=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

 

 

12

|> 25 Беспокойство изнуряет сердце человека,

|> а доброе слово – веселит.

|> 26 Праведник укажет путь ближнему,

|> а на стезях нечестивцев заблудишься.

<...>

|> 28 Стезя правды – к жизни,

|> а кривые пути – к смерти.

|> 13 1 Мудрость сына – от отцовских наставлений,

|> а наглец упреков не слышит.

|> 2 Человек вкусит добрый плод своих речей,

|> а коварные живут насилием.

|> 3 Кто свои уста стережет – жизнь сбережет,

|> а кто несдержан на язык – себя погубит.

<...>

|> 5 Ненавидит праведник любую ложь,

|> а нечестивец осрамится, опозорится.

|> 6 Праведность выведет на прямую дорогу,

|> а нечестие грешника с пути собьет.

<....>

|> 9 Свет праведных радостно горит,

|> а светильник нечестивых гаснет.

<.....>

|> 13 Кто сказанным пренебрежет – себя погубит,

|> а кто почитает заповедь – получит награду.

<...>

|> 15 Здравый разум одаряет милостью,

|> а путь коварства ведет к погибели.

<.....>

|> 21 За грешником ходит беда,

|> а праведнику воздается добром.

|> 22 Богатство достойного детям и внукам достанется,

|> а что нажил грешник – праведнику пойдет.

|> 23 Пусть и обилен урожай бедняка,

|> беззаконие его похитит.

<...>

|> 25 Праведник ест досыта,

|> а в животе у нечестивых пусто.

14

<...>

|> 2 Кто боится Господа, ступает прямо,

|> а кто Его презирает – петляет.

|> 3 Болтовня гордеца – это плеть для него,

|> а речи мудрецов – это стража для них.

 

                [ Из глав 12-14 книги Притчей.

                  Перевод и комментарии

                  А.С.Десницкого, Е.Б.Рашковского и Е.Б.Смагиной.

                  // ПРИТЧИ. КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА. КНИГА ИОВА.

                  / М.: Изд-во ГРРУ, 2000. ]

 

(ср. паремии среды и четверга)

 

                                * * *

 

> 14 Слушайте же слово Господа, вы, болтуны,

> правители народа иерусалимского!

> 15 Вы говорите:

> "У нас договор со смертью,

>        мы союз заключили с Шеолом!

> Когда нахлынет гибельный поток,

> нас он минует.

> Ложь нам прибежищем стала,

>        обман — укрытие наше".

> 16 Так говорит Владыка Господь:

>  — Я закладываю  камень на Сионе,

>        глыбу гранитную, крепкую,

>        камень краеугольный кладу в основанье стены.

> Кто будет верить — тот не дрогнет.

> 17 Справедливость Я сделаю мерной веревкой,

>        правосудие будет отвесом.

> И град пойдет — он разрушит ложь, прибежище ваше,

>        укрытие ваше смоют воды.

> 18 Ваш договор со смертью будет расторгнут,

>        рухнет ваш союз с Шеолом!

> Когда нахлынет гибельный поток,

> по вам он проложит свой путь.

> 19 Каждый раз, как нахлынет он, будет он вас уносить —

> каждое утро, днем, ночью!

> Когда эту весть вы поймете, затрепещете вы!

 

        [ из гл. 28 книги пророка Исайи.

          Перевод и комментарии А. Э. Графова.

          // КНИГА ИСАЙИ / М.: Российское Библейское Общество, 2004. ]

 

(из паремии четверга)

 

                                * * *

 

> 1 Во всём мире в ту пору был единый язык, одни и те же слова.

> 2 Идя с востока, люди достигли равнины в стране Шинар и там

> поселились.

 

> 3 — Сделаем из глины кирпичи и обожжем их в огне, — сказали они друг

> другу.

 

> И они стали использовать кирпичи вместо камня, а вместо известкового

> раствора — асфальт.

 

> 4  — Построим город с башней до неба, — сказали люди. — Так

> мы прославим наше имя, чтобы не рассеяться по свету бесследно.

 

> 5 Господь сошел вниз посмотреть на город и башню, над которыми

> трудились люди. 6 И сказал Господь:

 

> — Единый народ, у всех один язык. И ведь это только начало их дел!

> За что ни возьмутся  — им всё под силу! 7 Так сойдем же к ним

> и смешаем их речь, чтобы они перестали понимать друг друга!

 

> 8 И рассеял их Господь по свету  — так они и не достроили

> свой  город. 9 (Потому  этот город и называется Вавилон — Господь

> смешал  там  речь всех жителей земли и рассеял оттуда людей по всему

> свету.)

 

                [ из гл. 11 книги Бытия.

                  Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев.

                  // Книга Бытия. / Издательство ГРРУ, 1999. ]

 

(из паремии четверга)

 

 

                                * * *

 

|> 2 Ежечасно я Господа благословляю,

|> хвала Ему всегда на устах моих.

|> 3 Прославляет Господа душа моя -

|> бедняки меня услышат и обрадуются.

|> 4 Славьте Господа вместе со мной,

|> будем вместе воспевать Его имя.

|> 5 Я обратился к Нему и ответил Он,

|> от всех страхов меня избавил.

|> 6 Сияют лица тех, кто смотрит на Него,

|> и этих лиц не покроет срам.

|> 7 Взывает бедняк - его слышит Господь,

|> от всех бед спасает его.

|> 8 Ангел Господень стражу несет,

|> вокруг чтущих Его - и хранит их.

|> 9 Вкусите и увидите, как благ Господь,

|> счастлив тот, кто уповает на Него.

|> 10 Чтите Господа, все святые Его,

|> у тех, кто чтит Его, ни в чём нет нужды.

|> 11 Львы терпят бедность и голод,

|> кто ищет Господа - не знает нужды.

|> 12 Подойдите, дети, послушайте меня,

|> я научу вас Господа чтить.

|> 13 Кто из вас хочет жить,

|> желает увидеть счастливые дни?

|> 14 Пусть тот удержит язык свой от зла,

|> и уста - от лживых речей.

|> 15 Пусть отвернется от зла и творит добро,

|> ищет мира и стремится к нему.

|> 16 Очи Господа к праведным обращены,

|> Его уши слышат их зов.

|> 17 Свой гневный взор на злодеев Господь устремит -

|> так, что и памяти на них не останется.

|> 18 Кто к Нему взывает, тех слышит Господь,

|> из любой беды выручает.

|> 19 Господь рядом с теми, чье сердце разбито,

|> и спасет тех, чей дух сокрушен.

|> 20 Много бед праведного ждет,

|> но от всех его спасет Господь.

|> 21 Хранит в целости все кости его,

|> ни одна из них не сломается.

|> 22 Зло само грешника умертвит,

|> кто ненавидит праведника - поплатится.

|> 23 Господь вызволяет жизнь Своих рабов,

|> кто уповает на Него - избегнет кары.

 

                 [ Псалом 33.

                   // Новый Завет. Псалтирь. Притчи:

                   Современный русский перевод - М.: РБО, 2011. ]

 

 

> Стих 18. «Воззваша праведный, и Господь услыша их и от всех скорбей

> их избави их».

 

<...>

 

> Конечно,  в  устроении  временной  судьбы  всякого  человека и самых

> праведников много непостижимого.  Но это потому, что как Сам Господь

> в существе Своем и  Своих   свойствах   непостижим,   так непостижим

> Он    для нашего   слабого  ума  и  в действиях промышления  Своего.

> Истина  же  внимания  Божия  к праведникам  и особенного блюдения их

> не  перестает  быть  истиною  оттого,  что мы не постигаем: по каким

> законам и в каком виде совершается сие Господом.

 

> На  этой  мысли  останавливает  внимание  свое  блаженный  Августин.

> «Праведны  были, - говорит он, - три отрока.  Почему, когда воззвали

> к  Господу  из  пещи,  огнь остыл  от хвалебных  песней их.  Пламень

> не  коснулся  и  не  опалил  хваливших  Господа невинных и праведных

> отроков.  Но скажет <кто-нибудь:  они были праведники>,  и услышаны;

> а   я  взываю,    и   не избавляет меня Господь.  Или  я не праведен

> и  не делаю, что Он повелевает, — или, может быть, Он не видит меня.

> Не  бойся,  только  делай  повеленное  Им.   Если  не подает Он тебе

> избавления   в  телесном,  то  всячески  подает  спасение  душевное.

> <Решения>  Его   дивны  и неисследимы.     Тот же Бог, Который  спас

> трех  отроков  в  пламени,  не спас Маккавеев от огня?  Те в пламени

> пели хвалебные   песни,   а  эти испустили  дух.  Бог  трех  отроков

> не  есть  ли  Бог и Маккавеев?  Но тех Он избавил, а этих нет.  Или,

> вернее,  Он  избавил  тех и других; только трех отроков избавил так,

> что  и плотские люди вразумились, а Маккавеев не сим, а иным образом

> избавил,  чтоб  гонители  их пошли в горшие муки.  Избавил Он Петра,

> когда  пришел  к  нему  Ангел  в  темницу и сказал: «Востав, изыди».

> Тотчас  спали оковы; он последовал за Ангелом и избавился от готовой

> смерти  (см.: Деян.12,7).  Ужели же святой Петр потерял праведность,

> что  после Бог не избавил его  от смерти на кресте?  А я скажу,  что

> в последнем случае Бог больше услышал его, нежели в первом.  Тут он,

> точно,  был избавлен от всех скорбей, потому что переселен туда, где

> нет  печалей   и  воздыханий;    а после первого  избавления сколько

> ему приходилось потерпеть в своей жизни?!»

 

<> 

 

> Стих 19. «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом

> спасет».

 

> <...>   Помышляющему  о  том,  что  Бог  видит  и  слышит,  всё  еще

> представляется,  что  Он вдали находится, а праведник остается один,

> окруженный  тем,  что враждебно ему, и потому не может быть свободен

> от   страха   и  смущения.   Святой  Пророк говорит здесь: не бойся,

> <близко>  Господь!   Ты под кровом Его; десница  Его покрывает тебя,

> и  никакой  враг не может приблизиться к тебе.  Сие же и Сам Господь

> говорит  у пророка Иеремии:  «Неужели Я лишь  поблизости  Бог? Разве

> Я не Бог вдали?>» (ср.: Иер.23,23).  То же обещает Он в 90-м псалме,

> говоря  о  праведнике:  <«Я  с  ним  в  беде» (Пс.90,15)>.  Так мать

> утешает <пугливое> дитя, говоря ему: 'Я с тобою, не бойся!'

 

> <Близок>    Господь    всюду,    <ибо   Он   вездесущ>!    Но  здесь

> <подчеркивается   Его   особенная  близость>  к  праведным.   И  сия

> особенность  зависит  от  той  особенности, с какою сердца праведных

> обращаются  ко  Господу.   Это  их  сокрушенное  и  смиренное сердце

> привлекает  Господа  близ  и  от  Него  извлекает  обилие  милостей.

> Самоуверенный,    самонадеянный  и   близкого Господа делает далеким

> от  себя;  оттого  все  опоры  его ломаются, как трость <сломанная>.

> «Высок  Бог,  говорит  блаженный  Августин,  <посему  да  умаляется>

> христианин!   Если  хочешь,  чтоб  высокий  Бог был <рядом с тобой>,

> уничижись  и  смирись.   Великое здесь таинство!  Бог - над всем <>.

> Сколько  ни  будешь <возвышать> себя, не достигнешь  Его.   Смирись,

> и  Он  сам  низойдет  до  тебя».   Святой Василий Великий такую речь

> влагает   <в уста   Давида   (комментируя Псалом)>:   «Близ Господь!

> <Вам>  говорю сие, смиренные и сокрушившие   свое  самомнение,  чтоб

> вас  обрадовать и ввести в долготерпение.  Кто чужд всякого надмения

> и  ничем  человеческим  не гордится, тот и сердцем сокрушен, и духом

> смирен».  <...>

 

> Сокрушенный  сердцем  есть  и  тот,   у кого сердце разбито горем, —

> и   смиренный  духом   тот,   у  кого  дух  уничижен  тяготою   бед.

> В  совокупности  же  тем  и  другим термином <обозначается> человек,

> который  и  в  себе,  и  вокруг  себя  видит всё разоренным, который

> никакой для себя опоры не находит ни в себе, ни в чём-либо вне себя.

> Почему   в сокрушении   и  смирении,    всё упование  свое  возложив

> на  единого  Господа,  Ему  день  и  ночь  вопиет  о помощи.  Это-то

> совершенное    <возложение>   всей    надежды  на единого    Господа

> и  привлекает  к  нему Господа и делает Его особенно близким к нему,

> скорым на помощь; ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»

> (Пс.50,19).   <Рядом>  Господь,  и  спасает.   «<Я  защищу  его>», -

> говорит  Сам  Он, «<приду на помощь> и прославлю его» (Пс.90,14—15);

> показывая,   что праведных  людей  в  <пору  притеснений>  и гонений

> в   сокрушении  сердца  взывающих    к  Нему,    Бог  не  оставляет,

> но неотступно, благодатью Своей пребывает  с ними,  подавая терпение

> и  небесным  утешением  растворяя  <его>, дабы они могли мужественно

> сносить  <случившиеся>   страдания;    а то  и   совсем <избавит> их

> от  всяких  <притеснений>  и  бедствий  и после мрака печалей светом

> радости <осветит> их ().

 

> <Поскольку>  грехи  наши  становятся  <преградой,   отделяющей>  нас

> от  Бога,  <а  разрушается    эта  преграда> покаянным   сокрушением

> и  смиренным  исповеданием  грехов, то, когда говорится, что Господь

> <рядом  с  сокрушенными>  сердцем,  ничто не препятствует помышлять,

> <что  речь  идет>  о той близости, которой <удостаиваются> кающиеся.

> Удаляемся  от Бога, когда  предаемся  греху и страстям. Возвращаемся

> к  Нему,  когда  каемся,  смиряемся  и  сокрушенно оплакиваем грехи.

> Тогда   и   милостивый  Господь  <выходит   навстречу>,    принимает

> в  отеческие  объятия  Свои,  лобызает  и возвращает всё потерянное.

> Сокрушающимся  о  грехах  и  надобно сильнее напоминать, что Господь

> <рядом с ними>, потому что в минуты сильного сокрушения враг нередко

> <сеет>  отчаянные  мысли:  'Пропал ты;  отверг тебя Господь'.    Вот

> и напоминается такому: как только ты сокрушился, <уже рядом с тобой>

> Господь.  Не отчаивайся.  Начавшись в покаянии, сокрушение сердечное

> не  оставляет  потом  <познавшего  страх  Господень> и на всех путях

> жизни  исправляющейся  или исправной.  Почему святой Василий Великий

> говорит:  «сокрушение сердца есть истребление человеческих помыслов.

> Кто  презрел  настоящее,   предал себя воле Божией и владычественное

> в  себе  (ум)  посвятил помышлениям вышечеловеческим и Божественным;

> тот  будет  иметь  сокрушенное  сердце  и   соделает  его   жертвой,

> <которую Господь не отвергнет>».

 

> <Здесь  будет не лишним> привести замечание святого Василия Великого

> о   странном   порядке,  или  беспорядке,  замечаемом  в  <понятиях>

> человеческих:  «собственно  смирен (унижен) тот, кто ходит во грехе,

> потому  что  ничто  так  не смиряет, как грех.  Те, которые утратили

> высокость  души,   низложены  грехом  на  землю и как бы пригвождены

> к земле, изгибаются подобно <ползающей змее> и уже не в силах прийти

> в прямое положение, те собственно смирены (унижены, попраны).  Между

> тем  сами   они  всё <возвышаются>  и  никак  не согласны <признать>

> своего  унижения.  Напротив, избавленные благодатью из плена <греха>

> и  усовершившиеся в добре, следовательно, возвратившие себе истинное

> свое  достоинство,  —  те  смиряют  себя  добровольно,  со Апостолом

> называя    себя   самих   рабами   всякого   человека   <во>  Христе

> (см.  2Кор.4,5),       <отбросами   общества,   мусором    для мира>

> (см. 1Кор.4,13).    Между тем как они, будучи последними по чувствам

> о   себе,  суть  первые  в  очах  Божиих.   И  Господь  называет  их

> блаженными, говоря: «<блажены нищие> духом» (Мф.5,3)».

 

<> 

 

> Стих 20. «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь».

 

> <....>  Пусть  <много бед ждет праведных> на земле: таков уж порядок

> жизни  сей;   но  от всех  их   избавит их  Господь.   <Псалмопевец>

> не  сказал,  что праведных не коснутся скорби; ибо <это невозможно>,

> а  напротив,  <как  раз потому> и не миновать скорбей праведным, что

> они     праведны,    как    говорит    Премудрый,   что,   приступая

> <служить>  Господу,    дОлжно   душу  свою готовить   <к испытаниям>

> (см.  Сир.2,1).    <Псалмопевец>  не сказал  так,  а  прямо  открыл,

> что <много бед праведного ждет>, только прибавил к тому утешительное

> обетование, что «<но от всех его избавит> Господь».

 

> Как  избавит?   Так,  что  во  всех  их,  как бы они ни были велики,

> сохранит  их целыми, не допустит их пасть под тяжестью их, даст силы

> перенести  и  преодолеть  их;  праведники  пройдут сквозь сии скорби

> непобежденными   и   выйдут   из   них   победителями.   Праведника,

> благоволением  Своим  воодушевив,  покровом  Своим обнадежив и силою

> Своею    укрепив,    выводит   Господь   на  борьбу  с  <враждебными

> действиями  противников>   правды,   враждебными силами,    видимыми

> и  невидимыми.   СтоИт  праведник  непоколебимо в своей праведности,

> среди  всех   напастей,  как  утес среди моря, обуреваемый  волнами.

> Не  утес  сокрушается,  а волны, <нападающие  на него>,  сокрушаются

> и  отбегают.  Так и в борьбе праведников: не праведники сокрушаются,

> а   все  враждебные  силы  сокрушаются  о   непоколебимую  твердость

> их праведности.  <Именно это> избавление и обещается праведным.  Так

> и Господь предрек Апостолам, что они в мире <их ждут скОрби>; только

> в  утешение  им  тотчас  прибавил:  «<но  вы   мужайтесь:  Я победил

> этот  мир!>»  (ср.   Ин.16,33).  Не бойтесь!  Эти скорби мира ничего

> вам не сделают.  Я победил <этот> мир; <этой Моей побеждающей силой>

> и вы будете побеждать и одолевать мир, при всех его на вас нападках.

> Почему  святые  Апостолы  все  скорбели; но, скорбя, исповедали, что

> хоть  <теснимы>,  но  «не  <загнаны в угол>» (ср.  2Кор.4,8), и всех

> воодушевляли,  говоря:  <«Бог  верен!   Он  не  допустит  испытаний,

> которые  были бы  вам не по  силам,  и к тому же во всяком испытании

> Он  даст и выход из него, и силы для его преодоления» (1Кор.10,13)>.

> К сему блаженный Феодорит говорит: «<Бог хотя и> попускает праведным

> вступать   в   борьбу,   но   Сам  <поддерживает  их>  и  являет  их

> превозмогающими  встречающиеся  <им>  напасти,  подкрепляя  и  делая

> твердыми их <мысли>».

 

> <Вот>   почему,     «если   видишь  когда  праведников   в  болезнях

> с  поврежденными членами,  покинутых своими,  в ранах,  в бесчестии,

> в совершенной  скудости  и   лишении  необходимого;  то  помни,  что

> так  <необходимо>  по  премудрым порядкам  Божиим.     Утверждающий,

> что скорбь неприлична праведнику, говорит одно с утверждающим, будто

> борцу  неприличен  противоборник.   Но  борец, не входящий в подвиг,

> будет ли иметь какой повод к получению венцов?» (Василий Великий).

 

> Избавление  праведных от скорбей, как  в предыдущем  стихе  спасение

> смиренных  духом, есть собственно <их способность устоять>, при всём

> напоре  скорбей,  в  порядке  праведной  жизни, в верности заповедям

> Господа  и правилам веры.    Прекратятся  ли скорби их в этой  жизни

> или  будут  тяготеть над ними до самой смерти, — это в очах Господа,

> как  и  в  мысли праведных, не имеет решительного значения.  Бывает,

> что  они  прекращаются  или  обычным  своим  течением, или особенным

> действием  промышления  Божия.   Но  хотя  бы  этого и не случилось,

> <во всяком случае> Божие избавление и спасение сопутствует праведным

> неотступно;  и  из мрака скорбей, сквозь сень смертную, <выводит> их

> на свободу и вводит в жизнь, полную отрады, где только она и уместна

> в  истинном  своем  значении  и  виде.   «Люди  неправедные, говорит

> блаженный Августин, меньше имеют скорбей, а праведные больше терпят.

> Но  те после небольших или никаких скорбей пойдут на вечное мучение,

> от коего уже не избавятся никогда: а праведники после многих скорбей

> <войдут>  в  вечный  покой,  где  никогда уже не коснется их никакое

> зло».

 

        [ Святитель Феофан Затворник. Толкование на некоторые псалмы ]

 

 

 

 +++ к паремии среды из кн. Бытия:

* "За что Ной проклинает Хама?" www.bible-center.ru/note/20110330/orth

 

 

 + + + к чтениям четверга:

(Бытие:)

* Свящ. Александр Мень о значении рассказа о вавилонской башне

                    www.messia.ru/trstrb/men/vz/ge1101-9.htm#0

* Митр. Сурожский Антоний:

  к чему призван человек? башня от земли до неба

             www.messia.ru/rasylka/003/390.htm#0

 

(Исайя:)

* "Камень краеугольный, драгоценный - это Христос"

            www.bible-center.ru/note/20100311/orth

 

 

 

 

 

 

Эти дни в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=30;

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=31;

 

 www.mospat.ru/calendar/2011/03/30;  www.mospat.ru/calendar/2011/03/31

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Проницательный таит свое знание, /

                              а глупцы выставляют свою дурь напоказ.

 Прилежной  руке  - править,   /      ленивой руке - нести повинность.

 ...

 Лодырю добычи не видать, /   а у прилежного - богатство и достаток.

 ...

 Лентяй всё ждет, да не дождется,   /      зато прилежный насытится.

 ...

 Один, ничего не имея, притворится богачом, /

                        а другой, при богатстве немалом, - бедняком.

 Богатство сохранит человеку жизнь, / зато бедный упрека не услышит.*

                                         (Пр.12:23-24,27; 13:4,7-8/*/)

             *********************************************

 

 

/*/ новый перевод РБО; из чтения среды.

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2688.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»