=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

Не так давно, в одну из суббот, на богослужении читался текст из 1-го Послания коринфянам о том, как апостол Павел "предал Сатане" христианина, который жил в блуде со своей мачехой ("женой отца").

Одну из прихожанок до глубины души это чтение возмутило: Господу надо, мол, предавать грешников (да и не такой уж и грешник был тот человек), а не Сатане!

Тщетно я пытался что-то объяснить ей... Она осталась при своем мнении: апостол был неправ, отлучая грешника от Церкви, и вообще, насколько я ее понял, наказывать никого нельзя...

Вам же, дорогие читатели, я предлагаю вам несколько запоздавших мыслей на эту тему.

 

Мы не обязаны считать, что ап. Павел всегда и во всём был прав, хотя он, несомненно, один из авторитетнейших учителей Церкви... Но ведь несоменно, что Бог, согласно Писанию, наказывает людей. А если мы согласимся с этим, то так ли уж невероятно, что апостол в данном случае выступал вестником Божьего наказания-"гнева"? И даже если кому-то из современных христиан какой-то проступок или поведение не кажутся очень уж греховными (а с точки зрения современников апостола такое сожительство было больше, чем просто блудом, оно приравнивалось к кровосмешению), то вопрос стоит так: доверяем ли мы больше апостолу или своим ощущениям, что апостол чересчур строг?

Я услышал еще и такой аргумент к осуждению этого высказывания апостола: мол, оно впоследствии стало оправданием инквизиции. Но разве не очевидно, что такая логика ущербна хотя бы потому, что, если бы мы стали ей следовать, то пришлось бы отвергнуть много того, что кто-то когда-то извратил. Например, надо было бы поставить под большой вопрос Евангелие от Иоанна, ведь некоторые высказывания из него использовались для оправдания антисемитизма.

Но разумней будет отказаться от извращенных толкований, а не от Писания или его частей!

А для того, чтобы уйти от ложного понимания Библии, нам надо помнить, что ее тексты появились в определенном культурно-историческом контексте, и нам нужно приложить некоторые усилия для того, чтобы, читая их, учитывать этот контекст.

 

Будет не лишним отметить, что идея вместо "предания Сатане" "предавать Господу" плоха забвением одного общеизвестного, казалось бы, факта. Дело в том, что согласно Библии быть "у Господа" – совсем не всегда то же самое, что "у Христа за пазухой", т.е. Бог – вовсе не кто-то вроде доброго дедушки, который всех всегда гладит по головке и угошает пряниками. Помните? "Страшно впасть в руки Бога живого" (Евр.10:31). "Лице Господне против делающих зло" (1Пет.3:12; Пс.33:17). "Бог наш есть огонь поядающий" (Евр.12:29).

 

"Предать Сатане" на языке ап. Павла означает "отлучить от Церкви", но примечательно, что по мысли апостола Сатана парадоксальным образом участвует в Божием замысле спасения – ведь цель этого отлучения – спасение духа согрешившего.

 

Если вы, читатели, поделитесь со мной своими мыслями на эту тему, то, вероятно, можно будет продолжить ее здесь. А пока предлагаю вашему вниманию фрамент текста известного, но редкого в нашей рассылке автора, затрагивающий эту проблему.

/Ваш редактор рассылки/

 

 

 

* * *

 

> Чем отличаются искушения, которые посылаются Богом, от тех, что происходят по действию диавола? Искушения от Бога посылаются «друзьям Божиим, которые смиренномудры»: последние подвергаются искушению не в наказание, а в целях божественной педагогики.

> Искушения, которые бывают от духовного жезла к преуспеянию и возрастанию души… суть следующие: лень, тяжесть в теле, расслабление членов, уныние, смущение ума, мысль о немощи тела, временное пресечение надежды, омрачение помыслов, оскудение человеческой помощи, недостаток потребного для тела, и тому подобное{}. От этих искушений человек приобретает душу одинокую и беззащитную, сердце сокрушенное со многим смирением. Отсюда познается, что человек вожделевает Создателя. Промыслитель соразмеряет искушения с силами и потребностями принимающих их… И это служит знаком возрастания при помощи Божией{}.

> Напротив, искушения от диавола находят на «врагов Божиих, которые горды», на «людей бесстыдных», своей гордостью оскорбляющих Божию благость. Эти искушения превышают пределы человеческих сил и ведут к духовному падению. Исаак подразделяет искушения от диавола на два вида — душевные и телесные. К первым относятся отнятие силы мудрости, которую имеют люди, жгучее ощущение в себе блудного помысла… скорая раздражительность, желание всегда настоять на своей воле, препираться на словах, порицать, превозношение сердца, совершенное заблуждение ума, хулы на имя Божие… желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости, а также и лжепророчества.

> К числу телесных искушений принадлежат различные «болезненные, постоянные, запутанные, неразрешимые приключения», вроде того, что люди внезапно оказываются в руках насильников, или испытывают беспричинный страх, или терпят внезапные и «сокрушительные для тела падения со скал», или оскудевают в вере: «короче говоря, всё невозможное и превышающее силы постигает и их самих, и близких им»{}.

> Те подвижники, которые истинно любят Бога, посредством искушений доказывают свою любовь и еще более укрепляются в ней: они испытываются, как золото в горниле, и через это испытание становятся друзьями Бога. Те же, которые не любят Бога, в искушениях «уступают место врагу своему и, став повинными, отпадают от Бога, как сор, за беспечность ума своего или за гордость свою, потому что не сподобились принять силу, которая действовала во святых»{}. Искушения, таким образом, выявляют, кто друг, а кто враг Богу, кто верен, а кто не верен. Искушение — это тот «кризис», суд до Страшного суда, на котором происходит отделение овец от козлов {Ср. Мф.25:32—33}. Человек бывает предан в руки диавола для искушения–истязания, когда он сам искушает Бога своей гордостью и распущенностью. В этом случае гнев Божий воспламеняется против человека:

> Еще не испытал ты на себе суровости Господа, когда изменяет Он добрую десницу Свою на шуйцу, требуя расплаты от оскорбивших Его: как горяч Он в гневе и как преисполнен Он ревности в тот час, когда Он пробуждается! Он не отступит, хотя бы ты много умолял Его, если Он подвигнут на это: но раскаляется Он, словно печь, в гневе Своем{}.

> Гнев Божий и «расплата», о которых идет речь, не означают наказания или возмездия за грехи. <...> Исааку чуждо представление о Боге–Мздовоздаятеле: Бог не гневается на человека из–за того, что чувствует Себя оскорбленным или горит желанием отомстить. Скорее, Исаак говорит здесь о Боге–Детоводителе (Педагоге), Который подвергает человека экзамену–испытанию, являя видимые признаки гнева и «изменяя десницу на шуйцу», то есть оставляя его — временно — в руках диавола. Целью этого испытания является благо человека: чтобы, почувствовав себя оставленным Богом, он обратился к Нему всем сердцем и покаялся. Только для этой цели человек может быть «предан сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» {Ср. 1Кор.5:5}. Диавол вообще не может искушать человека, если это не будет попущено ему Богом. Диавол «выпрашивает» людей у Бога, подобно тому, как он выпросил Иова {Ср. Иов 1:6—11; 2:1—5}; но целиком во власти Бога — отдать человека для испытания или нет. Поэтому как те искушения, которые приходят непосредственно от Бога, так и те, что приходят от диавола, попускаются Богом и потому могут служить делу спасения и духовного преуспеяния человека.

> Согласно Исааку, диавол ополчается на подвижника четырьмя способами. Первый способ заключается в том, что диавол с первого момента вступления человека на путь подвижничества насылает на него тяжелые и сильные искушения, чтобы с самого начала ввергнуть его в пучину отчаяния и совратить с избранного пути. Второй способ — это когда диавол выжидает определенное время, пока первоначальная ревность в подвижнике остынет, и тогда приближается к нему. Третий способ — когда диавол, увидев, что подвижник весьма преуспел в духовной жизни, всевает в него помыслы гордыни, так чтобы человек приписал свои достижения самому себе. Наконец, четвертый способ заключается в том, что диавол искушает подвижника различными мечтаниями и блудными помыслами, внушая ему оставить монашеский образ жизни. «И всё это попускается диаволу, чтобы вести со святыми брань посредством искушений, дабы таковыми искушениями проверялась любовь Божия в них»{}.

> Всякий христианин призывается Исааком с самого начала своего пути приготовиться к перенесению искушений. Без искушений невозможно преуспеть в добродетелях:

> Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к искушениям, которые тебя постигнут, и не сомневайся в истине. Ибо у врага в обычае, когда видит, что кто–либо с горячей верой начал добрую жизнь, встречать его разными страшными искушениями… И противник делает это не потому, что имеет такую силу — ибо тогда никто не смог бы сделать что–либо доброе — но потому, что попускается ему Богом, как узнали мы на примере праведного Иова*. Поэтому приготовься мужественно встретить искушения, которые насылаются на творящих добродетели…{}

> Время искушений и борений, даже если длится в течение всей жизни подвижника, является лишь неким переходным, или подготовительным периодом, когда Бог испытывает силы человека. Как подчеркивает Исаак, пройдя через эти искушения и борения, человек входит в царство радости, когда с ним происходит «чудесное изменение»:

> Пока человек пребывает в борьбе и продолжает борение, невозможно ему встретить свет разума или познать покой от помыслов… Но когда, по благодати Божией, время борьбы прошло для него, тогда он душою своею входит в место радости и на всякий день… обретает он в себе чудесное изменение, по слову Отцов. Пока же он не поднялся от этого места битв, он не обретет истинное утешение и не освободится от того образа жизни, который непременно исполнен уныния{}.

 

————————————————————————————
* Ссылка на Иова отсутствует в сирийском тексте, где настоящая фраза звучит следующим образом: «И (делает это) в надежде на то, что никто не будет совершать добрые дела из страха перед искушениями, сопровождающими их».

 

Иеромонах Иларион (Алфеев).
Из кн. Духовный мир преподобного Исаака Сирина 
]

 

 

 

 

 +++ В.Н.Кузнецова: разврат и зазнайство (комм. к 1Кор.5:1-8)

 +++ комм. У. Баркли

 +++ комм. "Брюссельской Библии" к 1Кор.5

 +++ Дэвид Приор (комм. из серии "Библия говорит сегодня")

 +++ протопр. Николай Афанасьев

      в кн. "Церковные соборы и их происхождение"

       (со слов "В апостольское время границы Церкви очерчены...")

 +++ он же в кн. "Вступление в Церковь"

      (со слов "Евхаристическое собрание открыто для каждого члена Церкви...")

 +++ Дитрих Бонхёффер в кн. "Хождение вслед"

      (со слов "А когда в общине исчезает это братское служение...")

 +++ протоиерей Виктор Гурьев. "Одна из причин, по которой Бог попускает злым духам неистовствовать и в телах человеческих и подвергать человека болезням"

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Мол`итесь всеми молитвами и взывайте к Богу во всякое время,

 так, как вас побуждает Дух.

 А для этого бодрствуйте,

 неотступно и усердно прося за весь народ Божий. ...

 Мир братьям,

 а также любовь вместе с верой от Бога Отца и Господа Иисуса Христа!

 Божья милость да будет со всеми,

 кто любит Господа нашего Иисуса Христа бессмертной любовью!*

                                                      (Еф.6:18,23-24/&/)

* * *

*Но кто-нибудь спросит:

 "А как мертвые воскресают?

 И каким будет их тело, когда они возвратятся?"

 Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет.

 И сеешь ты не растение целиком,

 а просто зернышко, пшеничное, скажем, или какое иное.

 А Бог придает ему телесный облик, какой предназначил;

 облик этот у всех разный.

 Тело не у всех одинаково,

 скажем, тело человека отличается от тела животного,

 птицы - от рыбы.

 А есть и небесные тела, и тела земные.

 У небесных тел своя красота, а у земных - своя.

 Один блеск у солнца, другой - у луны и звезд.

 Звёзды тоже отличаются блеском друг от друга.

 То же и с воскресением мертвых:

 кладется в землю тленное - встает нетленное;

 кладется уродливое - встаёт прекрасное;

 кладется слабое - встаёт могущественное;

 кладется материальное - встаёт духовное.

 В Писании так и сказано:

 "Стал первый человек Адам живым существом".

 А последний Адам стал животворящим духом.* (1Кор.15:35-45/*/)

                                * * *

*Однажды в субботу Иисус проходил через поле.

  Его ученики срывали колосья, растирали их руками и ели зёрна.

  А некоторые из фарисеев сказали:

  "Вы зачем делаете то, чего нельзя делать в субботу!"

  Иисус ответил им:

  "А разве вы не читали, что сделал Давид,

   когда сам он и люди его голодали?

   Он вошел в дом Божий и, взяв жертвенный хлеб,

   сам ел и дал своим людям,

   а этот хлеб никому нельзя есть, кроме одних только священников. -

  Иисус продолжал:

  Сын человеческий - господин над субботой".

  В другую субботу Иисус пришел в синагогу и учил.

  Там был человек, у которого правая рука была сухая.

  Учител`я Закона и фарисеи следили,

  не станет ли Иисус лечить его в субботу,

  чтобы можно было Его обвинить.

  Но Иисус знал их мысли и сказал человеку с сухой рукой:

  "Встань и иди сюда, на середину".

  Тот встал.

  Иисус обратился к ним:

  "Я спрашиваю вас, что позволено делать в субботу: добро или зло?

   Спасти жизнь или погубить?"

  И, оглядев их всех, Иисус сказал человеку: "Протяни руку".

  Тот сделал это - и рука стала здоровой.* (Лк.6:1-10/*^/)

             *********************************************

/&/ из апост. чтения пятницы.

/*/ содержит апост. чтение субботы.

/*^/ евангельское чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/3010.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm