=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
> ОТКРЫТИЕ ИЛИ ВСТРЕЧА?
> В 1992 году праздновали не «открытие Америки Колумбом», а «встречу > Колумба с Америкой». Подразумевается, что «открыть» можно лишь то, > что ещё пусто, необжито, не заселено людьми. Вот Робинзон Крузо – > «открыл» свой остров, потому что остров был необитаемый, людоеды > туда лишь изредка приплывали, а он постоянно жил.
> Колумб, однако, не поселился в Америке. Более того: он, безусловно, > не встретился с Америкой. «Встреча» - это не просто соприкосновение > материальных объектов. Встреча – это знакомство, это общение. > В этом смысле говорить о встрече «Титаника» с айсбергом можно > лишь поэтически – как и о том, что айсберг открыл «Титаник». > Хотя формально открытие имело место, как и при открытии консервной > банки ножом.
> Ярче всего своеобразии «встречи» и «открытия» проявляется > в религиозной жизни. Библия – «откровение», то есть открытие. > Но это открытие Бога людьми или открытие Бога для людей? Кто прошёл > больше – Авраам, в томлении духа оставивший родной город, или Бог, > спустившийся к Аврааму даже не с заоблачных высот, а с Самого Себя, > что намного дальше. Открытие, откровение – состоялось, но встречи – > не произошло. «Открытие» - это ещё и «открытие канала», открытие > самой возможности встречи, прохода и общения. В этом смысле, Колумб > именно «открыл Америку», одновременно, конечно, «открыв Европу». > Он открыл возможность путешествия по новому пути.
> Со стороны человечества, встречи с Богом не произошло до сих пор. > Трудно назвать встречей попытку утвердить на Боге царства, > инквизиции, войны и прочие гадости. Это не с Богом мы встречались, > это мы с грехом встречались.
> Со стороны личной, встреча с Богом произошла уже у Авраама > и происходит сегодня в самых разных местах, в самых разных людях. > Далеко не у всех, к сожалению, и даже не у всех набожных людей. > Встреча – это не как у индейцев с испанцами: одни других поработили. > Встреча – это как у Авраама с тремя путниками (судя по современной > русской культуре, это были Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий). > Это долго-долго сидеть, смотреть на друга и чувствовать, как жизнь > продолжает сама себя. Встреча – это не как Иисус с Иудой > или Пилатом, встреча – это как женщины с пустотой гроба. > Сама живая, самая радостная, самая много рассказывающая пустота – > пустота жизни от смерти, пустота Воскресения от насилия и мести. > По-настоящему открыть можно лишь Того, Кто открывает Себя, > и настоящая встреча - с Тем, Кто всюду.
> ОТКРОВЕНИЕ О ТАЙНОМ - ОТКРОВЕННАЯ ТАЙНА
> Откровение ветхозаветное, как и любое религиозное откровение, всегда > частично. Божественная тайна открывается, но остается тайной, > потому что человек может увидеть лишь кусочек. Бог проходит мимо, > но человек успевает увидеть лишь Его спину. Бог скидывает одежду, > разоблачается, открывает Себя, - но остается невидимым, и лишь > краешек одежды виден человеку. Более того, только немногим > дано увидеть и этот краешек, потому что большинству людей > не по силам вместить хотя бы крошечный кусочек знания о Боге. > Так рождается внутри каждой религии разделение на часть > общедоступную и часть, доступную лишь немногим. Делятся обряды, > книги, гимны, - и большинство людей мирятся с этим. «Непосвященные» > любят время от времени поговорить о «посвященных» в тайны, > поговорить с интересом, но в интересе этим почтительное восхищение > смещано с изрядной порцией здравого пренебрежения к «пустякам». > И дело не только в том, что религиозные тайны не годятся «горшки > покрывать», а в том, <что> любая вера говорит человеку: между тобою > и Богом - прОпасть, и сколько ни пытайся ты или Бог преодолеть ее, > пропасть останется. И в конечном счете посвященный в самые > таинственные, эзотерические учения столь же далек от Бога, сколь > и забулдыга, от водки забывший собственное имя.
> Любая вера говорит так, но только не христианство. Христос перешел > прОпасть, и открыл все тайны. Теперь можно познать Отца, познавая > Сына, а познание Сына не только возможно, но прямо даруется людям, > Духом Божиим вручается, чуть ли не всовывается нам. Свеча возжена > и поставлена на гору. Нет ничего тайного, что не стало бы явным. > Всё открыто, буквально всё - и рожденные Духом Божиим > Богу усыновлены, обожены.
> Но удивительное дело: всё открыто в христианстве, откровение полно, > Бог не мимо идет, а останавливается и пребывает рядом с нами зримо, > осязаемо. Но вновь и вновь в Церкви звучат речи очень похожие > на те, дохристианские, вновь и вновь - начиная с апостола Павла - > слышатся разговоры о тайне, которые открывается святым, о гнозисе, > доступном немногим, об избранниках, которые невидимо отделены > от стада и которые одни заглядывают в книгу Христова откровения. > Вновь сплетаются досужие разговоры - и вновь в этих разговорах > интерес одновременно и трепетен, и презрителен, словно речь идет > о двуглавых ягнятах или шпагоглотателях - о каких-то пустынниках, > которым дано знать все тайны, которые всё могут открыть, о каких-то > книгах, которые не всем дано прочесть и понять. Более того: вновь > и вновь рождается в людях ощущение, что не только суеверные > пустосвяты чают в христианстве каких-то тайн, что тайна в Евангелии > действительно есть, хотя секретов нет.
> Разумеется, Истина открыта во Христе полностью. Нет ничего, что > было бы сокрыто для верующего в Господа Иисуса. Евангелие, писанное > и напечатанное - уже некоторый избыток по сравнению с Тем, о Ком > Евангелие. И, разумеется, ни в какой книге не найти ни единой > строчки, без которой нельзя понять Иисуса, Бога Живого. Благая > Весть и есть Весть о том, что Бог открылся не в шифре, не в шараде, > открылся каждому, открылся легко - для нас - и естественно, > и ни у одного старца не найдется никакого добавочного откровения > о Боге, а только разве что добавочное откровение о грехах > человеческих. Да и оно будет «добавочным» разве что в смысле > перевода древних аскетических наблюдений на современный язык, > на язык конкретного грешника.
> Упразднив секреты, столь характерные для нехристианских духовных > поисков, Бог, однако, тайны не упраздняет и даже углубляет ее. > Пропасть преодолена. Бог - рядом. Лицо Его обращено к тебе. Глаза > Его смотрят на тебя, Дыхание Его смешивается с твоим дыханием. > Но от этого не менее, а более загадочен Он Сам. Оказалось, > что можно увидеть Бога лицом к лицу - и не умереть, а вот увидеть > Его лицом к лицу и понять до конца - всё-таки невозможно.
> Разумеется, это означает, что ощущение тайны в Церкви > прямо противоположно языческому. Языческий жрец больше знал, > чем «простой» язычник. Для посвященного в мистерии таинственного > в религии было меньше, а ясности - больше. Христианин чем более > свят, тем более видит Бога как Тайну, тем меньше в нём высокомерия > и зазнайства, тем яснее для него, что ясность возможна лишь > во взгляде Божием на человека, и этого более чем довольно, и это > высшее блаженство, и любая другая ясность лишь испортит счастье. > Необъятное пришло к нам, дало нам силы объять Себя, но оказалось, > что важно не это, а то, что необъятное само обнимает нас.
> Евангелие не содержит в себе тайн, содержит лишь их раскрытие. > Но само Евангелие остается тайной. Эдгар По свой лучший детективный > рассказ построил на эффекте неожиданности: человек спрятал секретный > документ, и тайная полиция никак не могла бумагу найти - потому что > искали в тайниках, а письмо было смято и брошено на виду, > как бросают незначительные бумажки. Так и Евангелие брошено в мир, > валяется в книжных магазинах, на чердаках, в гостиницах - и остается > тем большей тайной, чем больше его тиражи.
> Высочайшей меры откровение дано христианам - и это означает, > что высокомерными быть невозможно. Дано сокровище драгоценнейшее - > а значит, невозможно считать себя обладателем этого сокровища, > превозноситься над тем, кто его не имеет, пресмыкаться перед тем, > кто пытается наложить на сокровище эту руку. Господь открылся - > и в любое мгновение, на любом плече может оказаться Его рука, > а с нею и вся полнота Истины, и в любое мгновение, с любого плеча > Он может руку убрать, если осанка счастливца станет хоть немного > надменной. Ибо тайна Христа в том, что у любви нет тайн, а есть > откровенное и искреннее примирение с Другим, с Богом и с человеком > равно.
> ПРОРОКИ
> Символ веры говорит, что мы веруем в Духа Святого, "глаголавшаго > пророки" - "говорившего через пророков". Странная неполнота - ведь > Дух Божий говорит через всю Библию, и через книги Закона, > и через книги Премудрости, а упоминаются лишь пророки. Так сказано, > ибо только пророчество есть служение всякого христианина. > Закон исполнять, а тем более возвещать, дано очень немногим - > слишком легко законник скатывается в законничество, преодолевая > сопротивление Духа. Премудростью обладать дано еще меньшему числу > людей - слишком легко мудрец скатывается в гордыню. Закон > и мудрость люди и помимо христиан обретут, и вне Церкви получат. > Но пророческое служение - возвещение, свидетельство словом и самим > собою о Боге Любви, Боге прощающем, Боге умирающем ради прощения > всего мира, - это служение каждого христианина.
> Немногие христиане знают, что призваны к пророчеству в Духе, потому > что отождествляют пророчество с предсказанием будущего. > Но пророчество вовсе не обязательно предсказывает будущее, > а большинство предсказателей были, как говорит Библия, лжепророками. > Пророчество не есть и некое исступление, опьянение благодатью. > Так представляли себе Дух лишь языческие пророки. Пророчество же > в Ветхом Завете, в истории Церкви есть напоенность Духом, но > не опьянение, а, напротив, протрезвление. Дух Божий дает человеку > видеть мир в истинном свете. Прежде всего, Дух Святой смиряет > человека: пророк видит, что в центре мира - не человек, не Израиль, > не Церковь даже, а Бог. Появляется истинная точка отсчета. > Появляется вИдение себя в подлинном своем размере: великом > по отношению к творению, малом по отношению к Богу, равном > и уникальном по отношению к любому другому человеку. Появляется > большая или меньшая прозорливость, которая не есть способность > предсказывать будущее, а есть способность понимать, что важно > не будущее, а Бог, важно не избежать катастрофы, а избежать греха. [ Яков Кротов. ВВЕДЕНИЕ В ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ / ОТКРОВЕНИЕ www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/2a_otkrovenie.htm ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *... первым делом я прошу тебя, позаботься, пожалуйста, о том, чтобы молитвы с просьбами, мольбами, заступничеством и благодарностью были за всех людей, включая правителей и власти, так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно. Это хорошо и угодно Богу, нашему Спасителю, который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. Ведь Бог один, и один посредник между Богом и человечеством - сам Человек, Христос Иисус, отдавший себя как выкуп за всех, - знак того, что время пришло! Поэтому Бог и назначил меня вестником, апостолом и наставником язычников в вере и истине. Я не лгу, я говорю правду! Так вот, я хочу, чтобы мужчины везде и всюду воздевали в молитве руки с чистыми помыслами, без гнева и споров. Это касается и женщин. И пусть они одеваются скромно и украшают себя стыдливостью и благоразумием. Не прическами, золотом, жемчугами и дорогими нарядами, а тем, что пристало женщинам, которые называют себя почитающими Бога, то есть добрыми делами.* (1Тим.2:1-10/*^/) * * * *Всё, что создано Богом, хорошо, и нельзя отвергать ничего, что принимается с благодарностью, потому что оно освящается Божьим словом и молитвой. Давай братьям такие наставления, и ты проявишь себя добрым слугой для Христа Иисуса, вскормленным словами веры и того замечательного учения, которому ты последовал. Сам же ты сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней, но упражняй себя в подлинном богопочитании. Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти, оно же полезно всегда, потому что в нем обещание жизни и нынешней, и будущей. Вот верные слова, достойные быть принятыми. Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук, ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога, а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих. Вот этого требуй и так учи. Пусть никто не смотрит на тебя свысока из-за того, что ты молод. Ты же будь примером для всех верующих - в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте. До тех пор, пока я не приду, посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению. Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества и во время возложения рук старейшинами. Усердно занимайся всем этим, будь прилежен, и тогда все увидят твои успехи. Следи за собой и за тем, чему учишь. Крепко держись всего этого, ведь поступая так, ты спасешь и себя, и своих слушателей.* (1Тим.4:4-16/^/) * * * *Фарисеи спросили Иисуса, когда наступит Царство Бога. - Когда наступит Царство Бога, его не увидеть глазами, - ответил Он им. - Не скажут: "Смотри, оно здесь!" или "Вон оно!" Ведь Царство Бога уже среди вас. А ученикам Иисус сказал: - Наступят дни, когда будете жаждать увидеть один из дней Сына человеческого, но не увидите. Вам скажут: "Вон там!" или "Вот здесь!" Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку. Словно молния, что, сверкнув, озаряет всё небо от края до края, - таким будет Сын человеческий в день, когда Он вернется! Но сначала Он должен претерпеть много страданий и быть отвергнутым людьми этого поколения. Как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына человеческого: люди ели, пили, женились и выходили замуж, и так вплоть до самого дня, пока Ной не вошел в ковчег, а потом пришел потоп - и все погибли. То же было и в дни Лота: ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили, но в день, когда Лот покинул Содом, пролились на землю сера и огонь - и все погибли. Так будет и в день, когда явит себя Сын человеческий! Кто в тот день будет на крыше, а вещи его в доме, пусть не спускается взять их! И кто будет в поле - не возвращайся назад! Помните о жене Лота! Кто стремится сохранить свою жизнь, тот погубит ее; кто погубит - тот сохранит ее. Верно вам говорю, в ту ночь двое будут в одной постели - и один будет взят, а другого оставят; две женщины будут молоть на одной мельнице - одну возьмут, а другую оставят.* (Лк.17:20-37/*/) * * * *Отведя Двенадцать в сторону, Иисус сказал им: "Вот мы идем в Иерусалим, и там исполнится всё, что написано пророками о Сыне человеческом. Его отдадут в руки язычников, над Ним будут глумиться, оскорблять, плевать в Него, будут бичевать, а потом убьют. Но на третий день Он воскреснет". Но они ничего из этого не поняли. Смысл Его слов оставался скрытым для них, и они не понимали, о чём говорит Иисус.* (Лк.18:31-34/**/) * * * Иисус сказал: "Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов и власть над всей силой врага - и ничто не вредит вам. Но не тому радуйтесь, что духи вам подчиняются, а радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах!" И в тот же миг Святой Дух исполнил Иисуса ликованием, и Он сказал: "Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то, что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых и разумных! Да, Отец, такова была Твоя благая воля!" (Лк.10:19-21/***/) *********************************************
/*/ ев. чтения понедельника и вторника. /**/ ев. чтение четверга. /***/ ев. чтение субботы. /^*/ содержит стихи из апостольского чтения среды. /^/ содержит часть апостольского чтения пятницы. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2749.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
!!!NEW!!! страничка сайта в facebook: www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|