=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

* 19 апреля 2010 г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пасхе

  (посвященное беседе Христа с самарянкой).

  литургические чтения: Деян.11:19-26,29-30; Ин.4:5-42.

 

 

 

 

> Сегодняшнее  евангельское  чтение  представляет собой поразительный,

> исполненный  очень  трогательных подробностей рассказ о том общении,

> которое  имели  с  воплотившимся Христом, с воплотившимся Спасителем

> люди, которым суждено было увидеть Его еще при жизни.

 

> Давайте  попытаемся  сейчас вспомнить это поразительное евангельское

> чтение.

 

> Господь   наш   Иисус   Христос,  уже  совершая  Свое  трудное  дело

> благовестия,     оказывается,    видимо,   среди   очень жаркого дня

> в  отдаленном   районе  Палестины.   В  том  районе, который  иудеи,

> как  правило,  редко  посещали.  Это  Самария. Оказавшись под лучами

> восточного солнца в одиночестве, ибо апостолы отправились приобрести

> для  Него какую-то пищу, исполненный жажды Господь наш Иисус Христос

> расположился у колодца. Славянский текст говорит о том, что Он «тако

> сел», то есть сел просто на землю, устав от зноя этого летнего дня.

 

> Наверное,     те   из  нас,   кто  бывал  в  Святой  Земле,   знает,

> как действительно тяжело переносить этот полуденный жар в Палестине.

> Спаситель  – Богочеловек, и вместе с тем Он просто как человек устал

> и  возжаждал.   И  расположился здесь прямо  под этими лучами солнца

> в ожидании того, что кто-то даст Ему воды.

 

> И  вот  к  колодцу подошла самарянка. Она удивилась уже одному тому,

> что рядом с колодцем расположился иудей по внешнему облику. Но когда

> Он,  имевший не только облик иудея, но и учителя иудеев,  обращается

> к  ней,  к  самарянке,  с  просьбой  дать  Ему воды. Она удивляется.

> Удивляется  этому еще в большей степени, чем, если бы этот иудейский

> Учитель не взглянул на нее.

 

> Ведь самаряне были народом, к которому иудеи относились, может быть,

> даже  хуже,  чем  к  язычникам.  Этот народ образовался за несколько

> веков   до времени,    о котором  повествует Евангелие,  когда иудеи

> стали  вступать  в брак с язычниками. И тем самым как бы извергались

> из  числа   богоизбранного    народа.    Самаряне   – именно потомки

> тех  иудеев,  которые  породнились   с  язычниками.  И которые, хотя

> и  продолжали  почитать    Пятикнижие, Моисеев    Закон,   не  знали

> ни  пророческих  книг,  ни  всей  полноты  ветхозаветного церковного

> предания.   Они казались  страшными  еретиками.  И никакого  общения

> у иудеев с самарянами не было.

 

> И  вот  Христос   обращается   к  такой   самарянке,    и  уже одним

> Своим обращением поражает ее. Он обращается к ней, прося воды. И она

> вместо того,  чтобы дать Ему воду,  высказывает Ему свое  удивление.

> И тогда начинается удивительный разговор.

 

> С  одной стороны,   в этом разговоре Господь начинает прямо говорить

> с незнакомой, казалось бы, Ему женщиной о таких предметах, о которых

> Он  и с апостолами-то не всегда говорил. Он  вдруг начинает говорить

> о  том,  что  если  бы она знала о том, Кто говорит с нею, то она бы

> узнала  в Нём  Того Самого Мессию и Спасителя, Которого ждут и иудеи

> и  самаряне.  Она  бы  поняла  тогда,  что не Он у нее, а она у Него

> должна просить  той самой воды   вечной  жизни, насытившись  которой

> один  раз, уже не испытываешь более жажды. Он говорит с этой простой

> женщиной  об  очень  сложных,   до сих пор не понятых миром истинах.

> И  она   что-то   чувствует,   что-то   слышит.  И вдруг   Спаситель

> резко  меняет  разговор.  Он  говорит  ей,  чтобы она привела к Нему

> своего мужа.

 

> Зачем  Христос говорит на эту тему? Тем более, что ведь Он всё знает

> об  этой  женщине.  Он  говорит  и  вместе с тем испытывает женщину,

> испытывает  неожиданно  и  испытывает  ее  именно  в  том отношении,

> которое доставляет ей наиболее сильную нравственную боль.

 

> Женщина,  у  которой была сложная личная жизнь, вдруг честно говорит

> Спасителю  о  том,  что  у  нее  нет  мужа.  Говорит  она, наверное,

> смутившись,  потому что она сожительствует с человеком, по сути дела

> пребывая в блуде.  И Христос оценивает ее честность.  Он  говорит ей

> о  том, что у нее действительно нет мужа, что у нее было пять мужей,

> и  тот,  с  кем  живет  она,  является  таким  же  условным, то есть

> незаконным  мужем,  какими  были  и пять предшествующих. Нам не дано

> знать   всей,   может быть,   весьма   драматичной   истории   жизни

> этой женщины, но перед нами раскрывается удивительная история.

 

> Богочеловек говорит с простой не очень нравственной  женщиной,   как

> со  своим  любимым чадом. Даже указывая ей на ее грех, Он не укоряет

> ее,   а  просто испытывает,  понимает ли она то,  что жила всю жизнь

> во   грехе.   Выясняется,   что   понимает.   Именно понимание   это

> и  сказывается в том, что она не лукавит, а пораженная тем, что этот

> странный Учитель знает всё о ее жизни, признает в Нём пророка.

 

> Повторяю,  самаряне  не  были знакомы с пророческими книгами Ветхого

> Завета, и представление о пророках у них было самое смутное. И далее

> вновь продолжается этот разговор. Опять эта простая женщина начинает

> задавать  Христу вопросы,    которые   сделали  бы честь    книжнику

> и  фарисею.  Ибо  задаются  они  просто,  искренне, не из стремления

> показать    свое   внешнее    благочестие,   свое  знание    Закона,

> но  с  искренним  желанием  понять,  что  же  за  новое  благовестие

> возвещает этот Учитель.

 

> Это  поразительный разговор между Богом и простой женщиной. Разговор

> о   том,     что,    собственно,    помогает   человечеству  понять,

> как  возвещается слово  Божие, где подобает поклоняться Богу  в духе

> и  истине.   Самарянка   говорит  Спасителю  о  том,  о   чём  знают

> все  самаряне, о том, что Богу можно поклоняться здесь в Самарянской

> земле.  А Спаситель – иудей, как кажется ей, и Он должен поклоняться

> Богу в Иерусалиме. Как смешны,  как  по-человечески  кажутся  нелепы

> для  Христа  все  эти рассуждения, что Богу можно поклоняться именно

> там, или именно здесь, а в другом месте Бога быть не может.

 

> Вот  Он, Бог, пришел в этот мир и объял весь этот мир, а Ему говорят

> об  этих  нелепых  человеческих представлениях о том, что Богу можно

> поклоняться  там  или  здесь. И  Христос говорит   самарянке  о том,

> что  наступает время,    когда  Богу можно будет  поклоняться в духе

> и истине,  и это будет происходить всюду,   будет происходить везде.

> Но  пока  говорит  Спаситель главная  истина  о Мессии,  о Спасителе

> еще  сохраняется  у иудеев. Сохраняется не потому, что только иудеям

> суждено  спастись,  но  потому  что  пока  еще  не  исполнилась мера

> долготерпения  Господа,  пока полнота Его откровения не вырисовалась

> для  иудеев.  И не произошло этого главного  для них испытания: быть

> с  Богом или против Бога. И поэтому проповедует прежде всего иудеям,

> прежде всего  в Иерусалиме и в то же время обращает  Свою  проповедь

> ко всем людям.

 

> Конечно,  Спаситель  знает уже тогда, что этот маленький самарянский

> город  станет  местом,  где  Он встретит такую глубокую веру в Него,

> какой  Он не встретит в родной Ему Иудее. Нигде в Евангелии так ярко

> не  говорится о том, что почти всё население города после нескольких

> дней  Его  проповеди  не  только  уверовали  в  Него,  но пригласило

> остаться Его здесь, приняло Его как своего. Мы ведь очень часто сами

> даже,  встречаясь    с  человеком    святым, праведным,   поражающим

> своим    внутренним   достоинством,   приобщаемся   к нему  немножко

> и  стараемся удалиться от него. Ибо постоянное общение с праведником

> очень  тяжело.  Оно является для нас постоянным укором нашей немощи,

> нашего  несовершенства.    А  вот  презираемые   иудеями   самаряне,

> не  знавшие  полноты  Ветхозаветного Закона, сначала со слов женщины

> обращаются к Христу, а затем начинают веровать в Него. И готовы дать

> Ему  приют. Тот самый приют,  которого  Он  так никогда и не получил

> на этой земле.

 

> Это  замечательная история, которая говорит нам о том, что подлинная

> вера  действительно  осуществляется  в  духе  и  истине.  И таинство

> обращения  ко  Христу  может  произойти  самым  неожиданным  для нас

> образом.

 

> Апостолы приходят к Спасителю и, увидев Его беседующим с самарянкой,

> удивляются,  почему  Он тратит Свои силы, Свое время для того, чтобы

> говорить  с этой падшей женщиной, с представительницей этого падшего

> народа.  Они еще  продолжают мыслить достаточно традиционно.  Им еще

> не  явлено  во  всей   полноте,   что откровение  Христово,  которое

> уже  постигла  для себя эта самарянка, им еще предстоит в дальнейшем

> постигать в той мере, какая сделает их подлинными апостолами.

 

> Обратите  внимание,  что  Спаситель, Который действительно испытывал

> еще  недавно  жажду и голод, забывает о том,  что  жаждал и голодал,

> и  вдохновенно    продолжает  Свое  благовестие.    Которое,    если

> мы  внимательно  вчитаемся в евангельские строки, представляет собой

> поразительно   вдохновенную   проповедь,    которую    не  так часто

> можно встретить в Евангелии. И это говорит о том, что святой апостол

> Иоанн   Богослов   видел   именно   в  этой    проповеди   Спасителя

> нечто особенно значимое для всего евангельского благовестия.

 

> А какое же отношение это имеет к нам с вами, братья и сестры? Прежде

> всего  то,   что,   хотя,   как   я надеюсь,   большинство слушающих

> эту  программу  не прошло такой страшный духовный путь, какой прошла

> самарянка  и  не  имела  пяти  супругов, тем не менее все мы грешны,

> грешны по другому, но в чём-то так же глубоко. И что было бы с нами,

> если  бы  к  нам подошел Спаситель и попросил у нас помощи, попросил

> нас  утолить   Его   жажду?     Как бы мы  отозвались на Его призыв?

> Может  быть,  тоже  спросили  бы,  а  кто Он такой? Почему Он с нами

> общается?  А как Он верует? А к какой Он Церкви принадлежит? А какой

> приход посещает? А у кого Он окормляется? И возможно мы предпочли бы

> сказать: "Нет, иди туда, где Тебя окормляют. Иди к тем, кто является

> Тебе  единоверцем.  А мы уж будем  утолять жажду  тех, кто  является

> для нас близким и дорогим человеком".

 

> Или   же   всё  же    подобно   самарянке   мы   были  бы   способны

> этого  вопрошающего  нас  человека принять с милосердием  и любовью.

> И  тогда,  может  быть,  произошло  бы  чудо,  и мы увидели бы в Нём

> какое-то очень важное для каждого из нас откровение о духе и истине.

> О  том  самом   духе   и истине, которых  так недостает  нам сейчас.

> Не  только  тем, кто пребывает вне церковной ограды, но и часто тем,

> кто  пребывает внутри   церковной ограды.  Ибо  очень  легко,  надев

> на  себя крест, произнося слова молитвы, считать, что ты знаешь, где

> этот дух и эта истина.

 

> Между  тем подлинно дух и подлинно истина далеко не всегда пребывают

> и среди нас с вами,  дорогие братья и  сестры.  И случись для многих

> из  нас  такое  испытание,  испытание встречи со Христом, как знать,

> может  быть  мы повели бы себя не так, как повели себя благочестивые

> самаряне,  а  повели бы себя как те, кто более других знал о Мессии,

> и  кто не только не узнал, не принял Его, но распял Его. Этот вопрос

> мы  должны  задать  себе сегодня. Потому что даже у тех, у кого есть

> внешнее  благочестие,  очень  редко  бывает  та внутренняя простота,

> поразительное  внутреннее  смирение,   которые   были   у  самарянки

> и  которые  сделали  эту простую  женщину, способной воспринять одну

> из  самых  духовно  наполненных  и  богословски  значимых проповедей

> Спасителя.

 

> Аминь.

        [ протоиерей Георгий Митрофанов. (Радиопроповедь)

          www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2009&month=5&day=17 ]

 

 

 

 

 

 + + + протоиерей Сергий Булгаков. У КЛАДЕЗЯ ИАКОВЛЯ

        О реальном единстве разделенной Церкви

         в вере, молитве и таинствах

          www.ecumenism.ru/books/book01/ch10.html

 + + + священник Александр Мень: самарянка у колодца

      www.messia.ru/rasylka/009/2415.htm#0

 + + + свящ. Александр Мень - еще одна проповедь

        www.messia.ru/rasylka/008/2202.htm#0 (+ссылки)

 + + + митр. Антоний (Блум): Христос и самарянка

        www.messia.ru/rasylka/007/1840.htm#0 (+ссылки!)

 + + + его же др. проповеди

        www.messia.ru/rasylka/rzerv/p5-blum.htm#0

 + + + Моррис Венден. Женщина у колодца

        www.otkrovenie.de/beta/xml/other/BogGovoritJaDumajy.xml/7#1_7_1

 + + + разные авторы www.messia.ru/rasylka/rzerv/p5.txt

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100502/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=5&day=02

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Женщина говорит Ему:

 "Господин мой, я вижу, Ты - пророк.

  Наши отцы поклонялись Богу на этой горе,

  а вы говорите, что место, где Ему надо поклоняться -

  только в Иерусалиме".

 Иисус говорит ей:

 "Верь мне, женщина:

  час наступает, / когда будете поклоняться Отцу

  не на этой горе / и не в Иерусалиме.

  Вы не знаете, чему поклоняетесь, / а мы знаем, чему поклоняемся,

  ведь спасение - от евреев.

  Но час наступает - / он уже наступил! -

  когда тех, кто Отцу поклоняется,

   наставит Дух Истины, как истинно чтить Отца.

  Ведь Отец Себе ищет таких - / тех, что так Ему поклоняются.

  Бог - это Дух,

  и Ему надлежит поклоняться, / как наставляет Дух Истины". ...

  Ученики просили Иисуса: "Равви, поешь!"

  Он ответил: "У Меня есть пища, о которой вы не знаете".

  Ученики стали говорить между собой:

  "Может быть, кто-нибудь принес Ему поесть?"

  Иисус говорит им:

  "Моя пища - исполнить волю Того, кто послал Меня,

   и завершить Его дело.

  Разве вы не говорите: 'Еще четыре месяца - и наступит жатва'?

  Но вот, говорю Я вам,

  поднимите глаза, посмотрите на нивы,

   как они побелели, созрев для жатвы!

  Жнец получает и плату свою, / и урожай собирает для вечной жизни,

  так что радуются одинаково / и тот, кто сеял, и тот, кто жнет.

  Вот так подтвердилась пословица: / "Сеет один - жнет другой".

  Это Я послал вас жать ниву, / на которой трудились не вы -

  там трудились другие, / а вы разделяете с ними / плоды их трудов".*

                            (Ин.4:19-24,31-38 — из воскресного чтения)

                                * * *

Сказал Господь:

"В мире скорби вас ждут, но вы мужайтесь: Я победил этот мир!"

                                                            (Ин.16:33)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2562.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»