=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

 

 

> Иконографический облик Христа окончательно формируется в период иконоборческих споров. Параллельно формулируется богословское обоснование иконографии Иисуса Христа, с предельной ясностью выраженное в кондаке праздника Торжества Православия: "Неописанное Слово Отчее из Тебе, Богородице, описася воплощаемь, и оскверншийся образ в древнее вообразив, божественною добротою смеси. Но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем"*. Этот текст, принадлежащий перу святителя Феофана, митрополита Никейского, одного из защитников иконопочитания в IX веке, говорит о Боге Слове, Который через воплощение сделался "описуемым"; приняв на Себя падшее человеческое естество, Он восстановил в человеке тот образ Божий, по которому человек был создан. Божественная красота (слав. "добрoта"), смешавшись с человеческой скверной, спасла естество человека. Это спасение и изображается на иконах ("делом") и в священных текстах ("словом").

<....>

> Собственно иконой Бога, единственным допустимым, с точки зрения православного Предания, изображением Бога является икона Христа – Бога, ставшего человеком. Непозволительно изображение Бога Отца, в соответствии с учением Седьмого Вселенского собора: "Почему мы не описываем Отца Господа нашего Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его... А если бы мы увидели и познали Его так же, как Сына Его, то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)". Непозволительно, с церковной точки зрения, также изображение Святого Духа, за исключением того случая, когда Дух представлен в виде голубя в контексте одного конкретного исторического события – Крещения Господа Иисуса Христа.

> Канонически недопустимой является икона так называемой "Новозаветной Троицы", называемая также "Отечеством", на которой Бог Отец изображен в виде седовласого старца, Сын – в виде младенца в круге, а Святой Дух – "в виде голубине". На неканоничность этой иконографии указывал еще Большой Московский собор 1666-1667 годов. В 43 главе деяний этого Собора говорится: "отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти , а только по воплощении. Только Христос виден был во плоти, как и живописуется ..." Собор с большой резкостью осудил композицию "Отечество": "Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единороднаго Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть, ибо кто видел Отца по Божеству... И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть, а Бога никогда никто не видел, как и свидетельствует Иоанн Богослов Евангелист, только на Иордане при святом крещении Христовом явился Святый Дух в виде голубя, и того ради на том месте и следует изображать Святаго Духа в виде голубя. А на ином месте, имея разум, не изображать Святаго Духа в виде голубя..."

> Несмотря на столь категоричный запрет, "Новозаветная Троица" по-прежнему фигурирует на иконах и фресках во многих православных храмах – как старых, так и заново восстановленных. Нередко встречается и изображение голубя в треугольнике (или без треугольника), подразумевающее Святого Духа. Богословская недопустимость подобных композиций обусловлена, по мысли отцов Стоглавого собора, невозможностью описать неописуемое и изобразить невидимое: такое изображение будет не чем иным, как плодом человеческой фантазии.

> Упомянутые иконописные изображения не только не соответствуют церковному канону: они таят в себе духовную опасность. Эти образы могут создать у человека впечатление, будто Бог Отец на самом деле "выглядит" как седовласый старец, а Святой Дух как голубь. В данном случае полностью утрачивается катехизический смысл иконы: она внушает ошибочное, ложное представление о Боге, не соответствующее церковному Преданию. По мысли святителя Григория Нисского, любое понятие, созданное нашим умом для того, чтобы попытаться постичь и определить Божественную природу, приводит лишь к тому, что человек превращает Бога в идола, но не постигает Его. Образ же "Новозаветной Троицы" как раз и является попыткой изобразить неизобразимое при помощи плодов человеческой фантазии, тем самым превращая Бога в идола, а богослужение в идолопоклонство.

> Единственным допустимым, с точки зрения Церкви, образом Святой Троицы является тот, который наиболее известен по "Троице" преподобного Андрея Рублева. Это весьма древний иконографический тип – мы встречаем его уже в римских катакомбах виа Латина (II-III века), мозаиках римского храма Санта Мария Маджоре (V век) и мозаиках равеннского храма Сан Витале (VI век). Он восходит к библейскому рассказу о явлении трех ангелов Аврааму, то есть представляет собой иконографическое изображение конкретного библейского события (хотя на рублевской Троице Авраам и Сарра отсутствуют).**

> Мне не хотелось бы сейчас вдаваться в обсуждение вопроса о том, какое Лицо Святой Троицы представлено каким ангелом: на эту тему существует обширная литература[11]. Мне думается, что речь вообще не может идти об изображении Лиц Святой Троицы: рублевская Троица – это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый собор. Ведь и посещение Авраама тремя ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь "пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви"[12]. В соответствии с этим, и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чём-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.

> Икона неразрывно связана с догматом и немыслима вне догматического контекста. В иконе при помощи художественных средств передаются основные догматы христианства – о Святой Троице, о Боговоплощении, о спасении и обожении человека.

> Многие события евангельской истории трактуются в иконописи прежде всего в догматическом контексте. Например, на канонических православных иконах никогда не изображается воскресение Христово, а изображается исход Христа из ада и изведение Им оттуда ветхозаветных праведников. Образ Христа, выходящего из гроба, нередко со знаменем в руках[13] – весьма позднего происхождения и генетически связан с западной религиозной живописью. Православное Предание знает лишь образ исшествия Христа из ада, соответствующий литургическому воспоминанию Воскресения Христова и богослужебным текстам Октоиха и Триоди цветной, раскрывающим это событие с догматической точки зрения.

————————————————————
[12] Иеромонах Габриэль Бунге. Другой Утешитель. С.17.
[13] В некоторых храмах такой образ, написанный на стекле и подсвеченный изнутри электричеством, размещается в алтаре на горнем месте, что свидетельствует не только об отсутствии вкуса у авторов (и заказчиков) подобных композиций, но и о незнании или сознательном игнорировании ими иконописной традиции Православной Церкви.

* Русский перевод (о. Амвросия (Тимрота)): "Неизобразимое Слово Отчее / при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, / и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, / с Божественною красотой соединило. / И мы, исповедуя наше спасение, / делом и словом его изображаем" (прим. редактора рассылки).
** См. подробно об иконографии Троицы во фрагменте из кн. вл. Илариона "Православие", снабженном здесь множеством иллюстраций: pravmir.ru/svyataya-troica-pyatidesyatnica-ikony-freski-mozaiki-8/.

епископ Иларион (Алфеев). 
Из доклада "Богословие иконы в Православной Церкви"  ]

 

 

 

 

 

 

См. также по теме:

 • И.К. Языкова. Богословие иконы
 • Кристоф Шёнборн. ИКОНА ХРИСТА
 • д. Андрей Кураев. Икона в Библии (в кн. "Протестантам о православии")
  Иконоборческая ересь и VII Вселенский Собор
 о прп. Андрее Рублёве
 • прот. Александр Мень:

    В основе почитания святых лежит чувство единства Церкви

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*всё то, в чём я раньше видел свое приобретение,

 я счел – из-за Христа – потерей.

 Более того, я вообще всё считаю потерей, потому что нет ничего,

 что превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа.

 Ради Него я потерял всё – и это всё для меня не дороже, чем мусор! –

 лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нём.

 Я стремлюсь уже не к тому оправданию,

 которое приобретается собственными усилиями, исполнением Закона.

 Нет, я ищу оправдания через веру в Христа,

 оправдания, которое дается Богом через веру.

 Я хочу одного: знать Иисуса Христа,

 то есть познать силу Его воскресения

 и разделить Его страдания, уподобляясь Ему соучастием в смерти, –

 в надежде, не достигну ли как-то и я воскресения мертвых.

*Это  не значит, что я уже этой цели достиг, достиг совершенства.

 Я только  рвусь  вперед – завладеть призом,

 потому что Христос Иисус уже завладел  мной.

 Братья, я не считаю, что уже победил.

 Одно скажу: забывая  о  том,  что  остается позади,

 и весь устремляясь к тому, что впереди,

 я стрелой лечу к цели – за призом.

 А приз этот – новая жизнь,

 к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса.

 Значит, те из  нас,  кто  достиг  духовной зрелости,

 должны мыслить и чувствовать так!

 А если  вы  в чём-то не сходитесь с нами, Господь вам откроет и это.

 В любом случае, давайте продвигаться вперед,

 следуя тому, чего мы уже достигли. (Флп.3:7-16/*/)

                                * * *

*Иисус изгонял беса - это был бес немоты, -

 и, когда бес вышел, немой заговорил.

 Толпа изумилась. Но некоторые из них сказали:

 "Он изгоняет бесов с помощью Вельзевула, старшего над бесами!"

 А другие, желая испытать Его, стали требовать от Него знака с неба.

 Но Иисус, зная их мысли, сказал им:

 "Всякое царство, если его раздирают распри, запустеет,

  и дом, где есть распря, рухнет.

  И если Сатана в распре сам с собою, разве устоит его царство? ...

  А если Я Божьей силой изгоняю бесов,

  значит, Царство Бога уже пришло к вам.

  Если охраняет свой дом человек сильный и вооруженный,

  его имущество будет в сохранности.

  Но если нападет на него тот, кто сильнее его,

  то победит его, отнимет у него оружие, на которое тот полагался,

  и разделит добычу.

  Кто не со Мной, тот против Меня.

   Кто не собирает со Мной, тот расточает.

  Когда нечистый дух выходит из человека,

  он бродит по безводной пустыне, ища себе пристанища,

  и, не найдя, говорит себе:

  "Вернусь-ка я в свой прежний дом, откуда вышел".

  И, возвратившись, находит его подметенным и прибранным.

  Тогда он идет, берет с собой семь других бесов, еще худших, чем он,

  и они, войдя, там поселяются.

  И в конце концов человеку тому становится еще хуже,

  чем было вначале".*

                                            (Лк.11:14-18,20-26/**/)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения четверга и пятницы.

/**/ из евангельского чтения четверга и чтение пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/3016.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm