=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 20 апреля 2013 г. ст.ст., Страстная (Великая) Пятница. Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Евангельские фрагменты о страданиях Иисуса Христа ("12 Евангелий святых страстей Иисуса Христа"): 1. Ин.13,31 - 18,1 2. Ин.18,1-28 3. Мф.26,57-75 4. Ин.18,28 - 19,16 5. Мф.27,3-32 6. Мк.15,16-32 7. Мф.27,33-54 8. Лк.23,32-49 9. Ин.19,25-37 10. Мк.15,43-47 11. Ин.19,38-42 12. Мф.27,62-66. (читаются на утрене)
* "12 евангелий" в современном переводе www.messia.ru/rasylka/004/759a.htm#0
> Мы знаем, что сразу же после Тайной Вечери, о которой я говорил в прошлой моей беседе, после этой праздничной трапезы, во время которой Христос как бы отдал Себя, Свою жизнь, Свое грядущее страдание, Свою смерть и Свою над смертью победу, отдал нам, чтобы стать нашей жизнью и нашей победой... сразу же после этого торжества любви Он был предан на позорный суд, на распятие и смерть. То тело, о котором Он говорил на Тайной Вечере, стало Телом, за нас ломимым, то есть страдающим. Кровь – Кровью, за нас, изливаемой. Иными словами, на Тайной Вечере Христос как бы заранее открыл и явил, что то, чему надлежало случиться в ближайшие часы и дни, совершается для нас, ради нас и за нас есть подвиг всё той же любви, той же самоотдачи, что так торжественно провозгласил Он во время Тайной Вечери. Эту связь между Тайной Вечерей и крестным подвигом Христа бесконечно важно понять, ибо только поняв ее, можно понять и место Литургии, то есть Таинство Тела и Крови Христовых для христиан и для Церкви. > С первого дня своего существования Церковь проповедовала и сейчас проповедует и утверждает, что Христос умер за нас, воскрес для нас, что всё то, что совершилось с Ним, совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения». И вот, верующие так привыкли к этому утверждению, что уже редко задумываются о нём. Что же касается неверующих, но старающихся понять сущность христианской веры, им так часто трудно понять смысл этих слов «за нас». Что значит вообще умереть за кого-нибудь другого? В каком смысле смерть кого бы то ни было 2 тысячи лет тому назад может быть моим спасением сегодня, и не только моим, но и всех людей? Но вот, апостол Павел в одном из своих посланий утверждает, что каждый раз, когда мы совершаем Литургию, то есть приобщаемся хлебу и вину как Телу и Крови Христа, мы – и это Его слова – «смерть Господню возвещаем, воскресение Его исповедуем» (1Кор.11:26), то есть являем, утверждаем. И потому тут, конечно, в этой связи между Тайной Вечерей, смертью и воскресением Иисуса Христа с одной стороны, Литургией с другой, той Литургией, которую мы служим сейчас – тут само сердце христианской веры, христианского опыта, и, я прибавлю, христианской радости. Я говорю «сердце», ибо это слово, может быть, лучше всех других являет главную трудность, трудность объяснения этой связи при помощи наших бедных, плоских, однозначных слов. Когда мы подходим к этой Тайне всех тайн, мы постигаем ее не умом и не объяснениями, а сердцем, то есть той глубиной нашего существа, на которой совершается подлинная наша встреча с истиной, с любовью, с Богом. А когда совершается эта встреча, обычно уже не нужно ни слов, ни объяснений. > И всё же постараемся хоть намеком, бледным и заведомо недостаточным, тайну эту объяснить. Вряд ли нужно доказывать, что объяснение это зависит целиком от того, верим ли мы в Христа как в пришествие к нам, соединение с нами и нашей жизнью Бога, сшедшего с небес и воплотившегося. Зависит от того, далее, верим ли мы в то, что христианство утверждает о Боге, а именно что Бог есть любовь и что сошествие Его к нам – это поток божественной любви к человеку и к миру, созданным Богом, но от Него и Его любви отпадшим. Только если мы верим и ощущаем, что весь вопрос, вся сущность или, употребляя ужасное современное слово, вся проблема Бога для христиан сводится к любви, к встрече с Богом как с вечной, всеобъемлемой, живой любовью, только тогда всё остальное: вочеловеченье Бога, страдания, смерть, крест, воскресение оживают в своем победном и лучезарном смысле, становятся для нас, как я уже сказал, сердцем нашей веры и нашей жизни. «Так возлюбил Бог мир…» (Иоан.3:16) Это, только это по-настоящему возвещает христианство, а не отвлеченные идеи о Боге как абсолюте, первопричине, идее и так дальше. Если Бог есть любовь, то Он – любящий, личность. Если Он любящий, то Он – действующий. Если Он действующий, то Он приходит к нам, отдает нам Себя, ибо в чём же любовь, если не в отдаче себя, чтобы мы могли отдать Ему свою любовь. > И вот, всё это, то есть последнее, завершающее явление божественной любви и составляет сущность Тайной Вечери: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Матф.26:26). Что это значит, как не «Я отдаю вам Себя, потому что Я люблю вас, потому что я хочу совершенного единства с вами, хочу, чтобы Моя жизнь стала вашей жизнью». > Но сделаем теперь второй шаг. Последним, абсолютным мерилом самоотдачи даже в нашем грешном мире стала смерть. Умереть за кого-нибудь – значит явить, что этот кто-нибудь драгоценнее для меня моей собственной жизни. И Христос вольно, сознательно принимает смерть, принимает во всём ее ужасе, одиночестве, раздрании и мучении. «Никто не берет Моей жизни, Я Сам отдаю ее» (Иоан.10:18). Но отдает Он ее нам, чтобы она стала нашей победой над смертью. Ибо на деле смерть Его, Христова, разрушает страшную окончательность смерти, смерть как победу над жизнью. Ибо во Христе в смерть входит, смерть в себя принимает Сын Божий, Бог. Сама Его смерть есть торжество не распада, не разлуки, не забвения, а любви. Сама смерть явлена нам как любовь, как жизнь и как победа. Любовь сильнее смерти, любовь, разрушающая смерть, любовь, воскрешающая мертвых. > Вот эту единственную смерть: смерть-победу, смерть-жизнь Христос, прежде чем отдать Себя ей, подарил нам на Тайной Вечери. И этот дар, этот подарок мы принимает каждый раз, <когда> совершаем Таинство воспоминания Христа, Таинство Литургии. Мы опять на Тайной Вечери, но жив воскресший Христос и жива Его любовь, и она, снова изливаясь на нас, становится нашей любовью, нашей жизнью, нашей силой. «Примите, ядите… пейте из нее все…» Нет, не магия это, не какая-то непонятная тайна, а вечный дар нам любви Христовой. «Я с вами до скончания века. Я создал мир как вашу пищу. Я подарил вам жизнь. Этот мир Мой, и если вы верите в Меня, верите, что всё в мире – от Меня, как Моя любовь, вы знаете, что тот хлеб, который вы едите, чтобы быть со Мною, есть Я. Мое Тело, за вас ломимое, Моя Кровь, за вас излившаяся и потому Моя воскресшая, Моя божественная жизнь». Вот почему тут, в Литургии, сердцевина всей веры и всей радости христианства.
+ + + Патриарх Варфоломей: Крестный путь + + + А. Макаревич: взят; к злодеям причтен; распят www.messia.ru/rasylka/011/2677.htm#0 (+ссылки) + + + "Ученикам подает Владыка пример смирения" (из богослужения) & свящ. Александр Шмеман: Крест, как тайна греха и тайна победы над ним www.messia.ru/rasylka/009/2403.htm#0 (+ссылки) + + + митрополит Сурожский Антоний: "О Жизнь вечная, како умираеши?" www.messia.ru/rasylka/008/2175.htm#0 (+ссылки) + + + свящ. Александр Мень: Он принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть & Б.Пастернак - ГЕФСИМАНСКИЙ САД www.messia.ru/rasylka/007/1813.htm#0 (+ссылки) + + + священник Павел Адельгейм. Вынос плащаницы adelgeim.livejournal.com/96381.html
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
-------------------------------------------- *В сей день ко Кресту пригвоздили иудеи Господа, рассекшего море жезлом / и проведшего их в пустыне. В сей день копьем пронзили ребра Его, казнями поразившего за них Египет, и желчью напоили / манну в пищу дождем им пролившего.* *К схватившим Тебя преступникам / Ты, всё терпя, так взывал Господи: "Хотя вы и поразили Пастыря и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих, Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов. Однако Я являю долготерпение, чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих, сокрытое и тайное". Господи, слава Тебе!* *Одевающийся светом, как одеждою, предстоял на суде обнаженным и принял удар по щеке / от рук, которые создал, а беззаконный народ / пригвоздил ко Кресту Господа славы. Тогда завеса храма разорвалась; солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога, пред Которым трепещет весь мiр. Ему поклонимся!* *Когда предстал Ты, Боже, пред Каиафой, / и был предан Пилату, Судия, силы небесные от страха поколебались; тогда же Ты и возвышен был на Древе / между двух разбойников и причислен к беззаконным, Безгрешный, / чтобы спасти человека. Беззлобный Господи, слава Тебе!* *Того, пред Кем всё содрогается и трепещет, и Кого воспевает всякий язык, Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, священники били по лицу и желчи Ему дали; и всё претерпеть Он благоволил, желая нас спасти от беззаконий наших Своею кровию, как Человеколюбец.* *В сей день повешен на Древе / на водах землю повесивший; венцом из терний венчается / Ангелов Царь; в ложную багряницу облекается / Покрывающий небо облаками; принял по лицу удар / в Иордане освободивший Адама; гвоздями был пригвожден Жених Церкви; копьем был пронзен Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое воскресение!* *Крест Твой, Господи - / жизнь и воскресение для народа Твоего; и на него надеясь, / Тебя, распятого Бога нашего мы воспеваем: "Помилуй нас!"* *Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!* *Ты был распят за меня, / чтобы мне источить прощение; был пронзен в ребра, / чтобы струи жизни мне извести; был гвоздями пригвожден, чтобы я, глубиною Твоих страданий в высоте могущества Твоего удостоверяемый, восклицал Тебе, Податель жизни Христе: "Слава и Кресту, Спаситель, / и страданию Твоему!"* *Вознесенный на Кресте, / и уничтоживший силу смерти, Господи, и изгладивший как Бог рукописание против нас! Покаяние разбойника и нам даруй, единый Человеколюбец, с верою служащим Тебе, Христе Боже наш, и взывающим: "Помяни и нас во Царствии Твоём!"* *Господи, когда Ты восходил на Крест страх и трепет напал на всё творение. И земле Ты запрещаешь поглотить распинавших Тебя, но аду повелеваешь узников отпустить, / для возрождения смертных. Ты, Судия живых и мертвых, / пришел даровать жизнь, а не смерть. Человеколюбец, слава Тебе!* (Из богослужения Великой Пятницы, перевод: иером. Амвросий (Тимрот)) ********************************************* В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2933.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|