=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

Этот выпуск посвящен темам 1 и 2 глав Евангелия от Иоанна

( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#1:1 ).

 

(Произвести сколь-нибудь завершенный, полный разбора Евангелия

 не позволяет формат рассылки. Цель этого цикла состоит только

 в том, чтобы приоткрыть читателям некоторые новые грани понимания

 библейского текста.)

 

 

 

> Различие  тона,    так  заметное  между Апоколипсисом  и  Евангелием

> от  Иоанна,  объясняется  не только тем, что между составлением этих

> двух  трудов прошла, по всей вероятности, почти целая жизнь. Главная

> причина  в  том,  что  с одной стороны  мы имеем   Благовествование,

> цель  которого  —  утешить  гонимых  среди  их  скорбей, с другой же

> стороны — своего рода руководство для сколь возможно более глубокого

> и полного усвоения всего Евангелия. <... Ев. от Иоанна> — катехизис,

> обращающийся  к христианам,  о которых предполагается, что они,  как

> и  сказано  в  прологе,    уже   получили всё   и "приняли благодать

> на  благодать",{Ин.1.16}  т. е. и Слово, и таинства нового творения.

> Их  он и призывает сосредоточиться на этих дарах и продумать всё то,

> что они знают о Христе.

 

> Если  первая  глава  Апокалипсиса  показывала  нам Христа в качестве

> "Сына  человеческого",    открывшегося  таковым при Его воскресении,

> то  первая  глава Евангелия отмечает   в Нём, с самого Его появления

> в  мире, и Слово живое, обращенное к Израилю, и Шекину — светоносное

> и животворящее Присутствие,   которое сначала  "приблизилось" к нам,

> а     отныне    будет   "обитать"  с нами,       прежде чем  обитать

> в  нас.{Ин.1.14  ...}  Далее  следуют  подтверждающие эту реальность

> Иисуса   "свидетельства" (Иоанна  Крестителя   и   первых учеников),

> затем   "знамения"   (т.е.   свидетельства   данные   Самим  Богом):

> превращение  воды   в  вино на брачном  пиру  в Кане — символ крови,

> в  дальнейшем  пролитой  Христом  для  того, чтобы соединить с Собой

> Церковь,  очищение Храма — символ воскресения ("Разрушьте храм этот,

> и   Я    в три дня  воздвигну  его...   Он  говорил   о храме   тела

> Своего"{Ин. гл. 2}).

                        [ Л.Буйе. О Библии и Евангелии

                          из гл. "Апостол Иоанн: свет и жизнь в Слове"

                          www.messia.ru/r2/2/192.htm#0 ]

 

                                * * *

 

> <...>    и      на основании     филологического     прямого  смысла

> <термина  «Логос»>,    и на основании всего учения  евангелия Иоанна

> о  Лице  Господа  Иисуса  Христа,  это значение — «Слово» — является

> единственно  приемлемым  в  настоящем    случае.    Но  понимая  так

> это    наименование    в  приложении  ко  Христу,    нужно  помнить,

> что  евангелист,  конечно,  назвал  Христа  «Словом»  не  в  простом

> (грамматическом)   значении   этого   термина,    понимал    «Слово»

> не   как   простое  сочетание  звуков  голоса,  а  в  смысле  высшем

> (логическом),  как  выражение внутреннейшего существа Божия. Подобно

> тому, как в слове Самого Христа открывалась Его внутренняя сущность,

> так  и  в Вечном Слове-Логосе всегда открывалось внутреннее существо

> Божества.  Бог  есть  дух,  а  где дух, там и слово — следовательно,

> «Слово»  было  всегда  с  Богом.  Существование  Логоса  само в себе

> «отнюдь  не  обусловлено тем, что Он есть Откровение Бога Отца миру,

> т.  е.  отнюдь  не  обусловлено  бытием мира, — наоборот, бытие мира

> находится  в  зависимости  от  того,  что  Логос становится для мира

> откровением Бога  Отца,   —  но  необходимо   должно   быть  мыслимо

> как данное в самом бытии Бога отца» (Знаменский, с. 9).

 

> Отцы  Церкви  большею  частью объясняли значение наименования Христа

> «Словом»   при   помощи   сравнения   Христа   —  Слова  с  «словом»

> человеческим.   Они   говорили,  что как мысль и слово различны друг

> от  друга,  так  и  «Слово»  —  Христос был всегда отдельным от Отца

> Лицом.  Затем  они указывали, что слово рождается мыслью и рождается

> притом    не  чрез    отсечение  или  истечение, а так,   что  мысль

> или   ум остается в своем собственном  составе:   так и Христос есть

> Сын  Божий,  от  рождения  Которого  в  существе  Отца  не произошло

> никакого  изменения.   Далее   отцы   Церкви,  принимая во внимание,

> что слово, будучи различно от мысли по образу бытия, остается всегда

> единым  с  мыслью по содержанию или сущности бытия, выводили отсюда,

> что  Сын  един  по существу  с Богом Отцом и   в силу этого единства

> по существу ни на одну минуту не разлучается от Отца.

 

> Таким  образом,     рассматривая  термин  «Слово»    как обозначение

> Сына Божия, отцы Церкви находили в этом термине указание на вечность

> Сына  Божия, на Его личность и на единосущие с Отцом, а также на Его

> бесстрастное  рождение от Отца. Но кроме того, имея в виду, что этот

> термин   может   означать   и   слово  произнесенное,  а  не  только

> существующее  в мысли (внутреннее), отцы Церкви понимали этот термин

> в  приложении  ко Христу и как обозначение  того,   что Сын   являет

> миру  Отца, что Он есть откровение Отца миру. Первое понимание может

> быть названо метафизическим, а второе — историческим.

 

<...>

 

> <...>   в   высшей   степени   ясное  указание  самого  евангелиста,

> находящееся  в 14-м стихе  пролога: «И Слово стало плотью». То,  что

> в известное время приняло плоть,  очевидно должно было  существовать

> и   ранее этого  времени,  без плоти.   Ясно,  что евангелист  верил

> в  предсуществование Христа как Сына Божия, как Вечного Слова Божия.

> <...>  В  речах  Господа,  какие  приводит  Иоанн,  везде  выступает

> уверенность в вечном существовании Христа, в Его единосущности Отцу.

> Но  ведь  именно  эти же идеи входят и в содержание рассматриваемого

> понятия «Слова» или Логоса. <....>

 

> Заметить  нужно  еще,  что  когда мы настаиваем на том, что у Иоанна

> термин  Логос означает «Слово», а не «разум», то мы этим не отрицаем

> того,  что  Слово  вместе  с тем есть и Высший Разум. И человеческое

> слово     не существует   вне отношения к мысли,  выражением которой

> оно служит. Точно также все новозаветные свидетельства о Сыне Божием

> как  Истине  и Источнике всякой истины, не оставляют сомнения в том,

> что Слово Божие есть вместе и абсолютный Разум Божий ().

                [ Из «Толковой Библии» под ред. Лопухина

                  www.bible-center.ru/comments/lopukhin_ru/joh/1 ]

 

 

 

 

К Ин.1:1-28

 + + + свящ. Александр Мень: Воплощение Логоса

        www.messia.ru/rasylka/004/762.htm#0

 + + + Яков Кротов о евангелии от Иоанна

        www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_00_01.htm

 + о Ин.1:18

    www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_18.html

 + о Ин.1:19-28

    www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_19.html

 + + + Папа Иоанн Павел II. Бог, богатый милосердием

        www.krotov.info/acts/20/voityla/19801130.html

 + + + еп. Кассиан Безобразов.

        Толкование на Евангелие от Иоанна

         www.krotov.info/history/01/kern/page05.htm

 + + + прот. Сергий Булгаков о богооткровении, "явлении" Бога

                                                          ???

 + + + Александр Безносов: Бога никто не видел,

        но наша вера призвана являть Его в отпадшем от Него мире

                 www.krotov.info/yakov/dnevnik/1994/hvi01_2.html

 + + + свящ. Яков Кротов: Воплощение Христа как жертва

        www.messia.ru/r2/0/16.htm

         www.messia.ru/rasylka/003/653.htm (+ ссылки о воплощении)

 

+++  Изложение комментария еп. Кассиана к  Ин.1.19-2.22

      (из Толкования на Евангелие от Иоанна)

        www.messia.ru/rasylka/004/766.htm#0

 

к 1:35-51:

 + свящ. Яков Кротов: "вот Агнец Божий..."

    www.messia.ru/rasylka/005/1136.htm#0 (+ссылки!)

 + cвящ. Георгий Чистяков о встрече Нафаниила со Христом

                     www.messia.ru/rasylka/003/372.htm#0

 + о том же - свящ. Яков Кротов

    www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_45.html

     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_19.htm

 

К Ин.2:12–22

 * размышления Я. Кротова об очищении Храма:           **

 *    www.Krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_12.htm     **

  *   www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_13.htm     **

   *  www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_02_15.html  **

   *  www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt21_12-13-kr.txt     **

   * Яков Кротов, еп. Кассиан                           **

   *  www.messia.ru/rasylka/005/1138.htm#0              **

   * Яков Кротов: враги плотские и враги духовные       **

   *  www.messia.ru/rasylka/005/1350.htm#0              **

   * Иоахим Иеремиас:                                   **

   *  Горе священникам, книжникам и фарисеям!           **

   *   www.messia.ru/rasylka/005/1248.htm#0             **

   * Он же: Набожность, разъединяющая с Богом           **

   *  www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0               **

   * Гнев Христа (обзор) www.messia.ru/r2/1/285.htm#0   **

   * свящ. Cергий Желудков:                             **

   *  изгнание торгующих - оправдание насилия?          **

   *      www.messia.ru/rasylka/006/1481.htm#0          **

   * В.Н.Кузнецова:                                     **

   *  Проклятие смоковницы и очищение Храма             **

   *   www.messia.ru/rasylka/004/680.htm#0             **

   *    www.messia.ru/rasylka/004/1001.htm#0          **

 

 

когда тексты из глав 1 и 2 Ин читаются на литургии:

     1:1–17  - Пасха

     1:18-28 - пн Светлой седмицы

     1:35–51 - ср Светл. седм.

     1:43–51 - вс 1 седм. Поста

     2:1-11  - вт 2 седм. по Пасхе

     2:12–22 - пт Светл. седм.

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

Иисус сказал:

"... Бог так полюбил мир, / что отдал Своего единственного Сына,

 чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, / но обрел вечную жизнь.

 Ибо Бог послал Сына в мир не для того, чтоб Он мир осудил,

  но для того, чтобы мир через Него был спасен.

 Тот, кто верит в Него, осужден не будет,

  а кто не верит - уже осужден,

 ибо он не поверил в имя единственного Сына Бога.

 Вот в чём суд состоит:

 в мир пришел свет, / но люди предпочли свету тьму,

 потому что злы их дела.

 Всякий, кто делает зло,

 свет ненавидит и не идет к свету,

 чтобы не стали известны злые его дела.

  А кто по правде живет,

  идет к свету,

  чтобы явными стали дела его,

  во имя Бога свершённые".*  (Ин.3:16-21 - еванг. чтение вторника)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2554.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»