=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
( См. начало в предыдущем выпуске: www.messia.ru/rasylka/010/2580.htm#0 )
> После длительного путешествия из загородного поместья за такую > вечерю, как пасхальная, надлежало сесть, по восточному обычаю, > с ногами омовенными. Всё нужное для омовения было приготовлено > заранее в горнице: не было только прислужника, который бы омыл > всем ноги. Для взаимной любви это был прекрасный случай{} оказать > взаимную услугу. Но ученики, сверх всякого чаяния и, вероятно, > не без искушения от адского веятеля, отнеслись к этому случаю > совершенно иначе: вместо духа смирения и братского единодушия > открылся дух превозношения; послышались даже вопросы, кто больше > и лучше и кто меньше и хуже. Ни один не хотел быть ниже другого, > тем более — всех; и ноги у всех оставались неомовенными.
> Нестерпимым хладом веяло от такого спора на любвеобильное сердце > Иисусово. Он безмолствовал, ожидая, что взаимная любовь учеников > (не ослабевшая от подобных прекословии) сама возьмёт верх > над детским любочестием. Но когда увидел, что ученики уже готовы, > не кончив спора, садиться за стол, тотчас встал Сам с вечери,{} снял > с Себя верхние одежды и, опоясавшись лентием (спор, без сомнения, > тотчас умолк в ожидании, что будет), взял один из сосудов, стоявших > для омовений, налил воды в умывальницу и (к изумлению всех) начал > омывать ноги ученикам и отирать лентием. Первый (Иуда?), в смущении, > невольно повинуется; прочие безмолвно следуют его примеру; никто > не смеет остановить Учителя, хотя все чувствуют, что были причиной > такого чрезвычайного поступка, скорбят душой, что подали к нему > повод неуместным превозношением.
> Наконец дошла чреда до Симона Ионина. Пламенная душа его не могла > вынести мысли, что Христос, Сын Бога живого, будет служить ему > вместо раба. +Господи, Ты ли мои умывши нозе?..+
> +Еже Аз творю+, — отвечал Господь, — +ты не веси ныне, уразумееши же > по сих.+
> Тихая и таинственная важность этих слов требовала немедленного > и безусловного повиновения. Но Пётр привык в действиях своих > следовать более чувству, нежели рассудку. «Что тут разуметь, — > мыслил он, — где идёт дело о таком унижении Учителя и Господа?»
> +Не умыеши ногу моею во веки.+ Все движения говорящего показывали, > что он сдержит своё слово.
> В другое время такое смирение могло бы заслужить похвалу от Того, > Кто Сам был кроток и смирен сердцем. Но теперь было не до нового > спора о том, кто смиреннее — Учитель или ученик. Надлежало > приподнять завесу.
> +Аще не умыю тебе+, — отвечал Господь уже возвышеннейшим голосом, — > +не имаши части со Мною.+
> При этих таинственных словах уже нельзя было не понять, что дело > идёт более, нежели о чувственном омовении. Пётр тотчас пробудился > от самомнения, и весь пламень обратился к противную сторону.
> +Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу.+ — Твори со мной > всё, что Тебе угодно; только не лишай части с Тобой.
> +Измовенный+ (в душе и совести, — посредством Моего учения и духа > и крови, которая прольётся на кресте, каков ты), — отвечал > Богочеловек, омывая ноги Петру, — +не требует+ (более как) +токмо > нозе умыти+ (новым наитием Св. Духа, Которого настоящее омовение > служит предварением и символом, для полного очищения > от предрассудков и слабостей, какие в Петре были: излишнее надеяние > на своё мужество и на свою любовь к Учителю).
> +И вы чисти есте+, — присовокупил Господь, обратившись к прочим > ученикам, — +но не вси...+
> +Знал Он+, — замечает св. Иоанн, — что между ними есть один — > предатель, посему и сказал: +не вси чисты+ (Ин.13:11).
> Несмотря на важность такого обличения нечистоты и на его > неопределённость, по которой оно могло падать на каждого, никто > из учеников не смел спросить Учителя о том, что это за нечистота > и кто нечист? Сам многоречивый Пётр безмолвствовал. Всеумиряющим > действием смирения Иисусова сердца возвращены были к их естественной > простоте и утишены до того, что не могли взволноваться даже > от любопытства. Оставалось только в глубине чувство сожаления о том, > что своим неуместным спором о первенстве принудили Учителя и Господа > к такому униженному служению, а в Симоне ещё и о том, что он, хоть > на минуту, дерзнул выдавать себя за человека, не нуждающегося > в омовении от Того, Кто один только может очищать нечистоту всех > и каждого.
> Омыв таким образом ноги всем ученикам, Иисус возложил на Себя одежду > Свою и вновь возлёг на вечери.
> +Весте ли+, — сказал Он им, — +что сотворих вам? Вы называете Меня > Учителем и Господом; и добре глаголете: есмь бо+ (Я точно то). > +Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должны есте > друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих > вам, и вы творите. Аминь, аминь глаголю вам: несть раб болий Господа > своего, ни посланник болий пославшаго его+ (Ин.13:12-16). > +Царие язык господствуют над народом и обладающий ими благодетелями > порицаются. Вы же не тако; но болий в вас да будет яко мний, > и старей яко служай! Кто бо болий, возлежай ли или служай? > Не возлежай ли? Аз же посреде вас есмь яко служай+ (Лк.21:25-27). > +Аще сия весте+ (некоторые из учеников могли чем-либо показать > при этом, что они никак не равняют себя с Учителем), +блажени есте, > аще творите я+ (Ин.13:17).
> +Вы+, — продолжал Господь, — +пребыли со Мной во всех напастях Моих+ > (оставались постоянно верными, несмотря на клеветы и гонения врагов > Моих), +и Аз+ (в награду) +завещаваю вам+ (всем равно), +якоже > завеща Мне Отец Мой, царство+ (все получите более, чем желаете), > +да ясте и пиете на трапезе Моей во царствии Моем, и сядете > на престолех, судяще обеманадесяте коленома Израилевома+ > (Лк.21:28-30), — добавил Господь, желая как можно очевиднее > представить ученикам награду, их ожидающую.
> При столь великом обещании взор Богочеловека упал на Иуду. > Щедродаровитые уста невольно сомкнулись.
> +Не о всех вас глаголю+, — произнёс Он с сожалением (хотя бы и хотел > о всех говорить таким образом), — +Аз бо вем, ихже избрах+ > (знаю твёрдо, кто из вас истинно Мой и кто предатель; а посему > и мог бы воспротивиться его замыслам, изгнать его из Моего общества, > но терпел и буду терпеть его посреди вас до конца), +да сбудется > писание: ядый со Мною хлеб, воздвиже на Мя пяту свою. Ныне > убо глаголю вам+ (об этом), +прежде даже не будет, да, егда будет+ > (когда Я буду предан и распят), +веру имете, яко Аз есмь+ (тот же, > что и прежде, Сын Бога живого). +Аминь, аминь глаголю вам+, — > заключил Господь с особенным чувством, — +приемляй, аще кого пошлю, > Мене приемлет; а приемляй Мене, приемлет пославшаго Мя+ > (Ин.13:18-21). (Честь быть Моим апостолом, хоть один из вас променял > её на тридцать сребреников, всегда будет превыше всех почестей мира. > В вашем лице, как и в Моём, будет принят или отвергнут Сам Бог).
> В безмолвии внимали ученики словам Господа и Учителя, которые, > сильные сами по себе, были ещё действеннее после Его беспримерного > смирения.
> Что было при этом на душе сына погибельного, но ещё не погибшего?.. > И ему омыты ноги, и ему преподан урок смирения; а жалобы > на нечистоту к нему одному главным образом и относились!.. Быть > не может, чтобы из семян слова жизни, падавших в таком изобилии > из рук небесного Сеятеля, ни одно не упало и на его сердце: > Спаситель не без особенного намерения указал с такой полнотой > на великие награды, ожидающие верных учеников Его. Сама страсть > предателя — всё оценивать — могла быть тронута мыслью о потере > бесценного. Но сердце несчастного ученика уже ожесточилось > для благих впечатлений, всё было покрыто тернием забот и печалей > века сего (Мф.13:21). И дьявол, так давно уготовлявший > душу несчастного в орудие и жилище себе, без сомнения, теперь > особенно стерёг все входы и исходы её и тотчас похищал из неё всякое > семя благое (Мф.13:19) при самом его, так сказать, сеянии.
> Прерванная в самом начале вечеря продолжалась. Обряд следовал > за обрядом. При общем печальном настроении всё это делалось теперь, > может быть, скорее обыкновенного. Сам агнец пасхальный, видимо, > терял важность в присутствии истинного Агнца Божьего, Который > уже готов был подъять грехи всего мира. Несмотря на священный > обычай, обратившийся почти в неизменный закон, — всем вкушать > от священных чаш, которые, по преданию, подавались на вечери, > Учитель не вкушал ни от единой, даже когда явилась и так называемая > чаша благословения (самая священная). Он только благословил её, > по обычаю, и, не вкушая от неё Сам, подал ученикам, сказав: > +Возьмите ее и разделите между собой; ибо Я не буду пить от плода > лознаго, дондеже Царствие Божие приидет+ (Лк.22:17-18).
> Ничьи взоры не светились радостью; но на лице Богочеловека видно > было даже некое смущение, тем более заметное, чем реже святейшая > душа Его выходила из обыкновенного своего премирного состояния даже > в самых необыкновенных случаях. Теперь она тяжело страдала > от присутствия предателя. Вид холодной измены и лицемерной дружбы > был тем несноснее, что препятствовал сердцу вполне раскрыться > перед Своими возлюбленными учениками, изречь им последнюю заповедь > любви и последнее слово надежды.
> +Иисус возмутися духом+ (Ин.13:21)! Ученики, заметив это, > естественно, ожидали чего-либо особенного. +Аминь, аминь глаголю > вам+, — сказал Господь, как бы в объяснение Своего душевного > состояния, — +яко един от вас предаст Мя!..+ При этих столько же > ясных, сколь разительных словах глубокая печаль овладела всеми > (вечеря, если ещё не кончилась совершенно, должна была прерваться > на время). Каждый смотрел на другого, невольно воображая, что такой > предатель не может не обнаружить в своём лице мрачной души своей > (Ин.13:22). Но предатель смотрел на каждого дерзновеннее всех и сам > искал взорами предателя. Кто же бы это был такой, который сделает > это? — спрашивали друг друга, и взоры всех сами собой обращались > к Учителю, Который один мог сказать, кто этот ужасный человек. > Некоторые всё ещё хотели думать, что он не может быть в их малом > дружеском обществе, а разве из числа прочих (70) учеников. +Един > от обоюнадесяте, омочивый со Мною в солило руку+ (из четырёх, > следовательно, или шести близ сидевших), +той Мя предаст+ > (Мф.26:23), — отвечал Господь. +Обаче Сын Человеческий идет, якоже > есть писано о Нем: горе же человеку тому, им же Сын человеческий > предается! Уне было бы, аще не бы родился человек той!..+ (Мф.26:24) > Такие слова не могли успокоить учеников. При мысли, что предатель > так близко и что его ожидает такая страшная участь, каждый начал > не доверять сам себе. +Не я ли, Равви? Не я ли?+ — слышалось от всех > и каждого. Господь безмолвствовал: детская простота и искренность > всех восполняли для Его сердца ожесточение одного. Чтобы не остаться > среди всех спрашивавших одному в молчании и не обнаружить себя, > и этот несчастный осмелился раскрыть уста и не устыдился спросить, > подобно прочим: +Равви, не я ли?.. — Ты рекл еси+ (Мф.26:25), — > отвечал Иисус, глубоко оскорблённый таким бесстыдным лицемерием > предателя. Впрочем, ответ этот произнесен был так тихо и кротко, > что его, по-видимому, никто не слыхал, по крайней мере, не понял, > кроме Иуды, как то видно из последующего. Предатель в молчании > снёс упрёк, избегая большего стыда — быть обнаруженным перед всеми. > И прочие ученики не продолжали расспросы, видя нежелание Учителя > указать предателя прямо.
> Один Пётр не мог успокоиться. Мысль, что предатель, о котором > говорит Учитель, может быть, сидит возле него, ещё более тёмная > мысль: не его ли самого имеет в виду Учитель, не может ли он сам > подвергнуться впоследствии какому-либо ужасному искушению (ах! > он имел уже несчастье заслужить некогда название сатаны — Мф.16:23), > не давала ему покоя. Чтобы открыть тайну, он обратился в этом случае > к особенному средству — тому самому, которое перед сильными земли > так действенно бывает для получения у них милостей более или менее > заслуженных, а в святом обществе Иисусовом могло служить > разве только для такой невинной цели, как у Петра, — открыть > предателя. Богочеловек особенно любил и отличал одного ученика, > который возлежал теперь у самых персей Его. К нему-то обратился > Симон и сделал знак, чтобы он спросил (тайно) Иисуса, кто это такой, > о ком говорил Он? Ученик (так сам он описывает этот случай), припав > к персям Иисусовым, немедленно спросил Его: кто предатель? Вопроса > никто не слыхал и не заметил, кроме Петра и, вероятно, самого Иуды, > который, как виновный, всех подозревал и был настороже. +Тот+, — > отвечал Иисус (тихо), — +кому, обмакнув кусок, подам;+ и обмакнув > в блюдо кусок, подал Иуде Симонову Искариотскому. В действии этом > не заключалось ничего оскорбительного для Иуды: в конце вечери > было обыкновение брать и съедать по куску из остатков пасхи, > и получить такой кусок из рук начальника вечери значило > быть отличенным от других. Поэтому дружелюбное предложение пищи было > для погибающего апостола последним зовом к покаянию.
> Но в душе Искариота произошло совершенно обратное. Он взял кусок > и заставил себя его съесть. Вслед за хлебом, по замечанию Иоанна, > наблюдавшего в это время за Иудой, тотчас вошёл в него сатана. > Личина кротости и дружества совершенно растаяла от огня обличения, > вспыхнувшего в сердце: вид предателя сделался мрачен и ужасен. > Святое общество Иисусово было уже нестерпимо для человека с дьяволом > в сердце: тайная сила влекла его вон...
> Сердцеведец видел всё, что происходило в душе сына погибельного, — > как иссякала последняя капля добра, как дьявол овладел > самым основанием жизни духовной: и Иисус не захотел более принуждать > Себя к бесплодному перенесению присутствия предателя. +Еже твориши, > твори скоро+, — сказал Он ему, готовому уже и без того идти вон. > Этим давался ему благовидный предлог оставить вечерю (впрочем, > уже оконченную) одному, не вызывая подозрения учеников. Но в то же > время в этих таинственных словах, кажется, заключалось большее: > ими прерывались окончательно невидимые узы благодати, которые > всё ещё держали погибавшего апостола в святом круге общества > Иисусова и не давали сатане увлечь его в ад. Между тем, кроткий > полуупрёк для оставленного благодатью, вероятно, показался сильной > укоризной. «Я не замедлю в своём деле», — думал он и — вышел вон.
> +Бе же нощь+, — замечает св. Иоанн, — +егда изыде+, то есть, > по времени палестинскому, не ранее 9 часов вечера, и следовательно, > по окончании вечери пасхальной.
> Поскольку предатель видел, что Учитель знает о его предательстве, > мог предполагать, что и ученики узнают об этом и примут все меры > для спасения Учителя и себя, — то сам собой рождается вопрос: как > он надеялся теперь на успех в своём предательстве? Мог ли, например, > предполагать, что Иисус будет спокойно ожидать его в саду > Гефсиманском и не укроется немедленно в каком-либо более сокровенном > месте? Почему, во избежание этого неудобства, не поспешили окружить > стражей дом, где совершалась вечеря и где Иисус ещё долгое время > беседовал с учениками? Для разрешения этих недоумений > нужно вспомнить, что первосвященникам хотелось взять Иисуса > совершенно без народа; поэтому им нужна была година и область тёмная > и глухая; а теперь ещё никто не спал, и на малейший шум могли > сбежаться сотни тысяч людей. С другой стороны, несмотря на все > намеки Учителя на предательство, Иуда мог думать, что его умысел > известен Ему только вообще, без подробностей, особенно без того > обстоятельства, что это предательство задумано именно в ночь > пасхальную; и поэтому мог быть уверен, что избранное для ночлега > место (Гефсимания) не будет переменено на другое. К тому же, чтобы > лучше скрыть час предательства, может быть, хитрый сребролюбец > заранее придумал какое-нибудь дело, для которого он с ведома Учителя > должен был выйти тотчас по окончании пасхи, не дожидаясь > заключительного пения псалмов. Этим и объясняются слова Господа: > +еже твориши+ (что тебе нужно делать), +твори скоро+: — слова, > которые без этого предположения, если можно так выразиться, имеют > только одну половину мысли — нравственную, а не имеют другой — > исторической, которой они бы связывались с предшествующими > событиями.
> Ученики не могли не заметить преждевременности ухода Иуды, но после > слов Учителя к нему никто (не исключая, может быть, и самого Иоанна) > не думал истолковать этого ухода в дурную сторону. Одни думали, > что Иуда послан купить что-нибудь на наступающий (восьмидневный) > праздник, другие — что ему приказано раздать ради праздника > милостыню нищим (Ин.13:23-26). То и другое предположение было > не вполне естественно. Делать в продолжение пасхального вечера и так > поздно покупки было трудно. Да и нищих нелегко было найти в такое > священное для всех время. Но ученики готовы были скорее поверить > всякой догадке, нежели остановиться на ужасной мысли, что Иуда > Искариотский — из-за пасхальной вечери, после омовения ног > Учителем — пошёл прямо к Каиафе за сребрениками и <отрядом > воинов>!..
> Иначе взирал на удаление предателя Учитель. С уходом его извергнута > была вон вся область тьмы, которая на столь долгое время вторглась > в самый чистый богосветлый круг учеников Иисусовых. Теперь > вокруг прощающегося Учителя и Друга оставались лишь те, кого > без опасения можно было назвать чадцами; ибо они, родившись от Него > по духу, были соединены с Ним ещё теснее, чем младенец со своей > матерью. Стесненное дотоле присутствием предателя сердце Иисуса > распространилось: взор просветлел. В свободной мысли представилось > вдруг и всё прошедшее и всё будущее, и окончание Ветхого Завета > с окончанием собственного земного поприща, и начало > новой благодатной Церкви с новым образом собственного бытия, > по человечеству превознесенного через крест над всем и всеми. С этой > стороны, самый крест, как главное орудие к ниспровержению царства > тьмы, как основание Церкви и Завета Нового, вечного, как средоточие > всех прошедших и будущих распоряжений Промысла, как противоядие > и врачевство против плодов ужасного древа познания добра и зла, — > представлялся блистающим славой Божественной и всё священнодействие > Голгофское, которое некоторым образом предначиналось с исходом > предателя, теряло мрачность и принимало вид всемирного торжества > для Того, Кто должен стать его Первосвященником. [ архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) из кн. "Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа", из гл. 12. Омовение ног и Тайная вечеря www.mystudies.narod.ru/library/b/borisov/last/12.html ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *И сказал тогда Иисус: - Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то, что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых и разумных! Да, Отец, такова была Твоя благая воля! Мой Отец всё вверил Мне. Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына и того, кому Сын пожелает открыть. Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей! Я дам вам отдых! Наденьте на себя ярмо Моих заповедей и у Меня учитесь: потому что Я мягок и кроток сердцем, и вы наконец отдохнете, ведь заповеди Мои просты и ноша Моя легка!* (Мф.11:25-30 - содержит чтение четверга) * * * *Если корень посвящен Богу, то и ветви. А если некоторые из ветвей были отломаны и ты, дикая маслина, был привит на их место и стал причастен корню и сокам садовой маслины, то не похваляйся перед ветвями. Чем ты можешь похвалиться? Ведь не ты опора корню, а корень - тебе. Может, ты скажешь: "Ветви были отломаны, чтобы привить меня"? Прекрасно! Они отломаны из-за неверия, а ты на их месте благодаря вере. Но не заносись, а бойся! Если Бог не пощадил природных ветвей, думаешь, Он пощадит тебя? Так помни, что Бог и добр, и суров. Суров к отпавшим, к тебе добр, пока уповаешь на Его доброту. А нет - и тебя срубят. И если евреи перестанут упорствовать в неверии, будут снова привиты. Бог властен привить их снова. И если ты, будучи срезан с дикой маслины, вопреки природе привит к садовой, то тем легче Богу вернуть эти отломанные природные ветви на их родную маслину.* (Рим.11:16-24 - часть чтения четверга) * * * *Я даже себя самого не сужу. Хотя на моей совести ничего нет, это еще не значит, что я тем самым оправдан.* (1Кор.4:3-4) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2581.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|
|||||
|