=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

* 2 августа 2010 г. ст.ст.,  воскресенье 12-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: 1Кор.15:1-11; Мф.19:16-26.

 

 

 

к апостольскому чтению:

 +++ В.Н.Кузнецова: воскресение Христа - реальный исторический факт

                               www.messia.ru/rasylka/008/2293.htm#0  

 +> свящ. Яков Кротов: недоноски

     www.messia.ru/rasylka/005/1260.htm#0  

 +> свящ. Александр Мень: то, без чего не было бы христианства

                           www.messia.ru/rasylka/002/060.htm#0

 

 

 

>                       Первые монахи в пустыне

 

> Монахи  начали  появляться в разных частях Римской империи, но самой

> благодатной  почвой для развития монашеского движения стали пустыни,

> особенно  -  Египетская пустыня. "Монах" - производное от греческого

> слова  monachos,  означающего  "одинокий".  Одной  из  главных забот

> ранних   монахов  был поиск  одиночества. Они полагали, что общество

> с  его  шумными  и суетными делами  вводит в искушение и   отвлекает

> от  достижения  монашеских  целей. Слово "отшельник", которым вскоре

> начали  называть одиноких монахов,   изначально  означало  "ушедший"

> или   "убежавший".   Этих   людей   пустыня  привлекала  не  столько

> трудностями  жизни в ней, сколько тем, что там их было трудно найти.

> Они  стремились  не в раскаленные пески,  а  в оазис, укромное место

> или на всеми забытое кладбище, где их покой никто бы не нарушил.

 

> Кто  стал  первым  монахом - или монахиней, - определить невозможно.

> Павел  и  Антоний,  которым  обычно приписывается эта честь, обязаны

> своей  славой двум христианским авторам, Иерониму и Афанасию, каждый

> из  которых  отводил  своему  герою роль основоположника монашеского

> движения  в  Египте.  Но  кто  же всё-таки был основателем движения,

> узнать  невозможно,  да и тогда этого никто не знал. Монашество было

> не  изобретением  какого-то  одного  человека,  а  массовым исходом,

> идеей, завладевшей в одночасье умами тысяч людей. Тем не менее Павел

> и   Антоний     сыграли      значительную     роль,     пусть   даже

> не   как   основоположники  монашества,  но  хотя  бы  как  типичные

> представители его ранних форм.

 

> Иероним  очень  кратко  описывает жизнь Павла,    и в его  изложении

> она  выглядит  почти  мифологической.  Тем не менее  суть  рассказа,

> по  всей видимости, верна. В середине III века, спасаясь от гонений,

> молодой  Павел ушел в пустыню, придя на место, где раньше скрывались

> фальшивомонетчики.   Там  он провел всю  оставшуюся жизнь в молитвах

> и ел только финики. Если верить Иерониму, Павел жил в таких условиях

> почти  что  сто  лет,  и единственные, кто его за это время навещал,

> были  дикие  животные и старый монах Антоний. Возможно, это выглядит

> преувеличением,  тем  не  менее  именно  таким был идеал одиночества

> ранних монахов.

 

> Антоний,  по словам Афанасия, родился в маленькой деревушке на левом

> берегу Нила в достаточно  состоятельной  семье.    Родители  умерли,

> когда   Антоний  был  еще  совсем  молод,  и  полученное  наследство

> позволяло  ему  и  его младшей сестре, опекуном которой он был, жить

> без  особых   забот.    Он  намеревался  просто  прожить наследство,

> но  однажды  чтение  Евангелия  в  Церкви  произвело  на  него такое

> впечатление, что он решил круто изменить свою жизнь. В тот день речь

> шла  о  богатом  юноше,  и слова Иисуса отозвались в сердце Антония,

> который  тоже был относительно богат: "Если хочешь быть совершенным,

> пойди,  продай  имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище

> на  небесах" (Мф.19:21).   В ответ на эти  слова  Антоний  распродал

> свое   имущество  и   вырученные деньги   раздал   бедным,   оставив

> часть денег на содержание сестры. Но затем его потрясли другие слова

> Иисуса   в Мф.6:34:  "Не заботьтесь о завтрашнем  дне". Он избавился

> от  небольшой суммы, оставленной для сестры, передал ее на попечение

> церкви и отправился в пустыню.

 

> Первые годы уединения Антоний провел, изучая смысл монашеской жизни,

> знания     о   которой    он    получал     от пожилого    человека,

> жившего  неподалеку,  и  это  показывает,  что Антоний не был первым

> христианским  отшельником.   Это было  трудное   время  для молодого

> монаха   -   часто   ему    недоставало удовольствий,    от  которых

> он  отказался,  и  он  даже  начинал  сожалеть,  что продал всё свое

> имущество  и удалился в пустыню. Когда его посещали такие искушения,

> Антоний  устанавливал  для себя еще более жесткую дисциплину. Иногда

> он постился по нескольку дней или ел раз в день после захода солнца.

 

> Через  несколько  лет  Антоний  решился покинуть своего престарелого

> учителя  и  других  живших  там  монахов,  от  которых  он  научился

> монашеской   дисциплине.   Он  поселился  в  склепе  на  заброшенном

> кладбище,  где  питался  только хлебом, который ему приносили добрые

> души  раз  в несколько дней. По словам Афанасия, в это время Антонию

> начали  являться  видения  бесов,  которые  преследовали  его  почти

> постоянно.    Временами  встречи  с  бесами   выливались почти   что

> в физическую борьбу, после которой он несколько дней чувствовал себя

> больным.

 

> Наконец,   в  возрасте  тридцати   пяти лет Антоний получил видение,

> в  котором  Бог сказал ему, чтобы он не боялся, так как всегда может

> рассчитывать  на  помощь  свыше.   Тогда  Антоний решил,  что склеп,

> в  котором  он  жил, был недостаточно удален от общества, и двинулся

> дальше  в  пустыню.   Он  нашел развалины заброшенной крепости,  где

> и  остановился.  Но  бесы  преследовали  его  даже  там, и искушения

> продолжались.  Но  теперь  Антоний  знал, что с ним Бог, и ему стало

> бороться легче.

 

> Но  его  преследовали  не  только бесы. Ему досаждали другие монахи,

> желавшие  научиться   у  него   дисциплине   и мудрости   в  молитве

> и   созерцании. Ему  досаждали также любопытные и больные,  так  как

> к  тому  времени он получил известность как святой и чудотворец. Раз

> за  разом  отшельник  удалялся  в  безлюдные  места,  но  его всегда

> находили.   В конце концов он  смирился и согласился жить неподалеку

> от  нескольких  учеников  при условии, что они не будут посещать его

> слишком  часто.  Антоний, со своей стороны, обязался иногда навещать

> их и рассказывать им о монашеской дисциплине, Божьей любви и чудесах

> созерцания.

 

> Тем  не  менее  Антоний  дважды посетил большой  город  Александрию.

> В  первый  раз,   когда разразились гонения при Диоклетиане, Антоний

> с   несколькими  учениками  решили  пойти  в  город,  чтобы  принять

> мученическую  смерть.    Но  легат   счел этих  одетых   в  лохмотья

> и  нечесаных бродяг недостойными внимания, и несостоявшиеся мученики

> довольствовались словами ободрения другим христианам.

 

> Во  второй раз Антоний посетил Александрию много лет спустя во время

> полемики  с  арианами. Ариане утверждали, что святой отшельник встал

> на их сторону против Афанасия, и Антоний решил, что для опровержения

> этих ложных слухов лучше всего  самому предстать  перед собравшимися

> в  Александрии  епископами. По словам Афанасия, этот уже престарелый

> монах,  говоривший  на коптском языке, так как он не знал греческого

> (и,   по-видимому,   неграмотный),   выступил   с   такими  мудрыми,

> убежденными речами, что ариане были посрамлены.

 

> Наконец  к  концу  жизни  Антоний  согласился  принять  двух молодых

> монахов,   которые с тех пор жили с ним и ухаживали за ним. Он  умер

> в 356 году, завещав перед смертью двум своим товарищам держать место

> его   захоронения   в   тайне  и  передать  его  плащ  (единственную

> собственность) епископу Афанасию в Александрии.

 

> Павел и Антоний ушли в пустыню   до начала   правления  Константина,

> но  и  тогда уже там  были другие монахи. Когда же Константин пришел

> к  власти,     эти   отшельники  приобрели еще большую  известность.

> Одни    путешественники,    посещавшие    этот    район,     писали,

> явно  преувеличивая,  что  в  пустыне  жило больше людей, чем в иных

> городах.  Другие говорили о двадцати тысячах женщин и десяти тысячах

> мужчин,  ведущих  монашескую  жизнь  только  в  Египте.  Но сколь бы

> преувеличенными  ни  были  эти  цифры,  несомненно, что очень многие

> уходили из общества и вели отшельническую жизнь в пустыне.

 

> Их жизнь отличалась крайней простотой.   Некоторые  разводили овощи,

> но  большинство  зарабатывали на пропитание  тем,  что плели корзины

> и циновки,  которые  обменивали    на  хлеб и   масло.  Тростник рос

> в  изобилии,  и,  занимаясь  плетением,  во  время работы можно было

> молиться,  повторять  псалмы  или заучивать места Писания.  Питались

> в  пустыне  в основном хлебом, к которому иногда добавлялись фрукты,

> овощи  и  масло.    Вещи их ограничивались самой необходимой одеждой

> и  циновкой, на которой они спали. Большинство из них неодобрительно

> относились  к  книгам,  обладание которыми могло привести к гордыне.

> Они  учили  друг  друга  и  заучивали  наизусть  целые книги Библии,

> особенно  псалмы    и  книги Нового Завета.   Они также рассказывали

> друг   другу  поучительные  истории  и  делились  перлами  мудрости,

> исходившими от наиболее уважаемых отшельников.

 

> Царивший  в  пустыне  дух  не очень подходил иерархически устроенной

> Церкви,  епископы  которой  жили  в  больших  городах и пользовались

> влиянием   и авторитетом. По убеждению многих  монахов,  худшее, что

> их  могло ждать в жизни, - это назначение священником или епископом.

> Именно  в  это  время  и  в  определенной мере вследствие изменений,

> произошедших  после  обращения  Константина, христианских служителей

> стали     называть "священниками".    Хотя     некоторые      монахи

> были  рукоположены,    это   почти всегда   делалось  против их воли

> или  в  ответ   на  настойчивые   просьбы    епископов,    известных

> своей святостью, таких как Афанасий. Это в свою очередь вело к тому,

> что многие анахореты могли годами не принимать участия в причащении,

> которое   с   самого   начала  было  главным  обрядом  христианского

> богослужения.  В некоторых районах строились церкви, где по субботам

> и  воскресеньям  собирались  жившие  там отшельники. По воскресеньям

> после  причащения  они  часто  разделяли  общую  трапезу,   а  затем

> на неделю расставались.

 

> С другой  стороны,    такой  образ  жизни не ограждал  от соблазнов.

> С  годами  многие  монахи  начали приходить к выводу, что коль скоро

> святость  их  жизни,  несомненно,  выше  святости епископов и других

> церковных иерархов, именно им, а не этим иерархам, принадлежит право

> определять  истинность  христианского   учения.   Но  многие  монахи

> были достаточно невежественными и  склонными к фанатизму,    поэтому

> они   часто   становились   пешками   в  руках  более  образованных,

> влиятельных  и ловких людей, использовавших их самоотверженную жизнь

> в  пустыне  для достижения собственных целей. В V веке дело доходило

> до  бунтов, когда монахи пытались силой добиться признания того, что

> они считали правильным учением.

                [ Хусто Л.Гонсалес. из кн. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

                  www.krotov.info/history/00/posnov/gonzalez_2.htm ]

 

 

 

см. тж.:

  +++ www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt19_16-19.txt (ККЦ и др.)

  + + + ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ

        www.krotov.info/spravki/persons/13person/franc_ass.html

  +++ священник Яков Кротов: что сделать мне доброго...?

                    www.messia.ru/rasylka/009/2457.htm#0

 + + + Как получить вечную жизнь?

        (по кн. Н.Т. Райта+ссылки по теме)

         www.messia.ru/rasylka/008/2294.htm#0

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100815/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=8&day=15

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Напоминаю вам, братья, Радостную Весть, которую я вам возвестил,

 а вы ее приняли и твердо на этом сто`ите, -

 Весть, которой вы будете спасены,

 если будете твердо держаться того, что я вам возвестил,

 если ж нет - вы поверили напрасно.

 Итак, во-первых, я передал вам то, что сам получил:

 что Христос умер за наши грехи, как предсказали Писания;

 что Он был похоронен, на третий день воскрешен,

 как предсказали Писания;

 явился Кифе, потом Двенадцати,

 потом явился более чем пятистам братьям одновременно ...;

 потом явился Иакову, потом всем апостолам

 и самому последнему явился мне - мне, жалкому недоноску!

 Я ведь из всех апостолов самый малый, я недостоин зваться апостолом,

 потому что преследовал Церковь Бога.

 Но по Божьей доброте я есть то, что есть,

 и доброта Его ко мне не оказалась тщетной:

 я трудился усерднее всех остальных,

 то есть не я, конечно, а Божья доброта вместе со мной.*

                                                     (1Кор.15:1-10/*/)

                                * * *

*Бог плачет вместе с нами,

 чтобы мы потом смогли радоваться вместе с Ним.* (Ю.Мольтман)

             *********************************************

 

 

/*/ из апостольского чтения воскресенья.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2604.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»