=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 16 января 2012 г. ст.ст.,  воскресенье 33-е по Пятидесятнице.

  (чтения - 32-го воскр., "о Закхее")

  литургические чтения:  1Тим.4:9-15; Лк.19:1-10.

 

 

>   19.1-10 ВСТРЕЧА С ЗАКХЕЕМ

 

> 1

  Войдя в Иерихон, Иисус проходил по его

> 2

улицам. • В городе был человек по имени Закхей,

>  

главный сборщик податей, человек богатый.

> 3

Ему очень хотелось посмотреть

>  

на Иисуса, какой Он из себя, но он не мог

>  

увидеть Его из-за толпы, потому что был маленького

> 4

роста. • Тогда, забежав вперед, он залез

>  

на тутовое дерево, чтобы увидеть Иисуса, когда

> 5

Он будет проходить мимо. • Иисус, подойдя

>  

к тому месту, поднял на него глаза и сказал:

>  

  —  Закхей! Скорее слезай! Я должен у тебя

>  

сегодня остановиться.

> 6

  Тот поспешно спустился вниз и с радостью

> 7

принял Иисуса. • Увидев это, все стали

>  

возмущаться и говорить:

>  

  —  Остановиться у такого грешника?!

> 8

  Закхей стал перед Господом и сказал:

>  

  —  Господь, обещаю: половину имущества

>  

отдам бедным, а с кого взял лишнего, верну

>  

в четырехкратном размере.

> 9

  —  Сегодня пришло спасение в этот дом, —

>  

сказал ему Иисус. — Ведь и он сын Авраама.

> 10 

А Сын человеческий пришел, чтобы найти

>  

и спасти то, что пропало.

 

 

> 7 Лк 5.30; 15.2   8 Исх 22.1   9 Деян 16.31-34; Лк 13.16
> 10
Иез 34.16; Лк 15.4,6,9

 

Ст. 1-2 — <…> В Иерихоне, городе, через который проходили важные торговые пути, находился пост по сбору налогов и пошлин. Закхей — грецизированная форма еврейского имени Заккай. Он был главным сборщиком или откупщиком, под началом которого находились другие сборщики. Закхей был богатым человеком, скорее всего нажившим состояние на горе бедняков.

Ст. 3 — Было ли в любопытстве Закхея что-то большее или оно ничем не отличалось от любопытства Ирода Антипы (9.9)? В отличие от царя, Закхей предпринял некие действия, чтобы увидеть Иисуса. Его проблема состояла в том, что он был маленького роста, так что он не мог разглядеть Иисуса из-за окружавшей Его толпы.

Ст. 4 — Даже сейчас мы улыбнулись бы, увидев, как взрослый человек забегает вперед и лезет на дерево, словно мальчишка. Но в те времена такое поведение зрелого человека, к тому же известного всем в городе, конечно же, невозможно себе представить. Но он, вероятно, даже не вспомнил о своем достоинстве.

Ст. 5 — Скорее всего, Закхей спрятался в ветвях, надеясь, что никто его не заметит, чтобы не стать предметом насмешек. Но Иисус не только увидел его, но и назвал по имени. Иисус позвал его, потому что Он должен был остановиться у Закхея дома, хотя в Иерихоне для Него наверняка были бы открыты дома многих уважаемых людей. Должен — греческий глагол «дэй» свидетельствует, что такова была Божья воля, в этом осуществлялся Его замысел.

Ст. 6 — Как всегда в Евангелиях, Бог прощает раньше, чем человек раскаивается. Вот почему раскаяние всегда радостно, это не горькие переживания по поводу прошлой греховной жизни, но радостная устремленность вперед, это возвращение к Богу, от которого раньше человека удаляли грехи. Так и доброта Иисуса переворачивает жизнь Закхея и дает ему радость раскаяния. Ведь то, что Иисус намерен остановиться у него, означает, что он прощен.

Ст. 7 — Но не все понимают это и не все радуются тому, что заблудший человек вернулся к Богу. Толпа среди которой находится и ученики Иисуса, недовольно ворчит: благочестивый человек не должен осквернять себя общением с грешником.

Ст. 8 — Закхей стал перед Господом — евангелист не сообщает о том, происходит ли это в доме Закхея или на улице, перед толпой Вероятно, он дает Господу обещание начать новую жизнь в присутствии многочисленных свидетелей. Он решает раздать половину имущества. Отдам — буквально: «отдаю»; здесь настоящее время выступает в значении будущего, подчеркивая твердое намерение и решительность. Половина имущества — это действительно очень много, потому что обычно благотворительность ограничивалась пятой частью имущества. Закхей также намерен примириться со всеми, с кого он взял больше положенного. И здесь Закхей собирается отдать больше, чем требовалось по Закону, обязывавшему возместить денежную сумму, прибавив к ним одну пятую; лишь те, кто промышлял воровством скота, должны были вернуть украденное в четырехкратном размере.

Ст. 9 — Сегодня — в Евангелии Луки это слово играет огромную роль. Спасение не отодвинуто куда-то в будущее, но оно осуществляется здесь и теперь (см. 4.21; 19.5; 23.43). Спасение — освобождение от зла и греха, это Божье прощение, оно тесно связано с верой. В Ветхом Завете Спасителем назывался Бог, но теперь его носителем становится Иисус. Ср. Деян 13.23: «Бог послал Спасителем Израилю... Иисуса» и 4.12: «Ни в ком другом не спасения! И нет другого Имени под небесами, которым мы можем спастись!» В этот дом — то есть спасение приходит и к домочадцам Закхея. Хотя Лука ничего не говорит об их вере, она подразумевается (ср. Деян 10.2; 11.14; 16.15, 31; 18.8). Сказал ему — возможно понимание: «сказал о нём». Ведь и он — несмотря на то, что он сборщик податей, человек действительно грешный, он тоже сын Авраама, которому Бог дал обещание. Оно распространяется на всех потомков Авраама, хотя, здесь, вероятно, речь идет и о духовном родстве (ср. Рим 4.16; Гал 3.29). Спасение даровано ему не за его раскаяние, а за родство с Авраамом. Он принадлежит к «потерянным овцам народа Израиля» (Мф 15.24), поэтому добрый Пастырь ищет их и спасает. Таким образом, здесь есть перекличка с идеей апостола Павла о спасении по великой Божьей доброте, а не за заслуги.

Ст. 10 — Рассказ о Закхее — это своеобразная иллюстрация к притчам гл. 15. Так Иисус отвечает тем, кто недоволен Его поведением. Сын человеческий — истинный добрый Пастырь, ищущий и находящий тех, кто, с человеческой точки зрения, является пропащим. Ср. Иез. 34.15-16: «Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их. Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю». Эсхатологическое спасение потерянных есть цель деятельности Сына человеческого.

В церковной традиции Закхей назван епископом Кесарии, которого против его воли назначил Петр, а Климент Александрийский отождествлял его с Матфием (Деян 1.23).

                [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий.
                   // М.: ОПУОПАМ, 2004 ]

 

 

 

 

 + + + свящ. Яков Кротов: Закхей на дереве. Возмещение убытков

                          www.messia.ru/rasylka/011/2647.htm#0

 + + + "Закхей! Скорее слезай!"

        www.messia.ru/rasylka/010/2508.htm#0

 +++ митр. Антоний (Блум):

      Больше всего в поиске Бога мешает боязнь быть осмеянными

               www.messia.ru/rasylka/009/2371.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20120129/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2012&month=1&day=29;

 www.mospat.ru/calendar/2012/1/29

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,
но упражняй себя в подлинном богопочитании.
Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
оно же полезно всегда,
потому что в нём обещание жизни и нынешней, и будущей.
Вот верные слова, достойные быть принятыми.
Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,
ради этого боремся,
потому что мы надеемся на Живого Бога,
а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.* (1Тим.4:7-10/*/)

             *********************************************

 

 

/*/ стихи из воскресного апостольского чтения.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2763.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 !!!NEW!!! страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»