=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

 

 

* 03 мая 2010 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе.

  литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13.

  {память отцов I Вселенского Собора, 325}

 

 

 

 

     После этих слов Иисус поднял глаза к небу и сказал:

 

                – Отец!

                Час настал.

                Прославь Сына Своего,

                   чтобы Сын прославил Тебя.

                2 Так же, как Ты дал Ему власть

                над всеми живущими,

                и Он даст вечную жизнь

                всем, кого Ты дал Ему.

                3 А вечная жизнь – это знать Тебя,

                единственного истинного Бога,

                и Иисуса Помазанника, которого Ты послал.

                4 Я прославил Тебя на земле,

                дело исполнив, которое Ты поручил Мне.

                5 Теперь же, Отец, прославь Меня Ты

                славой, что была у Меня,

                когда Я был с Тобою,

                прежде чем мир начал быть.

                6 Я открыл Твое имя людям,

                которых Ты дал Мне из мира.

                Они были Твои, Ты отдал их Мне,

                и они слово Твое исполнили.

                7 И теперь наконец они поняли,

                что всё, что Ты дал Мне, Твое,

                8 потому что слова, которые дал Ты Мне,

                Я им передал, и они их приняли

                и действительно поняли,

                что Я пришел от Тебя,

                и поверили, что послал Меня Ты.

                9 Это за них Я прошу.

                Не за мир Я прошу,

                а за тех, которых Ты дал Мне,

                потому что они – Твои,

                10 ибо всё, что есть у Меня, Твое,

                а всё, что есть у Тебя, Мое

                и через них Я явил Свою славу.

                11 Я уже больше не в мире,

                Я возвращаюсь к Тебе,

                а они остаются в мире.

                О святой Мой Отец!

                Силой имени Твоего, что Ты дал Мне,

                сохрани их,

                чтобы были они едины,

                как и мы едины с Тобой.

                12 Силой имени Твоего, что Ты дал Мне,

                Я хранил их, пока был с ними.

                И Я их сохранил:

                никто из них не погиб,

                лишь один, предназначенный к гибели,

                ибо Писанию надлежало исполниться.

                13 А теперь Я к Тебе возвращаюсь.

                И пока Я еще в этом мире,

                Я для того говорю всё это,

                чтоб они разделили со Мной

                полноту Моей радости.

 

                              (от Иоанна, 17, перевод В.Н. Кузнецовой)

 

 

 

>               a. Eis mian. Единственность и единство.

 

> Греческое выражение Символа веры может быть  переведено  как  «одна,

> единственная» (Церковь).   Единственность Церкви   как спасительного

> Богочеловеческого установления — важнейший факт веры. Символ говорит

> здесь  о том, что  не множество Церквей установил Господь, но только

> одну. Только в этом  единственном   Собрании  возможно  для человека

> обрести спасение.  Свт. Кирилл Иерусалимский,  поясняя это, говорит:

> «именование:   церковь (собрание)  употребляется  различно;   как то

> и  о  народном  множестве  на  Ефесском зрелище написано: и сия рек,

> отпусти   собравшийся  (ekklэsian)  народ/32/;  и  сборища  еретиков

> Маркионитов,  Манихеев  и  других  можно  в  собственном и подлинном

> смысле  назвать  всякому  церковию  лукавнующих;  то  по сему самому

> исповедание  веры  осторожно  преподает  нам ныне: во едину, святую,

> соборную  Церковь,  чтобы  ты  убегал  скверных  еретических сборищ,

> пребывал же всегда в святой соборной Церкви...»/33/

 

> С этим соотносится также пожелание  свт. Игнатия  Богоносца:  «Итак,

> старайтесь   иметь  одну  Евхаристию»/34/  —  единственность  Церкви

> выявляется  в  единственности  ее евхаристического собрания. Древние

> христиане  до  тех пор, пока это представлялось возможным, старались

> соблюдать это правило.

 

> В  русском   богословии, впрочем,   не  меньшее внимание   уделяется

> не  единственности,   но  единству    Церкви. До некоторой   степени

> это  объясняется    омонимичностью  славянских  слов   «во едину...»

> и  несоответствующего  им  по  смыслу  русского  выражения,  а также

> специфически  русским  направлением богословия, связанным с понятием

> «соборности».

 

> Одним  из  первых  эту  мысль  развивает А.С. Хомяков в своей статье

> «Церковь  одна»:  «Единство  Церкви  следует  необходимо из единства

> Божиего,  ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности,

> но   единство   Божией  благодати,  живущей  во  множестве  разумных

> творений, покоряющихся благодати»./35/

 

> Более   того,  единство  Церкви,  в  первую  очередь  —  внутреннее,

> сущностное  единство ее членов  во Христе,  есть  основа,   по мысли

> прот.  С. Булгакова,  ее единственности:  «Церковь едина,  а  потому

> и единственна»./36/

 

> Это  толкование,  ставшее  уже традиционным для русского богословия,

> выявляет   важный    аспект   рассматриваемого    свойства   Церкви.

> Она  является  народом  Нового Завета, помимо прочего, еще и потому,

> что   в  ней  осуществляется  божественное, а    не земное  единство

> рода человеческого. Это единение качественно отличается от всех иных

> форм    объединения,     предлагаемых    культурой,    общественными

> или  государственными механизмами. Более  того, это единство  Церкви

> во Христе  видится   как проявление  богоподобия:    «Церковь едина,

> ибо создана по образу Святой Троицы и являет собой тайну сущностного

> единства при ипостасном различии: она состоит из множества отдельных

> личностей-ипостасей,  скрепленных  единством  веры  и  таинств»./37/

> Осуществляется это богоподобие в Церкви потому, что «Любовь трех Лиц

> Св.   Троицы  отображена  в  единстве  Церкви»./38/  Таким  образом,

> единство  Церкви  основано  на  воле Самого Христа, выраженной в Его

> первосвященнической молитве «Да будут все едино...»/39/

 

> Еще   одним  существенным  аспектом  единства-единственности  Церкви

> является  отсутствие  разделения видимой и невидимой Церкви. Хомяков

> говорит  об  этом:  «Только  в отношении к человеку можно признавать

> раздел Церкви на видимую и невидимую;   единство же ее есть истинное

> и  безусловное»./40/  Продолжая  эту  мысль, еп. Каллист Диоклийский

> называет  Церковь иконой  Троицы: «Такая  Церковь —  икона   Троицы,

> Тело  Христово  и  полнота  Духа — одновременно видимая и невидимая,

> одновременно божественная и человеческая»./41/

 

>                         b. `Agian. Святость.

 

> Святость   является,  быть  может,  наиболее  рано  сформулированным

> свойством   Церкви.  Так, уже в Новом Завете мы  встречаем  указания

> на  святость народа Нового Завета. Апостол Петр пишет в своем Первом

> послании:   «...вы  род  избранный,  царственное  священство,  народ

> святый,   люди,   взятые  в  удел...»/42/  Апостол  Павел в Послании

> к  колоссянам  пишет  о  Церкви: «...ныне примирил в теле Плоти Его,

> смертью   Его,     чтобы  представить  вас  святыми   и  непорочными

> и  неповинными  пред  Собою»./43/  Апостолы  указывают на два важных

> взаимодополняющих   аспекта  святости  Церкви.  Во-первых,  святость

> понимается  в  библейском  смысле термина, как отделенность от мира:

> Церковь  составляют  «люди,  взятые в удел». Одновременно, поскольку

> Сам  Господь  в  первосвященнической  молитве  просил  Отца  о Своих

> учениках, которые «не от мира», чтобы Отец «сохранил их от зла»,/44/

> избранность Церкви от мира, тесно связана с непорочностью, о которой

> говорит  апостол  Павел  наряду со святостью. Исторически в сознании

> Церкви  эти  два  аспекта  — отделенность и непорочность — сливаются

> воедино.

 

> Источником  и  причиной святости Церкви является ее богочеловеческий

> характер.  Святость Церкви —  это святость Христа,   Телом  Которого

> она является. Это святость Духа, которым Церковь живет. Именно жизнь

> во   Святом   Духе   ежечасно  созидает  святую  Церковь:  «Согласно

> апостольской  и  святоотеческой  традиции,  а также ее историческому

> продолжению в Православии, Церковь являет и реализует себя в событии

> Пятидесятницы,  возобновлящемся  во  время  каждого Евхаристического

> собрания...    Пятидесятница,     или  сошествие Святого   Духа,   —

> не    единичное   событие,     свершившееся    раз    и    навсегда,

> но непрекращающееся событие, конституирующее Церковь»./45/

 

> Святость  Церкви,  таким  образом,  не есть ее статическое свойство,

> присущее  ей  и  ее  членам,  как  химический  состав веществу и его

> молекулам,  но  исключительная,  уникальная  особенность дарованного

> Церкви  способа  жизни  в  благодати  Христа:   «Церковь  живет даже

> на  земле  не  земною, человеческою  жизнью,  но жизнью божественною

> и  благодатною.  Посему  не только каждый из членов ее, но и вся она

> торжественно называет себя святою»./46/

 

> Однако, если святость Церкви как Тела Христова не вызывает сомнений,

> во всяком  случае,     когда   Церковь реализуется    в  Евхаристии,

> то  святость ее отдельных членов скорее потенциальная. Игум. Иларион

> (Алфеев) пишет об этом: «Большинство христиан — грешники, являющиеся

> членами  Церкви  не  в  силу  достигнутой святости, но в силу своего

> стремления  к  ней  и  покаяния»./47/  Святость  для членов Церкви —

> высокое  призвание: «Святость Церкви обусловлена не только святостью

> Христа  как  ее  главы,   но   и  святостью,  к которой призваны все

> ее члены»./48/

 

> Гораздо   важнее   мнимого   противоречия   между святостью   Церкви

> и  несвятостью  ее  отдельных членов другое, о чём Булгаков говорит:

> «...личная  греховность  может  и  не  отделять  от  Церкви  и от ее

> святости.    Здесь  имеет  решающее  значение не достигнутая свобода

> от  греха,  но  путь  к  этой  свободе»./49/  В  отличие  от мирских

> институтов,  Церковь  дает  человеку реальный путь к святости, и это

> также    ее   свойство,   причем,   по   мнению   многих,   свойство

> исключительное.  «Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один;

> но   никто  один  не спасается.  Спасающийся же  спасается в Церкви,

> как член ее,  и в единстве со всеми другими ее  членами»,/50/  пишет

> об  этом   Хомяков.  Таким  образом,   святость  Церкви  выражается,

> помимо прочего, в том  освящении,   которое   Бог   через нее дарует

> своему  народу.  По  выражению  Булгакова,  «...грешник, живя жизнью

> Церкви,  является  святым, и даже более того, иных святых и не знает

> Церковь...    вера  в реальность этой святящей жизни в Церкви именно

> и позволяет Церкви именовать святыми всех своих членов»./51/

 

>       ------------------------------

>       /32/ Деян. 19:40.

>       /33/ <Христос Яннарас, Вера Церкви. Введение в православное

>           богословие. Центр по изучению религий, М, 1992,>, стр 342.

>       /34/ Свт. Игнатий Богоносец, Послание к Филадельфийцам, IV,

>           в кн.: Ранние отцы Церкви, Брюссель, «Жизнь с Богом»,

>           1988, стр. 129.

>       /35/ Ibid., стр. 39.

>       /36/ Ibid., стр. 203.

>       /37/ Игумен Иларион (Алфеев), Таинство веры (Введение

>          в православное догматическое богословие), Изд-во братства

>          Свт. Тихона, М., 1996, VII, 3, стр. 112.

>       /38/ Ibid., стр. 112.

>       /39/ Ин. 17:21.

>       /40/ Ibid., стр. 39.

>       /41/ Ibid., стр. 247.

>       /42/ 1 Петр 2:9.

>       /43/ Кол. 1:22.

>       /44/ Ин. 17:15-16.

>       /45/ Яннарас, Ibid., стр. 185.

>       /46/ Хомяков, <Церковь одна. В кн.: Сочинения богословские,

>           СПб, «Наука», 1995>, стр. 49.

>       /47/ Ibid., стр. 113.

>       /48/ Ibid., стр. 112.

>       /49/ Ibid., стр. 219.

>       /50/ Ibid., стр. 52.

>       /51/ Ibid., стр. 219.

 

                [ А. Лакирев. из работы «Свойства Церкви:

                  единство, святость, соборность и апостоличность»

                  www.bible-center.ru/article/properties ]

 

 

 

 

 + + + Церковь - единая и разделенная

        www.messia.ru/rasylka/008/2216.htm#0  

                                  (+ссылки!)

 + + + игумен Вениамин (Новик):

        ответственность христиан за единство христианского мира

               www.messia.ru/rasylka/007/1852.htm#0 (+ссылки!)

 + + + Оливье Клеман, патриарх Афинагор: "Да будут все едино!"

               www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm#0 (+ссылки!)

 + + + Яков Кротов: свидетельствовать о единстве Церкви

           www.messia.ru/rasylka/005/1176.htm (+ссылки)

 

 

+++ из православного богослужения дня

       www.messia.ru/rasylka/009/2421.htm#0

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100516/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=5&day=16

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)   

 

 

             ---------------------------------------------

Иисус сказал:

'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю -

 это Отец, который во Мне, совершает Свои дела.

 Верьте Мне: / Я - в Отце и Отец Мой - во Мне.

 А не верите Мне, / из-за дел этих верьте.

 Говорю вам истинную правду:

 тот, кто верит в Меня, / будет делать те же дела, что и Я,

 и даже б`ольшие сделает, / потому что Я отправляюсь к Отцу.

 Всё, о чём ни попр`осите, призвав Мое имя, / Я исполню,

  чтобы был прославлен Отец через Сына.

 Если Меня вы о чём-то попр`осите, призвав Мое имя, / Я исполню.

 Если Меня вы л`юбите, / то исполните то, что Я вам заповедал.

 И Я Отца попрошу, / и Он даст вам другого Заступника,

  чтоб он навеки остался с вами.

 Тот Заступник - Дух Истины, / мир его принять не способен,

  потому что не видит его и не знает.

 Но вы его знаете, / ведь он теперь с вами и останется в вас.

 Я сиротами вас не оставлю, / снова к вам возвращусь.

 Еще немного - / и мир Меня уже не увидит,

  а вы Меня будете видеть,

 потому что живу Я, / и вы будете жить.

 И в тот день вы узнаете, / что Я - в Отце Моем,

  вы - во Мне, и Я - в вас.

 Кто хранит Мои заповеди и исполняет их,

  он и есть тот, кто любит Меня'. (Ин.14:10-21 - чтение субботы)

                                * * *

"Железо оттачивается железом, / а человек -- другими людьми". (Пр.27:17)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2567.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»