=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

 

* 20 февраля 2011 г. ст.ст., суббота {перед Великим Постом}.

  литургические чтения: Рим.14:19-26; Мф.6:1-13.

  /память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших/

 

 

 

 

>                ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ ПРАВЕДНОСТЬ (6.1-18)

 

>                       6.1-4 УЧЕНИЕ О МИЛОСТЫНЕ

 

> 1   Смотрите, не выставляйте напоказ свою набожность, чтобы

>     привлечь внимание людей. Иначе вы не получите награды от своего

>     Небесного Отца.

 

> 2   Так вот, когда подаешь милостыню, не труби об этом во все

>     трубы. Так делают в синагогах и на улицах святоши, для того

>     чтобы люди осыпали их похвалами. Верно вам говорю, они сполна

>     получают свою награду.

 

> 3   А когда ты подаешь милостыню, пусть никто об этом не знает,

>     (4) чтобы помощь твоя совершалась втайне. И тогда твой Отец,

>     видящий всё, что совершается тайно, вознаградит тебя.

 

>       ---------------------------------------

>       *4 +вознаградит тебя+ – в некоторых рукописях: «вознаградит

>       тебя явно».

 

>       *1 Мф 23.5

>       ---------------------------------------

 

 

> Ст.   1  –  Вероятно,  этот стих вводит все три последующие  раздела

> (о  милостыне  –  6.2-4;  о  молитве  –  6.5-15; о посте – 6.15-18),

> являясь  своеобразным прологом,   в котором  изложен  общий принцип:

> +не  выставлять  свою  набожность  напоказ+.    Словом  «набожность»

> здесь   переведено  любимое  Матфеем   слово «праведность»,  которая

> здесь  понимается  как  исполнение  религиозного  долга,  правильная

> религиозная  практика:  молитва, пост и милостыня (ср.  Тов 12.8-9).

> Согласно  еврейским  верованиям,  за них не только полагается особая

> награда  от  Бога,  но они  также искупают прегрешения и даже могут,

> в  том  случае, если таких добрых дел было очень много, так сказать,

> больше,  чем  требовалось  одному  человеку,  искупать  грехи других

> людей.   На  этом основана вера в заместительные заслуги патриархов,

> главным образом Авраама.

 

> Каждый   из   разделов   организован  по  одному  принципу:  сначала

> подвергается резкой  критике    существующая  религиозная  практика,

> затем  высказывается  требование: пусть вашу набожность видит только

> Бог.

 

> Ст.   2  –  Краеугольным камнем  благочестия  считалась =милостыня=.

> В   языке  того  времени  широко  употреблялось  выражение  «творить

> праведность»,   то   есть   совершать   какое-то  доброе  дело,   но

> в   междузаветный  период  оно  стало  фразеологизмом  со  значением

> «подавать    милостыню».       Согласно    древним   представлениям,

> даже человек, живущий за счет милостыни, обязан подавать ее.

 

> =Не  труби  об  этом во все трубы= –  Существует предположение,  что

> в  случае  особо  крупного пожертвования в синагоге трубили в трубы.

> Известно,  например,  что  в  дни  поста,  когда  раздача  милостыни

> считалась особенно богоугодным делом, действительно трубили в трубы.

> И  всё  же  большинство  исследователей,  начиная  с древних времен,

> полагали,  что перед нами метафора.  Таково, например, мнение Иоанна

> Златоуста.   В  те  времена  благотворительность  была  очень хорошо

> организована:  деньги на помощь нуждающимся членам общины собирались

> в  синагогах  по  субботам;  тот, кто дал больше всех, получал право

> сидеть  на  возвышении.   На улицах и около Храма люди тоже подавали

> нищим – обычно инвалидам и калекам, которые не могли заработать себе

> на  жизнь.   Святоши – так переведено греческое слово «хюпокрит`ай»,

> оно    имеет     значение   «лицедей,  актер»,   а также  «лицемер».

> В Евангелиях так,  как правило,  называются  люди, которые действуют

> не   от   чистого   сердца,     но    с целью     продемонстрировать

> свою  религиозность  и  тем  выделиться  среди  других, причем такие

> мотивы  могут  лежать не на поверхности, то есть быть неосознанными.

> Поэтому ошибкой будет полагать, что такой человек лжив и неискренен,

> ведь  он  сам  может   не догадываться, что   побудительным  мотивом

> его действий является получение выгоды – на земле или на небе.

 

> Ст.   3  –  После того,  как Иисус предостерег  Своих последователей

> от  неверного  поведения,  Он  указывает,  как они должны поступать.

> =Пусть  никто об этом не знает=  (дословно: «пусть  твоя левая  рука

> не знает, что  делает  правая»)  –  пусть не только посторонние люди

> или  даже  лучшие  друзья  (так некоторые толкователи понимают слова

> «левая  рука»)   не  знают об этом,  но  даже   он сам  не осознаёт,

> что  совершил   доброе   дело.     Этими   парадоксальными   словами

> Иисус подчеркивает, что творение добра должно стать для них такой же

> естественной  и  органической  потребностью,  как  дыхание,  которое

> здоровый человек попросту не замечает.

 

> Ст.   4 – =Чтобы помощь твоя совершалась втайне=  – это значит,  что

> о  ней  знает  только Бог.  В еврейской традиции особенно почиталась

> тайная  помощь,  когда  бедняк  не  знал имени помогающего или когда

> помогающий не знал, кому он помогает.  Цель такой анонимной помощи –

> не  унижать  достоинство  бедного.    Здесь   значение  еще    шире:

> сам  человек  должен   забыть  о  том,    что   он кому-то    помог,

> и  не рассчитывать ни на похвалу людей, ни на Божью награду.  Только

> в таком случае Бог =вознаградит= человека.

 

 

>                       6.5-15 УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ

>                             (Лк 11.2-4)

 

> 5   Когда молишься, не веди себя, как святоши. Они любят молиться

>     в синагогах или стоя на перекрестке, чтобы все их видели. Верно

>     вам говорю, они сполна получают свою награду.

 

> 6   А ты, когда молишься, уйди в свою комнату, закрой за собой

>     дверь и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо.

>     И тогда твой Отец, видящий все, что совершается тайно,

>     вознаградит тебя.

 

> 7   Когда молитесь, не бубните, как язычники. Они думают,

>     чем больше слов в молитве, тем скорее их услышит Бог.

 

> 8   Не уподобляйтесь им! Ведь ваш Отец знает, что вам нужно, прежде

>     чем вы Его попросите.

 

> 9   А вы молитесь так:

 

>              Отец наш на Небесах!

>                 пусть прославится Твое имя,

> 10            пусть придет Твое Царство,

>                 пусть исполнится и на земле воля Твоя,

>                      как на Небе.

> 11            Дай нам сегодня насущный наш хлеб.

> 12            И прости нам наши долги,

>                    потому что и мы простили

>                      тем, кто нам должен.

> 13            Не подвергай нас испытанию,

>                    но защити нас от Злодея.

 

> 14  Если будете прощать людям их проступки, тогда и вам простит

>     ваш Небесный Отец. (15) А если не будете прощать людям, и Отец

>     ваш не простит вам ваши проступки.

 

 

>       ---------------------------------------

>       *6 +вознаградит тебя+ – в некоторых рукописях: «вознаградит

>       тебя явно».  *8 +ваш Отец+ – в рукописях много разночтений:

>       «ваш небесный Отец», «наш Отец», «Бог, ваш Отец» и т. д.

>       *12 +простили+ – в поздних рукописях: «прощаем».

>       *13 В некоторых рукописях стих завершается словом «Аминь»,

>       а в поздних рукописях: «Потому что Тебе принадлежит Царство,

>       (сила и) слава во веки (веков). Аминь».  *15 +прощать людям+ –

>       в некоторых рукописях: «прощать людям их проступки».

> 

>       *5 Мф 6.16; 23.5   *6 4 Цар 4.33   *8 Мф 6.32; Лк 12.30

>       *9 Иез 36.23   *10 Мф 26.42; Лк 22.42

>       *12 Сир 28.2; Мф 18.32-33

>       *13 Сир 23.1; 33.1; Мф 26.41; Лк 22.40; Ин 17.15; 2Фес 3.3;

>       2Тим 4.18   *14 Мк 11.25; Кол 3.13   *15 Мф 18.35

>       ---------------------------------------

 

> Ст.   5  –   Вероятно,  в те  времена ни у одного из народов молитва

> не  ставилась  так  высоко,  как  у евреев.  Всякий взрослый мужчина

> должен  был молиться три раза в день: утром, днем и вечером.  Каждую

> субботу    верующие   собирались в  синагогу,   где  тоже  молились.

> К  молитве  относились  чрезвычайно  серьезно: без нее, и ее ставили

> даже выше добрых дел.

 

> И  всё  же  Иисус  указывает  на то, что и сюда вкрадывается ошибка,

> сводящая  все на нет: вместо того чтобы быть живым общением с Богом,

> молитва   может   превратиться   в   некое   формальное  религиозное

> упражнение,    которое     совершается    с побуждениями,   далекими

> от  истинных.   =Стоя на перекрестке= – вероятно, некоторые набожные

> люди  стремились  оказаться  на  улице  в то время, когда звук трубы

> призовет к  дневной  молитве  в три часа пополудни –     в это время

> в  Храме  совершалось   ежедневное жертвоприношение.     Погруженный

> в молитву  человек вызывает восхищение людей  –  и вот он уже здесь,

> на земле, получил свою награду, но от людей, а не от Бога.

 

> Ст.  6 – =Уйди в свою комнату= – слово «там`ейон» означает помещение

> без  окон, это может быть что-то вроде кладовки или чулана.  =Закрой

> за  собой дверь= – ср.  4Цар 4.33.  «Для простого набожного человека

> Бог – это прежде всего далекий от мира Царь, а молитва – нечто вроде

> присяги  на  верность;  как  при  дворе  должен  твердо  соблюдаться

> церемониал,  так  и  при  молитве.   Поэтому  на  первом плане стоИт

> молитва,   установленная    распорядком.    Молиться   рекомендуется

> в  общине,    потому  что  общинная молитва  будет  услышана  прежде

> всех  других.   Господствует стандарт, молитва становится привычкой.

> Вплоть  до  мельчайших деталей определяется, в какой позе, по какому

> поводу   и т. п.   можно   или    нельзя    молиться». {И. Иеремиас,

> Богословие  <Нового Завете>, с.  208.} Иисус требует того, что у Его

> слушателей    не  может   не  вызвать   недоумения.   Не в синагоге,

> не  в  Храме,  не  в  молитвенном  собрании,  но в темном помещении,

> совершенно  не  приспособленном  для  молитвы  и где никто не сможет

> увидеть   молящегося,    совершается   истинная молитва.    Конечно,

> Его  словА  не надо толковать буквально – как запрет на любую другую

> форму  молитвы,  это,  несомненно, парадокс, гипербола, цель которой

> заставить людей задуматься о внутренних мотивах своей молитвы.  Этим

> Он  не  отменяет  ни  коллективную молитву, ни молитву в присутствии

> людей  (см.   11.25;  Мк  6.41; Лк 11.1; Ин 11.41-42), но напоминает

> нам,  что  молитва  –  это не зрелище,  не шоу,  а  беседа  с Богом.

> И к Его словам нужно отнестись серьезно.

 

> Ст.   7 – Греческий глагол, переведенный словом =«бубнить»=, редкий,

> и ученые спорят о его этимологии.  Но большинство уверено в том, что

> он   звукоподражательный,    как  русское «бубнить»   или «болтать».

> Среди  язычников  существовало  убеждение,  что  молитвы  –  это род

> магических  заклинаний, в которых важным является большое количество

> слов  и  точность  их  воспроизведения.     А  так  как  они  верили

> во  многочисленных  богов,  то  и  обращений  к  ним было множество.

> Римский  философ Сенека язвительно говорил, что цель такой молитвы –

> «утомить богов» и тем заставить их стать благосклоннее.

 

> Но   и   еврейские  молитвы  тех  времен  многочисленны,  отличаются

> многословием,  изобилуют благочестивыми эпитетами и повторами.  Один

> из   еврейских  учителей  сказал:  «Кто  долго  молится,  тот  будет

> услышан».   Правда,  и  в  Писании,  и в раввинистической литературе

> неоднократно     встречаются призывы  к краткости    и     простоте.

> Ср.  Еккл 5.1: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит

> произнести  слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле;

> поэтому слова Твои да будут немноги» (см.  также Ис 1.15; Сир 7.14).

> Бог не глух и не падок на лесть, Он слушит не слова, а голос сердца.

 

> Ст.   8 – Ср. Ис 65.24:   «И будет,  прежде нежели  они  воззовут, –

> Я  отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу».  В этой же главе

> есть  слова,  подробнее  говорящие,  о  чем не надо молиться и о чём

> надо:   «Итак,    не  твердите озабоченно:   "Что нам   есть?", "Что

> нам пить?", "Во что одеться?» – это главная забота язычников.  А ваш

> Небесный Отец знает, что вам всё это нужно.  Стремитесь прежде всего

> к Царству Бога и к исполненью того, что Он  велит,  а  всё остальное

> Он даст вам в придачу» (ст.31-33).

 

> Ст.  9-13 – Во многих религиозных группах были свои молитвы, которые

> им  давали  их  учителя.   Иисус  поступает так же и дает в качестве

> образца  молитву.  Для нее характерна краткость, и в ней Бога просят

> о самом важном: чтобы Он поскорее установил Свое владычество во всём

> мире.   Кроме молитвы Господней, известной в версии Матфея, известна

> молитва у Луки, она короче и немного отличается лексически.  Вряд ли

> можно предположить, что кто-то мог бы сократить эту молитву, поэтому

> обычно  считается, что версия Луки ближе к оригиналу, но в отношении

> лексики  ближе  текст  Матфея,  сохранившего  арамеизмы.   Но  важно

> помнить   главное:  даже если  допустить возможность, что перед нами

> не  два  варианта  одного   и того  же арамейского  текста,   а  что

> сам  Господь  произнес  молитву дважды,    с некоторыми изменениями,

> из этого явствует, что молитва дана нам как образец, а не как текст,

> который   необходимо   заучить  наизусть  и  не  дай  Боже  что-либо

> переставить  или  изменить.    Иисус   позаимствовал многие    словА

> и  обороты  из  арамейской  молитвы «Кадд`иш», произносимой во время

> синагогальной  службы.  Она звучит так: «Да возвеличится и освятится

> великое имя Его  в мире,   который  Он сотворил согласно Своей воле.

> Да  установит  Он Свое Царство при вашей жизни и в ваши дни и во дни

> всего  дома  Израилева  быстро  и  в  ближайшее  время».   У молитвы

> Господней  четкая структура:   после обращения следуют три  прошения

> «о Твоем» и три прошения «о нашем».

 

                                [ В.Н.Кузнецова.

                                  ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ ]

 

 

к евангельскому чтению:

 + Яков Кротов: зачем молиться? * какие "долги"?

    www.messia.ru/rasylka/007/1769.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20110305/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=05;

 www.mospat.ru/calendar/2011/03/05

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*так говорит Господь Саваоф: ...

 Вот дела, которые вы должны делать:

 говорите истину друг другу;

 по истине и миролюбно суд`ите у ворот ваших.

 Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла

 против ближнего своего,

 и ложной клятвы не люб`ите,

 ибо всё это Я ненавижу, - говорит Господь. ...

 Так говорит Господь Саваоф:

 Пост ... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством;

 только любите истину и мир. ...

 Еще будут приходить народы и жители многих городов;

 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут:

 "Пойдем молиться лицу Господа, взыщем Господа Саваофа!"

 И каждый скажет: "Пойду и я".

 И будут приходить многие племена и сильные народы,

 чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме

 и помолиться лицу Господа. ...

 Будет в те дни,

 возьмутся десять человек из всех разноязычных народов,

 возьмутся за полу иудея и будут говорить:

 "Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог".*

                                             (Зах.8:14,16-17,19-23/*/)

                                * * *

"Кто только на себя надеется - глуп,

               а спасётся тот, кто ходит путями мудрости".  (Пр.28:26)

             *********************************************

 

 

/*/ из богослужебных чтений пятницы.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2656.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»