=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

 

 

Этот выпуск рассылки посвящен

стихам 18:33 - 19:30 Евангелия от Иоанна.

( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#18:33 )

 

 

 

 

>                              У Пилата

 

> Иисус  был  препровожден  Синедрионом   на  суд Пилата  по обвинению

> в  политическом  преступлении: возмущении народа, призыве не платить

> подать  кесарю  и  усвоении  Себе  достоинства  Христа-Царя. С такою

> исчерпывающею точностью формулировано  это обвинение   в Лк. (23:2).

> То  же,   хотя  и  менее  ясно,   говорят   и   другие   Евангелисты

> (ср.  Мф.27:11,  Мк.15:2,  Ин.18:33).  В  своей  политической части,

> обвинение   было  неоправданное.  Его  заведомая  недобросовестность

> вытекает, хотя бы, из ответа Иисуса на искусительный вопрос о подати

> кесарю.  Но  политическое обвинение  было необходимо, чтобы получить

> от  Пилата  утверждение  приговора. И Пилат,  после ряда  колебаний,

> о  которых свидетельствуют Евангелисты,   послал  Иисуса  на смерть,

> как  претендента на мессианское достоинство, т. е. как политического

> преступника.  Это ясно, прежде всего, из надписи на кресте, которая,

> по  самому своему смыслу, содержала указание преступления (Мф.27:37,

> Мк.15:26,  Лк.23:38).  В  Ин.  спор  о надписи (19:19-22) показывает

> только  то,  что у Пилата было желание этою надписью уязвить иудеев,

> вынудивших  от  него беззаконный приговор. И Евангелисту была дорога

> эта  формула, как выражение догматической истины. По существу, Пилат

> не  мог  не  принимать формулу  первосвященников:  конечно, не Царь,

> а  претендент  на царское достоинство. Замечательно и то, что Пилат,

> делая  попытку освободить Иисуса, был поставлен перед альтернативою,

> кого  отпустить  —  Иисуса  или  Варавву  (Мф.27:15-26,  Мк.15:6-15,

> Лк.23:17-25,  Ин.18:39-40).  Для Евангелиста Иоанна противоположение

> Иисуса  и  Варравы  было,  как  нам может казаться, противоположение

> Праведного,  Человека в идеальном значении этого слова (ср. 19:5),

> и злодея: “был же Варавва разбойник” (18:40). Но из более конкретных

> указаний   синоптиков   вытекает,   что   Варавва  был  политический

> преступник.  По  свидетельству Евангелиста Марка, Варавва был в узах

> вместе  с  другими  мятежниками,  которые  во время мятежа совершили

> убийство  (15:7,  ср.  Лк.23:18-19,25).  Заслуживает  внимания,  что

> и  слово  разбойник,  употребленное в Ин. и имевшее для его Ефесских

> читателей — так же, как и для нас — общее значение, было техническим

> термином,  который  применялся в Палестине к вооруженным противникам

> Римской  власти,  обычно  называвшимся “зилотами”. Пилату предстояло

> сделать  выбор  между двумя обвиняемыми в политическом преступлении.

> Агитация  Синедриона  в  народе заставила его сделать выбор в пользу

> Вараввы.   Но  эпизод  Вараввы   еще  раз  подтверждает,  что  Иисус

> был  предан  суду  Пилата и осужден Пилатом  на смерть  по обвинению

> в  политическом  преступлении.  Такова формально-юридическая сторона

> вопроса.  Однако,  для  того,  чтобы понять, как дошло до приговора,

> надо постараться войти в психологию Пилата.   Евангелисты  дают  нам

> для этого достаточный материал.

 

> Нужно  признать,  что  первое впечатление, которое производит на нас

> образ   Пилата   в  Евангелии,  —  скорее  симпатичное.  Евангелисты

> подчеркивают    настойчивое    желание    Пилата  отпустить  Иисуса.

> Может  быть,   он,   действительно,  испытывал  невольную   симпатию

> к  Иисусу.   Во всяком   случае,  в планы    Евангелистов    входило

> эту   симпатию    оттенить.     Расположение     Пилата   заставляло

> яснее  проступать  непреклонную  вражду  членов Синедриона. С другой

> стороны,   с   распространением   христианства  в  Римской  Империи,

> авторитетным  представителям  Церкви было небезразлично подчеркнуть,

> что  официальный  носитель Римской власти был убежден в политической

> лояльности  Иисуса. Эта апологетическая забота, может быть, особенно

> чувствуется в Лк., где простое сопоставление текстов 23:2 и 20:20-26

> должно   показать   читателям   всю  необоснованность  политического

> обвинения.  Апологетическая  забота  Луки  сквозит  и  в Деян. В Мф.

> (27:19)  упоминается  жена Пилата: много пострадав за Иисуса во сне,

> она  старается  предостеречь   Пилата  против неправедного приговора

> в  тот  самый  момент,   когда  он вершит суд.  Предание разукрасило

> ее  образ  и  даже  сохранило  ее имя: Клавдия Прокула (или Прокла).

> Древние  писатели говорили  о ее  обращении  в христианство. Ни одно

> из  этих  утверждений  не  может быть доказало.  Интересно,  что уже

> в Евангелии известная симпатия  к Пилату    распространяется    даже

> на его жену. Между тем, духовный облик Пилата отмечен отрицательными

> чертами,    которые    проступают,    при   внимательном     чтении,

> и в евангельском повествовании.

 

> Пилат  был  суровый и беспощадный правитель. Об этом свидетельствуют

> внехристианские  источники,  которые  получают подтверждение и в Лк.

> (ср.  13:1):   Господь во время Своего пути  из Галилеи  в Иерусалим

> был  осведомлен   о галилеянах,     кровь   которых    Пилат  смешал

> с   их   жертвами.   У   него   было  чувство  права  и  несомненный

> государственный  инстинкт.  Это  вытекает  из  его повторных попыток

> освободить  Иисуса, в невинности Которого он был убежден. Но чувство

> права  не  покоилось   у  Пилата   на  твердом  моральном основании.

> В глубине своего существа, он был скептик и оппортунист. Когда Иисус

> ему  сказал,  что Он пришел в мир свидетельствовать об истине, Пилат

> Ему ответил: “что есть истина?” (Ин.18:38). Этим ответом он показал,

> что  для  него  не  существовало  абсолютной  истины. Его согласие —

> против совести —  послать Иисуса на смерть выражало то же  отношение

> к  объективным  ценностям.  При  этом,  необходимо иметь в виду, что

> своим  положением  Пилат  был обязан покровительству Сеяна, фаворита

> императора  Тиверия.  Но к тому времени, когда на суд Пилата привели

> Иисуса,  Сеян  подвергся  опале, и тем самым, Пилат потерял ту точку

> опоры,  которую  он   имел  в Риме.   В  случае  поступления  доноса

> на Пилата, ему не на кого было опереться.

 

> Суд  Пилата  рассказан с особыми подробностями в Ин. (18:28-19:16а),

> но   на   нем  останавливаются  с  вниманием  и  другие  Евангелисты

> (Мф.27:11-26,  Мк.15:2-15  и  Лк.23:2-25).  Рассказ Ин. представляет

> особый   интерес   не   только   потому,   что   отличается  большею

> обстоятельностью,  но  и потому, что ясно показывает, как дело дошло

> до  смертного  приговора.  Пилат  тотчас  же видит неосновательность

> политического    обвинения,    выдвигаемого    против Иисуса.  Иисус

> не отрицает Своего  царского  достоинства,  но   суждение  о Царстве

> не  от  мира  сего не входит в компетенцию Пилата, а в существование

> абсолютной  истины, как только что было отмечено, он не верит. Иисус

> в  глазах  Пилата  -  безвредный мечтатель и больше ничего. Он хочет

> отпустить    Иисуса.   Праздник   Пасхи   представляет   для   этого

> благоприятный случай. Но иудеи просят отпустить не Иисуса, а Варраву

> (18:28-40).  Тогда  Пилат  делает  попытку  вызвать в иудеях чувство

> жалости.  Поношение,  которому  он  подвергает Иисуса в этот момент,

> наилучшим  образом объясняется именно этими побуждениями. Он выводит

> Иисуса  к  народу  и говорит: “се Человек.” Для Евангелиста в словах

> Пилата  раскрылся  глубокий  догматический  смысл:  свидетельство  —

> устами язычника! — о явлении идеального человека в лице Воплощенного

> Слова.   Сам   Пилат  хотел  сказать  другое:  посмотрите  на  этого

> несчастного!  Но и эта попытка Пилата заставить Синедрион отказаться

> от  своего  решения  не  имеет  успеха.  Первосвященники  продолжают

> настаивать  на  распятии  (19:1-6).  Они  выдвигают новое обвинение.

> Иисус  усвоил  Себе  богосыновнее  достоинство.  Это — богохульство,

> которое,  по закону, карается смертью. На Пилата это новое обвиненье

> имеет   действие,   противоположное   тому,  на  какое  рассчитывали

> первосвященники.  “Он  больше убоялся.”  Кого? Не  первосвященников,

> а  Иисуса,  Который  не  отвечал на его вопросы и считался с властью

> Пилата  над  Ним  лишь постольку, поскольку она была дана ему свыше.

> Римляне  были  суеверны,  и  в сознании Пилата должна была мелькнуть

> мысль: а что, если Иисус,  действительно, Сын Божий?  Он укрепляется

> в  своем  желании  отпустить  Его  (19:7-12а). Дело первосвященников

> кажется  проигранным. Пилат твердо стоит на своем. Тогда они пускают

> в  действие  последний  аргумент. “Если ты Его отпустишь, ты не друг

> кесарю:  всякий  делающий себя царем противник кесарю.” Смысл угрозы

> не  вызывает  сомнений: иудеи намекают Пилату на возможность доноса.

> Пилат  слишком  хорошо помнит,  что  Сеян  —   в  опале. Он уступает

> и  предает  Иисуса  на  распятие  (19:12в-16).  Он это делает против

> убеждения,    из личных интересов.  Он старается выместить свой гнев

> на  иудеях.  Он повторно называет  Иисуса  их  царем. Возражая  ему,

> они  заявляют,   что   у  них  один  только  царь — кесарь (ст. 15).

> Они отрекаются  от своих мессианских  чаяний. Выше было указано, что

> и в споре о надписи на кресте (19:19-22) Пилат проявил то же желание

> уязвить  иудеев.  Его  чувство  права не мирилось с тем беззаконием,

> которое его заставили совершить. Но первосвященники добились своего:

> приговор Синедриона получил утверждение прокуратора.

 

> Суд  Пилата  сопровождался   поношением.   Мы  видели,  что, по  Ин.

> (ср.  19:1-5),  поношение имело место до вынесения приговора. По Мф.

> (27:26-31)  и  Мк.  (15:16-20),    Иисус  был подвергнут   поношению

> после  вынесения приговора. Надо признать, что эти два свидетельства

> друг  друга не исключают.  Вообще,  повествование Ин. о суде  Пилата

> не  противоречит  повествованию   синоптическому,   но  согласование

> обоих  повествований  в частностях, а именно, расположение отдельных

> эпизодов,    Иоанновских    и   синоптических,   в   хронологической

> последовательности  представляет   некоторые  трудности.   И  потому

> будет  правильнее  ограничиться  указанием тех эпизодов суда Пилата,

> которые сохранены синоптиками и не нашли места в Ин.

 

> Так,  в  Мф. упоминается вмешательство жены Пилата (27:19), и Пилат,

> при  вынесении  смертного  приговора,  умывает  руки  перед  народом

> (27:24-25).  Первый  эпизод  представляет  интерес  с  точки  зрения

> характеристики  Пилата.  Второй  относится  к  тем,  которые  должны

> подчеркнуть  непримиримость иудеев и лежащую на них ответственность.

> Он  должен  быть  поставлен  рядом  с рассказом  о самоубийстве Иуды

> и  о  страже  у  Гроба.  Исторически,  гораздо  важнее  рассказ  Лк.

> (23:6-12,  ср.  15)  о  суде  Ирода,  не имеющий параллелей в других

> Евангелиях.  Пилат  послал Иисуса к Ироду, когда узнал о галилейском

> происхождении  Иисуса.  Этим  он  оказал  внимание  Ироду,  и вполне

> возможно,  что  правы  те исследователи, которые этим актом внимания

> объясняют  примирение  Ирода  и  Пилата.  Сам Лука смотрел, конечно,

> глубже:   примирение  тетрарха  и  прокуратора  являло  солидарность

> грешного  мира  перед  лицом  Божественного  Добра. Но и для Пилата,

> конечно,   главное  заключалось   не  в  той    любезности,  которую

> он   оказывал  Ироду.  Заключение  Ирода  имело  для  него  значение

> экспертизы.   Пилат  не  был достаточно  знаком с иудейскими делами,

> и  мнение  Ирода,  представляло  для него объективный интерес.  Ирод

> не  поскупился  на  издевательства  над  Иисусом, и блестящая одежда

> шутовского  царя,  в  которую он облек Его, была одним из проявлений

> этих  издевательств.    Но  ею  он   отвечал Пилату и на тот вопрос,

> с  которым   Пилат   послал   к  нему   Иисуса.   Экспертиза   Ирода

> была  благоприятна  для  Иисуса.  Приведенные  показания  синоптиков

> только  усиливают то впечатление, которое мы вынесли из рассказа Ин.

> Посылая  Иисуса  на  смерть, Пилат поступал против своего убеждения.

> Так  или  иначе, его решение было принято, и тем самым смерть Иисуса

> предопределена.

                [ Епископ Кассиан Безобразов.

                  из книги ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ

                  (Часть I. Евангельская История)

                  www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html ]

 

 

 

 + + + Дороти Ли Сэйерс: Царь Израиля и правители века сего

                       www.messia.ru/rasylka/010/2548.htm#0

       полностью: "Князья века сего"

        www.pharisai.boom.ru/librar/sayers10.htm

 + ее же пьеса "Царь скорбей"

    www.pharisai.boom.ru/librar/sayers11.htm

 +++ свящ. Александр Шмеман:

       Крест, как тайна греха и тайна победы над ним

                www.messia.ru/rasylka/009/2403.htm#0

+ + + Крестный путь.

       Размышления и молитвы Вселенского Патриарха Варфоломея

        на четырнадцати остановках Крестного пути,

         свершенного Папой Иоанном Павлом  II

          в Страстную пятницу римского обряда 1994 года

           www.doroga-vmeste.ru/2007/2007_1_krestnyj_put.html

+ + + свящ. Александр Шмеман: О смерти Христа за нас

       www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_238.html

+ + + митрополит Сурожский Антоний:

       Служба "Двенадцати Евангелий" Страстного Четверга

          www.mitras.ru/inname/in_94.htm

+ + + он же: СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

       www.mitras.ru/inname/in_95.htm

+ + + он же: "О Жизнь вечная, како умираеши?" (+ссылки!)

                    www.messia.ru/rasylka/008/2175.htm#0

+ + + свящ. Александр Мень:

       Он принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть

        Б.Пастернак - ГЕФСИМАНСКИЙ САД (+ссылки)

         www.messia.ru/rasylka/007/1813.htm#0

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Пусть никто себя не обманывает!

 Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире,

 пусть станет глупым, чтобы стать мудрым.

 Ведь мудрость этого мира для Бога глупость. ...

 Так вот, пусть никто не хвалится людьми!

 Потому что всё ваше:

 и Павел, и Аполлос, и Кифа, и мир,

 и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее - всё это ваше,

 но вы принадлежите Христу, а Христос - Богу. ...

 Раз среди вас есть соперничество и раздоры,

 разве это не значит, что вы плотские

 и ведете себя, как люди этого мира?

 Когда один говорит: "Я - Павлов", а другой: "Я - Аполлосов",

 то кто вы? Люди этого мира!

 В конце концов, что такое Аполлос? Что такое Павел?

 Всего лишь слуги, благодаря которым вы пришли к вере,

 и каждый исполнил то дело, которое ему поручил его Господин.

 Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог!

 Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает.

 Значит лишь Бог, который взращивает!

 И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело.

 И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено.*

                                                  (1Кор.3:18,21-23/*/)

                                * * *

*Ничему не вынос`ите приговора до времени,

 пока не придет Господь.

 Он и выведет на свет всё, что скрыто во мраке,

 и сделает явными даже тайные помыслы.

 Вот тогда каждый получит от Бога свою похвалу. ...

 И действительно, кто тебя отличил?

 Что в тебе есть такого, чего бы ты не получил от Бога?

 Ну, а если получил,

 как можешь похваляться, словно ничего не получал?!* (1Кор.4:5,7/**/)

                                * * *

*Вера в Бога — это доверие,

 почти невероятное доверие тому,

 что, в высшей степени отдавая себя в любви,

 мы будем не постыжены, а «приняты»,

 что Любовь есть основа нашего бытия,

 к которой мы в конце концов возвращаемся, как в свой дом.*

                                                         (Дж.Робинсон)

             *********************************************

 

 

/*/ из апостольского чтения четверга.

/**/ из апостольского чтения пятницы.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2588.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»