=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

Выпуск посвящен евангельскому чтению минувшего воскресенья,

по календарю Православной Церкви.

 

 

* 04 октября 2010 г. ст.ст., воскресенье 21-е по Пятидесятнице

  (евангельское чтение - 19-го воскр.).

  литургические чтения: Гал.2:16-20; Лк.6:31-36*.

 

 

к апостольскому чтению:

 +++ Томас Мёртон: Жертвенность. устремиться к совершенной пустоте

                   www.messia.ru/rasylka/008/2326.htm#0 (+ссылки!)

 

 

                                * * *

 

        31 Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди,

            делайте для них и вы.

        32 Если вы любите тех, кто любит вас,

            в чём тут ваша заслуга?

               Ведь и грешники любят тех, кто их любит.

        33 И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,

            в чём тут ваша заслуга?

               И грешники делают то же.

        34 И если вы даете взаймы только тем,

            от кого надеетесь получить обратно,

               в чём тут ваша заслуга?

        И грешники грешникам дают взаймы,

            чтобы потом получить долг обратно.

        35 А вы поступайте не так!

            Любите своих врагов,

        помогайте и давайте взаймы,

            ни на что не надеясь в ответ.

        Тогда вас ждет великая награда:

            вы будете сынами Всевышнего,

               который добр даже к неблагодарным и злым.

        36 Будьте милосердны,

            как милосерден ваш Отец.

 

                        (Лк.6, перевод В.Н. Кузнецовой,

                         www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#6:31)

 

 

 

> Историк иудаизма Давид Флуссер отмечал, что изречение Иисуса о любви

> к  врагам  (Мф.5,45)  cходно  с более древними изречениями иудейских

> мудрецов  и  с более поздними. Например, в "Послании Аристея" (II в.

> до  р.Х.)  есть совет царю, который хочет избавиться от гневливости:

> "Следует  знать,  что  Бог  управляет  миром милосердно, без всякого

> гнева;  потому  и  тебе  надо  поступать так же, царь!" Почти так же

> звучат   слова   Лк.6,36  (“Будьте милосердны, ибо милосерден Бог”).

> Правда,    в  227   параграфе   Аристея   объясняет,    почему  надо

> так поступать:  "Следует поступать  великодушно и  милостиво   также

> и  по  отношению   к нашим противникам,   дабы тем самым склонить их

> к   правильному   поведению,  полезному  для  них  самих".  Но  есть

> существенное отличие: Иисус останавливается, не приводит объяснения,

> не  обещает,  что любовь к врагам поможет "склонить их к правильному

> поведению".   Бог  любит  вопреки  надежде  и  безнадежно.  Так  что

> безответная  любовь,  возможно,  дает  больше опыта любви, чем любая

> другая, хотя лучше, конечно, прожить без такого опыта.

 

* * *

 

> Апостол   Павел   по восходящей    перечисляет,    к чему   призваны

> христиане,   и   выше   всего:   "Благословляйте  гонителей  ваших".

> Благословение  здесь - как и прощение - есть освобождение. Не просто

> забыть,       а       поделиться     силами     со  своим    врагом.

> Это  противоестественно  -  во всяком случае,  для человека, каким

> мы  его (себя) знаем. "Нормально" - создать будущее, в котором враги

> бессильны,   а    мы   с друзьями, соответственно,  в  безопасности.

> Ненормально -   простить,  и  Иисус поступает   ненормально,   когда

> прощает  -   демонстративно  прощает  расслабленного.  Кто  прощает,

> не созидает будущего.  Можно  сказать,  что прощение созидает  того,

> кто   прощает   -   но   ведь    это   лукавство.  Может,   прощёный

> и расчувствуется, но может - и нет. Кто прощает - созидает себя.

 

> Бог  прощает,   рождаясь   в  мир. Бог   изменяет  Себя  -   не мир.

> Из предвечного Слова Бог становится совершенно не вечным, очень даже

> смертным  телом. Образ и подобие Божие в человеке в том, что человек

> изменяет   себя,    прощая  другого.   Мы   тогда  вполне   прощаем,

> когда  опускаемся  к  тому,  кто нас обидел. Мы  даже можем простить

> за  другого  -  что  иррационально,  неправильно, что - чудо. Только

> прощая  -   надо  идти  рядом с тем, кого простил.  Чтобы идти рядом

> с  прощёным,  нужно спуститься - как Иисус спустился, неся прощения.

> Кто  прощён  -  уходит, но Иисус  невидимо следует за ним. Прощаем -

> и  разделяем   с  другим  его  боль,   но не его грех. Увы,  чаще мы

> не  прощаем,  а  причиняем  боль  -  или прощаем так, что прощаемому

> больно  от  нашего  прощения.  Мы  делаем  другому  больно из лучших

> побуждений   -   нам   кажется,  что  боль  преображает.  Мы  готовы

> рассказать,   как нам было плохо и  больно и   как нам   это помогло

> стать  лучше.  "Вот  папаша  меня-то  в  детстве  лупил,  я  и вырос

> приличный  человек".   Да неправда.  Во-первых,  точно ли приличный,

> но    во-вторых,  "после    этого -   не означает вследствие этого".

> После  страдания  человек  стал лучше? Да не от страдания, а от Духа

> Божия!  Не  коснулся  бы  души  Бог - болящий и страдающий только бы

> озлобился. Поэтому гонителей надо прощать не потому, что гонения нам

> на  пользу,  а потому что и гонители -  люди.  Нельзя  даже  мечтать

> о  том,   чтобы   враг - расслабился,  стал паралитиком, обездвижел.

> Не  пойдёт  это  на  пользу  ему,  да и нам. Бог простил паралитика,

> прощает  нас,   чтобы  мы  шли,   никого  на  своём пути  не сбивая,

> не  стреноживая,   никого   не  пытаясь учить болезнью и страданием,

> и  проповедуя весть о спасение через прощение, освобождение, свободу

> и любовь.

                [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ.

                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_44.htm;

                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_45.htm ]

 

                                * * *

 

> Благой  и  милосердный  Господь,  зная  слабость рода человеческого,

> который  не способен прожить настоящую жизнь без каких бы то ни было

> грехов,   соблаговолил  предусмотреть  такие  целительные  средства,

> которые могут приложить  к ранам своих   грехов  не только  богатые,

> но   и бедные.   Каковы же   эти  целительные средства?  Существуют,

> по  крайней  мере,  два,  о которых Господь сказал: +Давайте, и дано

> будет   вам,  прощайте,  и прощены будете+ (Лк 6:37-38).   +Давайте,

> и  дастся  вам+  относится  к  милостыне,  которую  следует подавать

> алчущим,  неимущим и пленным. +Прощайте, и прощены будете+ относится

> к  милосердию,  которым  мы  милуем  всех  врагов. Если какой-нибудь

> бедняк  хочет  себя  оправдать  в  том,  что  он  не может накормить

> голодного,   одеть  нагого  и  освободить  пленного,    то он ничего

> не  сможет сказать в свое оправдание, когда речь будет о том, что он

> не  был милостив к своим врагам или противникам; хотя бы он спокойно

> повторял  в  молитве  Господней  слова,  с  которыми к нам обращался

> всеведущий  небесный  Судия:  +И  прости  нам  долги  наши, как и мы

> прощаем  должникам нашим+ (Мф 6:12); и хотя бы он без всякого страха

> внимал  этим  евангельским  словам:  +Если  вы  будете прощать людям

> согрешения  их,    то  простит и вам Отец ваш  Небесный грехи  ваши:

> если  же  не  будете  прощать,  и  Отец  ваш Небесный не простит вам

> согрешений ваших+ (ср. Мф 6:14-15). Итак, [Господь] с нами поступает

> достаточно мягко, так как от нас самих зависит, как нас будут судить

> в  Судный  День:  если  будете прощать, говорит [Господь], простится

> вам; если не будете прощать, то и вам не простится.

 

> Но  кто-то  скажет:  "Я не могу простить своих врагов". Если бы  ты

> не имел грехов,  которые Бог должен  был  бы  тебе  простить, тогда,

> вероятно,  ты  бы  мог  сказать,  что  ты  не  хочешь прощать своего

> ближнего.  Итак, если ты несравнимо больше согрешил перед Богом, чем

> перед  тобой согрешил человек, почему, вопреки повелению Господа, ты

> не  прощаешь  немногое, чтобы Бог соблаговолил простить тебе многое?

> Ибо   вам   Бог   не   предписывал:  поститься  более,  чем  можете,

> воздерживаться  от вина и  мяса,    истощать себя  частыми  бдениями

> и плыть  на  восток или  на запад в бесконечных трудах и опасностях.

> Ничего  из  этого  от вас не требуется: но нам предписано, чтобы мы,

> заглядывая в ларцы (arcellas) нашей  совести,   ни к одному человеку

> в мире   не имели ненависти, исполняя  то,   что сказал сам Господь:

> +И как хотите,  чтобы с вами  поступали люди, так и   вы  поступайте

> с ними+ (Мф 7:12).  И  так  как нет  никого, кто не хотел бы,  чтобы

> ему простили грехи,  совершённые против человека или Бога, почему же

> мы не  делаем другим  то,   чего  мы  хотели  бы  себе:   чтобы было

> в нас то,  о чём говорит  апостол:   +Весь   закон   в  одном  слове

> исполняется:  люби ближнего своего, как самого себя+ (ср. Гал 5:14)?

> Посему  необходимо,   чтобы  мы   как  можно  меньше обманывали себя

> ложной беззаботностью,  полагая,   что   если  мы  не хотим  прощать

> наших ближних,  то  сможем  заслужить прощение  наших  грехов.   Ибо 

> с великим  трепетом  следует  размышлять    о  тех  наводящих   ужас 

> и  страх словах нашего Господа, которые  заслужил  услышать жестокий

> раб:  +Злой  раб, весь долг Я простил  тебе,  потому  что ты упросил

> Меня,    не надлежало ли  и  тебе  помиловать  товарища  твоего, как

> и Я помиловал тебя?+ (Мф 18:32-33). И  что  же  после  этого?  Отдал

> его  истязателям,  говорит [Господь],  +пока  не отдаст всего долга+

> (Мф 18:34). И чтобы более медлительных подогнать,  прибавляет:  +Так

> и  Отец Мой Небесный поступит с вами, если  не простит каждый из вас

> от сердца  своего  брату   своему+ (Мф 18:35).      Ведь   поскольку

> мы      без всякого телесного  труда    можем  заслужить    прощение

> всех наших грехов, если будем от всего сердца прощать наших братьев,

> то какое извинение можем мы иметь в День Суда, если то, что с Божией

> помощью можем  с легкостью совершить,  не спешим   исполнять?  Итак,

> без сомнения, Господь наш намерен исполнить Свои  слова  в отношении

> нас,  так что каким судом  мы судили,   таким  и нас  будут  судить,

> и  той  мерой, какой мы миловали наших ближних, такой  и  нас  будут

> миловать. Ибо тот,  кто  не желает так поступать, сам себе закрывает

> двери милосердия Божьего.

 

<...>

 

> <.....>  если мы щедро раздаем милостыню, а врагов наших по заповеди

> Христовой  не милуем, то мы предлагаем наше имение Богу, а нашу душу

> порабощаем  Его  противнику.  Теперь  посмотрите,  разве  может быть

> праведным и угодным Богу такое разделение: ибо не столько дел наших,

> сколько  нас самих желает Бог. Ведь поскольку Он знает, что мы очень

> любим  земное  имущество,  по  этой  причине  Он хочет, чтобы мы Ему

> приносили  в дар то, что любим; чтобы согласно Его словам, где будет

> сокровище наше, там было бы и  сердце  наше (ср. Мф 6:21; Лк 12:34),

> и  чтобы,   когда  священник  произносит:  «ГорЕ  имеем сердца»,  мы

> могли бы с чистой совестью отвечать: «Имеем ко Господу».

                        [ свт. Кесарий Арльский. Из Слова 39.

                          www.krotov.info/acts/06/1/kesary.htm#2 ]

 

 

 

        -------------------------------------

        * параллели к еванг. чтению: Мф.5:44-48;

          эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию"

          ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#50 )

 

 

 

 

 + + + о. Яков Кротов: "будьте совершенны" и "будьте милосердны"

                    www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_48.htm

 + + + он же: любить врагов (+ссылки!)

        www.messia.ru/rasylka/006/1646.htm#0

 + + + свт. Иоанн Златоуст о любви к врагам

        www.krotov.info/library/i/zlatoust/04_02_27.html#8;

         www.krotov.info/library/i/zlatoust/04_02_04.html#7

 + + + К.С. Льюис: самая непопулярная добродетель

        www.messia.ru/rasylka/009/2470.htm#0

 + + + Юлий Анатольевич Шрейдер: заповедь любви

           www.messia.ru/rasylka/007/1991.htm#0

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20101017/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=10&day=17

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Поскольку у нас есть такая надежда, мы говорим открыто и бесстрашно.

 А не как Моисей, который закрывал покрывалом лицо,

 чтобы сыны Израиля не увидели конца того, что идет к упразднению.

 Но и теперь разум их ослеплен.

 Вплоть до нынешнего дня это покрывало

 при чтении текста Ветхого Договора остается неснятым,

 потому что удаляется оно только благодаря Христу.

 До сегодняшнего дня, когда читается Закон Моисея,

 это покрывало лежит на их сердцах.

 "Но всякий раз, когда человек обращается к Господу,

  покрывало убирается".

 Господь, о котором здесь говорится, это Дух,

 а где Дух Господа, там свобода.

 Мы же все, не закрывая лиц`а покрывалом,

 видим, как в зеркале, сияние славы Господней,

 и преображаемся,

 становясь Его подобием и сияя все более яркой славой.

 Это совершает Господь, а Он есть Дух.* (2Кор.3:12-18/*/)

                                * * *

*Мы по рождению евреи, а не какие-нибудь "грешники-язычники".

 Но мы знаем, что ни один человек не будет оправдан делами Закона,

 а только верой в Иисуса Христа.

 Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса,

 чтобы получить оправдание верой в Христа,

 а не делами Закона,

 так как делами Закона "не оправдается никто из живущих".

 Но если мы, стремясь к оправданию через единение с Христом,

 обнаружим, что и мы перед Законом такие же грешники,

 значит ли это, что Христос - пособник греха?!

 Нелепость!

 Если я стану восстанавливать то, что раньше разрушил,

 этим я покажу, что преступил Закон.

 Закон меня умертвил, и я умер для Закона, чтобы жить для Бога.

 Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос.

 И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего,

 полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня.

 Так неужели я отвергну Божий дар?!

 Ведь если оправдание может дать Закон, значит Христос умер напрасно!*

                                                     (Гал.2:16-20/**/)

                                * * *

*Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил:

"Как счастливы бедные! / Царство Бога ваше.

 Как счастливы те, кто голоден теперь! / Бог вас насытит.

 Как счастливы те, кто плачет теперь! / Вы будете смеяться.

 Так будьте же счастливы, / когда ненавидят вас люди

 и когда изгоняют вас, оскорбляют / и чернят ваше имя -

 и всё это из-за Сына человеческого.

 Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости!

  Вас ждет на небесах великая награда!

 Ведь точно так же поступали с пророками / отцы этих людей.

 И, напротив, г`оре вам, богатые! / Вы уже натешились вдоволь.

 Г`оре вам, кто сыт теперь! / Вы будете голодать.

 Г`оре вам, кто смеется теперь! / Вы будете рыдать и плакать.

 Г`оре вам, когда хвалят вас все люди!

  Ведь точно так же хвалили лжепророков отцы этих людей.

 Но вам, тем, кто слушает Меня, говорю Я:

 люб`ите своих врагов, / делайте добро тем, кто вас ненавидит,

 благословляйте тех, кто вас проклинает,

  мол`итесь за тех, кто вас оскорбляет.

 Тому, кто ударит тебя по щеке, / подставь другую

 и, если кто отнимает плащ, / не препятствуй забрать и рубашку.

 Всем, кто просит у тебя,

  дай и, если отнимает твое, не требуй обратно.

 Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них и вы.

 Если вы л`юбите тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга?

  Ведь и грешники любят тех, кто их любит.

 И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,

  в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же.

 И если вы даете взаймы только тем,

 от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша заслуга?

 И грешники грешникам дают взаймы,

  чтобы потом получить долг обратно.

 А вы поступайте не так! / Люб`ите своих врагов,

 помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.

 Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего,

  который добр даже к неблагодарным и злым.

 Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец.

 Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них и вы.

 Если вы любите тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга?

  Ведь и грешники любят тех, кто их любит.

 И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,

  в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же.

 И если вы даете взаймы только тем,

  от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша заслуга?

 И грешники грешникам дают взаймы, /чтобы потом получить долг обратно.

 А вы поступайте не так! / Люб`ите своих врагов,

 помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.

 Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего, /

 который добр даже к неблагодарным и злым.

 Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец". ...

 Иисус рассказал им такую притчу:

 "Может ли слепой быть поводырем слепого?

    Разве не оба угодят они в яму?

  Ученик не может быть выше учителя,

    но любой, завершивший учение,

       станет таким, как учитель.

  Что же ты смотришь на соринку в глазу своего брата,

    а в своем бревна не замечаешь?

  Как ты можешь говорить своему брату:

    "Брат, дай я выну соринку из твоего глаза",

       если не видишь бревна в своем?

  Лицемер!

  Вынь прежде бревно из собственного глаза -

    тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата.

  Ведь не приносит хорошее дерево больных плодов,

    и, наоборот, дерево с гнилью

       не приносит хороших плодов.

  Деревья узнают по плодам!

  С колючек не собирают инжира,

    а с терновника не срезают гроздей.

   Добрый человек выносит доброе

    из хранилища добра в своем сердце.

  Злой человек выносит злое из хранилища зла.

    Ведь из уст человека исходит то, чем полно его сердце.

  Что вы зовете Меня "Господь, Господь",

   а не делаете того, что Я велю?

  Того, кто приходит ко Мне,

   кто слушает Мои слова и следует им,

    знаете, с кем можно сравнить?

  Его можно сравнить с человеком,

   который, строя дом, вырыл глубокий котлован

  и поставил фундамент на камне.

  Вышла из берегов река,

   обрушилась на дом тот,

  но не смогла его сдвинуть,

   потому что он выстроен на совесть.

  А того, кто слушает Мои слова, но не следует им,

   можно сравнить с человеком,

    который построил дом на земле, без фундамента.

  Обрушилась на него река,

    и он сразу рухнул.

     От него осталась лишь груда развалин".  (Лк.6:20-36,39-49/*^/)

                                * * *

*И если вы умерли вместе с Христом и теперь свободны от стихий мира,

 зачем же вы позволяете им устанавливать для вас всякие предписания,

 словно вы всё еще живете в этом мире?

 "Не прикасайся!" "Не ешь!" "Не трогай!"

 Да все эти запретные вещи для того и существуют,

 чтобы быть уничтоженными при употреблении!

 Всё это - человеческие заповеди и учения!

 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием,

 смирением и умерщвлением плоти,

 конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена.

 Они ведут лишь к потворству плоти!

 Итак, если Бог воскресил вас вместе с Христом,

 стремитесь к тому, что на небе,

 там, где Христос восседает по правую руку Бога.

 Помышляйте о вышнем, а не о земном.

 Ведь вы умерли, ваша жизнь сокрыта в Боге вместе с Христом.*

                                                (Кол.2:20-3:3/***/)

                                * * *

"Жизнь и смерть - во власти языка,

                     и кто с ним дружен, плоды его вкусит". (Пр.18:21)

             *********************************************

 

 

/*/ апостольское чтение субботы.

/**/ апостольское чтение воскресенья.

/*^/ содержит евангельские чтения воскресенья и понедельника

     и часть чтения вторника.

/***/ апостольское чтение вторника.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2627.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm