=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

 

> Почему в Евангелии так мало сказано о Церкви? И на чём основана наша вера в ее святость, непогрешимость, необходимость? Ведь всё в ней – ее сложные догматы, иерархические различия, обряды, обычаи, всё создано людьми, возникло в истории. В Евангелии мы находим образ Христа и Его учение – такое простое, чистое, без примеси человеческих умствований и усложнений. И неужели, чтобы быть христианином, недостаточно верить в Христа и стремиться исполнять Его заповеди, а нужно еще соблюдать непонятные древние обряды, постигать трудные богословские формулы, вовлекаться в церковные споры и деления, принимать всю ту человеческую накипь, которая за две тысячи лет облепила собой небесную чистоту Евангелия?

> Вот вопросы и сомнения, возникающие почти ежедневно. Сколько людей, не только "внешних" Церкви, но и таких, которых принято называть церковными, переживают их – одни с мучением, другие почти с враждебностью. Сколько таких, которые, подходя к Церкви ближе, с тоскою думают о днях, когда они издали смотрели на нее, не знали всей ее часто соблазнительной "человечности", сколько любящих Христа, принимающих Евангелие, но находящих всё новые и новые причины отвергать Церковь, видеть в ней ненужную человеческую преграду между собою и Христом.

> Отвечать на эти сомнения простыми ссылками на учение Церкви о себе самой бессмысленно: ведь сомневаются как раз в источнике этого учения; "оправдывать" Церковь фактами из ее истории, из ее жизни тем, кто не верит в нее, еще бесполезнее: тысяче "положительных" примеров можно легко противопоставить тысячу отрицательных.

> Церковные люди давно уже привыкли ответственность за все эти сомнения, за этот разрыв возлагать на "современного" человека: на его индивидуализм, гордость, желание одному быть судьей и мерилом своей религиозной жизни. Церковь для них так привычна, так самоочевидна, что они готовы в каждом, кто в этой самоочевидности сомневается, видеть злую волю, гордыню ума или просто глупость. Им редко приходит на ум, что главной причиной всех сомнений и соблазнов о Церкви являются большей частью они сами: в церковном обществе (а ведь по нему судят о Церкви, о "спасительности" ее учения) не видят Христа, Его духа, Его учения, а видят, напротив, только "человеческое, слишком человеческое". Но, опять-таки, в одних ли людских грехах и несовершенствах дело? Не замутнена ли в нас, церковных людях, сама наша вера в Церковь, или, лучше сказать, верим ли мы в нее сами и, если верим, то в чём состоит наша вера? Ведь не случайно же под словом Церковь даже "церковные" люди разумеют обычно прежде всего духовенство, то есть "профессиональных" служителей Церкви, на них возлагают ответственность за все нелады и разделения, за собой же оставляют полное право "выбирать" в церковной жизни то, что им больше по вкусу. "Церковным" мы называем человека, любящего богослужения, но давно уже исключили из этого понятия сколько-нибудь целостное миросозерцание, определенное понимание жизни. "Церковными" могут быть в равной мере люди, расходящиеся в самых основных вопросах жизни и веры, и, может быть, самое страшное то, что нам это кажется естественным и самоочевидным. Церковь стала "требоисправительницей", она "окормляет религиозные нужды" тех, кто согласен у нее окормляться, но тот самый индивидуализм, в котором – вне Церкви – мы видим источник всех зол, отравляет и само церковное сознание. А это значит, что всякая защита Церкви не может не быть основана для самих членов Церкви на самопроверке, на всегда новом углублении в источники своей веры, своего внутреннего видения. Современный соблазн о Церкви, проникающий уже изнутри в самую церковную жизнь, не может и не должен быть сведен к простому недоразумению или к "злой воле". Это суд над самой Церковью, он требует не "полемики" и не "ссылок" на тексты, а глубокого внутреннего возрождения нашего собственного сознания. И конечно, нет для тех, кто называет себя христианами, иного пути к этому возрождению и самопроверке, кроме Евангелия: образа Самого Христа, Его Слова, Его учения. Евангелием часто пользовались как сборником оправдательных ссылок на тексты. Им доказывали правоту своих мыслей, своих оценок. И, надо прямо сказать, при таком подходе им действительно можно доказать всё, что угодно. Но Евангелие должно снова стать не столько "оправданием", сколько источником самой нашей мысли, светом нашей жизни; в нём нужно искать не подтверждений того, что я сам думаю, а только того, что думал, чего хотел и что заповедал нам Христос. К Слову Божию нужно обратиться не потому только, что для тех, кто отвергает Церковь, оно одно может послужить "доказательством" ее, но и потому, что оно в себе самом и для самой Церкви есть источник истины, света, свободы и жизни. Во избежание же недоразумений прибавлю только, что старый спор о соотношении Писания и Предания, то есть спор о том, Церковь ли "проверяется" Писанием или же Писание должно толковать в свете Церкви, имеет смысл, только если в Предании и в Церкви заведомо признавать что-то иное и новое по отношению к Слову Божиему. Если же верить, что сама Церковь есть ничто другое как жизнь и рост Слова в нас, как и сказано в Деяниях Апостольских: "Слово же Божие росло и распространялось" (Деян 12:24), то углубление и вживание в него есть основной церковный акт, которым познаём мы истину о самой Церкви и о себе в ней.

протопр. Александр Шмеман.
 из ст. "О Церкви" (ч. I) ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Иисус сказал:
  — Я – свет миру.
  Тот, кто пойдет за Мной,
  не будет блуждать во тьме –
  с ним будет свет жизни.* (Ин.8:12/*/)

              *********************************************

/*/ из еванг. чтения четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2947.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»