=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 12 марта 2012 г. ст.ст., 4-е воскресенье Великого Поста -

  Память прп. Иоанна Лествичника, †649.

  литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31.

 

 

  * --*-- * к апостольскому чтению * --*-- *

 + свящ. Александр Мень: Вера и верность Авраама. Мелхиседек

                        www.messia.ru/rasylka/010/2536.htm#0

 + неизменные обещания Бога

    www.messia.ru/rasylka/009/2392.htm#0

 

 

  * --*-- * О евангельском чтении * --*-- *

 + протоиерей Георгий Митрофанов: а зачем мы идем ко Христу?

             www.messia.ru/rasylka/011/2669.htm#B (+ссылки!)

 

 

 

> До того как первые ученики Христовы стали носить имя "христиан", они могли называть себя "призывающими <Его имя>" (Деян 9.14). В их <призывании> выражало себя упование, которое сосредотачивалось в Воскресшем Иисусе. Слово как бы вновь становилось плотью, хотя и пребывало "свёрнутым", как зерно. Бывшее "в начале у Бога" и призываемое людьми, оно обращалось к Тому, Кто был невероятно Высок и немыслимо Близок. И в этом обращении Он открывался Милосердным, Священным, Непостижимым, Грозным, Сокровенным, радикально Иным и до конца Своим. Смерть и Суд, Любовь и Воскресение — всё это были называемые или призываемые имена (а их было гораздо больше, чем язык мог назвать, а разум помыслить), которые как искры падали в наш опыт. Они рождались из Имени, которое обрастало человеческими словами, но оставалось неисчерпаемым и безымянным. И вместе с тем они складывались из земных наших чувств, потому что "пребывающий в любви пребывает в Боге", как говорит Иоанн Богослов (1Ин 4.16). Через "пребывание в любви" — неожиданно и всегда чудом! — узнаётся Сущее, здесь оно обустраивает свой земной человеческий дом. Из того, что переживается нами, возникает личный и видимый образ Бога невидимого, из ощущений — Слово, из призывов и упований — само Бытие. Из душевного тумана стекаются капли, капли застывают в кристаллах, и Свет отвердевает в именах Божиих. Из тех кристаллов складывается камень веры, и на камне сем созидается Церковь. Посеянные семена дают ростки и поднимаются к солнцу. Происходит таинственный взаимообмен между Богом и людьми, ибо Господь доверяет им Свои подлинные имена, и молитва "извлекает" их из дара Его присутствия и овеществляет в мудрости Церкви. Человеческая свобода выносит эти имена к нашей вере, которая есть "уверенность в невидимом" (Евр 11.1), к вере, что "ходит пред лицем Господним на земле живых" (Пс 56[55].9).

> Нет, я не забыл, что любое "знание" о молитве, отсечённое от живого опыта её, небезопасно и нечестиво. Цель этого размышления — в том, чтобы уловить отблески опыта, недоступного нам, и задуматься над ним. Для такого замысла может пригодиться даже самая отвлечённая философия. Так, в феноменологии существует понятие интенциональности: энергия мысли как бы отделяется от предметного её содержания до того, как оно станет "непосредственными данными сознания" (Бергсон). Прежде чем объект схватывается мыслью, он уже улавливается интенцией мысли, ибо сам акт сознания, направленный на объект, совершается прежде, чем мысль достигает его. Однако то, что годится в качестве достойной гипотезы по отношению к чисто мозговой деятельности, может найти ещё лучшее применение в области сердечной. Я верю — и опыт людей, бесконечно превосходящих меня, подтверждает это, — что ещё до того, как призывается имя Божие, оно уже пред-существует в интенции нашего существования, изначально намагниченного этим неизреченным именем. Ещё до того, как мы делаем самые первые шаги в молитве, молитвенная энергия просыпается за горизонтом нашего существования. Ещё не явились слова, чтобы исполнить это намерение, как Господь одаряет нас голосом и смыслом к их произнесению. Всякая молитва отзывается как эхо тайного зова, даже если этот зов заглушается всей нашей жизнью.

> Ещё нет слова на языке моём, —
> Ты, Господи, уже знаешь его совершенно
                      > (Пс 139[138].4).

> Вспомним вновь столько раз повторяемое исповедание Августина: "Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе". Неродившаяся, несложившаяся молитва взывает к нам и беспокоит нас. Её энергия, запертая в нас, ищет для себя выхода. У нас всегда остаётся выбор: либо повиноваться той вложенной в нас, таящейся где-то пра-молитве, которая хочет исполниться в нас, или же отвергнуть её, отодвинуть подальше, засыпать песком. Всякая молитва есть акт творчества, но вместе с тем и послушания ("дерзновения и покорности", как сказал бы Шестов), проистекающий как из человеческого усилия, так и сознательного подчинения интенции молитвы, данной нам вместе с дыханием. Подобно эросу, о рождении которого рассказывается в "Пире" Платона, молитва остаётся дочерью бедности и богатства. В ней подаёт голос наша эротическая природа, т. е. желание единства с Другим, более глубоким, чем мы сами, более сущностным, чем мы сами, более близким нам, чем мы сами. И жар Его присутствия обнимает нас.

> Некоторые святые отцы, и среди них Иоанн Лествичник, суровейший из учителей пустыни, не смущались говорить прямо об этом эросе: "Вожделение это не даёт ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно и в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлён будучи такою любовию, сказал о самом себе то (чему я удивляюсь): "Аз сплю (по нужде естества), а сердце моё бдит" (Песн 5.2) по великой любви моей"[1].

> А вот ещё прекрасней: "Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу"[2].

> Молитва, как учат нас наши наставники, имеет три основных ступени: молитва трудовая, совершаемая усилиями ума и воли, горячая молитва сердца и духовная молитва, даруемая Духом Святым, ходатайствующим в нас воздыханиями неизреченными (Рим 8.26). Начиная с древности, учителя молитвы настаивали на важности молитвы традиционной, т. е. сложившейся в Церкви и благословлённой ею, произнесённой множество раз сердцем и устами бесчисленными святыми. Чтобы приблизиться к горячей молитве, сердце нужно разогревать умом. "И исторгну каменное сердце от плоти их и дам им сердце плотяно", — сказано у пророка (Иез 11.19). Опыт великих молитвенников говорит нам о том, что наши страсти, попечения, желания, сама наша естественная религиозность суть не что иное, как окаменевшие "опоясания", скрывающие образ Божий, сокрытый в сердце.

> Молитва, называемая "трудовой", совершается с усилием, которому откликается другое. "Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною", — говорит Господь (Откр 3.20). Молящийся и Принимающий молитву хотят, чтобы их услышали по ту сторону двери, которая разделяет их. И тот и Другой ищут встречи, и этот поиск, как рытьё подземного перехода, состоит из труда. Когда трудовое время подходит к концу — а срока его никто не знает, — человеческий слух начинает различать голос, раздающийся как слабое постукивание с другой стороны. Камень сердца начинает крошиться, и вот удары, вначале далёкие и неясные, исходящие как бы ниоткуда, становятся всё настойчивее, всё более личными, и мы начинаем откликаться им. Тот, Кто стоит у двери, готов войти. Иногда кажется, что Он совсем рядом, хотя дверь ещё остаётся запертой на замок.

> Однажды, хотя движения благодати никак не укладываются в наши дни и часы, молитва становится почти непроизвольной, как дыхание, которое не замечают. Чередование и ритм ударов с другой стороны совпадают с ритмом биения сердца. Не я свидетельствую об этом, но те мастеровые молитвы, которые проделали весь путь её: после стольких усилий сердце начинает словно следовать биению молитвы, или скорее молитва вибрирует в ритме движений сердца. Дверь открывается, каменная стена разрушается сама собой. Тот, кто стучал по ней, проделывает ход, чтобы войти самому, и тогда тихий, сильный, ликующий свет заливает нас. Один из этих молитвенников, преп. Серафим, оставил поразительные слова о ней: "…Когда, при всемогущей силе веры и молитвы, соизволит Господь Бог Дух Святый посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться. Молвит душа и в молве находится, когда молитву творит; а при нашествии Духа Святаго надлежит быть в полном безмолвии…"[3]

> Но кто из святых когда-либо признавался, что стал жилищем для Духа? Те, кто могли бы рассказать о том, предпочитали молчать. По целомудрию сердца, из-за страха вспугнуть этого спустившегося к ним духа молитвы каким-то мирским шумом или, не дай Бог, похвальбой. Вот почему один из древних молитвенников мог сказать на смертном одре: "Поверьте, братья, я ещё не начинал покаяния своего".

> Не бывает мастеров молитвы, есть лишь мастеровые, ремесленники, "рабы неключимые" (Лк 17.10), которые так же устают, изнемогают, унывают, как и все мы. Но иногда в момент усталости или даже отчаяния стена падает, дверь открывается, и Дух входит в нас — пусть лишь не больше, чем на мгновение — для того, чтобы научить нас безмолвию радости, молчанию полноты.


[1]

Лестница, возводящая на небо, преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М., 1996. 30,13 <"О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви">.

[2]

Там же, 30,12.

[3]

Преподобный Серафим Саровский. Изд. "Ковчег", М., 1998. С. 346.

 

                 [ Свящ. Владимир Зелинский. Из книги "Взыскуя Лица Твоего"
                   istina.religare.ru/article94.html ]

 

 

  * --*-- * св. Иоанн Лествичник * --*-- *

 * о нём - свящ. Александр Мень

    www.messia.ru/rasylka/010/2537.htm#0 (+ссылки)

   здесь же - фрагмент из "Лествицы" о боязливости

 

   из поучений прп. Иоанна:

* О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви

             www.krotov.info/library/i/lestvich/lestv30.html

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Мы убеждены, что вы ... сто`ите на пути к спасению. ...

 Мы желаем, чтобы каждый из вас проявил такое же усердие до конца,

 то есть до исполнения надежды,

 чтобы он не обленился,

 а последовал примеру тех, кто, благодаря вере и стойкости,

 получает обещанное в наследие обещанное Богом. ...

 <Обещание Бога и Его клятва>

 служат для нас, бежавших под Его покров,

 источником великой бодрости

 и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами.

 Надежда эта  -  словно якорь для души, крепкий и надежный,

 который входит внутрь святилища, за завесу,

 куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас,

 став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.*

                                             (Евр.6:9,11-12,18-20/*/)

                                * * *

*Уподобился я, Христе, / в руки разбойников попавшемуся

 и оставленному ими от побоев еле живым;

 так и я изранен, Спаситель грехами моими.

*"Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко", -

 взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое.

 И я так молю: / "Пожалей и спаси меня!"

*Христе Спаситель!

 Ум мой - в язвах от грехов,

 разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами;

 уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый.

*

*Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя,

 я изранен разбойниками, пребывая в страстях;

 но воздвигни меня, молю.

*Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым

 в язвах согрешений моих;

 но исцели меня, Господи.

*Обнажили меня страсти:

 не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель,

 и наслаждениями я был уязвлен;

 но излей на меня милость.

*

*Разбойники похитили / мое стяжание - дело божественное

 и оставили меня страдающим от ран.

*Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих

 непостоянные помышления мои,

 оттого я и изранен согрешениями.

*Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел,

 прошел мимо, Спаситель мой;

 но Ты меня спаси.

*

*Иисусе, осмотри раны души моей,

 как в древности попавшегося в руки разбойников,

 и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь.

*Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе,

 и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных.

 Молю, спаси меня!

*Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились,

 ибо мимо меня они прошли;

 но Ты Сам, как милосердный, / ныне избавление подал и спас меня.

*

*Страстями я растратил / имение божественное, Владыка,

 и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе.

 "Сжалься надо мною", - молю.

*Расхитили богатство мое / и как мертвого оставили меня разбойники,

 страстями ум мой уязвив,

 но, сжалившись, спаси меня, Господи.

*Когда увидел левит мучение мое от ран,

 вида тех язв не вынося, мимо меня прошел.

 Но Ты Сам, Человеколюбец, / излил на меня богатую Твою милость.

*

*Разбойники напали на меня, несчастного,

 и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным.

 Потому молю Тебя: / "Боже, посети меня!"

*Ум мой ограбили / помыслы непостоянные /

 и, поразив страстями,

 мертвым меня оставили по множеству согрешений;

 но Ты, Спаситель, исцели меня.

*Когда увидел меня левит, / от ран страдающего,

 не вынося моих язв, как неизлечимых,

 прошел мимо меня, Спаситель мой;

 но Ты Сам уврачуй меня.

*

*Из-за разбойников - помыслов моих, Спаситель,

 извратил я жизнь мою согрешений ранами.

 Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, -

 Твоего, человеколюбивый Боже;

 но пожалей меня.

*Пришел Ты на землю с высот, Спаситель,

 пожалев меня, всего ранами покрытого,

 и язвами согрешений, Милосердный,

 и излил на меня, Христе, милость Твою.

*Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель,

 как выкуп за меня дал и спас меня,

 всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах,

 как Милостивый.

*

*Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим,

 в страстные наслаждения погрузившись,

 я лишился благодати и в язвах извержен нагим.

 Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня.

*Не смог левит язв моих очистить,

 но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел

 и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель,

 как врач искуснейший исцеляя меня.

*Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель,

 меня, бичами разбойников жестоко избитого,

 и душу с телом Своим, как два динария / дал за меня во искупление.*

            (Канон 4-го воскр.  Вел.  поста, перев.  иером.  Амвросия)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения субботы и воскр.

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2779.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»