Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"*

*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,

 лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,

 ради которого был отпущен долг грехов,

 торгуя боголюбезной благодатью.

 Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*

*Приступила женщина смрадная и оскверненная,

 слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая:

 "Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу!

  Меня, умершую, из бездны подними,

  воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба.

  Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"*

        (Из богослужения Великой Среды,

         перевод: иером. Амвросий (Тимрот))

                                * * *

*Вследствие молитвы сыскиваются причины любить нам Бога.*

                                                       (прп. Исаак С.)

             *********************************************

 

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2546.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU йЮРЮКНЦ уПХЯРХЮМЯЙХУ пЕЯСПЯНБ «яБЕРХКЭМХЙ»