=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

> "Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим.3:17). И потому первым признаком превратного понимания того или иного текста Священного Писания является провозглашение безответственности, апатии и безразличия, будто бы из него следующих. Одним из подобных превратно (то есть в пользу человеческой слабости) понимаемых текстов долгое время был и остается известный фрагмент из 13-й главы Послания апостола Павла к Римлянам: "всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены". И из этих слов делается вывод о том, что любая власть как бы освящена Богом, и потому ее нельзя критиковать и тем более пытаться на нее повлиять, а можно лишь слепо ей повиноваться, устранившись от политической жизни. Такое толкование выгодно тем, кто для сохранения собственной власти пытается апеллировать к религиозным чувствам (согласитесь, не лучший повод для обращения к Библии) и тем, кто малодушно желает снять с себя ответственность за положение дел в стране и просто боится репрессий со стороны власти.

> Но при более честном толковании данного фрагмента можно пойти двумя путями. Первый, более сложный, это вопрос о Божьем Промысле. Ведь установленность власти Богом предполагает Его вмешательство в земные дела, которое мы можем понимать очень по-разному. И мне, например, кажется богохульным нарочито прямолинейное понимание Божьего вмешательства, Божьего Промысла о мире. Согласно ему, Бог является непосредственной причиной происходящего в мире, а всё, что в мире происходит — прямыми следствиями Его решений. Это понимание неверно и по философским соображениям (Бог оказывается погруженным в мир и встроенным в ряды причинно-следственных связей, в то время как Бог принципиально надмирен), и по очевидным соображениям нравственного порядка. Нельзя думать, что Бог привел к власти, например, Гитлера и Сталина, убивших десятки миллионов невинных жертв. Бог наказывает совсем иными способами. Богохульно считать Бога причиной кровавого террора.

> Вопрос о Божьем Промысле требует осторожного и взвешенного подхода и довольно непрост. Поэтому мы пойдем другим путем.

 

> Апостол говорит: "нет власти не от Бога". И мы не можем с ним не согласиться. Однако его слова нельзя понять адекватно, не задавшись вопросом: а что такое власть? Без ответа на такой вопрос ссылка на этот цитату теряет смысл. А ответ этот не так очевиден, как кажется. Ведь власть определяется не силовым (кто сейчас сильнее, тот и власть), а правовым образом. В противном случае, любая шайка разбойников может быть названа властью. Но апостол, говоря, "отдавайте всякому должное, кому подать, подать, кому оброк — оброк, кому страх — страх, кому честь — честь" (Рим.13:7), явно не призывал к тому, чтобы поддаваться на любой шантаж и отдавать оброк и честь любым вооруженным рэкетирам.

> Не всякий, от кого мы зависим и кто в силу сложившихся обстоятельств обладает силой, является властью. Власть неизбежно должна доказать свою законность. Таким образом, ставя вопрос "Что есть власть?", мы приходим к вопросу: "Каков критерий легитимности власти, по которому мы можем отличить власть от обыкновенного насилия?" Даже если шайке разбойников и бандитов удается захватить власть (а мы знаем примеры этого в истории) то, чтобы ее сохранить, она вынуждена как-то доказывать в глазах населения свою легитимность и правомерность. Так, большевики обосновывали легитимность своей власти, которую они получили посредством вооруженного мятежа, тем, что они представляют "интересы пролетариата", а национал-социалистические штурмовики в Германии, начав незаконно сворачивать демократическую систему (хотя сами пришли к власти через выборы), обосновывали легитимность нацистской диктатуры "защитой интересов ущемленной германской нации".

> Особенно важным и часто решающим вопрос о легитимности власти становится в периоды полной политической неопределенности, когда прежняя власть рухнула, а новая еще не пришла. В истории России такими периодами были Смутное время и гражданская война 1917-1922 годов. И христианин, если он не вдается в понимание слов апостола Павла, должен просто сойти с ума от неразрешимых противоречий. С какого времени группа мятежников (каковыми и были большевики до определенного времени, и, например, сторонники Лжедмитрия I) становится властью? Следует ли продолжать служить законному, но изгнанному правительству, или же подчиняться незаконной, но реально действующей власти? А если пока нет такой единой действующей власти? Если красные заставляют воевать против белых, а белые — против красных? Без четкого разрешения вопроса о легитимности власти в подобных, переходных ситуациях действовать становится просто невозможно: остается действительно либо сойти с ума, либо из шкурнических соображений подносить хлеб-соль (платить оброк, отдавать честь) любой "власти" (банде зеленых, красному полку, белому отряду), очутившейся сегодня в твоей деревне.

 

> Но для христиан вопрос о легитимности власти, разумеется, не может быть разрешен в противоречии с евангельскими, христианскими принципами. Хотя в Евангелиях и Посланиях апостолов этот вопрос специально не рассматривается, мы всё же можем вывести этот принцип из христианского отношения к человеку. Человек не может быть только средством для каких-то отвлеченных целей: "Не человек для субботы, а суббота для человека" (Мк.2:27), восклицает Господь, будучи укоряем фарисеями. По аналогии с этим высказыванием мы можем провозгласить: "не человек для государства (власти), а государство (власть) для человека". То есть государство — это не алтарь для поклонения, перед которым (ради могущества государства, ради "имперских амбиций") мы должны приносить жертвы. Наоборот, государство — это сфера услуг, созданная для человеческого удобства. Часть проблем человека государство берет на себя, и тем самым он может больше времени посвятить Богу и ближним. Разумеется, за услуги надо платить (отсюда апостольское "кому подать, подать"). Но мы вправе требовать и надлежащего исполнения этих услуг, ведь именно мы являемся их потребителями и заказчиками, предоставляя власти работу. Отсюда и необходимость существования средств контроля над властью.

> Власть, государство подобно автомобилю. Автомобиль мы заводим ради собственного удобства (например, чтобы удобнее было ездить на дачу). Но если вдруг мы заставляем голодать нашу семью, чтобы достать денег на ремонт и покраску нашей автомашины, то это явно недопустимо. Из средства удобства машина превращается в самоцель, в идол, требующий всё новых жертв. То же самое и с государством. Как только оно выходит за рамки сферы услуг и начинает требовать непомерных и неоправданных жертв и пытается сделаться "целью в себе", оно немедленно (во всяком случае, в глазах христианина) переступает границу своей легитимности и властью быть перестает. Поэтому про тоталитарный, кровавый режим нельзя сказать, что он "от Бога", так как он является не властью, а есть насилие и разбой.

> "Дети, храните себя от идолов!" (1Ин.5:21). Эта фраза, разумеется, относится и к идолам политическим. Храните себя от идолослужения, не допускайте, чтобы власть превращалась в кровавого Молоха.

      Александр Храмов
Нет власти не от Бога?.. 
messia.ru/r2/3/es03_068.htm ]

 

 

 

см. также:

 + + + иг. Вениамин (Новик): власти от Бога?

 + + + Олег Сальманов: Христиане, покорность властям и демократия

 + + + Труц Рендторф: Кесарево и Божье

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*После долгого спора встал Петр.
 – Братья! – сказал он. – Как вы знаете, прошло уже немало времени с тех пор,
   как Бог избрал меня среди вас для того, чтобы и язычники
   услышали из моих уст слова Радостной Вести и уверовали.
   И Бог, знающий сердца людей, показал Свою милость к язычникам,
   даровав им Святой Дух, как и нам.
   Он не видит никакой разницы между нами и ими,
   потому что очистил верой их сердца.
   Так зачем же вы теперь испытываете Бога,
   раз хотите надеть на шею ученикам то ярмо,
   которое было непосильным и для наших предков, и для нас?
   Ведь мы верим, что спасены одной только любовью Господа Иисуса.
   И они спасены так же!
 Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла,
 которые рассказали, какие дивные знаки и чудеса
 через них совершил Бог среди язычников.
 Когда они умолкли, заговорил Иаков:
 – Братья, выслушайте меня!
   Симеон поведал нам о том, как Бог впервые проявил Свою заботу о язычниках,
   избрав из них народ, который будет носить Его имя.
   С этим созвучны и слова пророков, потому что в Писании сказано:
    "И потом Я вернусь
     и отстрою рухнувший дом Давида,
     Я воздвигну его из руин,
     Я отстрою его.
     И тогда остальные все люди, и язычники все
     Господа будут искать,
     ибо Я их призвал стать народом,
     носящим Имя Мое.
     Так говорит Господь,
     возвестивший об этом издавна".
   Поэтому я считаю: нам не следует обременять язычников,
   которые обращаются к Богу.
   Мы должны послать им письмо и предписать им
   воздерживаться от пищи,
   принесенной в жертву языческим богам и ставшей нечистой,
   от разврата, от мяса удавленных животных, а также от крови.
   Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом городе
   и каждую субботу читается вслух в синагогах.
 Тогда апостолы и старейшины вместе со всей церковью
 решили избрать из своего числа несколько человек
 и вместе с Павлом и Варнавой послать их в Антиохию.
 Они избрали Иуду, по прозванию Баршабба, и Силу,
 людей, пользовавшихся у братьев авторитетом,
 и написали письмо, которое те должны были передать:
 "Апостолы и старейшины приветствуют всех своих братьев из язычников
  в Антиохии, Сирии и Киликии.
  Как нам стало известно, кое-кто из наших смущает и расстраивает вас
  своими предписаниями, на что мы им полномочий не давали.
  Поэтому мы все согласились избрать несколько человек
  и послать к вам вместе с любимыми нашими братьями Варнавой и Павлом,
  людьми, посвятившими жизнь служению имени нашего Господа Иисуса Христа.
  Итак, мы послали к вам Иуду и Силу, они то же самое изложат вам на словах.
  Святой Дух и мы решили не обременять вас ничем другим,
  кроме следующих обязательных предписаний:
  воздерживаться от употребления в пищу
  того, что принесено в жертву языческим богам,
  от крови и мяса удавленных животных, а также от разврата.
  Поступайте так, и всё будет хорошо. Будьте здоровы!"
                                    (Деян.15:7-29 - из апост. чтения пятницы)

             *********************************************

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2796.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm