=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

 

 

* 29 ноября 2010 г. ст.ст.,  воскресенье 29-е по Пятидесятнице.

  (евангельское чтение - 27-го воскр.)

  литургические чтения: 1Тим.1:15-17; Лк.13:10-17.

 

 

 

К апостольскому чтению:

   www.messia.ru/rasylka/006/1395.htm#0

    "...пришел в мир спасти грешников, из которых я первый"

   (св. Иоанн Лествичник; еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский);

    + ссылки!)

 

                                * * *

 

 

        10 Иисус учил в субботу в одной из синагог. 11 Там была

        женщина, вся скрюченная, она совсем не могла разогнуться,

        потому что в ней был нечистый дух, который держал ее в болезни

        восемнадцать лет. 12 Увидев ее, Иисус ее подозвал и сказал:

 

           - Ты избавлена от болезни.

 

        13 Он возложил на нее руки, и она сразу выпрямилась и стала

        благодарить Бога. 14 Старейшина синагоги, разгневанный тем,

        что Иисус вылечил ее в субботу, сказал народу:

 

           - Для работы есть шесть дней. В эти дни и приходите

        лечиться, а не в субботу.

 

        15 Но Господь ответил ему:

 

           - Лицемеры! Разве каждый из вас не отвязывает быка или осла

        от стойла в субботу и не ведет поить? 16 А ведь она дочь

        Авраама, и Сатана целых восемнадцать лет держал ее связанной!

        Так неужели нельзя развязать ее путы в субботний день?!

 

        17 От этих слов всем Его противникам стало стыдно, а весь

        народ радовался удивительным делам, которые Он совершал.

 

                                     (Лк 13, перевод В.Н.  Кузнецовой)

 

 

 

> *  Само  содержание  Торы,  то  есть  ее  предписания,  в  иудейских

> направлениях  понималось по-разному.  Фарисейский раввинизм, который

> господствовал    в  синагоге  во  времена  Иисуса   Христа,    видит

> ее  содержание  в сумме практически исполнимых заповедей и запретов.

> При  этом   не делалось    никакого  различия   между  нравственными

> и   культовыми,    обрядовыми    заповедями.     Всего   насчитывали

> 613     отдельных    постановлений  (греч.  entolai,  евр.  mizwot),

> среди которых 248 заповедей и 365 запретов.

 

> Каждое  из  постановлений,  как «оградой» (Aboth 3.  13), окружается

> множеством    казуистических    частных  толкований   и определений.

> Эти  развитые  раввинами  и вошедшие в предание определения получили

> название   Халаха   (halaka   =  изменение,  иногда  в  традиционной

> транслитерации   Галаха).    Халаха  может  означать  как  отдельное

> положение  права, так  и   их   сумму,  то есть  право  как таковое.

> Халаха – не только толкование Торы, но также и право обычая (обычное

> право),   которое   задним  числом   обосновывается из Торы.    Она,

> как   обязательная   для   соблюдения   сформулированная   традиция,

> передавалась   устно   в   преемственности   раввинов  и  непрерывно

> пополнялась  дальнейшими определениями.  Только около 200 года до РХ

> признанная  Халаха была письменно оформлена как Мишна (= повторение,

> предание).

 

<...>

 

> 1.      +Отношение Иисуса Христа к Халахе.+

 

> > Фарисейский  раввинизм  приписывает  Халахе   такой  же  авторитет

> как   Торе.  Согласно  b.   T. Nidda 45a рабби   Акиба   учит:  «Как

> вся  Тора  –  Закон  Моисею  с  Синая,  так и малейшее предписание –

> повеление    Моисею с  Синая».     Чтобы   исторически    обосновать

> это  приравнивание,  Халаху  возводят  к  Моисею  как  тайное устное

> предание  (Aboth 1.1).    Но Иисус Христос утврждает резкое различие

> между  Торой  и Халахой, и это должно было удивлиь и даже шокировать

> Его окружение, воспитанное в иных традициях.

 

<.....>

 

> Как  в  предании  Марка,  так  и  в особом предании Евангелиста Луки

> содержится   критика   Халахи   (Лк  13.15  и   14.5-6).    Согласно

> Лк  13.10-17, Иисус Христос в субботу исцеляет в синагоге скорченную

> женщину.   Начальник синагоги, который должен был следить за внешним

> порядком  в  синагоге,  с упреком говорит народу: «Есть шесть  дней,

> в  которые  дОлжно  делать; в те и приходите исцеляться, а не в день

> субботний»  (13.14).   Халаха  дозволяет  врачебную помощь в субботу

> только  в  самых  неотложных  случаях;  это  уважительно.   Но Иисус

> Христос  называет  начальника  синагоги  «лицемером».   Он  и  здесь

> находит   внутреннее   противоречие.    Раввинистическая  казуистика

> претендует  на точное определение обязанностей человека по отношению

> к Богу, но в действительности она эти обязанности ограничивает.

 

> *  Обобщая  рассмотренные  элементы  предания  можно  увидеть единую

> картину отношения Иисуса к Халахе:

 

> 1.   Вопреки  общему  воззрению  Своего  иудейского  окружения Иисус

> Христос строго различает ветхозаветные заповеди и Халаху книжников.

 

> 2.  Он критикует и даже отвергает Халаху как «заповедь человеческую»

> и  «предание  человеческое» (Мк 7.7-8), так как она непрямо выражает

> человеческое  желание  ограничить  заповедь Божию, и даже обойти ее.

> Вопрос   о   границах  применения  той  или  иной  заповеди  казался

> естественным  и  необходимым.  Законник, согласно Лк 10.29, с полным

> правом,   как  ему кажется,   спрашивает  о границах заповеди  любви

> к  ближнему: «А кто мой ближний?»  Где границы  милости   и  помощи?

> Где  границы  обязанности?   Но  именно  эти,  идущие  от  человека,

> ограничения   Иисус   Христос   отклоняет   в  целом  как  «заповедь

> человеческую».

 

> 3.   Иисус  Христос одинок в Своем окружении.  Правда, к официальной

> Халахе    фарисейского раввинизма критически  относились  и   ессеи.

> Они  противопоставляли  ей  более  радикальное  толкование заповедей

> закона.   Но  в  текстах  Кумрана  не  существует  никакой  аналогии

> положениям Иисуса о предании, подобных сказанному в Мк 7.8-9.  Ессеи

> выступали  против  «стирателей  границ», которые понижали требования

> Торы (Dam 5.20; 19.15-16; ср.  1.15-16).  Но о принципиальном отказе

> от  Халахи у них речи не было, ибо такой критикой дискредитировались

> бы и собственные толкования Закона.

 

> 4.    В  отличие  от  ессеев,  Иисус  Христос  не  противопоставляет

> фарисейскому  толкованию  Закона Свое  собственное  толкование.   Он

> не ведет     со Своим   окружением дискуссию  о толковании   Закона,

> но  изменяет  отношение  человека к Закону как таковому.  В то время

> как  иудейский  взгляд  на  Закон  необходимо  ведет  к  казуистике,

> отношение Иисуса Христа к Закону всякую казуистику исключает.

 

 

> 2.      +Отношение Иисуса Христа к ветхозаветным заповедям.+

 

> Только  что сделанный вывод находит свое подтверждение  и углубление

> в ряде евангельских текстов. Отвержение казуистических постановлений

> Халахи  о  чистоте ведет  далее,    а именно  к свободному отношению

> к  самой заповеди   о  чистоте;    отвержение  субботней  казуистики

> к свободе в отношении к самой заповеди о субботе.

 

<.....>

 

> * О субботе.

 

> В  Евангелиях  имеется не менее шести дискуссий о субботе, а именно,

> по  две  в  предании Евангелиста Марка (Мк 2.23-28; 3.1-6), в особом

> материале  Евангелиста   Луки  (Лк 13.10-17; 14.1-6)  и  в Евангелии

> от Иоанна (Ин 5 и 9).  Все они согласны по существу вопроса.  Прежде

> всего  уже в том, что Иисус Христос Своим демонстративным поведением

> нарушает субботу.

 

> Отношение  Иисуса Христа к субботнему покою имеет очевидный характер

> образца  для  поведения  Его последователей.  Его действия в субботу

> делали  особенно  наглядным и  впечатляющим то новое,   что Он  внес

> в  отношение    к  Закону.   Соблюдение седьмого дня  как дня  покоя

> было  одной  из  основных   заповедей, третьей  заповедью  Декалога.

> Со времени  плена  «хранить  субботу»   считалось  актом исповедания

> перед  лицом   неиудейского    окружения  (Ис 56.2-7;  Иез 20.16-24;

> Неем 13.15-22).  В эллинистическом мире суббота часто была предметом

> насмешек:  языческий  мир, конечно, знал праздничные дни, но не знал

> никаких регулярных  дней  покоя.      Но третья заповедь соблюдается

> и доныне в христианском мире: именно она дала повод почти всему миру

> ввести  принять  еженедельный   день покоя.  Но  раввинизм   окружил

> эту  заповедь  огромным  количеством  казуистических  правил.  И вот

> Иисус  Христос нарушает эту заповедь, особенно наглядно демонстрируя

> тем самым, что Он приносит нечто новое: Он обновляет Закон.  Новизна

> особенно  наглядно  проявлялась именно в отношении к субботе, потому

> что  соблюдение  субботней  заповеди  было  у  вех  на  виду и легко

> контролируемо.  В Евангельских повествованиях мы наблюдаем следующие

> шаги:

 

> 1.   В  обоих   рассказах  о  субботе Евангелиста  Луки (Лк 13.10-17

> и  14.1-6)  Иисус  Христос  отвергает "субботнюю" казуистику Халахи.

> Она  развивается  только  для  того,  чтобы  ограничить  обязанность

> человека.

 

> 2.   В  обоих   повествованиях  предания Марка  дискуссия уже   идет

> не  о  толковании,  но  о  смысле самой заповеди.  В обеих перикопах

> Иисус Христос  оправдывает нарушение  субботних постановлений   тем,

> что  сами эти постановления противоречили смыслу и сущности заповеди

> о субботе.

 

> 3.   В  чём  состоит  оправдание  Иисуса  Христа?   Рассказ Мк 3.1-6

> исходит  из того  факта,   что Иисус неоднократно совершал исцеления

> в  субботу.    Для большинства   рассказов об исцелениях характерно,

> что  больные  обращаются к Нему с мольбой исцелить их, и их просьба,

> сопровождаемая  верой  во  всесилие  Бога, действующего через Иисуса

> Христа,  исполняется.   На сей раз все происходит иначе.  Инициативу

> демонстративно  берет  на Себя Сам Иисус Христос.  Фарисеи бдительно

> наблюдают  за  Ним.   Иисус,  зная  об  этом,  намеренно  повелевает

> больному  стать  на  середину  синагогального  собрания и спрашивает

> окружающих и наблюдающих (Мк 3.4):

 

>       «ДОлжно ли в субботу

>        добро делать, или зло делать?

>        душу спасти, или погубить?»

 

> Этот  вопрос  предлагает   такую   альтернативу,    которая объемлет

> всё  поведение  и этическую позицию человека.  Параллелизм изречения

> говорит:  делать  добро  означает спасти душу, то есть жизнь; делать

> зло означает жизнь погубить.  Это – универсальное требование: всегда

> и  везде поступать так, чтобы способствовать дарованной Богом жизни.

> Что  означает  наряду с этим универсальным принципом какая-то ссылка

> на  субботу?!   Очевидно,  что  в  свете  этого  принципа  субботняя

> заповедь  не  имеет   самостоятельного   и    абсолютного  значения.

> Она  просто  поглощается  этим  основным  принципиальным положением.

> Этот  принцип  совершенной  милости, признающей бесконечную ценность

> жизни  –  выражение «превосходнейшей праведности» (Мф 5.20), которая

> составляет  содержание  заповедей Нагорной проповеди.  Иисус Христос

> властно  преодолевает  заповедь о субботе превосходящим эту заповедь

> универсальным   требованием   добра.    Однако   это   универсальное

> требование ставит вопрос о возможности его реализации.     Как можно

> и   дОлжно  поступать  так,  чтобы  твои  поступки  всегда  и  везде

> способствовали жизни, что явно отвечало бы воле Божией?

 

> 4.   Согласно  рассказу  Евангелиста Марка,   Иисус Христос отвечает

> на молчание собравшихся в синагоге, как и на собственный вопрос тем,

> что исцеляет больного (Мк 3.5).  Этим исцелением Он властно заявляет

> Свое   право  и  долг  реализации универсального  требования  добра,

> как   человеческого   ответа   благой  воле  Божией.   Через  Иисуса

> свершается  собственное  дело Божие.  Он отменяет субботу, утверждая

> ее.   Отменяет тем, что в превосходной степени исполняет сам замысел

> и цель субботы – сберечь, поддержать и облегчить жизнь человека.

 

> 5.   Эту свободу Иисуса Христа в отношении к Закону должны разделить

> и  Его  последователи.   Это  разъясняет  повествование  о  срывании

> колосьев  (Мк 2.23-28  пар.  Мф 12.1-8).      Содержание  рассказа -

> не  оправдание  поведения  учеников как таковое, но оправдание того,

> что  Иисус  Христос  его допускает.    Первый  аргумент (Мк 2.25-26)

> из  Писания.  Иисус сравнивает Себя и Своих учеников с Давидом и его

> спутниками.   Типологическое сравнение говорит следующее: Если Давид

> посмел  нарушить  заповедь,  ел  хлебы  предложения и дал есть своим

> спутникам,   то   тем  более  Иисус  Христос  имеет  право  опустить

> соответствующую заповедь,    чтобы  дать  пищу    Своим    ученикам.

> Это  заключение  развивается  в  Евангелии от Матфея (12.5-6) втором

> примере:  если священники ради храмового богослужения смеют нарушать

> субботу,     то  тем  более  это   может  происходить   ради Иисуса,

> ради  следования  Ему.  Ибо «здесь», в Иисусе Христе «то, что больше

> Храма».   Иначе  говоря,  в  Иисусе  Бог  присутствует в несравненно

> большей  степени,    чем   в  Храме, и следование Христу освобождает

> от  отдельной  заповеди,  ибо оно есть исполнение Его универсального

> требования, которое преодолевает субботу, возвышая ее до ее истинной

> сути.

 

> 6.   Общий  смысл   обеих   перикоп   Евангелия  от  Марка   выражен

> в  их  заключительных  стихах.    Первая перикопа завершается словом

> о Сыне  Человеческом  Мк  2.28:    «Сын   Человеческий есть господин

> и  субботы».   Он  полномочен  поставить ее в служение Своей задаче.

> Это отвечает эсхатологической ситуации  наступления  Царствия Божия,

> о  котором  благовествует  Иисус Христос.  Обе перикопы имеют неявно

> выраженный эсхатологический и христологический смысл.

 

> Вторая  перикопа  завершается  (Мк 3.6) реакцией фарисеев и иродиан.

> Они  составили  совещание  погубить  Иисуса Христа.  И это следствие

> вполне   соответствует   ситуации.   Иисус  представляет  не  другое

> толкование  субботы,  о  котором можно вести дискуссию.  Он, с точки

> зрения  фарисеев,  упраздняет  субботнюю  заповедь как таковую и тем

> самым  закон,  основу  основ  иудейства.  Для свидетелей Его свободы

> открываются  только  два пути: или согласиться с Его правом отменять

> субботнюю  заповедь,   или  держаться  заповеди   и   извергнуть Его

> из иудейства и погубить Его.

 

> 7.   Свобода  в  отношении  субботней  заповеди  во всех приведенных

> Евангелиями  случаях,  во-первых,  ставит эту заповедь в подчиненное

> положение  заповеди  любви.   Во-вторых,  нарушение  субботы Иисусом

> Христом,       подобно       упразднению     заповеди   о   чистоте,

> имеет  эсхатологический  смысл:  через  Иисуса  Христа неограниченно

> свершается воля Божия, которая желает жизни людей.

 

<.....>

 

> 3.      +Отношение Иисуса Христа к Закону.+

 

<.....>

 

> Согласно  всему  смыслу  Нагорной  проповеди,  высказывание  Мф 5.17

> нельзя понимать в смысле добавления заповедей Иисуса Христа к Закону

> Моисея.    В   этом   изречении   следует   видеть  эсхатологическое

> истолкование  наставлений Иисуса Христа.  Во всех частных дискуссиях

> о  ветхозаветных  заповедях  Он всегда исходил из уверенности в том,

> что  эти  заповеди  теперь,  как и прежде, справедливы и действенны.

> Например,  Он  не  отменяет субботу, но постоянно указывает ей место

> позади Себя.  Своими знамениями исцелений Он демонстративно нарушает

> субботу  и,  возвышаясь над нею, ее преодолевает.  Такое преодоление

> заповеди  – не радикализм +внутри этого мира+, но исполнение Закона,

> обещанное  Богом  для  эсхатона,  для  времени спасения и для нового

> человека   +мира   грядущего+.    Последующие  антитезы  Мф  5.21-48

> подразумевают  не единократную историческую отмену заповедей Закона,

> но     их   эсхатологическое  преодоление.     Где  Иисус   Христос,

> там  «исполнилось  время  и  приблизилось Царствие Божие» (Мк 1.15),

> там,   как  антитезы  к Закону,  действуют заповеди  Иисуса  Христа.

> Сам  же закон Моисея отражает жизненные формы века сего, отмеченного

> грехом,  невольным сосуществованием со злом.  Он является выражением

> права   как  совокупности  нравственных  норм  различных  социальных

> порядков и структур.

                [ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

                  из статьи "Евангельская этика"

                  www.azbyka.ru/ivliev/evangelskaya_etika-all.shtml ]

 

 

 

 

 

 

 + + + священник Яков Кротов: Исцеление в субботний день

                    www.messia.ru/rasylka/009/2491.htm#0

 + + + митрополит Сурожский Антоний (Блум): чудо в седьмой день (1981)

                                  www.messia.ru/rasylka/008/2341.htm#0

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20101212/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=12&day=12

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Фарисеи спросили Иисуса, когда наступит Царство Бога.

  - Когда наступит Царство Бога, его не увидеть глазами, -

    ответил Он им. -

    Не скажут: "Смотри, оно здесь!" или "Вон оно!"

    Ведь Царство Бога уже среди вас.

 А ученикам Иисус сказал:

  - Наступят дни, когда будете жаждать увидеть

    один из дней Сына человеческого,

    но не увидите.

    Вам скажут: "Вон там!" или "Вот здесь!"

    Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку.

    Словно молния, что, сверкнув, озаряет всё небо от края до края, -

    таким будет Сын человеческий

    в день, когда Он вернется!

    Но сначала Он должен претерпеть много страданий

    и быть отвергнутым людьми этого поколения.

    Как было в дни Ноя,

    так будет и в дни Сына человеческого:

    люди ели, пили, женились и выходили замуж,

    и так вплоть до самого дня,

    пока Ной не вошел в ковчег,

    а потом пришел потоп - и все погибли.

    То же было и в дни Лота:

    ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили,

    но в день, когда Лот покинул Содом,

    пролились на землю сера и огонь -

    и все погибли.

    Так будет и в день,

    когда явит себя Сын человеческий!

    Кто в тот день будет на крыше, а вещи его в доме,

    пусть не спускается взять их!

    И кто будет в поле - не возвращайся назад!

    Помните о жене Лота!

    Кто стремится сохранить свою жизнь,

    тот погубит ее;

    кто погубит -

    тот сохранит ее.

    Верно вам говорю,

    в ту ночь двое будут в одной постели -

    и один будет взят, а другого оставят;

    две женщины будут молоть на одной мельнице -

    одну возьмут, а другую оставят.* (Лк.17:20-37/*/)

                                * * *

*Отведя Двенадцать в сторону, Иисус сказал им:

 "Вот мы идем в Иерусалим,

  и там исполнится всё, что написано пророками о Сыне человеческом.

  Его отдадут в руки язычников,

  над Ним будут глумиться, оскорблять, плевать в Него, будут бичевать,

  а потом убьют.

  Но на третий день Он воскреснет".

 Но они ничего из этого не поняли.

 Смысл Его слов оставался скрытым для них,

 и они не понимали, о чём говорит Иисус.* (Лк.18:31-34/**/)

                                * * *

Иисус сказал:

 "Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов

  и власть над всей силой врага - и ничто не вредит вам.

  Но не тому радуйтесь, что духи вам подчиняются,

  а радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах!"

 И в тот же миг Святой Дух исполнил Иисуса ликованием, и Он сказал:

 "Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то,

  что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых и разумных!

  Да, Отец, такова была Твоя благая воля!" (Лк.10:19-21/***/)

                                * * *

"Спасение есть торжество и ликование единения с Богом,

 то, к чему сознательно и бессознательно стремится род человеческий".

                                                                (А.М.)

             *********************************************

 

 

 

/*/ чтения понедельника и вторника.

/**/ чтение четверга.

/***/ чтение субботы.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2634.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»