=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

* 27 мая    2013 г. ст.ст., воскресенье 6-е по Пасхе, "о слепорожденном"

  литургические чтения: Деян.16:16-34; Ин.9:1-38.

 

 

 

 

к апостольскому чтению:

 www.messia.ru/rasylka/008/2208.htm#0

 

 

 

 

 

 

> ДУХОВНОЕ ЗРЕНИЕ И ДУХОВНАЯ СЛЕПОТА (9.1-41)

> 9.1-12 ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО

> 1

Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп от рождения.

> 2
 – Рабби, почему он родился слепым? – спросили Его ученики. – Кто согрешил: он сам или его родители?
> 3
4

5

 – Не согрешил ни он, ни родители, – ответил Иисус. – Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи. • Пока длится день, мы должны исполнять дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь, когда никто не сможет трудиться. • Пока Я в мире, Я – свет миру.

> 6
7

Сказав это, Иисус плюнул на землю, смешал слюну с землей, помазал ему глаза этой грязью • и сказал:
 – Ступай к Силоамскому пруду (Силоам значит «посланный») и умойся.
Тот пошел, умылся и стал зрячим.

> 8

Его соседи и другие люди, которые видели его просившим милостыню, стали говорить:
 – Как? Это тот самый человек, который сидел и просил милостыню?

> 9

 – Да, это он, – отвечали одни.
 – Нет, он просто похож на него, – возражали другие.
 – Это правда я, – сказал сам человек.

> 10
 – А как ты стал видеть? – спросили они.
> 11
 – Человек, которого зовут Иисус, смешал слюну с землей, помазал мне этим глаза и сказал: «Пойди в Силоам и умойся», – ответил он. – Я пошел, умылся и стал видеть.
> 12

 – Где Он? – спросили они.
 – Не знаю, – говорит он.

9.1 человека – в некоторых рукописях: «сидящего человека».
> 9.4 мы должны – в некоторых рукописях: «Я должен»; Того, кто послал Меня – «Того, кто послал нас».
> 9.6 помазал ему глаза этой грязью -в ряде рукописей: «положил ему на глаза эту грязь».
> 9.8 просившим милостыню – во многих поздних рукописях: «слепым».

9.2  Исх 20.5; Иез 18.20; Лк 13.2,4    9.3 Ин 11.4    9.4 Ин 5.17    9.5 Ис 49.6; Ин 1.4,5,9; 8.12; 12.46
9.6 Мк 8.23    9.7 4Цар 5.10    9.8 Деян 3.10

<...>

Ст. 2 – Рабби, почему он родился слепым? – спросили Его ученики – Люди всегда верили, что болезнь – это наказание за грех, причем считалось, что слепотой наказывался очень серьезный грех. Как говорится в Талмуде, нет смерти без греха и нет наказания без вины. В первой части Евангелия ученики играют столь малозначительную роль, что об их существовании даже забывается. Так, например, не известно, двенадцать ли это или какие-то другие ученики, присоединившиеся к Иисусу в Иудее и Иерусалиме. Они разделяют это распространенное убеждение о непосредственной связи греха с болезнью. Кто согрешил: он сам или его родители? – Так как человек родился слепым, казалось бы, вопрос излишен, потому что он сам не мог совершить греха. Но в раввинистической литературе утверждается, что человек может согрешить во чреве матери. Например, если беременная женщина поклоняется языческому божеству, зародыш тоже в этом якобы участвует. Борьба близнецов в чреве Ревекки (Быт 25.22) объяснялась их желанием убить друг друга, а также тем, что, когда беременная Ревекка проходила мимо синагог, Иаков порывался выбраться из чрева, чтобы поклониться Богу, а когда она шла мимо языческих храмов, безбожный Исав якобы стремился наружу, чтобы почтить идола. Дети также могли расплачиваться физическими недостатками за грехи родителей.

Ст. 3 – Не согрешил ни он, ни родители, – ответил Иисус – Он не уподобляется друзьям Иова и отрицает наличие прямой причинной связи между грехом и болезнью, хотя, конечно же, болезнь и смерть связаны с грехом, потому что смерть вошла в мир после греха Адама. Во многих библейских книгах ставится тема невинного страдания. Так, Иов предстает абсолютным праведником, хотя он поражен страшной болезнью – проказой; целый ряд псалмов говорит о невинном страдальце. Но особенно важно помнить 53-ю главу пророка Исайи, которая была понята Церковью как пророчество о страданиях самого Иисуса.

Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи – В раввинистической литературе довольно часто встречается утверждение, что Бог иногда наказывает людей «наказаниями любви», и если человек переносит их кротко и терпеливо, то потом он получает в награду долголетие, процветание и прощение всех грехов. Но Иисуса здесь не занимают теоретические вопросы о причине невинных страданий, и она остается для нас неизвестной. Он говорит лишь об этом конкретном случае и о том, какая связь существует между страданием слепорожденного человека и Его собственным служением. Их встреча состоялась для того, чтобы Иисус исцелил страдальца и тем прославил Своего Отца. Ср. 11.4; Исх 9.16; Рим 9.17. Чтобы благодаря ей стали явными... – возможно понимание: «так что благодаря ей станут явными...». Ведь в греческом языке этого времени целевой союз «хина» приобретает также значение следствия.

<...>

Ст. 5 – Пока Я в мире – то есть пока Иисус живет этой земной жизнью. Я – свет миру – «Здесь еще яснее, чем в 8.12, видно, что «свет» – это не метафизическое определение личности Иисуса, но описание Его воздействия на вселенную: Он – свет, который судит и спасает. Только благодаря Ему в мире есть день, когда люди могут ходить безопасно (12.35), Его отсутствие – это тьма»{}. Ср. Мф 5.14; Ис 49.6.

<.....>

Ст. 11 – Человек, которого зовут Иисус, смешал слюну с землей, помазал мне этим глаза и сказал: «Пойди в Силоам и умойся», – ответил он. – Я пошел, умылся и стал видеть – Духовное прозрение совершается в несколько этапов, бывший слепой знает имя Того, кто вернул ему зрение, но больше ничего о Нём не знает.

<...>

 

> 9.13-34 ДОПРОС ФАРИСЕЕВ

> 13
14
15

Человека этого, который был раньше слепым, приводят к фарисеям. • А день, в который Иисус это сделал, исцелив его от слепоты, был суббота. • Фарисеи тоже стали спрашивать его, как он стал зрячим.
 – Он наложил мне на глаза слюну, смешанную с землей, я умылся и теперь вижу, – ответил он.

> 16

 – Этот человек не может быть от Бога, потому что Он не соблюдает субботу, – заявили тогда некоторые из фарисеев.
 – Но разве грешный человек может совершать такие чудеса? – возражали другие.

> 17

И между ними разгорелся спор. • Слепого снова спрашивают:
 – Ты говоришь, что Он тебя сделал зрячим. Кто Он, по-твоему?
 – Пророк, – ответил тот.

> 18
19

Еврейские власти все равно не верили, что человек был слепым и стал зрячим. Поэтому они позвали родителей прозревшего • и спросили их:
 – Это ваш сын? Вы говорите, что он родился слепым. Как же он теперь видит?

> 20
21

 – Мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым, – ответили родители. – • А как он теперь видит и кто сделал его зрячим, этого мы не знаем. Спросите его самого. Он взрослый, сам о себе скажет.

> 22
23

Родители ответили так потому, что боялись еврейских властей, ведь те уже приняли решение отлучать от синагоги всякого, кто признает Иисуса Помазанником. • Поэтому родители и сказали: «Он уже взрослый, спросите его самого».

> 24

И вот во второй раз позвали человека, который был слепым, и сказали ему:
 – Поклянись, что скажешь правду! Нам известно, что тот человек – грешник.

> 25
 – Грешник Он или нет, я не знаю, – ответил он. – Знаю одно: я был слепым, а теперь вижу.
> 26
 – Что Он с тобой сделал? – снова спросили они. – Как сделал тебя зрячим?
> 27
 – Я вам уже говорил, а вы не слушали, – ответил он. – Зачем вы хотите услышать это еще раз? Может, тоже хотите стать Его учениками?
> 28
29

 – Это ты Его ученик! – закричали они на него. – А мы ученики Моисея! • Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог. А об этом человеке мы не знаем, откуда Он.

> 30
31
32
33

 – Вот это и удивительно! – сказал в ответ человек. – Вы не знаете, откуда Он, а Он сделал меня зрячим. • Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю. • Испокон веку не слыхано, чтобы кто-нибудь сделал зрячим слепорожденного! • Если бы Он был не от Бога, Он ничего не смог бы сделать!

> 34
 – Ты весь родился в грехах, а еще учишь нас! – закричали они на него и выгнали вон.

> 9.14 Лк 13.14; Ин 5.9    9.16 Ин 3.2; 5.16,18; 7.43; 9.31,33; 10.19    9.17 Мф 21.46; Ин 4.19; 7.40
> 9.22 Ин 7.13; 12.42; 19.38; 20.19    9.24 Нав 7.19; Откр 11.13    9.29 Ин 7.27, 28; 8.14
> 9.31 Пс 66 (65).18; Ис 1.15; Притч 15.29    9.33 Ин 3.2

<.....>

Ст. 16 – Этот человек не может быть от Бога, потому что Он не соблюдает субботу, – заявили тогда некоторые из фарисеев – Фарисеи пока что не отрицают самого факта чудесного исцеления, и их смущает лишь вопрос, может ли быть от Бога человек, нарушивший субботу (ср. 5.16-18). Ср. Втор 13.1-6. В синоптических Евангелиях Иисуса обвиняют в том, что Он творит великие дела с помощью Вельзевула (Мф 12.22-30; Мк 3.20-27; Лк 11.14-20). Сам Иисус тоже неоднократно говорит, что чудеса иногда совершают лжепророки с целью увести людей от Бога (см. Мф 24.24; Мк 13.22). Но разве грешный человек может совершать такие чудеса? – возражали другие. И между ними разгорелся спор – То же доказательство приводит исцеленный в 9.31. Не все фарисеи были жесткими законниками. См. Деян 23.9. Чудеса – буквально: «знаки» ().

Ст. 17 – Слепого снова спрашивают: – Ты говоришь, что Он тебя сделал зрячим. Кто Он, по-твоему? – Пророк, – ответил тот – Допрос продолжается, но он побуждает исцеленного глубже задуматься о личности своего Спасителя. Его вера становится крепче, и он уже исповедует Иисуса пророком, как это некогда сделала самаритянка (4.19). Вряд ли он вкладывает в это слово всю полноту смысла, как в 6.14 и 7.40, но он понимает, что встретился с незаурядным человеком, вызывающим удивление и восторг. Кстати, от пророков не всегда ожидались чудеса. Их творили только Илья и Елисей.

Ст. 18-19 – Еврейские власти все равно не верили, что человек был слепым и стал зрячим – Поскольку они не Могут допустить, что нарушитель субботы может совершить такое чудо, им легче подвергнуть его сомнению. Это един-венное место в Евангелиях, где оспаривается реальность нников Иисуса. <...> Еврейские власти – буквально: «евреи» (см. коммент на 1.19), хотя выше говорилось о фарисеях. Во времена Иисуса фарисеи не относились к религиозной верхушке общества.

Ст. 20-21 – Мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым, – ответили родители. – А как он теперь видит и кто сделал его зрячим, этого мы не знаем. Спросите его самого. Он взрослый, сам о себе скажет – Родители ссылаются на то, что точный ответ может дать лишь их сын, которому уже должно быть не менее тридцати – это возраст, когда человек отвечал за себя перед законом.

Ст. 22-23 – Родители ответили так потому, что боялись еврейских властей, ведь те уже приняли решение отлучать от синагоги всякого, кто признает Иисуса Помазанником. Поэтому родители и сказали: «Он уже взрослый, спросите его самого» – Сдержанность и уклончивость их ответа объясняется страхом. Было три вида отлучения: на неделю, на месяц и торжественное проклятие с исключением из народа Израиля. Конечно же, здесь анахронизм. Во времена Иисуса никого не отлучали от синагоги за веру в Него. Даже такой человек, как апостол Павел, хотя и был несколько раз бит палками за отступничество, все же не был отлучен. У Луки Иисус предсказывает, что Его последователей будут изгонять из синагог (6.22). Иоанн свидетельствует о более позднем времени, когда это предсказание сбылось, и переносит напряженную атмосферу конца I века с ее спорами между теми, кто отверг, и теми, кто принял Иисуса, и взаимными обвинениями во времена Его земной жизни.

Ст. 24 – И вот во второй раз позвали человека, который был слепым, и сказали ему – Не добившись нужного ответа от родителей, фарисеи снова допрашивают исцеленного человека. Они во что бы то ни стало хотят добиться от него признания в том, что он солгал. Поклянись, что скажешь правду! – дословно: «Воздай славу Богу»; это была клятвенная формула, которая произносилась, когда от человека требовали верного свидетельства или признания вины (ср. Нав 7.19). Нам известно, что тот человек – грешник – потому что Он нарушает субботу.

Ст. 25 – Грешник Он или нет, я не знаю, – ответил он. – Знаю одно: я был слепым, а теперь вижу – Бывший слепой признает, что фарисеи лучше него знают, кто является нарушителем Закона, а кто нет. Но он убежден, что грешнику Бог не помогает творить добро. Ответы человека всё еще очень сдержанны, но он настаивает на своем: ему лучше знать, был он слеп или нет.

Ст. 26-27 – Что Он с тобой сделал? – снова спросили они. – Как сделал тебя зрячим? – Я вам уже говорил, а вы не слушали, – ответил он. – Зачем вы хотите услышать это еще раз? Может, тоже хотите стать Его учениками? – Наконец на это выкручивание рук он отвечает словами, полными иронии.

Ст. 28 – Это ты Его ученик! – закричали они на него. – А мы ученики Моисея! – С точки зрения фарисеев, Иисус и Моисей представляют собой непримиримые противоположности. Люди должны сделать выбор, на какую сторону им встать. Хотя сам Иисус говорил, что Моисей в Пятикнижии писал о Нём (см. 5.45), тем не менее время Закона Моисея ушло безвозвратно. См. также Мф 5.21-22,27-28,33-34,38-39,43-44; ср. Гал 3.19-25. Ученики Моисея – Этот термин иногда прилагается к знатокам Писания в раввинистической литературе; ср. Мф 23.2.

Ст. 29 – Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог – см. Исх 33.11; Числ 12.2-8. А об этом человеке мы не знаем, откуда Он – Эти слова говорят не о том, что фарисеи обладают недостаточной информацией, но о том, что они отказываются признать то, что Иисус от Бога. Ср. также 7.27,41.

Ст. 30 – Вот это и удивительно! – сказал в ответ человек. – Вы не знаете, откуда Он, а Он сделал меня зрячим – Тон ответов становится всё более ироническим и отчасти напоминает то, как Иисус отвечал Никодиму в 3.10.

Ст. 31 – Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю – Это очень распространенная в Библии мысль; ср. Ис 1.15; Пс 66(65).18; Притч 15.29; Иов 27.9. Следовательно, несмотря на видимое нарушение субботнего покоя, Иисус не только не грешник, но даже праведник. Такого рода аргументы применялись в спорах между евреями, не принявшими Христа, и христианами, так что в речи бывшего слепого появляется местоимение «мы».

Ст. 32 – Испокон веку не слыхано, чтобы кто-нибудь сделал зрячим слепорожденного! – Действительно, ни в Писании, ни в другой литературе того времени не говорится о прозрении человека, родившегося слепым.

Ст. 33 – Если бы Он был не от Бога, Он ничего не смог бы сделать! – Ср. 3.2. Это логическое завершение диалога.

Ст. 34 – Ты весь родился в грехах, а еще учишь нас! – закричали они на него и выгнали вон – Фарисеи убеждены, что человек родился слепым из-за грехов (ср. 9.2). Их слова полны презрения ко всем, кто не столь совершенен, как они. Выгнали вон – За свою веру человек был отлучен от синагоги, чего еще не могло быть во времена Иисуса.

 

> 9.35-41 ДУХОВНАЯ СЛЕПОТА

> 35

Иисус узнал о том, что его выгнали и, найдя его, спросил:
 – Ты веришь в Сына человеческого?

> 36
 – Господин мой, скажи мне, кто Он, и я в Него поверю, – ответил он.
> 37
 – Ты Его видел, – сказал Иисус. – Он тот, кто с тобой говорит.
> 38
 – Верю, Господь! – ответил он и пал ниц перед Ним.
> 39

Иисус сказал:
 – Я пришел в этот мир для суда, чтобы те, что не видят, видели, а зрячие чтобы стали слепыми.

> 40

Фарисеи, стоявшие рядом с Иисусом, услышали это и сказали Ему:
 – Но нас-то Ты не считаешь слепыми?

> 41
 – Будь вы действительно слепы, на вас не было бы греха, – ответил Иисус. – Но вы говорите, что видите. Значит, ваш грех на вас остается.

9.35 Сына человеческого – в большинстве позднейших рукописей: «Сына Божьего».
9.38-39 Верю, Господь, – ответил он и пал перед Ним ниц. Иисус сказал – в некоторых рукописях эти слова отсутствуют.

9.37 Ин 4.26    9.39 Ин 3.17; 5.22,27,30; 8.15,16; 12.47    9.40 Мф 15.14; 23.26    9.41 Ин 15.22

Ст. 35 – Иисус узнал о том, что его выгнали и, найдя его, спросил – Как и в 5.14, Иисус еще раз встречается с исцеленным. Сейчас это особенно важно, потому что человек отлучен от синагоги. Это сознательная встреча, у которой есть цель: Иисус хочет сделать его Своим учеником. Ты веришь в Сына человеческого? – В греческом наличие местоимения в именительном падеже предполагает, что на нём ставится особое ударение: «Ты, именно ты, невзирая на то, что тебя выгнали, веришь в Сына человеческого?» Сын человеческий – См. экскурс, ##. Эти слова предполагают, что в 4-м Евангелии титул Сына человеческого равнозначен титулу Мессии. В ряде рукописей это словосочетание заменено на более привычное и употребительное в литургии и катехизации «Сын Божий».

Ст. 36 – Господин мой, скажи мне, кто Он, и я в Него поверю, – ответил он – Вопрос «кто Он?» имеет два варианта истолкования: а) «я не знаю, что значит Сын человеческий. Скажи мне, и тогда я в Него поверю»; б) «я знаю о Сыне человеческом, но скажи, кто Он, и я в Него поверю».

Ст. 37 – Ты Его видел, – сказал Иисус. – Он тот, кто с тобой говорит – Иисус отвечает так, как Он ответил самаритянке (4.26). Он говорит о Себе в третьем лице, тем самым подчеркивая дистанцию и придавая Своим словам особую торжественность.

Ст. 38 – Верю, Господь, – ответил он и пал ниц перед Ним – Возможно, эти слова являются ранней литургической вставкой, будучи краткой крещальной формулой, потому что они отсутствуют в некоторых ранних рукописях. Кроме того, в этом коротком стихе есть слова, не характерные для евангелиста Иоанна. Господь – Если в ст. 36 греческое слово «кюриос» было употреблено как вежливое обращение «Господин», здесь оно, несомненно, имеет особое, христианское значение. Пал ниц – то есть простерся перед Иисусом; он ведет себя так, как люди во время Богоявлений (ср. Исх 3.6).

В.Н. Кузнецова.
 ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий. // М.: ОПУОПАМ, 2010 
]

 

 

 

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + митр. Антоний (Блум): первое, что он увидел после долголетней слепоты...

 + + + он же: Мы посланы в мир быть тем, чем был Христос

          www.messia.ru/rasylka/009/2418.htm#0 (+ссылки)

 + + + он же: надежда сверх всякой надежды

        www.messia.ru/rasylka/010/2564.htm#0

 + + + знать друг друга в свете Божием

 + + + Дороти Л. Сэйерс: Слепота – не грех

        www.messia.ru/rasylka/007/1846.htm#0

                                  (+ссылки!)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Дух Святой – источник не только истины в Церкви, но и свободы.
 «Где Дух Господень, там свобода»,
 и истина для христианина неотделима от свободы;
 свобода не может выражаться без стремления к истине
 и истина не может быть воспринята без свободы.
 Он же – и их хранитель. /.../
 «Дух дышит, где хочет»,
 и канонические границы той или другой церкви для Него явно не преграда.
 Грехи нас всех уравнивают, они воистину «экуменичны».
 Истинные добродетели – тоже.
 Если нам, православным, больше дано, чем другим,
 то с нас больше и спросится, по Евангелию.* (свящ. Филипп Парфенов)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2952.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm