=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 4 июня 2012 г. ст.ст., воскресенье  2-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Рим.2:10-16; Мф.4:18-23.

  {память всех святых в земле Российской просиявших}

 

 

 

> <....> под «Евангелием» Павел подразумевает не «оправдание верой», а послание или, точнее сказать, весть о новом царе, Господе Иисусе Христе. В Рим 1.34 сжато излагается содержание благовестия, в шестнадцатом-семнадцатом стихах речь идет о его плодах.

> Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и эллину. В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

> Но это не означает, будто «Евангелие противопоставляет иудейскому самонадеянному морализму спасительное оправдание верой». Когда мы попытаемся раскрыть смысл этих стихов в контексте последующего фрагмента, у нас выйдет примерно следующее:

> В Евангелии — вести о спасительном царстве Иисуса Мессии — открывается истина о Божьей праведности, Его верности Завету, о том, что в Иисусе Христе Бог восторжествовал над злом. Всё это он совершил «в правде», то есть нелицеприятно. Он победил грех и защитил беззащитных. Так исполнились Его обетования.

> Заметим, что здесь также Павел говорит о Боге как о праведном судье, но это не просто одна из многих метафор. Этот образ призван еще раз напомнить: Завет понадобился затем, чтобы упразднить зло и спасти мир. Ныне это совершилось в Господе Иисусе Христе.

> Но как? И здесь мы сталкиваемся с очевидной трудностью. Во многих традициях в Послании к Римлянам видели, главным образом, книгу «о том, как становятся христианами». Однако неясно, каким образом в эту схему вписывается вторая глава, ставившая в тупик многих комментаторов и исследователей.

> Больше того, кажется странным, что впервые (очевидно, не без умысла) слово «оправдание» появляется в нашем тексте в связи с оправданием делами: «...потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим 2:13). На мой взгляд, речь здесь, вероятнее всего, идет об окончательном оправдании. Взоры Павла, как всегда, прикованы к эсхатологическому горизонту, к надежде Израиля. Вопрос в том, кто в этот последний день будет оправдан, воскрешен, причислен к народу Завета. Павел, и в этом с ним наверняка согласятся многие правоверные иудеи, убежден, что оправданы в Судный день будут лишь те, в чьих сердцах запечатлен Божий закон, то есть Тора. Но тут же он говорит, что одних лишь дел закона для этого недостаточно: Бог во Христе совершил то, перед чем оказалась бессильной Тора. Итак, кто же войдет в «спасенный остаток»?

> Как следует из Рим 2:17-24, это не обязательно будут «иудеи по крови». Да, они гордятся тем, что народ Израилев всегда остается народом Божьим, но при этом Израиль по-прежнему томится в плену. Он погряз в грехах, и потому не может быть восставлен в своем нынешнем состоянии. Но, может быть, продолжает Павел в 2:25-29, где-то еще остались те самые истинные иудеи, в сердцах которых запечатлен «новый Завет»? Может, есть где-нибудь хоть малая горстка тех, в ком исполнятся новозаветные обетования Иеремии и Изекииля? Неважно, иудеи они по наружности или нет, обрезаны или необрезаны, но именно их Бог сделает своим народом Завета. Вот оно, «учение об оправдании», или, вернее сказать, первый тезис его: приближается великий и страшный день, когда Бог восставит свой истинный народ. Но, всё-таки, как узнать, кто станет этим народом?

> Или, точнее, как Бог может оставаться верным своим обетованиям, если народ Завета, избранный для спасения мира, оказался изменником? На этот вопрос Павел пытается ответить в первом-девятом стихах третьей главы. Ключевое слово здесь — краткое причастие «вверено»: «им [иудеям] вверено слово Божие» (3:2). Бог вверил Израилю весть для всего мира, но вестник оказался ненадежным. Означает ли это, что пославший тоже не внушает доверия? Конечно же, нет. Надо всего лишь подыскать более надежного вестника, истинного сына Израилева, который сможет исполнить обетования Завета — победить царящий в мире грех, из-за которого не только язычники (как думают иудеи), но и сам избранный народ (что явствует из Торы), беспомощный и виноватый, стоит перед судом Творца (3:19). Все иудейские мечтания о великом «судилище», окончательном приговоре, который раз и навсегда отделит их от язычников, оказались напрасными. Так мы подходим к двадцать первому — тридцать первому стихам. Вот он, единственно возможный выход: вся Божья праведность и верность Завету явилась ныне в верности истинного сына Израилева, Мессии, Иисуса из Назарета.

> Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что всё Павлово богословие начинается с осознания следующего факта: обещанное, как полагал Павел, всему Израилю в конце времен Бог действительно совершил, - но гораздо раньше и для одного-единственного иудея — Иисуса из Назарета. «Через Него и в Нём» исполнилась надежда Израиля. Он пострадал, принял смерть от рук язычников, и Бог воскресил Его из мертвых. Эта истина — сердцевина очень важного для нас фрагмента Рим 3:21-31:

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 29 потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25 Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. 28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. 29 Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. 31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

> Чаще всего в этом фрагменте видят либо одну только развернутую метафору оправдания, в которой к слову упоминаются язычники и иудеи, либо же пространную тираду о месте язычников в народе Божьем, со случайными вкраплениями «темы суда». В любом случае явно относящиеся к Завету стихи 24-26 <...> чаще всего опускаются как попавшие сюда по недоразумению вставки какого-то более раннего текста.

> Поэтому, прежде чем обратиться к самому фрагменту, нам понадобится задать контекст, исключающий возможность мнимых противопоставлений такого рода. Если текст — о Завете, сонаследниками которого отныне стали не только иудеи, но и язычники, следовательно, он — и о Боге, победившем грех крестной смертью и воскресением Иисуса: собственно ради этой победы и заключался Завет. И тут же становится понятно, зачем нужна метафора суда: она указывает на средство достижения промыслительных целей. Стоит понять природу Павлова богословия Завета, и все опасения относительно того, что подобное прочтение пагубно скажется на богословских трактовках греха и креста, оказываются несостоятельными. Завет был призван упразднить вошедший в мир грех, и это могло совершиться только на кресте Господа Иисуса Христа.

> «Где же то, чем бы хвалиться? — спрашивает Павел. - Уничтожено» (Рим 3:27). Речь идет не о похвальбе преуспевающего, «приличного» человека, а о национальной гордыне иудеев (ср. 2:17-24). В противном случае ничем не оправдан следующий стих: «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников?» (3:29). <...> Здесь, как и в письмах к Галатам и Филиппийцам, он всего лишь напоминает, что принадлежность к народу Завета никак не связана с «преимуществами рождения».

> В этом контексте, как видно из 3:24-26, «оправдание» указывает на то, что все верующие в Иисуса Христа становятся членами семьи Завета, то есть их грехи прощены, поскольку именно ради этого и был нужен Завет. Пользуясь метафорой суда, можно сказать, что они оправданы. А в контексте сквозной темы Завета это означает, что уже сейчас они становятся теми, кем призваны стать в будущем, — истинным народом Божьим. Нынешнее оправдание по вере, таким образом, предвещает и предвосхищает грядущее зримое (см. 2:14-16 и 8:9-11) оправдание по итогам всей жизни. Оправдывая верующих, Бог тем самым открывается в своей праведности и верности: Он победил грех, «вознес смиренных», и совершил это со всем нелицеприятием Креста Христова. Таким образом, Евангелие — не «книга об оправдании верой», а весть об Иисусе Христе, в котором открылся праведный, то есть верный Завету, Бог.

 

H. Т. Райт. (Перевод: Светлана Панич) 
 из книги "Что на самом деле сказал апостол Павел" (из гл. 7)
]

 

 

 

 

см. также к апостольскому чтению:

 + + + священник Георгий Чистяков: совесть

 + + + митрополит Сурожский Антоний: богообщение и совесть

           www.messia.ru/rasylka/008/2232.htm#0 (+ссылки!)

 

 

к евангельскому чтению:

 + + + В.Н. Кузнецова: Ловцы людей.  Иисус привлекает к делу Божьему

        людей, делая их Божьими сотрудниками

          www.messia.ru/rasylka/010/2575.htm#0 (+ ссылки)

 

 

к Дню российских святых:

+ + + митрополит Сурожский Антоний: ...люди, которые выросли в полную

       меру того, что задумал о них Господь...

        www.messia.ru/rasylka/007/1871.htm#0

+ + + проповеди митр. Антония (Блума):

       www.mitras.ru/archive/040613.htm

        www.mitras.ru/lubov/lub_vse_88.htm#11

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Но и тебе нет извинения, друг, если судишь других  -

 тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь самого себя,

 потому что других  судишь, а сам поступаешь так же, как они.

 А мы знаем, что суд Божий беспристрастно судит тех, кто так поступает.

 Не думаешь ли ты, друг, осуждая тех, кто так поступает,

 а сам делая то же, что избежишь Божьего приговора?

 А может, ты презираешь Его великую доброту,

 снисходительность и терпение?

 Разве ты не знаешь, что доброта Божья направляет тебя к раскаянию?

 Но ты упрям и не хочешь раскаяться,

 ты копишь себе сокровища гнева для дня Гнева,

 когда явится правый суд Бога, который каждому воздаст по делам его:

 тем, кто постоянством в добрых делах

 искал славы, чести и бессмертия,  - вечную жизнь;

 себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу,  - гнев и ярость.

 Горе и страдание всякому человеку, делающему зло,

 во-первых еврею, потом и язычнику.

 Слава, честь и мир всем, делающим добро,

 во-первых еврею, потом и язычнику.

 Ведь Бог беспристрастен!

 Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона.

 Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону.

 Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону,

 а те, кто исполняет Закон.

 Когда язычники, у которых нет Закона,

 следуя природе, делают то, что велит Закон,

 они сами себе закон, хотя и нет у них Закона.

 Они тем самым доказывают, что Закон запечатлен у них в сердцах;

 о том же свидетельствует и их совесть,

 раз одни мысли их осуждают, а другие защищают.* (Рим.2:1-15/*/)

                                * * *

*... Закон духовен. А я человек из плоти, проданный в рабство греху.

 Я сам понять не могу своих поступков!

 Чего хочу, того не делаю, а то, что мне ненавистно, делаю.

 И если я делаю то, чего не хочу,

 это значит, что я призна`ю правильность Закона.

 Но на самом деле это действую не я, а живущий во мне грех.

 Я знаю, что добра во мне (то есть в моей природе) нет.

 Желание делать добро есть, но это у меня не получается.

 И я не делаю добра, хотя и хочу, а зло, хотя и не хочу этого, делаю.

 А если я делаю то, чего не хочу,

 это значит, что действую не я, а живущий во мне грех.

 Итак, я открыл в себе закон:

 каждый раз, когда я хочу сделать добро, у меня выходит зло.

 Внутренний человек во мне радуется закону Бога.

 Но в своем теле я вижу иной закон,

 восстающий против закона моего разума

 и делающий меня пленником закона греха, который действует во мне.

 Несчастный я человек!

 Кто освободит меня от этого смертоносного тела?!

 Благодарю Бога моего -

 Он сделал это через Иисуса Христа, Господа нашего.

 Итак, сам по себе я только разумом служу закону Бога,

 а своей плотской природой - закону греха.

 Итак, тем, кто соединен с Христом Иисусом,

 теперь не грозит обвинительный приговор,

 ведь закон Духа, дающий жизнь в единении с Христом Иисусом,

 освободил тебя от закона греха и смерти.

 То, что было невозможно для Закона из-за слабости нашей природы,

 сделал Бог.

 Послав Своего собственного Сына,

 облеченного в тело, подобное греховному человеческому телу,

 чтобы покончить с грехом,

 Он вынес смертный приговор греху в человеческом теле,

 чтобы теперь мы могли жить так, как справедливо требует Закон,

 потому что мы живем согласно Духу, а не плотской природе.*

                                                    (Рим.7:14-8:4/**/)

                                * * *

*Когда Иисус увидел т`олпы людей, Ему стало жалко их:

 они были изнурены и беспомощны, как овцы без пастуха.

 Тогда говорит Иисус своим ученикам:

 "Велика жатва, а работников мало.

  Так прос`ите Хозяина жатвы,

  пусть пришлет еще работников на жатву".

 Иисус, созвав к себе двенадцать Своих учеников,

 дал им власть над нечистыми духами,

 чтобы они могли изгонять их

 и исцелять всякую болезнь и всякий недуг.* (Мф.9:36-10:1/^/)

             *********************************************

/*/ включает чтение воскресенья.

/**/ включает чтение вторника.

/^/ из чтения понедельника.

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/012/2806.htm#0

 

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm