=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 3 июня 2013 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе. литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13. {память отцов I Вселенского Собора, 325}
> Гл. XVII. Первосвященническая молитва. Закончив свою Прощальную беседу с учениками, Господь вознес молитву к Отцу (гл. XVII). Это молитва, за которой установилось название Первосвященнической молитвы, представляет собою прямое продолжение Прощальной беседы и в богослужебном употреблении составляет с нею одно евангельское чтение: первое в последовании Страстей Христовых. Вопрос о ее делении. Толкователи часто сопоставляют Первосвященническую молитву Христову с той, которую Первосвященник Ветхого Завета возносил в день Очищения, входя в Святое Святых{}, ветхозаветный Первосвященник молился за себя, за священников и левитов и за весь народ. Эти же три части толкователи старались усмотреть и в Первосвященнической молитве Христовой. В ст. 1-8 видели молитву Христову за Самого Себя, в ст. 9-19 Его молитву за учеников и в ст. 20-26 за всю Церковь. Деление это должно быть признано условным. Анализ молитвы покажет нам, что она от начала и до конца сосредоточена на учениках. [ Епископ
Кассиан (Безобразов).
Из кн. "ВОДОЮ И КРОВИЮ И ДУХОМ. Толкование на Евангелие от Иоанна" ]
* * *
> ИОАНН
17:9-19
9 Это за них
Я прошу.
> Недавно газеты освещали суд над матерью, которая оставила двух маленьких детей без присмотра и уехала отдыхать вместе с новым приятелем. Отца этих детей, насколько я понял, вообще нельзя было отыскать. Трудно поверить, чтобы мать была способна поступить так с детьми. Господи, что же она рассчитывала застать по возвращении? И подобные трагедии происходят в наши дни. > А если бы у этой женщины были хорошие родители, которые с радостью согласились бы посидеть с внуками? Всё обернулось бы иначе. Мать доверила бы своих детей бабушке с дедушкой, зная, что они позаботятся о малышах не хуже, чем она сама. Наверное, мать постаралась бы дать подробные инструкции, объяснить, к чему привык и в чём нуждается каждый из детей, не потому, что она не доверяет своим родителям, но именно потому, что родители готовы следовать ее указаниям. > Иисус взывает к Отцу, зная, что для него настала пора уходить. Он вверяет своих учеников Отцу, которого он знал и любил на всём протяжении своей земной жизни, Отцу, который позаботится о них ничуть не хуже, чем сам Иисус. Но Иисус знает, какая опасность грозит его ученикам. Мир возненавидит их, как ненавидит его самого, будет преследовать и мучить их. Они не принадлежат миру, но будут посланы в мир и потому нуждаются в защите. Вот о чём эта молитва. > Этот раздел начинается описанием «своих» Иисуса: это те, кого Отец дал ему, они уже принадлежат ему, и Иисус возвращает их надежному попечительству Отца. Эти люди отличны от мира это новый народ, очищенный призванием и учением Иисуса (см. 15:3), а потому они не от мира. > Эта мысль не так-то проста; попытаемся объяснить ее подробнее. Иисус не утверждает, будто его ученики не имеют земного происхождения, дома, семьи, физического тела, которому предстоит страдать и умереть. Напомним, что в этом Евангелии под словом «мир» не подразумевается лишь физический, материальный мир это мир, восставший против Бога, мир, который предпочел тьму свету и сплотился против Творца. С точки зрения этого мира, Иисус «не отсюда». И теперь мы к своему изумлению понимаем, что в этом же смысле «не от мира» и ученики. Их подлинная суть и предназначение определяются не миром в этом мрачном смысле, не его параметрами, не его силой. > Но очень важно удержаться, чтобы испорченный и мятежный «мир» не втянул их вновь. Пока длилось земное служение Иисуса, он наставлял их, учил, руководил ими и присматривал за ними, как пастух за овцами. (Он с горечью говорит о потере даже одной овцы, хотя и признает неизбежность таких потерь. Как мы убедились в стихе 13:18, Писание предусматривает такие потери.) Теперь, уходя к Отцу, Иисус вверяет Отцу своих учеников, чтобы Отец присматривал за ними вместо него. > <"О святой Мой Отец!"> взывает Иисус и говорит, что уже «посвятил» или «освятил» себя, чтобы «освятить» и учеников*. Оба эти слова однокоренные, однако в нашем словоупотреблении эпитет «святой» применительно к людям кажется избыточно «религиозным», даже ханжеским, что совершенно чуждо духу Нового Завета. Что означала «святость» во времена Иисуса? > В иудаизме I века н.э. основная ассоциация для эпитета «святой» Храм. Храм был святым местом, где обещал всегда пребывать Живой Господь. В Храме находилась Святая Святых, спрятанное в глубине тайное помещение, куда лишь однажды в год дерзал входить первосвященник, чтобы принести жертву искупления за народ. Сначала первосвященник проходил особые обряды, которые «отделяли» и «освящали» его, дабы он мог войти в присутствие святого Бога и молиться за народ. Так Иисус, по его словам, «отделен» и «посвящен» на особое служение Богу. Подобно первосвященнику, он обращается к Отцу с просьбой охранить его народ от зла, от ловушек «мира сего». Он хочет, чтобы его последователи стали святым народом в самом подлинном и правильном смысле слова. > Иисус сделал для этих людей главное <...> сохранил их во имя Отца (стих 12) и <передал> им слово (стих 14). И теперь, когда он вручает их Отцу, «перемена власти» не станет для его учеников потрясением, как если бы мать оставила детей с незнакомым человеком, в доме, живущем по совершенно иным правилам. Нет Иисус уже научил их, так сказать, какие манеры приняты в доме Отца, и теперь в этой молитве он просит лишь, чтобы Отец дал славное завершение тому, что он начал. > Веками эту молитву повторяли священники, учителя, христианские вожди, молясь за людей, вверенных их попечению. Эту же молитву с небольшими изменениями всякий христианин может повторять от собственного имени и о себе самом. Подставьте имя Иисуса вместо «Я» и «Я», «мы» на место «они» вот и готова молитва. Но будьте внимательны. Это очень серьезная молитва, едва ли не самые важные слова, когда-либо произнесенные Иисусом. Вот почему она исполнена скрытой радости и надежды. Молитесь с трепетом, молитесь с восторгом. [ Н.Т.
Райт.
из кн. "ИОАНН. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий" Перевод: Л.Сумм ]
см. также: + + + "выражение искренней взаимной воли к примирению" (Совместная декларация Римско-католической Церкви и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия анафем) + + + В.Н. Кузнецова: Первосвященническая молитва Сына + + + Комм. из "Толковой Библии" к Ин.17 + + + А. Лакирев: единственность, единство, святость Церкви www.messia.ru/rasylka/010/2567.htm#0 + + + Церковь - единая и разделенная www.messia.ru/rasylka/008/2216.htm#0 (+ссылки!) + + + игумен Вениамин (Новик): ответственность христиан за единство христианского мира www.messia.ru/rasylka/007/1852.htm#0 (+ссылки!) + + + Оливье Клеман, патриарх Афинагор: "Да будут все едино!" www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm#0 (+ссылки!) + + + Яков Кротов: свидетельствовать о единстве Церкви www.messia.ru/rasylka/005/1176.htm (+ссылки)
+++ из православного богослужения дня www.messia.ru/rasylka/009/2421.htm#0
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
-------------------------------------------- Иисус сказал: '"Мир!" - говорю Я вам на прощанье. / Я даю вам Мой мир, но не тот мир, что люди дают, / Я даю вам. Прогон`ите тревоги из сердца! / И не страшитесь! Вы слышали, Я вам сказал: "Ухожу" / и сказал: "Я вернусь к вам". Если б любили Меня, вы были бы рады, / что Я ухожу к Отцу, ведь Отец Мой больше Меня. Я сказал всё теперь - / до того, как это случится, чтобы вы, когда это случится, / поверили Мне! Говорить с вами Мне недолго осталось: / уже близко Властитель мира. Надо Мной у него власти нет. Но мир должен узнать, / что люблю Я Отца. Вот почему Я исполню / всё, что Он Мне повелел. ... Я - истинная виноградная лоза, / а Мой Отец - виноградарь. Всякую ветвь на Мне, что не приносит плодов, / Он обрезает, а плодоносную ветвь очищает, / чтобы больше был урожай. Вы же уже чисты - / через Слово, что вам возвестил Я. Будьте во Мне, как Я в вас. Как ветвь сама по себе плодоносить не может, если не будет частью лозы, так и вы тоже не сможете, / если во Мне не останетесь. Я - лоза, а вы - ветви. Только тот, кто во Мне, / как и Я в нём, / плодоносит обильно - потому что вам без Меня / ничего не сделать. А кто не во Мне, / тот словно ветвь, что выброшена из виноградника и засыхает, - а их соберут, бросят в огонь и сожгут. Но если во Мне вы останетесь / и слова Мои в вас останутся, прос`ите, о чём хотите, - / и вам будет дано!' (Ин.14:27-15:7- чтение понедельника) ********************************************* В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2956.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|