=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

 

 

|>(39) 12* Есть еще у меня что рассказать тебе,

|> ведь я полон, словно луна в полнолуние.

|> 13 Выслушайте меня, благочестивые сыновья,

|> и цветите, словно у ручья роза,

|> 14 словно ладан, издавайте благоухание,

|> расцветайте цветами, как лилия,

|> аромат испускайте и песнь пойте,

|> благословляйте Господа всеми делами.

|> 15 Имени Его придайте величие,

|> благодарите Его, прославляя

|> пением и арфы звуками.

|> Так говорите, благодаря Его:

|> 16* "Всё, что сделал Господь, прекрасно,

|> всякое повеление исполнится вовремя".

|> Пусть никто не спрашивает: "Что и зачем это?"

|> В свое время на все вопросы дадутся ответы.

|> 17* По слову Его воды сгустились,

|> по Его повеленью возникли для них хранилища.

|> 18 Когда Он велит, воля Его совершается,

|> не умалить никому Его спасительной силы.

|> 19* Все дела смертных перед Ним проходят,

|> невозможно от глаз Его укрыться.

|> 20 От века до века Он на всё взирает,

|> * нет для глаз Его ничего удивительного.

|> 21 Пусть никто не спрашивает: "Что и зачем это?"

|> Ведь всё создано для собственной цели.

|>

|> 22 Благословение Его словно река,

|> щедро поящая иссохшую землю.

|> 23 Но как воды Он сделал солеными,

|> так и язычники гнев Его испытают.

|> 24 Пути Его для набожных прямы,

|> а для грешников — ухабы и рытвины.

|> 25 Как для добрых добро сотворено изначально,

|> так и зло — для грешников.

|> 26 Главное из всех потребностей человека:

|> вода, огонь, соль, железо,

|> мука, молоко и мед,

|> сок виноградный, масло, одежда —

|> 27 всё это благочестивым на благо,

|> но для грешных во зло обратится.

 

<...>

 

|> 32* В этом я убежден изначально,

|> всё обдумав, изложил в письменном виде:

|> 33 "Все дела Господни прекрасны,

|> всякую нужду Он в свое время исполнит".

|> 34 Пусть никто не говорит: "Это того хуже" —

|> всё в свое время признают хорошим.

|> 35 И теперь воспойте Его всем сердцем,

|> восхвалите устами имя Господа!

|>

|>

|> 40 1* Тяжкий труд — удел всякого человека,

|> бремя тяжелое для сынов Адама

|> со дня исхода из чрева матери

|> до дня возвращения к всеобщей матери:

|> 2* тревожные мысли и страх в сердце —

|> ожидание дня кончины.

|> 3 Сидит ли кто на роскошном троне,

|> лежит ли повержен на землю, в прахе,

|> 4* носит ли пурпур и корону

|> или одет в мешковину,

|> удел его — гнев и зависть, тревога и смута,

|> страх смерти, негодование, распри.

|> 5* Даже в час отдыха, в постели,

|> ночью сон его разум смущает.

|> 6 Да и мало, почти совсем не имеет покоя:

|> он и во сне, как и днем, на страже:

|> он смущен ночными видениями,

|> он как будто бежит с поля битвы,

|> 7 но, безопасного места достигнув,

|>                     вдруг ото сна пробуждается,

|> дивясь беспричинному страху.

|> 8 Так бывает со всеми — с людьми и скотиной,

|> но у грешников всемеро больше:

|> 9* смерть, кровь, ссоры и меч,

|> несчастья, голод, разрушенья, удары —

|> 10 всё это создано для беззаконных,

|> из-за них и потоп случился.

|> 11* Всё, что есть на земле, возвратится в землю,

|> что в воде — то в море почиет.

 

 

        -------------------------------------

>      39.12-35 =Деяния Господа.= Этот раздел состоит

>       из псалма, благословения и благодарения Богу за Его великие

>       благодеяния. И темы, и слова сходны с Пс 33(32)

>       (ср. также Иов 9; 38), они также присутствуют

>       в егип. литературе мудрости.

         (В Синодальном переводе это стихи 15-42 - Прим.  редактора

         рассылки.)

 

>      39.12-16 <(15-22)> Призыв к ученикам воздать славу

>       и благодарение.

 

>      39.12 Образ +луны в полнолуние+ см. в 50.6.

 

>      39.16 <(21)> Бог творил мир и говорил "хорошо" (Быт 1.31).

>       Эти слова будут повторены в ст. 33. Так как Бог всемогущ

>       и всеведущ, не следует задавать преждевременные вопросы,

>       ответы на них будут даны, но в свое время.

 

>      39.16-31 <(21-38)> Это ответ Сираха скептикам своего времени.

>       Бог не сотворил ничего дурного, но люди превратили хорошие

>       вещи в дурные во вред себе. Сирах верит в рациональное

>       устройство мира, отчасти напоминающее греческие представления

>       о врожденной идее справедливости во вселенной.

 

>      39.17 <(23)> +сгустились+ — дословно: "стали как груды".

>       Вероятно, указание на разделение воды и тверди (Быт 1.6;

>       Пс 33(32).6-7), переход через Красное море (Исх 14.21-22)

>       и через Иордан (Нав 3.16). +Хранилища+ — вероятно, облака

>       (ср. Пс 104(103).6-13).

 

>      39.19 <(25)> Ср. 16.17; 17.15-19; 23.19.

 

>      39.20б <(26б)> Евр. текст: "Есть ли пределы Его знанию?"

>       там находятся д`ухи [вероятно, ветры] отмщения для наказания

>       людей".

 

>      39.32-35 <(39-42)> Эти стихи имеют большое сходство

>       с предыдущими: ст. 32 со ст. 12; ст. 33-34 со ст. 16; ст. 35

>       со ст. 15.

 

>      40.1-11 =Страдания.= Здесь мысль Сираха контрастируете

>       предыдущей. Страдают не только грешники, но и праведные,

>       участь всех людей не только смерть, но и страдания. Но Сирах

>       не ставит вопрос о причине невинного страдания. Раньше

>       он говорил, что страдания посланы для испытания или

>       для воспитания, здесь же он лишь утверждает, что грешники

>       страдают гораздо больше остальных людей. Такой

>       пессимистический взгляд характерен также для егип., греч.

>       и позднейшей раввинистической литературы, особенно

>       для ветхозаветных апокрифов. Ср. также Иов 7.1-6; 14.1-6;

>       Пс 90(89).4-10.

 

>      40.1 +к всеобщей матери+ (дословно: "матери всех") — т. е.

>       в землю. Выражение "возвратиться к матери всех" было

>       и у греков, и у евреев и означает смерть. Под матерью-землей

>       понимается "материнская утроба", эвфемистическое описание

>       шеола.

 

>      40.2 Самое страшное для человека не сама смерть, но

>       ее ожидание. Стих отсутствует в евр. тексте.

 

>      40.4 +пурпур и корону+ — в евр. тексте: "кидар и эфод", т. е.

>       принадлежности первосвященника (см. Исх 28.36-37).

 

>      40.5 Ср. Екк 2.22-23; Пс 91 (90).5; Иов 4.13-14; 7.13-14.

 

>      40.9-10 Ср. 39.29-30; Ис 51.19; Иез 5.16-17. О +потопе+

>       см. Быт 6-8.

 

>      40.11 Ср. 41.10; Быт 3.19; Иов 34.15; Пс 146 (145).4. В евр.

>       тексте: "что сверху — наверх возвращается", т. е. дыхание

>       жизни, дарованное Богом, возвратится к Богу (ср. Екк 12.7).

 

                                * * *

 

|>44 1* Так восхвалим мужей прославленных,

|> отцов народа в их поколениях.

|> 2* Господь сотворил много славного,

|> издревле Его величие.

|> 3 Одни правили в своих царствах,

|> мужи, именитые силою,

|> дававшие советы разумные,

|> пророчества возвещавшие,

|> 4 народа правители, в совещаниях

|> наставлявшие знанием и разумом:

|> мудрые слова в их наставлении.

|> 5 Одни сочиняли музыку,

|> слова стихами слагали.

|> 6 Были люди богатые, одаренные силою,

|> мирно жившие в своих жилищах.

|> 7 Все они славны, каждый в своем поколении,

|> и ими гордились в их время.

|> 8 Одни из них после себя имя оставили,

|> и его восхваляют в рассказах.

|> 9* Есть и такие, что не оставили памяти,

|> исчезли, как будто и не было,

|> как будто они никогда не рождались.

|> Так и с детьми их позже случилось.

|> 10* Но другие были мужами милости,

|> не забыты их праведные деяния.

|> 11 К детям перешло их процветание,

|> к их потомству — наследие доброе.

|> 12 Потомство их твердо в заветах,

|> такими же будут и их дети.

|> 13 До скончания века будет жить их потомство,

|> добрая слава о них не изгладится.

|> 14 Их тела похоронены были в мире,

|> имя их будет жить в поколениях.

|> 15 О мудрости их расскажут народы,

|> возвестят похвалу им в собрании.

|>

|> 16* Енох по нраву был Господу и взят на небо,

|> образец раскаяния для всех поколений.

|> 17* Ной был признан совершенным праведником,

|> умилостивил Господа в дни гнева.

|> Вот почему выжил остаток,

|> когда на землю потоп обрушился.

|> 18* С ним заключен договор навеки:

|> впредь всё живое не истребится потопом.

 

 

        -------------------------------------

>      44.1-50.29 =Слава Божья в истории.= Похвала великим мужам

>       Израиля — от Еноха до первосвященника Симона. Жанр хвалы

>       известен издавна; ср. Неем 9; Пс 78(77); 105(104); 135(134);

>       136(135); Прем 10-12; ср. также Деян 7; Евр 11. Как природа

>       восхваляла своего Создателя послушанием Ему, так и Израиль

>       восхваляет Его своей жизнью, он — вершина Божьего творения.

 

>      44.1-15 Введение.

 

>      44.1 Прославленные мужи в евр. тексте названы «мужами

>       милости», это значит, что Бог излил на них Свою милость

>       (ср. ст. 10). Милость по-еврейски — «х`есед»: от этого слова

>       возникнет название благочестивых людей времен Маккавейского

>       восстания — хасидов. К этим мужам была обращена милость Бога.

>       +В их поколениях+ — т. е. в хронологической

>       последовательности.

 

>      44.2 Величие этих людей — тоже дар от Господа.

 

>      44.9 То ли потому, что они были неверны Богу, то ли не всех

>       людей помнят.

 

>      44.10 +мужи милости+ — см. прим. к 44.1.

 

 

>      44.16 =Енох= — его имя упомянуто дважды (см. 49.14). В евр.

>       тексте и сир. пер. стих опущен и список начинается с Ноя.

>       Енох — фигура, окруженная легендами. В Быт 5.24 сказано, что

>       не нашли его, потому что Бог взял его. Обычно так говорилось

>       о смерти, но эти слова были поняты как указание на то,

>       что Енох был взят живым на небо. +Раскаяния+ — вероятно,

>       ошибка переводчика или переписчика, так как в евр. тексте:

>       «знания», т. е.мудрости. Считалось, что Енох удостоился

>       лицезрения Божественных тайн; под его именем написаны

>       апокрифические книги, самой известной из которых является

>       1 Книга Еноха; она даже цитируется в Новом Завете как Писание

>       (см. Иуд 14). Енох пользовался большой популярностью

>       в евр. апокалиптической и раннехристианской литературе

>       (см. Евр 11.5).

 

 

>      44.17-18 =Ной.= См. Быт 6.9-8.19; Евр 11.7; 1Петр 3.20.

 

>      44.17 Он назван +праведником+ в Быт 6.9. См. также Евр 11.7

>       где говорится, что он был спасен за веру и праведность.

>       +Дни гнева+ — Бог разгневался на грешников и уничтожил их

>       потопом. +Остаток+ — о «святом остатке» см. Ис 4.3.

 

>      44.18 О +договоре+ с Ноем см. Быт 8.20-22; 9.8-17.

 

                        [ Мудрость Иисуса Сираха.

                          Перевод и комментарии В.Н. Кузнецовой.

                          // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006. ]

 

 

                                * * *

 

 

|>      Величайте ГОспода, Божьи сыны,

|>      величайте Господню славу и мощь!

|>      2 Величайте славу Господнего Имени!

|>      Падите ниц пред ним во славе Его святой!

|>      3 Голос Господа - над водами,

|>      Бог славы громом гремит,

|>      Господь - над просторами вод!

|>      4 Голос Господа - сама мощь,

|>      Голос Господа - величье само,

|>      5 Голос Господа валит кедры,

|>      Господь валит кедры Ливанские!

|>      6 Заставляет горы скакать!

|>      Скачут горы Ливана словно бычок,

|>      Сирионские горы - как юный тур.

|>      7 Голос Господа высек искры огня.

|>      8 Голос Господа пустыню заставил дрожать,

|>      Господь дрожать заставил пустыню Кадеш.

|>      9 Голос Господа сотрясает дубы,

|>      обнажает леса.

|>      Пусть скажут все в Его Храме:

|>      "Слава!"

|>      10 Над бескрайними водами восседает Господь,

|>      Господь на престоле, Он царь навек.

|>      11 Господь даст силу народу Своему -

|>      благословением Свой народ одарит!

 

                [  Псалом 28.

                   // Новый Завет. Псалтирь. Притчи:

                   Современный русский перевод - М.: РБО, 2011. ]

 

 

 

 

 

К теме потопа (Быт.7:11-8:21):

- * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * -

 + "Что может праведник? И чего стоит праведность?"

             www.bible-center.ru/note/20110324/orth

 + свящ. Александр Мень: Почему Бог терпит зло?

            www.messia.ru/rasylka/004/731.htm#0

 + "Зло", "Страдание"

    в тематич. указателе "Библиотеки Якова Кротова":

             www.krotov.info/spravki/temy/z/zlo.html

       www.krotov.info/spravki/temy/s/stradanie.html

 + Н.Бердяев: "Отношение христианства к страданию

                  двойственно и парадоксально..."

  а) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_05.html#5

  б) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_08.html#страд

 + Виктор Франкл: О смысле страдания

     www.krotov.info/library/f/frankl/sm_strad.html

- * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * -

 

 

К чтению четверга - Ис.11:10-12:2:

 + митрополит Сурожский Антоний: сострадание. "Я слеп, Господи!"

                            www.messia.ru/rasylka/007/1787.htm#0

 

К паремии пятницы - Ис.13:2-13:

 + свт. Григорий Богослов:

    Лучше уступить над собой победу с пользою...

            www.messia.ru/rasylka/007/1788.htm#0

 

К паремии четверга из Притч - 10:1-22

 (www.messia.ru/r3/pr/10-13.htm#10:1):

 + Томас Мертон: Чтобы речь стала осмысленной...

            www.messia.ru/rasylka/008/2147.htm#0

 

 

+ Протопр. Александр Шмеман:

   ВЕЛИКИЙ ПОСТ - возвращение к библейским корням

             www.messia.ru/rasylka/005/1108.htm#0

 

 

Эти дни в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=24;

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=25;

 

 www.mospat.ru/calendar/2011/03/24;  www.mospat.ru/calendar/2011/03/25

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Мудрый сын - на радость отцу, / а сын глупый - матери на горе.

 Прока нет в неправедном богатстве, / а праведность спасает от смерти.

 Не оставит Господь праведника голодным,

                                     но отвергнет алчущего нечестивца.

 От ленивых рук - разорение, / а от прилежных - богатство.

 Кто потрудится летом - молодец, / а кто жатву проспит, тому позор.

 Благословениями праведник увенчан, / а на устах нечестивых - насилие.

 Память о праведнике благословенна, / но даже имя нечестивого сгинет.

 В сердце мудреца хранятся заповеди, / а уста глупца доведут до беды.

 Кто идет прямой дорогой, тот спокоен,

                                      а кто петляет - тот и попадется.

 Перемигивания вызовут обиду, / а уста глупца доведут до беды.

 Уста праведника - живительный родник,

                                      а на устах нечестивых - насилие.

 Ненависть раздоры раздувает, / а любовь загладит все грехи.

 На устах разумных обретается премудрость,

                               а для спины несмышленых найдется розга.

 Мудрецы берегут познание, / а речи глупца ведут к разорению.

 Для богатого достаток - словно крепость,

                                   а для бедных нищета - как пепелище.

 Труды праведного - ради жизни, / но нажива нечестивца - для греха.

 Следовать наставлениям - вот путь жизни,

                               а если презираешь упреки - заблудишься.

 Лживые уста таят вражду, / разносчик сплетен - глуп.

 При многословии не миновать греха,

                                     а кто скуп на слова, тот разумен.

 Язык праведника - что отборное серебро,

                                  а много ль ст`оит сердце нечестивца?

 Слов`а праведного оберегают многих,

                                  а глупцов губит собственная дурость.

 Благословение Господне тебя обогатит,

                                   ты с ним горя знать уже не будешь.*

                              (Пр.10:1-22, пер. РБО - чтение четверга)

             *********************************************

 

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2665.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»