=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

По Ев. от Иоанна, 3:1-15:

 

 

 

 

>                      3.1-21 БЕСЕДА С НИКОДИМОМ

 

> 1    Был один человек из еврейских старейшин, фарисей по имени

> 2  Никодим. • Он пришел ночью к Иисусу и сказал Ему:

>      - Рабби! Мы знаем, что Ты учитель, посланный Богом. Никто

>    не может совершить таких знаков, какие Ты совершаешь, если Бог

>    не с Ним.

> 3    Иисус сказал ему в ответ:

>      - Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится свыше,

>    сможет увидеть Царство Бога!

> 4    - Как может взрослый человек вновь родиться? - говорит Ему

>    Никодим. - Ведь он не может вернуться в материнскую утробу

>    и родиться второй раз.

> 5    Иисус ответил:

>      - Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится от воды

> 6  и Духа, сможет войти в Царство Бога! • То, что родится от плоти,

> 7  есть плоть; только от Духа рождается дух. • Не удивляйся тому,

> 8  что тебе Я сказал: «Вам надо родиться свыше». • Ветер веет,

>    где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь, откуда он

>    и куда направляется. Так и с теми, кто родится от Духа.

> 9    - Разве такое может быть? - спросил Никодим.

> 10   - Ты - учитель Израиля и не знаешь таких вещей? - сказал ему

> 11 в ответ Иисус. - • Говорю тебе истинную правду: мы говорим о том,

>    что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы отвергаете

> 12 наше свидетельство. • Если вы не верите Мне, когда Я вам сказал

> 13 о земном, как вы поверите Мне, когда Я вам скажу о небесном?

> 14 Ведь на Небо не поднимался никто, кроме Того, кто с Неба сошел, -

>    это Сын человеческий. • Как Моисей поднял ввысь медного змея

> 15 в пустыне, так и Сын человеческий должен быть поднят, • чтобы

> 16 тот, кто верит, в Нём обрел вечную жизнь. • Ведь Бог так полюбил

>    мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы тот, кто верит

> 17 в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь. • Ведь Бог послал Сына

>    в мир не для того, чтобы Он мир осудил, но для того, чтобы мир

> 18 через Него был спасен. • Тот, кто верит в Него, осужден не будет,

>    а кто не верит - уже осужден, потому что он не поверил в имя

> 19 единственного Сына Бога. • Вот в чём суд состоит: в мир пришел

>    свет, но люди предпочли свету тьму, потому что злы их дела.

> 20 Всякий, кто делает зло, свет ненавидит и не идет к свету, чтобы

> 21 не стали известны его злые дела. • А кто по правде живет, идет

>    к свету, чтобы явными стали дела его, во имя Бога свершенные.

 

 

>       *3.13 +Сын человеческий+ - в некоторых рукописях: «Сын

>       человеческий, который на небе».

>       *3.20 +его дела+ - в ряде рукописей: «его дела, потому что

>       они злы».

 

>       *3.1-2 Ин 7.50; 19.39   *3.2 Мф 22.16; Ин 9.16; Деян 10.38

>       *3.5 Тит 3.5   *3.8 Эккл 11.5   *3.11 Ин 3.32; 8.26

>       *3.12 Прем 9.16; Лк 22.67   *3.13 Притч 30.4; Рим 10.6

>       *3.14 Числ 21.9; Ин 8.28; 12.34   *3.15 Ин 20.31

>       *3.16 Рим 8.32; 1Ин 4.9-10; Ин 3.36; 10.28; 1Ин 5.13

>       *3.17 Ин 5.22,30; 8.15-16; 12.47; Деян 17.31   *3.18 Ин 5.24

>       *3.19 Ин 1.5,9; 8.12; 9.5   *3.20 Эф 5.11-13   *3.21 Тов 4.6

 

 

> Это  первая  речь  в  Евангелии.    По мнению  многих  толкователей,

> она    представляет    собой   проповедь-медитацию  на  тему  одного

> из  речений,    сохранившегося  в синоптической  традиции (ст. 3,5).

> В  ней продолжена линия противопоставления Иисуса и ритуалистической

> религии, начатая во 2-й главе.  Там Иисус заменил вином Царства воду

> ритуальных омовений и Своим телом - храмовое богослужение.  Основная

> тема   этой   речи такова:   поскольку  спасение  (= рождение свыше)

> есть  всецело  дело  рук Бога, то и Тот, через кого Бог осуществляет

> спасение,  тоже  должен  происходить от Бога.  Следовательно, Иисус,

> которого  Бог  даровал миру (3.16), выше Закона Моисея, тоже некогда

> дарованного  народу Израиля.    Еврейские мудрецы и богословы видели

> в  Законе  воплощение  Божественной Мудрости (см. Сир 24).   Недаром

> собеседником  Иисуса  выступает  фарисей  Никодим.   Он  с симпатией

> относится    к  Иисусу  и    находится  под  сильным    впечатлением

> от  совершенных  Им  чудес.    Он учитель Израиля, и  для него Иисус

> и Закон  есть тяжкая дилемма.    Но Закон  есть нечто неодушевленное

> и  безличное,  в  то  время как Иисус - живая Личность, единственный

> Посредник  между Богом и человеком,    не только приводящий человека

> к Богу,     но и дающий ему возможность увидеть через себя лик Божий

> и   Его  славу.    Он  -   тот    новый  Человек, который  благодаря

> Своему  послушанию   вплоть  до смерти  на  кресте   приводит  людей

> к личному общению с Богом, когда Бог будет в них, а они - в Боге.

 

> =Ст.  1=   -   =Был   один  человек из еврейских  старейшин, фарисей

> по  имени Никодим= - Ср. начало стиха с 1.6.   =Человек из еврейских

> старейшин=   -  буквально:   «еврейский  правитель»; это значит, что

> он  входил  в состав Синедриона, или Совета, и был очень влиятельным

> человеком.                                             =Фарисей=   -

> см.             <www.messia.ru/bibliotk/k/kuzn/mrcom/b.htm#farisei>.

> =Никодим= - Это  греческое имя, часто встречавшееся у евреев в форме

> «Накдимон».

 

> =Ст.  2 = -    =Он  пришел  ночью  к Иисусу и сказал  Ему: -  Рабби!

> Мы знаем, что Ты учитель, посланный Богом =- Евангелист сосредоточен

> на  Иисусе,  поэтому  он  так  и  не объяснил цель прихода Никодима.

> Конечно,   того  интересует   вопрос  об истине и спасении.   Чем-то

> их беседа напоминает рассказ синоптиков о богаче, пришедшем к Иисусу

> с  вопросом  о  том,   что  он должен сделать  для того, чтобы войти

> в   Царство   Бога   (Мф   19.16-22;   Мк  10.17-22;  Лк  18.18-23).

> Невысказанный  вопрос Никодима должен был, вероятно, звучать так же:

> «Что  мне делать,  чтобы получить  вечную  жизнь?» (Мк 10.17).   То,

> что  Никодим пришел к Иисусу  =ночью=,  можно объяснить  по-разному:

> а)  так  как  у евангелиста ночь - символическое понятие, то Никодим

> покинул    тьму    и    пришел    к  истинному  Свету   (ср.  3.21);

> б) ночь считалась наиболее подходящим временем для изучения Писаний;

> в)  он   страшился  еврейских  властей.   Никодим начинает свою речь

> с  вежливого  обращения =Рабби= ().  =Мы знаем= - Хотя Никодим здесь

> один,  он употребляет местоимение множественного числа =мы=, так что

> перед нами   не столько   диалог   между двумя человеками,   сколько

> между  Церковью   и  Синагогой.     Никодим  является  одним  из тех

> ее   представителей,   которые настроены к Церкви вполне дружелюбно,

> но  хотели бы прояснить   для себя     какие-то      важные    вещи.

> =Ты  Учитель=  -  Никодим  признаёт  Его учителем, тем самым проводя

> равенство между собой и Иисусом  (ср. ст. 10), в отличие  от других,

> которые  подвергали  сомнению  авторитет и учение Иисуса из-за того,

> что  у  Него  нет формального богословского  образования (см. 7.15).

> =Посланный  Богом=  -  Никодим  готов  признать, что Иисус не только

> учитель, но и пророк.  Это его исповедание веры.

 

> =Никто  не может совершить таких знаков, какие Ты совершаешь= - Вера

> в Иисуса возникла у него из-за того, что он, вероятно, был очевидцем

> знаков,  совершенных Иисусом в Иерусалиме; он один из представителей

> тех, кто  поверил  в имя Иисуса благодаря чудесам (см. 2.23). Такого

> рода  вера   еще  несовершенна,    она   нуждается    в  укреплении.

> Хотя   Никодима   привлекли  знаки,  сам  Иисус  остается  для  него

> непостижимым.   Хотя  он  и  приходит к Свету, но всё еще неспособен

> сделать решительный шаг из тьмы к свету.

 

> =Если Бог не с Ним= -  Это верная мысль (ср. 9.31,33), но  она верна

> только  отчасти,  потому что, по мнению Никодима, Иисус стоит в ряду

> пророков    древности -   таких,  как Моисей,  Исайя  или   Иеремия.

> Но  с самого  начала Евангелия   мы  знаем, что Иисус - единственный

> Сын  Бога  и воплощенная  Мудрость  Бога. То,  что   Бог  с Иисусом,

> было     частью       древнехристианской      керигмы (провозвестия)

> (ср. Деян 10.38).

 

> Интересно  сравнить  этот текст с фрагментом неизвестного Евангелия:

> «Учитель  Иисус,  мы  знаем,  что Ты пришел от Бога,  потому что то,

> о чем Ты свидетельствуешь, больше, чем у всех пророков».

 

> =Ст. 3= - =Иисус сказал ему  в ответ: - Говорю тебе истинную правду:

> только  тот,  кто  родится  свыше,  сможет  увидеть Царство Бога!= -

> Вероятно,    теперь   должен был  бы   прозвучать  вопрос  Никодима,

> ради  которого он пришел  ночью  к Иисусу.   Но Иисус знает заранее,

> что  волнует    Никодима,  и  отвечает,   не  дожидаясь     вопроса.

> Ответ  Иисуса  очень   похож на  синоптическое   речение:     «Верно

> вам  говорю,  кто не примет Царства Бога, как ребенок, тот не войдет

> туда»  (Мк  10.15).   Вполне  вероятно, истинный смысл этого речения

> понят  Иоанном  очень  верно:  стать  как  ребенок значит не столько

> уподобиться  ребенку,  сколько родиться заново, обрести новую жизнь.

> Тем  более,   что  только  здесь (и в ст. 5) евангелист  употребляет

> словосочетание   «Царство   Бога».   <...>    =Кто  родится свыше= -

> Есть  единственное  условие  для  того,  чтобы войти в Царство Бога:

> нужно родиться свыше, то есть с небес, или от Бога, что предполагает

> полную переориентацию жизни.  =Сможет увидеть Царство Бога= - Глагол

> =увидеть=  здесь   употреблен   в  значении    «войти;  наследовать»

> (ср.  1Петр 3.10).

 

>       +Экскурс:+ =Царство Бога=

 

> Когда Иисус начал Свое служение  с провозвестия  Царства, Он говорил

> о  том,  что  было  понятно  Его  слушателям.   Понятно ли это нашим

> современникам,  отличается ли наше понимание от того, что вкладывали

> в эти слова люди I века?

 

> Хотя  в  Ветхом  Завете,    кроме Книги  Мудрости  Соломона (10.10),

> это  словосочетание  не  встречается,  понятие Царства Бога являлось

> краеугольным  камнем всей религиозной мысли народа Израиля.  Царство

> Бога не есть некое место, пространство на небесах, куда после смерти

> попадают  праведники.   Оно есть динамическое понятие, которое можно

> выразить предложением:   «Бог правит,  царствует».   Слово «Царство»

> в   значении   «владычество,   суверенное  правление,  царствование»

> употребляется  в  Священном  Писании  с притяжательным местоимением.

> «Да  проповедуют  славу Царства Твоего, и да повествуют о могуществе

> Твоем,    чтобы  дать  знать сынам  человеческим  о могуществе Твоем

> и   о  славном  величии   Царства  Твоего.   Царство Твое  - Царство

> всех  веков,  и  владычество Твое во все роды», - говорится в псалме

> 145(144).11-13  (см.  также Пс 102.19).    Бог есть  Творец, Владыка

> и  Судья мира, Он Царь вселенной, главным образом Израиля.  Особенно

> важную   роль   играет   это   понятие   в  так  называемых  псалмах

> интронизации,  где часто повторяется  исповедание:  «Бог  царствует»

> (в Септуагинте  обычно:   «Бог  воцарился»).   «Господь   царствует:

> да  трепещут народы!  Он восседает на херувимах: да трясется земля!»

> (Пс 99(98).1).

 

> Но  в мире видимым образом торжествует зло, а Израиль, любимый народ

> Божий,  предмет  Его  особых забот и попечения, потерял политическую

> независимость  и  постоянно  пребывает  под игом то одних, то других

> иноземных   захватчиков.    Как     согласовать это    противоречие?

> Кто  правит  миром  -  Бог или темные силы?    Народ Израиля никогда

> не  сомневался  в  том,  что  наступит  такое время, когда Бог зримо

> проявит Свое могущество и установит Свое суверенное правление.

 

> Постепенно  складывается  убеждение,    что   воцарение  Бога зримым

> для  всех  образом  произойдет  в  будущем: «Я - Господь, нет богов,

> кроме  Меня...  Я поклялся Собой, уста Мои изрекли правдивое слово -

> оно  непреложно: предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык

> даст  клятву  Мне!»  (Ис  45.21-23).  Весть о воцарении Бога названа

> Исайей  радостной   вестью  (52.7-10). Это,  возможно,    произойдет

> в результате космической катастрофы (Ис 24.18-23; Дан 2.44).  Прежде

> скрытый  от  глаз,  Всемогущий и Святой Бог явится в силе.  Он будет

> судить  вселенную,  причем  для  праведников  Его суд станет началом

> спасения.   Так  будет  установлено Царство Бога, или Царство Небес.

> Слово  «Небеса» служило описательным оборотом, которым благочестивые

> люди  заменяли имя Бога, и его надо понимать как «Царствование Того,

> кто на Небесах».  В Одиннадцатом прошении Восемнадцати Благословений

> говорится: «Верни нам наших судий, как это было раньше, и будь Царем

> над   нами   Ты   один».    Каддиш,   молитва,  которой  завершалась

> синагогальная служба, просит о том же: «Да превознесется и освятится

> Его  великое   Имя  в  мире,    который  Он сотворил по Своей  воле.

> Да  установит Он Свое Царство  при твоей  жизни и  при жизни   всего

> дома Израиля, быстро и скоро».

 

> Но  к  I  веку  появилось и другое представление, когда Царство Бога

> отождествлялось  с  исполнением  Торы  (Закона  Моисея).   Появилось

> выражение «возложить на себя ярмо Царства Небес», что осуществлялось

> в   исповедании    строгого   монотеизма    и   преданности   Закону

> через повторение молитвы «Шема» ().

 

> Иисус же, что  совершенно  очевидно,  не разделял  эту  точку зрения

> (см.   Мф  11.29:  «Наденьте на себя ярмо Моих заповедей», а не ярмо

> Торы).   Установление  Царства  Бога  не  зависит ни от человеческих

> усилий,   ни  от соблюдения ими  Закона или религиозных обрядов. То,

> о  чём  каждый  день  просили  в  молитве Каддиш, Иисус провозгласил

> словами: «Царство Бога близко!»

 

> В  Евангелии от Матфея и в апокрифическом Евангелии назореев гораздо

> чаще  встречается  синонимическое  словосочетание  -  Царство Небес.

> Кроме  того, встречаются и другие варианты: «Царство Отца», «Царство

> Сына человеческого» или просто «Царство».

 

> Когда    христианство    перешагнуло    границы   Палестины,   людям

> эллинистической  культуры было трудно понять этот термин.  Вероятно,

> поэтому  в  Евангелии  от  Иоанна,  а  иногда  и в других Евангелиях

> употребляются  в  том  же  значении  слова «вечная жизнь» или просто

> «жизнь»  (см.   Мк  9.43,45;  10.17).     Постепенно   оно   выходит

> из  употребления,  у  евангелиста Иоанна оно встречается лишь дважды

> (3.3,5), а апостол Павел почти не употребляет его.

 

> Новизна  провозвестия  Иисуса  заключалась  в  том,   что Он объявил

> о  наступлении   Божьего   владычества   уже  в  ближайшем  будущем.

> Кроме  того,  Иисус  придал этому понятию новый смысл, «наполнил его

> новым содержанием, не имеющим аналогий».

> {И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 52.}

 

                [ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий.

                  // М.: ОПУОПАМ, 2010. стр.92-99 ]

 

 

 

 

_ к Ин.3:1-15 см.: ____________________________________

* епископ Кассиан (Безобразов):                 `     :\

   ...чтобы мир спасен был чрез Него...           `   : \

    www.messia.ru/rasylka/006/1480.htm#0  (+ссылки!)` : *

* bible-center.ru: рождаемся и начинаем жить!        ': /

         www.messia.ru/rasylka/008/2179.htm#0       ' :/

* Комментарий в 'Брюссельской Библии'              '  /

   www.bible-center.ru/comments/brs89/joh/3       '  /

* Комментарий в 'Толковой Библии Лопухина'       '  /

   www.bible-center.ru/comments/lopukhin_ru/joh/3  /

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~/

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

- Как счастливы те, что бедны ради Господа!

    Царство Небес - для них.

  Как счастливы те, что скорбят!

   Бог их утешит.

  Как счастливы кроткие!

   Бог им отдаст во владение землю.

  Как счастливы те, что жаждут исполнения воли Господней!

   Жажду их Бог утолит.

  Как счастливы милосердные!

   И к ним будет Бог милосерд.

  Как счастливы те, у кого чистое сердце!

   Они Бога увидят.

  Как счастливы те, что добиваются мира!

   Бог назовет их Своими сынами.

  Как счастливы те, кого гонят за исполнение воли Господней!

   Царство Небес - для них.

  Будьте же счастливы,

   когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас,

   обливая вас грязью из-за Меня!

  Радуйтесь и ликуйте! Велика ваша награда на небесах!

   Так гнали пророков, которые жили до вас.

... Вы знаете, что было сказано: "Не нарушай супружескую верность!"

  А Я говорю вам:

  даже тот, кто взглянул на женщину с похотью,

  согрешил, нарушив мысленно верность.

  Если твой правый глаз тебя вводит в грех,

  вырви его и отбрось!

  Для тебя будет лучше,

  если часть твоего тела погибнет,

  а не всё твое тело бросят в геенну.

    И если правая рука твоя вводит тебя в грех,

    отруби ее и отбрось!

    Для тебя будет лучше,

    если часть твоего тела погибнет,

    а не всё твое тело будет в геенне.* (Мф.5:3-13,27-30/*/)

             *********************************************

 

/*/ — из чтений вторника и четверга.

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2695.htm#0  

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 !!!NEW!!! страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»