=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

Выпуск посвящен стихам 1:19-28 Евангелия от Иоанна

                         (www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#1:19).

 

 

 

>                             КНИГА ЗНАКОВ

 

>                     ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА

>                             (1.19-12.50)

 

> 1.19-28 ИОАНН СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ

>       (Мф 3.1-12; Мк 1.2-8; Лк 3.15-17)

 

> 19    И вот свидетельство Иоанна. Когда еврейские власти послали

>    из Иерусалима священников и левитов спросить у него, кто

> 20 он такой, • Иоанн не уклонился от ответа и прямо заявил:

>       - Я не Помазанник.

> 21    - Кто же ты тогда? - спросили они. - Ты Илья?

>       - Нет.

>       - Ты пророк?

>       - Нет.

> 22    - Кто же ты? - продолжали они спрашивать. - Мы должны дать

>    ответ тем, кто нас послал. Кем ты сам себя называешь?

> 23    - Я, как сказал пророк Исайя,

>    +«голос глашатая в пустыне:

>    "Проложите прямой путь Господу!"»+

> 24,25 Тогда посланцы фарисеев • спросили его:

>       - Раз ты не Помазанник, не Илья и не пророк, почему

>    ты омываешь людей?

> 26    - Я омываю водой, - ответил Иоанн. - Но есть среди вас

> 27 человек, вы Его не знаете. • Он должен прийти после меня,

>    но я недостоин даже развязать у Него ремень сандалии.

> 28    Всё это происходило в Вифании, за Иорданом, где обычно омывал

>    Иоанн.

 

>               1.19-28 Мф 3.1-12; Мк 1.3-8; Лк 3.2-9,15-17

>               1.21 Втор 18.15,18; Мал 4.5    1.23 Ис 40.3

 

 

> Ст.   19  -  =И  вот свидетельство Иоанна= - Это авторский заголовок

> раздела.    =И  вот= - Таков традиционный зачин многих  книг  Библии

> (см.   2,3  и  4 Цар).   Вероятно,   так  некогда  начиналось первое

> «издание»  этого    Евангелия.    В 1.6-8   Иоанну  была  определена

> роль  свидетеля,   и   он   начинает   ее  исполнять.  Правда, когда

> его  подвергают  расспросам,    он  сначала свидетельствует  о себе,

> об  Иисусе  он  будет  говорить  в 1.29-34.  =Когда еврейские власти

> послали   из Иерусалима священников и левитов спросить у него,   кто

> он  такой=  -   =Еврейские  власти= - буквально: «евреи». Евангелист

> в  подавляющем большинстве случаев,  говоря о евреях,  имеет  в виду

> не   людей   определенной    национальности  или    вероисповедания,

> но представителей   религиозных   властей,  враждебно    настроенных

> по  отношению  к Иисусу.   Как известно,  Иудея в 6 г.  н.э.   вошла

> в  состав Римской империи и стала управляться римскими наместниками.

> Но  римляне  обычно  предоставляли местным властям довольно обширные

> полномочия  и  не  вмешивались  в  религиозные  дела,  которые решал

> Синедрион,  то  есть  Совет.   Иерусалимский Совет состоял из высших

> храмовых иерархов,  богатых старейшин  и учителей Закона,   которые,

> как  правило,   были   из  фарисеев.    В дальнейшем   слово «евреи»

> будет    иногда    выступать   в  несколько    иных   значениях    -

> как представители враждебного Богу мира.

 

> В   синоптических  Евангелиях  ничего  не  говорится  о  посольстве,

> направленном  иерусалимскими властями к Иоанну, но в Мф 3.7 и Лк 3.7

> Креститель   обращается   с резкой  критикой   в  адрес    саддукеев

> и  фарисеев,  которые  пришли к нему для омовения.  Вполне возможно,

> что евангелист сохранил здесь независимую традицию, верно передающую

> историческую  действительность.   =Священники  и  левиты= (служители

> Храма,  помощники  священников)  упомянуты  вместе    только  здесь.

> Они отправлены к Иоанну как эксперты в области ритуальных очищений.

 

> Ст.  20   -   =Иоанн  не  уклонился    от ответа  и   прямо  заявил:

> -  Я  не Помазанник= - Вопрос о том, является ли Иоанн Помазанником,

> не  приведен  автором,  но  он, несомненно, был задан.  Ответ Иоанна

> очень  решителен.  Некоторые комментаторы высказывают предположение,

> что  слова  Иоанна    надо  понимать   следующим   образом:     «Это

> не  я Помазанник».  Евангелист,  вероятно, вкладывает это  отрицание

> в  уста  Крестителя, чтобы подорвать веру в мессианство Иоанна у его

> сторонников.

 

>       +Экскурс:+ ПОМАЗАННИК, или Христос

 

<..... см. www.messia.ru/rasylka/004/746.htm>

 

 

> Ст.   21  - =Кто же ты тогда?  - спросили они.  - Ты Илья?  - Нет= -

> Согласно  4Цар  2.11, пророк Илья был взят живым на небо на огненной

> колеснице.   В  послепленныи  период  возникло  верование, что перед

> наступлением  великого и страшного Дня  Господа  Илья должен явиться

> на землю, чтобы приготовить народ к этому событию.  Многие в Израиле

> верили,    что он  также  должен был   помазать  Мессию   на царство

> и  представить  Его  народу  (Мал  4.5;  ср.  Сир 48.10; Мк 6.14-16;

> 8.27-29).     У  синоптиков сам  Иисус отождествляет Иоанна  с Ильей

> (Мф  11.14;  ср.   17.10-13  и  Мк  9.11-13).   По  мнению некоторых

> библеистов,  евангелист сохранил правильную историческую информацию,

> согласно  которой  сам Иоанн не считал себя  Ильей,   и лишь  позже,

> в раннем христианском богословии, произошло подобное отождествление.

> См., например, Мк 6.14-15; 8.28; Мф 17.10-13.  =Ты пророк?  - Нет= -

> Скорее  всего, имеется в виду пророк, появление которого предсказано

> Моисеем   во  Втор  18.15,18.    Это    пророк,  «подобный  Моисею».

> Во  Второзаконии  Моисей перед смертью обещал, что Бог пошлет народу

> пророка, подобного ему, которого необходимо слушаться.  Вряд ли речь

> шла  об одном-единственном  человеке,   но    о непрерывной   череде

> пророков  -   руководителей народа.   Но потом эти слова были поняты

> в  том смысле, что в будущем явится как бы второй Моисей.  Отголоски

> таких  верований  встречаются  в разных текстах Писаний (1Мак 14.41;

> Деян  3.22;  Ин 6.14; 7.40; Откр 11.3-12 и др.).    В Кумране наряду

> с Мессией-Царем  ожидался  Мессия-Пророк.   Так как Иоанн действовал

> в  пустынной  местности,    а   Илья  и Моисей   также были  связаны

> с пустыней, многие, вероятно, видели в нём сходство с этими великими

> фигурами.

 

> Ст.   22  -  =Кто  же ты?  - продолжали они спрашивать.  - Мы должны

> дать ответ тем,  кто нас  послал.   Кем  ты  сам себя  называешь?= -

> После   этих   настойчивых   вопросов,  на  которые  Иоанн  отвечает

> отрицательно, он наконец должен дать положительный ответ.

 

> Ст.  23 - =Я, как сказал пророк Исайя, «голос глашатая в пустыне»= -

> Иоанн  не  отождествляет  себя  ни  с  одной  из  великих  личностей

> древности,     он   вообще   определяет     себя   не как  человека,

> но  как функцию:  он  не более чем  голос. Эта  цитата из Исайи есть

> у  всех  евангелистов,  но  здесь  Иоанн  сам  прилагает  ее к себе.

> Евангелист  видит в явлении Иоанна исполнение пророчества.  Конечно,

> Исайя  говорил  о  том  времени,  когда  закончится  пленение народа

> Божьего  в  Вавилоне  и  сам Бог поведет  его через пустыню  назад -

> в  обещанную,    или обетованную    землю.   Возвещать  это  событие

> будет  =глашатай=.   Им  может  быть как сверхъестественное духовное

> существо,  так  и земной человек, которому Бог доверил такую миссию.

> Теперь  слова Исайи переосмыслены: спасение понято не как избавление

> от  земных   врагов,   а   как спасение  эсхатологическое, конечное,

> как  спасение  от  вражды с Богом,  от греха,  отделяющего  человека

> от Бога  и,  в  конечном счете,   как спасение  от смерти. У   Исайи

> по  этому пути пройдет Бог, но в Евангелии - это Христос, Сын Божий,

> явившийся  в полноте Божественной силы Своего Отца.  Таким глашатаем

> наступления Нового Века стал Иоанн.

 

> =+В   пустыне:   «Проложите  прямой  путь  Господу!»+=  -  Любопытно

> отметить, что в Ветхом Завете слова соединены по-другому: «В пустыне

> приготовьте  путь  Господу».    Именно поэтому некоторые ессеи* ушли

> в пустыню  и  поселились в Кумране,   дожидаясь там пришествия Бога,

> и  свою  общину  они  назвали  «Путь».   Таким же  будет  потом одно

> из  самоназваний  первохристианской Церкви (см.  Деян 9.2; 18.25-26;

> 24.14,22).

>       ----------------

>       * Ессеями назывались члены религиозного движения, возникшего

>       около 150 г. до н.э., для которого были характерны жизнь

>       обособленными общинами в пустыне, общность имущества, часто

>       отказ от брака, ежедневные ритуальные омовения. О них см.:

>       Иосиф Флавий, Иудейская война, II. 8. 2-13.

 

> Ст.  24-25  -   =Тогда  посланцы  фарисеев спросили  его:  - Раз  ты

> не Помазанник, не Илья и не пророк,  почему  ты омываешь  людей?=  -

> Как  понимать словА  =посланцы   фарисеев=?      Ведь    получается,

> что   фарисеи   послали   к  Иоанну  священников  и  левитов,   чего

> в  действительности  не  могло  быть,  потому  что  фарисеи не имели

> никакой  власти над храмовыми служителями.    Главенствующей партией

> в  это  время  были не фарисеи, а саддукеи (они ни разу не упомянуты

> евангелистом).   Единственное разумное объяснение таково: евангелист

> допускает  анахронизм  и   упрощение, как  и   в случае  с «евреями»

> (см.  коммент.  на  1.19).    Так  как  фарисеи не приняли   участия

> в  восстании  против  римлян,  в  котором погибли саддукеи и зелоты,

> после  70 г.  они стали единственной силой и в последние десятилетия

> I  века  начинают  рассматриваться  как единственные враги Христовой

> Церкви.   Возможно, под «фарисеями», как и под «евреями», понимаются

> религиозные   власти   вообще  (ср. 9.13,15-16).     Но   существует

> еще  одна  возможность  истолкования греческого текста: «А посланные

> были  из  фарисеев».     В таком случае  следует понимать,  что была

> еще  одна   делегация,    направленная    к  Иоанну    и   состоящая

> не  из  священников  и левитов, но из фарисеев.  =Почему ты омываешь

> людей?=  -  Вопрос иерусалимских посланцев объясняется  не тем,  что

> от  Помазанника,  Ильи или пророков ожидалось, что они будут омывать

> людей.    Но  эти   представители  властей   понимали,    что  Иоанн

> своим  омовением  указывает  на  скорое  наступление  последних дней

> и  готовит  народ   к  этому.   Подразумевается,  что  если бы Иоанн

> был  таким вестником, то совершение им столь важного ритуала было бы

> понятным.   Но  если он не претендует ни на одну из эсхатологических

> ролей,   то   почему  и  на  каком  основании  он  занимается  неким

> эсхатологическим действием?   Кроме  того, все ритуалы были изложены

> в  Законе,    толкователями  и хранителями  которого  были  фарисеи.

> Кто дал Иоанну такое право, если он не более чем голос?

 

>       +Экскурс:+ ФАРИСЕИ

 

<..... см. www.messia.ru/bibliotk/k/kuzn/mrcom/b.htm#farisej>

 

> Ст.   26  - =Я омываю водой, - ответил Иоанн= - Эти слова напоминают

> Иез  36.25-27:  «Я окроплю вас  водой очищения,  чтобы вы очистились

> от  своей  скверны.   От всех идолов ваших Я очищу вас.  И Я дам вам

> новое  сердце, новый дух вложу в вас.  Я вырву из вашей груди сердце

> каменное  и  вложу  сердце   из плоти.    Мой дух  Я  вложу  в вас».

> Иоанн  омывает  всего лишь водой.  Он исполняет только «первую часть

> пророчества   Иезекииля,   а   именно   очищающее  водное  омовение;

> обновляющее   дарование   Духа   будет  совершено  Тем,  кто  должен

> прийти».{}

 

> Нам  известны  различные  обряды  очищения от грехов с помощью воды,

> существовавшие  у  евреев  того  времени.   Люди омывали себя в знак

> очищения  от  ритуального  осквернения.   В  Кумране  населяющие его

> отшельники  совершали  ежедневные  погружения  в  воду.  Кроме того,

> прозелиты,   то  есть язычники,   поверившие в  Единого Бога Израиля

> и  принявшие  Закон  Моисеев,  также  должны  были, кроме обрезания,

> пройти  через обряд погружения в воду, что символизировало их смерть

> для  прошлой  жизни  и  рождение для новой.  К сожалению, нет точных

> данных  о  том,    что такой обряд уже существовал в первой половине

> I века.

 

> Что  же  означало омовение, которое совершал Иоанн?  Вероятно, нечто

> очень  похожее  на  то, что совершалось с прозелитами.  Многие евреи

> были  убеждены,    что   их спасение было гарантировано самим фактом

> их   принадлежности к  народу  Божьему,    с которым   Бог  заключил

> Свой  Договор,  или  Завет.   Но  в Мал 4.5-6 сказано: «Вот, Я пошлю

> к вам  Илию  пророка  пред  наступлением  дня   Господня,   великого

> и   страшного.    И он  обратит сердца отцов  к детям и сердца детей

> к  отцам    их,  чтобы я,   пришед,  не поразил   землю  проклятием»

> (ср.  Сир 48.10).  Иоанн осознает свою эсхатологическую роль Божьего

> вестника,  посланного  Им  для последнего и грозного предупреждения.

> Итак,  целью  омовения,  совершаемого  Иоанном,  было предотвращение

> грядущего  Божьего  гнева  -  по крайней мере   от тех, кто  услышал

> его призыв.

 

> =Но  есть среди вас человек, вы Его не знаете= - Вероятно, эти слова

> указывают  на веру в  скрытого Мессию, которую разделяли многие люди

> в  Израиле,  хотя это  была не  самая распространенная точка зрения.

> В   очень   популярной   в   то  время  апокалиптической  литературе

> утверждалось,  что  Мессия  будет оставаться неизвестным до тех пор,

> пока  Бог  не велит   Ему  явиться Своему народу.  См. 7.27:  «Когда

> придет  Помазанник,  никто  не  будет знать, откуда Он».  Об этом же

> свидетельствуют  1-я  Книга Еноха и 3-я Книга Ездры.  <...> Не знают

> Помазанника не только   пришедшие  к Иоанну,   но раньше его не знал

> и  он сам: так, в 1.33 он скажет: «Я не знал Его, но Тот, кто послал

> меня  омывать водой, сказал мне: "Когда ты увидишь человека, на кого

> нисходит  и  на  ком  остается Дух, Он и есть Тот, кто будет омывать

> Святым  Духом"».   Мессия уже пришел,   но  еще  никому не известен.

> См. также 1.31.

 

> Ст.  27  -   =Он  должен   прийти   после  меня,  но   я   недостоин

> даже   развязать   у  Него  ремень сандалии= -   Сам Иоанн  признает

> свою    малость   в  сравнении  с Тем,      чей приход он возвещает.

> В  древности  считалось,  что    тот,  кто приходит раньше, является

> более  важным  и авторитетным.  Но Иоанн говорит, что, хотя Грядущий

> пришел   позже  его,  Он так  велик,  что Иоанн =недостоин развязать

> у  Него ремень сандалии=, то есть исполнить по отношению к Нему даже

> то, что должен был делать раб.  Снимать обувь считалось столь низким

> занятием,  что даже слуга не обязан был снимать обувь с ног хозяина,

> а  если  у  еврея  был раб-еврей, то и от него нельзя было требовать

> этой услуги.  Правда, жена могла мыть ноги мужу,  дети -  родителям,

> а  ученики  -  учителю,  но  это  было  не  обязанностью,  а  высшим

> проявлением любви.

 

> Ст.   28  -  =Всё это происходило в Вифании, за Иорданом, где обычно

> омывал  Иоанн= - Четвертый евангелист - единственный из новозаветных

> авторов,  кто указывает место, где Иоанн совершал омовение.  Правда,

> эти  сведения  не очень помогают, так как локализация места остается

> неизвестной.    =Вифания=  -    это  поселок с таким же   названием,

> что  и  Вифания    близ Иерусалима, но он расположен  где-то в Иудее

> или даже в Самарии.  В рукописях есть разночтения.

                [ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий.

                  // М.: ОПУОПАМ, 2010. стр.48-57 ]

 

 

 

 

 + + + о Ин.1:19-28

        www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_19.html

 + + + еп. Кассиан Безобразов.

        Толкование на Евангелие от Иоанна

         www.krotov.info/history/01/kern/page05.htm

     + Изложение комментария еп. Кассиана к Ин.1.19-2.22

                     www.messia.ru/rasylka/004/766.htm#0

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

       *Говорю вам истинную правду:

        тот, кто слышит Слово Мое

        и верит Тому, кто послал Меня,

        обрел вечную жизнь.

        Не предстанет он перед Судом -

        он уже перешел от смерти к жизни.

        Говорю вам истинную правду:

        час наступает -

        он уже наступил, -

        когда мертвые услышат голос Божьего Сына

        и кто услышит Его, те будут жить.

        Как Отец есть источник жизни,

        так и Сына Он сделал источником жизни.

        И Он дал Сыну власть судить,

        потому что Он - Сын человеческий.

        Не удивляйтесь тому.

        Ведь час наступает,

        когда все, кто в могилах,

        услышат голос Его и покинут могилы -

        те, что творили добро, встанут для Жизни,

        а те, что творили зло - для Суда.

        Я ничего не могу делать собственной властью.

        Я сужу, как велит Мне Отец,

        и Суд Мой - праведный суд,

        ибо Я не того, чего хочется Мне, добиваюсь,

        а того, чего хочет Пославший Меня.* (Ин.5:24-30/*/)

             *********************************************

 

 /*/  - еванг. чтение четверга.

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2682.htm#0

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»