=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

* 23 мая 2011 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе.

   литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13.

   {память отцов I Вселенского Собора, 325}

 

 

 

 

>                       МОЛИТВА ИИСУСА (17.1-26)

 

> Со   времен   Кирилла  Александрийского  последняя  молитва  Иисуса,

> завершающая  Его  служение   на  земле,    в которой   Он  посвящает

> Своих  учеников  Отцу  и  молится об их успешной миссии и о единстве

> Церкви,  получила  название Первосвященнической молитвы.  Она похожа

> на прощальное изъявление воли и завещание, которые часто встречались

> как в библейской, так и в гностической литературе.

 

 

>                  17.1-5 МОЛИТВА О ПРОСЛАВЛЕНИИ СЫНА

 

> 1     После этих слов Иисус поднял глаза к небу и сказал:

>       - Отец! Час настал. Прославь Сына Своего, чтобы Сын прославил

> 2  Тебя. • Так же, как Ты дал Ему власть над всеми живущими,

> 3  и Он даст вечную жизнь всем, кого Ты дал Ему. • А вечная жизнь -

>    это знать Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса

> 4  Помазанника, которого Ты послал. • Я прославил Тебя на земле,

> 5  исполнив дело, которое Ты поручил Мне. • Теперь же, Отец,

>    Ты прославь Меня славой, что была у Меня, когда Я был с Тобою,

>    прежде чем мир начал быть.

 

>               *17.1 +Сын+ - в некоторых рукописях: «Сын Твой».

 

>               *17.1 Ин 11.41; 12.23; 13.1,31-32; Мф 26.45; Мк 14.41

>               *17.2 Мф 28.18   *17.3 Прем 15.3; 1Фес 1.9; 1Ин 5.20

>               *17.4 Ин 4.34; 13.31-32; 14.13

>               *17.5 Ин 1.1-2; 8.58; 17.24

 

 

> Ст.  1 -   =После этих слов Иисус   поднял глаза  к небу и сказал= -

> Это традиционная молитвенная поза (ср. 11.41).   =Отец!= - Вероятно,

> как   и  в  Евангелиях  Марка  и  Луки,  обращение  =Отец=  отражает

> арамейское «Абба».  Этим словом дети в семье называли отца, это было

> теплое, интимное слово.  Вероятно, Иисус всегда так обращался к Богу

> и учил Своих учеников называть Бога так же  (ср. Рим 8.15; Гал 4.6).

> Пока  что  не  найдено  убедительных  примеров,    чтобы  кто-нибудь

> из  соотечественников  Иисуса   рискнул    назвать   Небесного  Отца

> этим  именем.   Обращение «Отец» есть как в Молитве Господней у Луки

> (Лк  11.2),    так  и  в Гефсиманской   молитве (Мф 26.42; Мк 14.36;

> Лк 22.42).  Поэтому, возможно, в молитве в версии Иоанна переплелись

> мотивы   обеих      синоптических   молитв  (ср., например, ст. 15).

> =Час  настал=  -  См.   коммент.  на 2.4; 12.23.  Именно через «этот

> час»   Сын  возвратится  к Отцу.    =Прославь   Сына  Своего,  чтобы

> Сын прославил Тебя= - Иисус просил о Своем прославлении, потому что,

> во-первых,  это  согласуется  с волей   Отца (12.28),   а во-вторых,

> в  прошении  нет   эгоистических    целей,     ведь его  результатом

> будет  прославление  Отца.   «У  славы  есть  два  аспекта: она есть

> +зримое   проявление   величия    через    могущественные   деяния

> {R. Brown, The Gospel according to John, v. 1, p. 509.}.

 

> Ст.  2 - =Так же, как Ты дал Ему власть над всеми живущими и Он даст

> вечную жизнь всем, кого Ты дал Ему= - Иисус говорит о себе в третьем

> лице.     Власть  над всеми живущими означает право судить весь мир,

> в  то  время  как  вечная жизнь даруется только  тем,   кого  Иисусу

> дал  Отец.   Его дела на земле есть знаки Его силы и власти даровать

> вечную жизнь.  «Его дело не заканчивается вместе с концом Его земной

> жизни,     но в истинном  смысле только начинается  вместе  с концом

> этой    жизни» {R. Bultmann, Das Evangelium  des Johannes, S. 376.}.

> =Вечная  жизнь= в Евангелии от Иоанна заменяет собой более привычное

> синоптическое  словосочетание  «Царство  Бога» (), хотя такая замена

> иногда встречается у синоптиков и у апостола Павла.

 

> Ст.  3  -  =А вечная жизнь - это знать Тебя, единственного истинного

> Бога,  и  Иисуса  Помазанника,  которого  Ты  послал= - Столь важное

> значение,   которое  придается знанию  (см.  также ст. 6), в прошлом

> наводило  многих  комментаторов  на мысль, что на евангелиста Иоанна

> оказали  сильное  влияние  эллинистические  и гностические концепции

> спасения,    где   спасение   зависело от правильного знания  о Боге

> или  богах.   Но  в  Библии  знание  Бога  - это не интеллектуальное

> постижение Его и не набор каких-то более или  менее полных  сведений

> о  Нём,  а  глубокая  неразрывная связь с Богом, без чего невозможна

> истинная     жизнь.        Знание    и     вера     никоим   образом

> не  противопоставляются,    но   дополняют друг друга (ср. Авв 2.14;

> Ос 4.6; 6.3,6).   =Единственного  истинного Бога= - В Евангелии, как

> и во всех других новозаветных произведениях, утверждается строжайшее

> единобожие.    На   первый   взгляд,   это   противоречит  некоторым

> утверждениям  Евангелия,  в  которых  евангелист  прилагает к Иисусу

> титул  Бога  (1.1,18; 20.28).  Но следует помнить, что Иоанн никогда

> не  говорит о равенстве    природы       Иисуса   с природой   Бога,

> но о  равенстве  их действий,  когда Иисус говорит и делает то,  что

> Ему  велит  Отец,  то  есть о равенстве функциональном.  Здесь Иисус

> единственный  раз  в Евангелиях называет себя =Иисусом Помазанником=

> (по-гречески  «Христом») {Еще один раз это словосочетание появляется

> в  1.17,  но  там  оно принадлежит евангелисту.}.  Поэтому некоторые

> ученые  считают эти слова позднейшей вставкой, проникшей в Евангелие

> из  литургического словоупотребления  (ср. 1Ин 4.2).    Но    нельзя

> быть уверенным в этом,   потому что не существует ни одной рукописи,

> в которой эти слова отсутствовали бы.

 

> Ст.   4  -    =Я  прославил Тебя на земле,  исполнив дело,   которое

> Ты   поручил  Мне=  -   Иисус прославил Отца Своим земным служением,

> но  главным  образом  Своей  смертью  и  воскресением,  без  которых

> невозможно  спасение   человечества.  Хотя  страдания  и  возвышение

> еще  предстоят  Иисусу,   но времени до  них осталось так  мало, что

> Он  может  употреблять  прошедшее время - =прославил=.  =На земле= -

> Иисус вскоре отправится на небо, откуда Он пришел.  Ср.  4.34; 5.36,

> где  также  говорится  о завершении   порученного Ему  Отцом   дЕла,

> но окончательно оно будет завершено на кресте (см. 19.30).

 

> Ст.  5 - =Теперь же, Отец, Ты прославь Меня славой, что была у Меня,

> когда   Я   был   с Тобою, прежде чем мир начал быть= - Слава Иисуса

> не  будет  для  Него   чем-то  таким,   чего раньше  у Него не было,

> это   возобновление   той    вечной    небесной   Славы,   что   уже

> Ему  принадлежала.     Но сейчас  Он молится   о Своем   вознесении.

> После  воскресения  Сын  возвратится  туда, где Он был до воплощения

> (1.1-5).   Ср.  8.58.   Это  одно   из  наиболее  ярких и бесспорных

> утверждений о предсуществовании Иисуса в Новом Завете.

 

 

>                     17.6-19 МОЛИТВА ОБ УЧЕНИКАХ

 

> 6     Я открыл Твое имя людям, которых Ты дал Мне из мира. Они были

> 7  Твои, Ты отдал их Мне, и они слово Твое исполнили. • И теперь

> 8  наконец они поняли, что все, что Ты дал Мне, Твое, • потому что

>    слова, которые дал Ты Мне, Я им передал, и они их приняли

>    и действительно поняли, что Я пришел от Тебя, и поверили, что

> 9  послал Меня Ты. • Это за них Я прошу. Не за мир Я прошу,

> 10 а за тех, которых Ты дал Мне, потому что они - Твои, • ведь всё,

>    что есть у Меня, Твое, а всё, что есть у Тебя, Мое и через них

> 11 Я явил Свою славу. • Я уже больше не в мире, Я возвращаюсь

>    к Тебе, а они остаются в мире.

>    О святой Мой Отец! Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, сохрани

> 12 их, чтобы были они едины, как и мы едины с Тобой. • Силой имени

>    Твоего, что Ты дал Мне, Я хранил их, пока был с ними.

>    И Я их сохранил: никто из них не погиб, лишь один,

>    предназначенный к гибели, ибо Писанию надлежало исполниться.

> 13 А теперь Я к Тебе возвращаюсь. И пока Я еще в этом мире,

>    Я для того говорю всё это, чтобы они разделили со Мной полноту

> 14 Моей радости. • Я передал им Слово Твое, и мир их возненавидел,

>    потому что они не из этого мира, как и Я не из этого мира.

> 15 Я не прошу, чтобы Ты забрал их из мира, но прошу: защити их

> 16 от зла. • Они не из этого мира, как и Я не из этого мира.

> 17 Посвяти их себе силой истины, истина - это Слово Твое.

> 18 И как Ты послал Меня в мир, так и Я их послал в этот мир.

> 19 Я себя посвящаю Тебе ради них, чтобы и они поистине стали Твоими.

 

>              *17.7 +они поняли+ - в Синайском кодексе: «Я понял».

>              *17.11 +чтобы были они едины, как и мы едины с Тобой+ -

>               в Р66 эти слова отсутствуют.

>              *17.12 +что Ты дал Мне+ - в Р66 эти слова отсутствуют.

>              *17.14 +как и Я не из этого мира+ - в некоторых

>               рукописях эти слова отсутствуют.

>              *17.17 +истины+ - в позднейших рукописях: «Твоей

>               истины».

 

>               *17.6 Ин 17.26   *17.8 Ин 3.2; 16.30

>               *17.10 Лк 15.31; Ин 16.15

>               *17.11 Ин 10.30; 13.1,3; 16.28; 17.21; Гал 3.28

>               *17.12 Ин 6.39; 18.9; Пс 41.9(40.10);

>               109(108).4,5,7,8; 2Фес 2.3   *17.13 Ин 15.11; 1Ин 1.4

>               *17.14 Ин 8.23; 15.18-19

>               *17.15 Мф 6.13; 2Фес 3.3; 1Ин 5.18   *17.18 Ин 20.21

 

> Ст.  6 - =Я  открыл Твое имя= - Как уже говорилось выше, в древности

> считалось,  что  имя  заключает  в  себе суть его носителя.  Поэтому

> «открыть имя Бога»  означало явить Его  истинную сущность,   открыть

> Его  самого,  Его  любовь и милосердие.  Но существует также мнение,

> что  в данном  случае  имеется  в виду «ЭТО  — Я» ().   См. Ис 52.6:

> «Потому  народ   Мой познАет имя Мое, день  настанет  -  поймут они,

> что   говорю с ними Я,  что это Я!»  В еврейской традиции  священное

> имя  Бога  нельзя  было  произносить,  кроме  Дня  искупления, когда

> первосвященник  входил в Самое Святое Место с кровью жертвы за грехи

> народа,  совершенные  по  неведению,  и  произносил  там  имя  Бога.

> Практически  все комментаторы согласны с тем, что в данном контексте

> «открыть    имя» является  синонимом  «прославить  имя».   Возможно,

> здесь  отголосок  первого прошения Молитвы Господней, как и в 12.28.

> =Людям,   которых  Ты дал Мне из мира= -  Имя Бога  открыто не всем,

> но  только тем, кто принял Божьего Посланца (1.12).  =Дал= - то есть

> избрал  людей  из мира, чтобы ими владел Его Сын и чтобы они служили

> Ему.   Как и всюду в Евангелии, =мир= означает мир людей, враждебных

> Богу.   Бог изъял учеников из мира.  Это не означает, что они больше

> не  живут  в мире, но отныне они посвящены Богу и поэтому в духовном

> смысле  больше  не  принадлежат миру, у них иные цели и устремления,

> иные  жизненные  стандарты.   =Они  были  Твои=  -  Всё человечество

> принадлежит  Богу,  потому  что  Он  -  его  Творец,  Он любит людей

> невзирая  ни  на что и желает их  спасения.    Но  здесь  эти  слова

> снова  относятся  лишь  к  тем, кто принял Иисуса и для кого Он стал

> Отцом в том же  смысле,   в каком Он - Отец Иисуса. Ср. Рим 8.15-16;

> Гал  4.6.  При желании здесь можно увидеть доктрину предопределения,

> хотя  нужно  помнить, что в библейской мысли  между предопределением

> и  свободой выбора нет жесткого противопоставления.  Те, кто поверил

> в  Иисуса,  изначально  принадлежали  Богу,  потому что Он по Своему

> всеведению   знал,  какой выбор они  сделают.   =Ты  отдал их Мне= -

> Даже  ученики  Иисуса принадлежат Ему потому, что Отец отдал их Ему.

> Ср.  6.37,44-45.   =И  они  слово  Твое исполнили= - Под словом Бога

> понимается  та Весть, которую до велению Бога Иисус принес на землю,

> и,  в  частности,  заповедь  любить  друг  друга  (14.15,21).  Иисус

> говорит  об  этом,   как  если  бы  всё  уже  произошло,  потому что

> Он смотрит на учеников с точки зрения грядущего воскресения.

 

> Ст.  7-8  -  =И теперь наконец они поняли,  что всё, что Ты дал Мне,

> Твое=  -  Это  знание,  которое они обрели благодаря прощальной речи

> Иисуса,  сделало  учеников  духовно  зрелыми.   =Потому  что  слова,

> которые  дал  Ты Мне, Я им передал, и они их приняли и действительно

> поняли,  что  Я  пришел  от  Тебя, и поверили, что послал Меня Ты= -

> Теперь  они  обрели  способность  жить в свете тех  заповедей,   что

> им   передал   Иисус   от   Отца.     И   снова   знание    и   вера

> не  противопоставляются,  но  они  означают, что Божественная истина

> принимается   всем   человеческим   существом - не только   сердцем,

> но и разумом и волей.

 

> Ст.   9-10  -  =Это  за  них  Я прошу.  Не за мир Я прошу, а за тех,

> которых Ты дал Мне= - То, что Иисус перед смертью молится не за мир,

> не  означает,  что  мир  стал  Ему  безразличен  и Он перестал о нём

> заботиться.   Конечно,  в 4-м Евангелии любовь обращена прежде всего

> на своих,    а   не на чужих,  хотя у синоптиков Иисус учит молиться

> за  врагов  и   сам  молится за распинающих Его (Мф 5.44; Лк 23.34),

> а  апостол Павел велит молиться за всех людей (1Тим 2.1).  Но сейчас

> Он  сосредоточил всю Свою заботу на учениках, которым предстоит идти

> в мир и нести ему весть о спасении.  Если они не сумеют это сделать,

> то  и  Его  дело  окажется  тщетным.   Кроме  того, Его приход в мир

> означает  суд для мира.  Люди сами сделали свой выбор, и одни встали

> на  сторону  Иисуса (это Его ученики), а другие - на сторону Сатаны.

> Ср.   Иак  4.4:  «Разве  вы  не  знаете, что приязнь к миру означает

> вражду к Богу?» «Единственная  надежда    для мира  - перестать быть

> миром» {С. К. Barrett,   The Gospel according to St. John, p. 506.}.

> =Потому  что  они - Твои= - Ср.  ст.  6, где сказано, что Отец отдал

> их Иисусу.  Но то, что они поверили Иисусу, делает их принадлежащими

> Тому,  кто послал Иисуса.  =Ведь, всё, что есть у Меня, Твое, а всё,

> что есть у Тебя, Мое= -  Таким образом,  ученики принадлежат и Отцу,

> и Сыну.   =И  через них   Я  явил Свою славу= -   Эти  слова обычно,

> и  вероятно  верно,  понимаются  как продолжение ст.  9, и через них

> значит  «через учеников».  Как Бог явил Свою славу через Иисуса, так

> и  благодаря ученикам   слава   Иисуса   была и будет  явлена  миру.

> Но  возможно   и  иное   понимание,    когда слово   =их= понимается

> как  средний  род  множественного  числа.  В таком случае перед нами

> естественное  продолжение ст.  10: слава Иисуса явлена через всё то,

> что принадлежит Его Отцу.

 

> Ст.  11  -   =Я  уже больше не в мире=   -  Ср. ст. 13:  «пока Я еще

> в этом мире».  =Я возвращаюсь к Тебе= - Иисус говорит о Своей смерти

> как  о  средстве   возвращения к Отцу.   Он еще с учениками,  но уже

> на  пути  к  Отцу.   =А  они  остаются  в  мире=  - Этим объясняется

> необходимость   и  срочность молитвы.    Ведь  ученики,   хотя   они

> и  остаются  под водительством Святого Духа, должны испытать на себе

> враждебность  мира.   =О святой  Мой Отец!= - Это единственное место

> в Новом  Завете,   где встречается  такая  форма обращения   к Богу,

> но ср.  евхаристическую молитву в «Дидахе»: «Благодарим Тебя, Святой

> Отец,  за  Твое святое имя, которое Ты вселил в наши сердца» (10.2).

> Отец  назван  =святым=.   В  еврейском  «святой» («кад`ош») означает

> «иной»,    то   есть  отделенный  от всего  мирского  и  профанного.

> Сама  форма   обращения   предполагает,    что  ученики тоже  должны

> стать  «иными»,   полностью   посвященными  Ему  и,   следовательно,

> не  принадлежащими    миру,    не  разделяющими   стандартов   мира.

> Ср.   Лев  11.44, а также 1Петр 1.16; Мф 5.48.  =Силой имени Твоего,

> что  Ты  дал Мне, сохрани их= - Так как имя означает носителя имени,

> Иисус  просит,   чтобы  сам Бог  сохранил  Его  учеников, потому что

> они  принадлежат  Богу.   =Что  Ты  дал Мне= - Иисус есть воплощение

> Божьего Слова,  то есть  Его откровения. =Чтобы  были они едины, как

> и  мы  едины  с  Тобой= - Они останутся учениками и смогут исполнить

> порученную  им  миссию   в мире лишь при условии,  что они  сохранят

> то единство, которое есть у Отца и Сына.

 

> Ст.  12 - =Силой имени Твоего, что Ты дал Мне= -  Повторы характерны

> для  молитв.   =Я  хранил  их,  пока  был  с  ними= - Глагол хранить

> означает здесь эсхатологическую сохранность: ученики не должны стать

> отступниками,  несмотря  на  все возрастающую ненависть мира.  Иисус

> сохранил  учеников, как настоящий пастух хранит своих овец.  =И Я их

> сохранил:   никто  из  них  не  погиб,  лишь один= - Иисус неповинен

> в духовной   гибели   Иуды   Искариота,   потому что  на самом  деле

> он никогда не принадлежал к Его овцам.  =Предназначенный к гибели= -

> дословно:   «сын погибели»;  это типично еврейский оборот (ср. «сыны

> света»,  «сыны  тьмы»,  «сыны  смерти»).   В  2Фес  2.3-4 так назван

> главный апокалиптический  враг    Бога,   полностью   отдавший  себя

> под  власть Сатаны и обреченный на погибель, потому что Сатана будет

> окончательно   сокрушен   и   уничтожен.    =Ибо  Писанию  надлежало

> исполниться= - Гибель Иуды была предсказана  в Писании.  См. Пс 41.9

> (40.10).    Это  не  означает,   что Иуда был лишь пассивным орудием

> в  замыслах  Божьих.  Он сделал свой свободный выбор и поэтому несет

> за  него  ответственность.  См.  Мк 14.21: «Сын человеческий уходит,

> как  о  том  говорится  в  Писании.   Но горе тому человеку, который

> предаст   Сына    человеческого.     Лучше бы   не  родиться   вовсе

> тому человеку!»

 

> Ст. 13  -  =А теперь Я к Тебе   возвращаюсь.   И пока Я еще   в этом

> мире=  -  Ср.  ст.  11.    =Я  для  того говорю всё это= - Вероятно,

> имеется  в  виду  или  предыдущая  часть молитвы, или вся прощальная

> речь.     =Чтобы   они  разделили   со  Мной полноту Моей радости= -

> Ср.  15.11;  16.24.   Полнота  радости,   согласно  раввинистическим

> воззрениям, характерна для Нового Века.

                [ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий.

                  // М.: ОПУОПАМ, 2010. стр. 386-394 ]

 

 

 

 + + + А. Лакирев: единственность, единство, святость Церкви

                        www.messia.ru/rasylka/010/2567.htm#0

 + + + Церковь - единая и разделенная

        www.messia.ru/rasylka/008/2216.htm#0

                                  (+ссылки!)

 + + + игумен Вениамин (Новик):

        ответственность христиан за единство христианского мира

               www.messia.ru/rasylka/007/1852.htm#0 (+ссылки!)

 + + + Оливье Клеман, патриарх Афинагор: "Да будут все едино!"

               www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm#0 (+ссылки!)

 + + + Яков Кротов: свидетельствовать о единстве Церкви

           www.messia.ru/rasylka/005/1176.htm (+ссылки)

 

 

+++ из православного богослужения дня

       www.messia.ru/rasylka/009/2421.htm#0

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20110605/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=6&day=05;

 www.mospat.ru/calendar/2011/06/05

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

Иисус сказал:

'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю -

 это Отец, который во Мне, совершает Свои дела.

 Верьте Мне: / Я - в Отце и Отец Мой - во Мне.

 А не верите Мне, / из-за дел этих верьте.

 Говорю вам истинную правду:

 тот, кто верит в Меня, / будет делать те же дела, что и Я,

 и даже б`ольшие сделает, / потому что Я отправляюсь к Отцу.

 Всё, о чём ни попр`осите, призвав Мое имя, / Я исполню,

  чтобы был прославлен Отец через Сына.

 Если Меня вы о чём-то попр`осите, призвав Мое имя, / Я исполню.

 Если Меня вы л`юбите, / то исполните то, что Я вам заповедал.

 И Я Отца попрошу, / и Он даст вам другого Заступника,

  чтоб он навеки остался с вами.

 Тот Заступник - Дух Истины, / мир его принять не способен,

  потому что не видит его и не знает.

 Но вы его знаете, / ведь он теперь с вами и останется в вас.

 Я сиротами вас не оставлю, / снова к вам возвращусь.

 Еще немного - / и мир Меня уже не увидит,

  а вы Меня будете видеть,

 потому что живу Я, / и вы будете жить.

 И в тот день вы узнаете, / что Я - в Отце Моем,

  вы - во Мне, и Я - в вас.

 Кто хранит Мои заповеди и исполняет их,

  он и есть тот, кто любит Меня'. (Ин.14:10-21 - чтение субботы)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2692.htm#0

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 !!!NEW!!! страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»