=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

  

Выпуск посвящен стихам 11:45-57 Евангелия от Иоанна (события,

о которых здесь идет речь, происходит после воскрешения Лазаря.

О воскрешении Лазаря см. www.messia.ru/rasylka/011/2673.htm#0).

 

 

 

 

 

>                    11.45-57 ЗАГОВОР ПРОТИВ ИИСУСА

 

> 45     Многие из тех, что пришли к Мариам и увидели, что Он сделал,

> 46 поверили в Него. • Но некоторые пошли к фарисеям и рассказали им

> 47 о том, что сделал Иисус. • Старшие священники и фарисеи собрались

>    на заседание Совета.

>        - Что нам делать? - говорили они. - Этот человек совершает

> 48 много чудес. • Если мы позволим Ему продолжать, все поверят

>    в Него. И тогда придут римляне и уничтожат и наше святое место,

>    и наш народ.

> 49     Один из них, Кайафа, первосвященник того года,сказал им:

> 50     - Ничего вы не понимаете! • Неужели вам не ясно, что для вас

>    будет лучше, если один человек умрет за народ, чем если все евреи

>    погибнут?

> 51     Это он сказал не от себя: будучи первосвященником того года,

> 52  человек совершает  что Иисус умрет за народ, • и не только

>     за этот народ, но и чтобы собрать воедино всех рассеянных

> 53  на земле детей Божьих. • И с того дня они стали думать,

>     как погубить Иисуса.

> 54     По этой причине Иисус уже не появлялся открыто среди иудеян.

>     Он ушел оттуда в город под названием Эфраим, расположенный

>     близ пустыни, и там оставался с учениками.

> 55     Приближалась еврейская Пасха. И многие из всей страны

>     отправились в Иерусалим, чтобы исполнить обряды очищения

> 56  перед праздником. • Они искали Иисуса и говорили между собой,

>     стоя в Храме: «Как по-вашему? Он, верно, не придет на праздник?»

> 57  А старшие священники и фарисеи отдали приказ: всякий,

>     кто узнает, где Он находится, должен сообщить об этом, чтобы

>     они могли взять Его под стражу.

>       ------------------------------------------------------------

>       *11.48 +все поверят в Него+ - у некоторых Отцов Церкви

>             эти слова отсутствуют.

>       *11.50 +вам не ясно+ - в некоторых рукописях: «нам не ясно»,

>             «не ясно». +За народ+ - у некоторых Отцов Церкви

>             эти слова отсутствуют.

>       *11.51 +того года+ - в ряде рукописей этих слов нет.

>       *11.54 +город под названием Эфраим+ - в некоторых рукописях:

>             «область под названием Эфраим»; «Самфурин».

 

>       *11.45 Лк 16.31; Ин 2.23; 7.31; 8.30; 10.42; 12.11,42

>       *11.49-50 Ин 18.14      *11.52 Ин 10.16; 17.21

>       *11.53 Мф 14.5; Ин 5.18; 7.1,25; 8.37,40

>       *11.54 Ин 2.12; 3.22; 7.1

>       ------------------------------------------------------------

 

> Ст.  45  -   =Многие  из  тех,  что  пришли к Мариам и увидели,  что

> Он  сделал, поверили в Него= - Стих перекликается с 11.42, где Иисус

> молился о том, чтобы люди, которые станут очевидцами чуда, поверили.

> К тому же   это обычная   реакция людей на чудо (ср. 2.23).  =Многие

> из  тех= - дословно: «Многие из евреев»; евреями здесь названы люди,

> пришедшие из Иерусалима (см. 11.19).

 

> Ст.  46 - =Но некоторые пошли  к фарисеям   и  рассказали им  о том,

> что сделал  Иисус= - Скорее всего,  они не поверили в Иисуса и пошли

> к  фарисеям  не с целью  засвидетельствовать  чудо,    а  с доносом,

> чтобы  власти  начали решительные действия против Иисуса.  Дарование

> Иисусом  жизни  привело  к разделению людей, это и есть суд, который

> совершают  люди   сами  над  собой.   <...>   О разной реакции людей

> на     слова     и    дела    Иисуса     см.    6.14-15,24-33,66-69;

> 7.10-13,30-32,40-44,45-52.

 

> Ст.   47  -  =Старшие  священники  и  фарисеи собрались на заседание

> Совета= - В синоптических Евангелиях ничего не говорится о заседании

> Совета за  несколько дней  до Пасхи.  Но и там есть упоминание, хотя

> и  очень  краткое,  о  каком-то заседании, где было решено заключить

> Иисуса  под  стражу  (см.   Мк  14.1-2; Лк 22.1-2).  Особенно близко

> повествование   Иоанна   к   рассказу   Матфея  (26.1-5).   =Старшие

> священники=   (буквально:   «первосвященники»)   -   это  священники

> иерусалимского   Храма,  возглавлявшие  дневные  и  недельные  смены

> богослужений в Храме.  К их числу относился также начальник храмовой

> стражи.    =Совет=   (греч.   Синедрион,  в  еврейском  произношении

> СанхедрИн)   -   высший  еврейский   религиозно-политический  орган,

> в  функции которого входило и судопроизводство по религиозным делам.

> В  Совет  входил  71  человек:  первосвященник,  старшие священники,

> старейшины  и учителя Закона.    Фарисеи не входили в состав Совета,

> но учителя Закона, как правило, принадлежали к фарисеям.  Евангелист

> не   ставит   своей  целью  четко  выделять  различные  группировки,

> существовавшие до разрушения Храма.

 

> =Что нам делать?  - говорили они= - Некоторые ученые понимают вопрос

> как риторический,    и  в  таком   случае  члены  Совета  спрашивают

> друг  друга,  почему  они ничего не делают.  =Этот человек совершает

> много  чудес=  -  Согласно  Иоанновой хронологии, Иисус за последние

> полгода   совершил   в   Иерусалиме  два  великих  знака:  исцеление

> слепорожденного   и    воскрешение  Лазаря.     Противники    Иисуса

> не подвергают   сомнению  реальность   чудес  Иисуса.   Они не могут

> не  понимать,  что  эти знаки должны свидетельствовать о мессианстве

> Иисуса.

 

> Ст.   48  -  =Если мы позволим Ему продолжать, все поверят в Него= -

> Хотя члены Синедриона говорят обо =всех=, это не более чем привычная

> гипербола,  ведь  они  предполагают,  что  в  Иисуса  может поверить

> большинство народа, но себя они не причисляют к таким уверовавшим.

 

> =И  тогда  придут  римляне  и  уничтожат  и наше святое место, и наш

> народ=  -  Они  заблуждаются  так  же,  как  те,  кто хотел насильно

> провозгласить Иисуса царем (см.  6.15): они тоже видят в Помазаннике

> политического  и  военного лидера, задачей которого станет свержение

> власти  язычников  и восстановление великой  империи   царя  Давида.

> Они  уверены, что Тот, в Ком видят Помазанника, возглавит восстание,

> которое  будет жестоко подавлено.  =Римляне= - В это время Палестина

> находилась   под   властью  Рима.   Появление  политического  Мессии

> означало  бы  для  римлян  отпадение  Палестины  от Римской империи.

> =Уничтожат  и наше святое место= - Возможно иное понимание: «отнимут

> у нас  святое  место».   В таком случае   они  больше  всего  боятся

> не  за  народ,  а  за  потерю  собственного положения.  =Наше святое

> место=   -   Обычно  так  назывался   Храм,   но  часто и  Иерусалим

> как местонахождение Храма.  В 70 г.  римляне действительно уничтожат

> Иерусалим вместе с Храмом, и христиане будут видеть в этом наказание

> Божье за смерть Иисуса.

 

> Ст.  49 - =Один из них, Кайафа, первосвященник того года, сказал им:

> - Ничего вы не понимаете!= - Первосвященник с 18 по 36/37 гг., Иосиф

> Кайафа  был   зятем   могущественного   Анны,  или Ханана,  занявшим

> этот пост после смещения римлянами Анны.  =Первосвященник того года=

> -  Первосвященников  выбирали  не  на год, как это было с языческими

> верховными  жрецами  в  Малой  Азии и Сирии, но римляне часто меняли

> неугодных  иерархов.  Назвав так Кайафу, евангелист, вероятно, хочет

> этим  подчеркнуть, что Кайафа был первосвященником в том самом году,

> когда  был распят Иисус.  Так, Ориген говорит: «в том самом памятном

> году».   Первосвященники  были  из  числа  саддукеев () и, как пишет

> Иосиф  Флавий,  отличались грубостью и жестокостью даже по отношению

> друг  к другу.   Кайафа тоже разговаривает со своими коллегами грубо

> и бесцеремонно.

 

> Ст.  50  -  =Неужели вам не ясно,  что   для вас будет  лучше,  если

> один  человек  умрет   за  народ,    чем если все евреи погибнут?= -

> В данном случае мы видим, как парадоксальным образом дарование жизни

> человеку становится причиной смерти*.

 

>       * Слова Кайафы очень близки к талмудическим: «Лучше, чтобы

>        одна жизнь подвергалась опасности вероятной смерти, а не все

>        были в опасности неизбежной смерти» и «Лучше, чтобы

>        этот человек был убит, а не все были наказаны из-за него».

>        Во 2 Цар 20.1-22 изложена отчасти схожая ситуация, правда,

>        человек, которым жертвуют ради спасения города, назван

>        негодным. Одна мудрая женщина подала такой совет, и с тех пор

>        еврейские богословы обсуждали его и спорили о нём. Возможно,

>        Кайафа сознательно процитировал какое-то всем известное

>        высказывание.

 

> Ст.  51-52 -  =Это он  сказал не от себя:  будучи   первосвященником

> того  года,  он   изрек  пророчество,   что Иисус  умрет за народ= -

> Это  комментарий евангелиста,   разделявшего широко распространенное

> в  народе  убеждение,  что  первосвященники  в силу своего положения

> наделены  пророческими  способностями,    хотя официально считалось,

> что  пророчество  в  Израиле  прекратилось после Малахии, последнего

> ветхозаветного  пророка.   =И  не  только  за этот народ, но и чтобы

> собрать  воедино  всех  рассеянных  на  земле детей Божьих= - В этот

> новый  народ  Божий,   за который  умрет Иисус, будут включены и те,

> кто  раньше  не  входил  в  него  и не пользовался его привилегиями.

> Евангелист  называет  рассеянными  на земле детьми Божьими не только

> евреев,  живших  в  диаспоре,  но  и  язычников,  которые ко времени

> написания  4-го Евангелия уже составляли    большинство    в Церкви.

> Ср.  10.16: «Есть у Меня и  другие овцы -  они не из этой овчарни, -

> Я должен и их привести».  =Дети Божьи= - Ср.  1.12.  В 4-м Евангелии

> это  словосочетание  встречается  только  два  раза,  но  оно  часто

> употребляется в 1-м Письме Иоанна.

 

> Ст.  53  -  =И с того дня они стали думать,   как погубить Иисуса= -

> Хотя  уже  не раз говорилось о попытках схватить Иисуса и побить Его

> камнями,  это  были спонтанные действия, похожие на самосуд.  Сейчас

> же  речь  идет об официальном и осознанном решении.  В синоптических

> Евангелиях поводом для ареста, суда и казни Иисуса стало совершенное

> Им  очищение  Храма,  но  в 4-м Евангелии Иисус очистил его в начале

> Своего   общественного  служения  (2.13-22).   Поэтому  здесь  таким

> поводом стало воскрешение Лазаря.  Если вспомнить, что в притче Луки

> есть имя Лазаря и что богач просит о том, чтобы Лазарь был воскрешен

> и  отправлен  обратно на землю, потому что, если появится воскресший

> из мертвых, это убедит людей (16.27-31), - то создается впечатление,

> что  евангелист  Иоанн  берет  притчу  и превращает ее в реальность.

> Нет, и воскресшему не поверят.  Даже наоборот, попытаются уничтожить

> Того, Кто вернул его к жизни!

 

> Ст.  54  -   =По  этой   причине  Иисус   уже не появлялся   открыто

> среди  иудеян.   Он  ушел  оттуда  в  город  под  названием  Эфраим,

> расположенный  близ пустыни,     и  там   оставался  с учениками=  -

> Ср.  10.40.   Точное  местоположение  Эфраима установить невозможно.

> Вероятно, имеется в виду не город, а область, некогда принадлежавшая

> племени Ефрема.

 

> Ст.  55   -   =Приближалась  еврейская  Пасха=  -  Это третья Пасха,

> о  которой упоминает Евангелие от Иоанна,  и вторая,  рассказывающая

> о посещении Иисусом Иерусалима  (см. 2.13;  6.4).  <...>   =И многие

> из  всей  страны  отправились  в  Иерусалим,  чтобы исполнить обряды

> очищения  перед  праздником=  -  Поскольку  Пасха была паломническим

> праздником,   в  Иерусалим  собиралось  множество  народа,  так  что

> население  города  в  эти дни увеличивалось в несколько раз.  Многие

> люди, особенно жившие в языческих странах, старались прийти заранее,

> хотя  бы  за  неделю,  чтобы  успеть  совершить  специальные  обряды

> очищения,  потому  что  по  Закону  ритуально нечистые люди не имели

> права  участвовать  в  пасхальных  празднествах (Числ 9.10-11).

> Ср. Деян 21.24-27.

 

> Ст.  56  -  =Они искали Иисуса и говорили между собой, стоя в Храме:

> «Как   по-вашему?    Он,    верно,     не  придет  на  праздник?»= -

> Но   для  евангелиста     упоминание    о множестве   людей   важно,

> чтобы  показать,    что слава об Иисусе распространилась повсеместно

> и  что  люди  хотели бы   Его  увидеть и послушать.     Ср. 7.11,13,

> где люди в толпе тоже ищут Иисуса и говорят о Нём.

 

> Ст. 57 -  =А старшие священники  и фарисеи  отдали  приказ:   всякий,

> кто   узнает,   где   Он  находится, должен  сообщить об этом, чтобы

> они  могли   взять   Его под стражу=  -   В то время как   паломники

> не  проявляют  по  отношению  к  Иисусу никакой враждебности, власти

> испытывают  противоположные  чувства.  В рассказе синоптиков решение

> арестовать   Иисуса держится  членами   Синедриона  в тайне,   чтобы

> не вызвать восстания в народе.

        [ В.Н. Кузнецова.

          ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий. // М.: ОПУОПАМ, 2010. ]

 

 

 

 

 

  + + Яков Кротов: Один за всех?

       www.messia.ru/rasylka/010/2576.htm#C

  + + свящ. Александр Мень: для чего Иисус воскресил Лазаря?

                        www.messia.ru/rasylka/006/1510.htm#0

   + + еп. Кассиан: Значение воскрешения Лазаря и его последствия

                              www.messia.ru/rasylka/004/797.htm#0

   + + невольное пророчество

        www.messia.ru/rasylka/007/1837.htm

   + + с мотивацией первосвященников и фарисеев

        и сегодня многие согласились бы...

         www.bible-center.ru/note/20090609/odp5

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*<Братья>, мы вас призывали, побуждали и настаивали,

  чтобы ваш образ жизни был достоин Бога,

  зовущего вас в Свое Царство и славу.

  Еще и потому мы непрестанно благодарим Бога,

  что вы, приняв Божье слово, которое услышали от нас,

  приняли его не просто как человеческое слово,

  а воистину как Слово Бога,

  как силу, действующую в вас, потому что вы верите.* (1Фес.2:12-13/*/)

                                 * * *

Иисус сказал:

"Глаза - это светильник для человека. /

  Когда глаза здоровы, весь человек полон света, /

  когда глаза больны, человек окутан тьмой.

 Смотри же, чтобы свет в тебе не был тьмой!

 Так вот, если ты полон света / и нет ничего в тебе темного,

 ты весь будешь светиться, /

  как если б озарял тебя своим сиянием светильник".

 Когда Иисус кончил говорить,

 один фарисей пригласил Его к себе на обед.

 Иисус вошел в дом и сел за стол.

 А фарисей, увидев, что Иисус не омылся перед едой, был очень удивлен.

 Но Господь сказал ему:

 "Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи свою чашу и блюдо,

  но внутри полны жадности и злобы.

  Глупцы!

  Разве не один Творец сотворил и то, что снаружи, и то, что внутри?

  Раздайте бедным содержимое чаши и блюда - и всё у вас будет чистым!"

                                                     (Лк.11:34-41/**/)

                                * * *

*Свобода не в том, чтобы взять гвоздь или пилу,

 а в том, чтобы иметь доску, знание о том, что из доски можно сделать,

 и вдохновение сделать из доски то, что неизвестно можно ли сделать.*

                                                                (Я.К.)

             *********************************************

 

 

/*/ из апостольского чтения четверга.

/**/ евангельское чтение вторника.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2742.htm#0

 

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 !!!NEW!!! страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»