=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 06 января 2014 г. ст.ст., воскресенье

  Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа

  литургические чтения: Тит.2:11-14; 3:4-7; Мф.3:13-17.

 

 

  С праздником!

 

 

 

> 3.13-17 ОМОВЕНИЕ ИИСУСА
>   (Мк 1.9-11; Лк 3.21-22)

> 13  Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну для омовения. (14) Иоанн сначала этому противился, говоря:

>  - Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне!

> 15 - Пусть теперь будет так, - возразил ему Иисус. - Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог.

>  И тогда Иоанн согласился.

> 16  Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись перед Ним небеса и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь, спускается и приближается к Нему. (17) И голос с неба сказал: «Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада».

 

> 16 Ин 1.32   17 Быт 22.2; Ис 42.1; Мф 12.18; 17.5; Мк 9.7; Лк 9.35; 2Петр 1.17

 

> Ст. 13 – Этот стих почти напоминает собой ст. 1, в котором впервые в евангельском повествовании появляется фигура Иоанна. Вероятно, Матфей таким образом хочет подчеркнуть преемственность их служения. Иисус приходит из Галилеи, следовательно, все неизвестные годы Своей жизни Он провел в Назарете. Галилея была территорией, с точки зрения иудеев и особенно жителей Иерусалима, сомнительной в отношении правоверия, потому что в ней жило много язычников, и ее даже называли языческой (см. 4.15). Итак, Божий Помазанник живет в захудалом городке, в глухой провинции. Слова Иоанна исполнились, но читатель может почувствовать себя даже разочарованным: вместо грозного явления с бурей и громами, с трубой архангела, вместо Того, у ног которого прострется Иоанн («И кто устоит, когда Он явится?»), к Иоанну на Иордан пришел незаметный в толпе других паломников, внешне ничем из них не выделяющийся человек. Никаких величественных теофаний (то есть богоявлений), никакой бури и землетрясений. Это человек из провинции. Вместо того чтобы омывать Духом, Он сам приходит, и приходит к тому, кто недостоин развязать у Него ремни на сандалиях. Человеческие ожидания никогда не исполняются буквально – Бог всегда неожиданен.

> Иисус пришел к Иоанну для того же, для чего приходили к нему тысячи – для омовения. У всякого христианина, читающего эти строки, тотчас возникает вопрос: «А зачем?» Безгрешность Иисуса – это неколебимый догмат христианства, об этом часто говорится в Новом Завете (см. Деян. 3:14; Ин. 8:46; 2Кор 5:21; Евр. 7:26; 1Петр 1.19). А Иоанн, как мы знаем, омывал в знак очищения.

> Существует множество предположений о том, зачем Иисус пришел принять омовение. Возможно, Он понимал омовение, которое совершал Иоанн, как начало собирания святого «остатка» перед наступлением суверенного правления Бога, и Иисус приходит, чтобы присоединиться к этому остатку. Возможно, Он отождествляет себя с грешниками, и тогда омовение становится началом искупительного крестного пути. Или же Он смиренно исполняет Свой религиозный долг, так как видит в омовении волю Небесного Отца. Будучи Мессией и Сыном человеческим, Иисус становится представителем народа, нуждающегося в прощении. Сохранился небольшой отрывок из апокрифического Евангелия евреев, где говорится о том, что Иисус пошел к Иоанну по настоянию семьи: «Мать и братья Господа сказали Ему: “Иоанн Креститель крестит в отпущение грехов, пойдем и крестимся”. Но Он сказал им: ”Какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него? Разве только Мои слова есть грех по неведению”».  Юстин Мученик сообщал, что, по мнению некоторых, Мессия должен быть помазан Ильей и только после этого Он осознаёт себя Мессией и обретет силу (ср. Ин 1.32-33 <...>). В таком случае Иисус приходит на Иордан, чтобы Иоанн, отождествляемый с Ильей, явил Его миру.

> Итак, мы видим, что предположений было высказано много и что на этот вопрос очень трудно дать однозначный ответ. Вероятно, евангелисты по-разному понимали смысл этого события, потому что каждый слегка по-иному рассказывает о нём: если Марк никак не комментирует это событие, то у Матфея Иоанн говорит о том, что он недостоин омыть Иисуса, а рассказ Луки позволяет понять, что омовение Иисуса совершилось не руками Иоанна (3.21), в четвертом же Евангелии сцена омовения не изображена вовсе.

> Ст. 14 – Евангелист не сообщает нам, каким образом Иоанн узнал, что перед ним Помазанник. Согласно Ин 1.32-34, ему становится это известно лишь после того, как он видел сошествие Духа на Иисуса. Хотя у четвертого евангелиста нет сцены омовения, мы догадываемся, что это произошло после того, как Иисус был омыт. Можно предположить, что перед омовением Иоанн задавал какие-то вопросы тем, кто к нему приходил, и сделал такой вывод на основании ответов Иисуса. Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты омыл меня, а Ты пришел ко мне! Иоанн был уверен, что с приходом Того, кто неизмеримо выше его, его собственная миссия завершена. Пришедший должен был исполнить вторую, эсхатологическую часть миссии – погружение грешников в огонь. Иоанн не мог совершить по отношению к Нему никаких очистительных обрядов. Только больший может очистить или благословить меньшего – это аксиома. Вскоре мы увидим, что у него было неадекватное представление о Помазаннике, об этом свидетельствует его вопрос из тюрьмы: «Ты Тот… ?» (11.2-3). Вместо грозного Судьи пришел Божий Вестник, принесший Радостную Весть о прощении грешников и скором наступлении Божьего владычества. Вероятно, поэтому Иисус скажет об Иоанне, что тот остается в пределах Старого Века (11.11). <...>

> Ст. 15 – Ответ Иисуса загадочен. Возможно, слова «Пусть теперь будет так», означают, что такое подчинение Иоанну возможно лишь теперь, во время земного служения Иисуса, но немыслимо в будущем, после Его воскресения и прославления. Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог (дословно: «ведь так приличествует нам исполнить всякую праведность») – это один из наиболее трудных текстов Евангелия. Во-первых, мы – это Иисус с Иоанном или Иисус с Богом? Во-вторых, что значит в этом контексте слово «праведность»? Праведность, ключевое понятие библейской религии, понималось евреями прежде всего как исполнение воли Бога, изложенной в Священном Писании, прежде всего в заповедях Закона Моисея. Можно ли утверждать, что принятие Иисусом омовения от Иоанна означает исполнение заповеди Бога? Есть ли такая заповедь? Тем более, что здесь дословно говорится о «всякой праведности». Значит, Иисус вкладывает в эти слова гораздо более глубокий смысл. Многие ученые видят возможную разгадку в слове «исполнить», чрезвычайно важном для богословия Матфея. Мы уже встречали это слово в формулах исполнения, вводящих библейские цитаты. Совершив омовение, Иисус исполняет Писание (см. коммент. на ст. 17). Воля Бога для Иисуса заключается в том, что Он должен осуществить Божий замысел спасения человечества. Иисус и Иоанн оба исполнили то, что им было поручено Богом, став проводниками спасительной деятельности Бога.

Ст. 16 – То, что Иоанн не стал и дальше препятствовать Иисусу, говорит о том, что он понял слова Иисуса правильно. Раскрылись перед Ним небеса – привычный образ Богоявления, и, конечно же, эти слова употреблены в переносном смысле. Он увидел – в греческом тексте нет имени, там стоит только «увидел». Конечно, можно допустить, что это был Иоанн, тем более, что в следующем стихе небесный голос скажет «Он – Мой любимый Сын», из чего можно заключить, что голос обращен не к Иисусу, а к Его свидетелю, каковым является Иоанн (ср. Ин 1.32-34). Но ничто в греческом тексте не свидетельствует о том, что произошла смена субъекта действия, и вероятнее предположить, что всё, что происходит сейчас с Иисусом, является частью Его собственного духовного опыта. Дух Божий – это Святой Дух. Он уже давно не посылался Израилю, со времен последних пророков, живших около трехсот лет тому назад. Но люди верили, что Святой Дух снова сойдет на землю. Об этой надежде говорят многие тексты из так называемого междузаветного периода, то есть времени между написанием последней книги Ветхого Завета и явлением Христа. Вот как об этом говорит книга «Завещания Двенадцати Патриархов», время создания которой относится, скорее всего, к началу II века до н. э.: «Тогда Господь воздвигнет нового священника, и Ему будут открыты все слова Господа. И небеса отверзнутся, и из Храма Славы снизойдет на Него освящение, и будет к Нему голос Отца, как голос Авраама к Исааку. И слава Всевышнего осенит Его, и дух разумения почиет на Нём» (Зав. Леви 18). Ср. также Зав. Иуды 24.2-3: «И небеса разверзнутся над Ним, дабы Дух излить – благословение Святого Отца».

Как голубь – только в Евангелии от Луки говорится, что Дух был в телесной форме голубя, а в четвертом Евангелии голубь вообще не упоминается. Хотя в христианской иконографии Святой Дух традиционно изображается в виде голубя, нет твердых свидетельств, что в еврейской традиции голубь имел какое-либо символическое значение. Лишь иногда сравнивали голос Духа с воркованием голубя. Очень вероятно, что надо понимать эти слова по-иному: «спускается, как голубь», то есть Дух спускался так, как спускаются птицы. И тогда сразу вспоминаются начальные слова Книги Бытия, говорящие о том, что в начале творения мира Дух носился над бездной. В еврейском языке слово «мерах`ефет» означает движение птицы, спускающейся к своему гнезду. Если это так, то рассказ об омовении Иисуса приобретает невиданную глубину: в этот момент происходит новое, эсхатологическое творение. Многие Отцы Церкви (Тертуллиан, Феодот, Кирилл Иерусалимский, Дидим Слепец) также связывали омовение Иисуса с рассказом о сотворении мира в Быт 1.

> Святой Дух – это сила, это энергия Бога, которую Бог давал прежде отдельным личностям, поручая им совершить некую важную миссию. Он даровался пророкам, священникам и царям, потому что они были Божьими слугами. Благодаря Духу человек способен исполнить веление Бога. И если на вопрос, почему же Иисус пришел к Иоанну, ответить трудно, то объяснить, что происходит после омовения, легко: Бог возлагает на Иисуса миссию и, ниспослав на Него Дух, дает Ему способность ее исполнить. Иисус призван, избран и предназначен.

Ст. 17И голос с неба сказал – это голос Бога, уже несколько столетий молчавшего. Ведь пророчества в Израиле прекратились. Вместо него иногда звучал так называемый «бат-коль» («дочь голоса», то есть эхо), нечто гораздо более слабое и несовершенное, чем истинный голос Божий, не более чем «отражение Его голоса». Молчание Бога объясняли по-разному: одни говорили, что Израиль грешен и поэтому недостоин услышать голос Божий, другие – что всё, что хотел сказать Бог человечеству, уже сказано в Священном Писании. Но вот Бог снова заговорил! Он называет Иисуса любимым Сыном. Так в еврейском тексте Ис 42.1 назван Служитель Яхве (в LXX переведено как «избранный»). Слово «любимый» в еврейском языке часто употреблялось в значении «единственный». Кого Бог любит, тому Он поручает самое трудное, самое, с человеческой точки зрения, неисполнимое. Сын назван любимым и в притче 12-й главы Марка. Иисус – Тот, в ком Отец находит Свою отраду, утешение. Это Его единственный Сын, Его Избранник. Слова Бога напоминают нам и Пс 2.7: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя», и Ис 42.1: «Вот Служитель Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой. Положу дух Мой на Него». Причем аллюзии на Исайю особенно важны, так как Служитель Яхве, которому Бог дарует Свой Дух, понесет на себе грехи многих и искупит их своими страданиями (см. Ис 52.13–53.12). Некоторые видят здесь и аллюзии на Книгу Бытия. В Таргуме {В те времена еврейский язык уже был не совсем понятен большинству людей в Палестине, и поэтому в синагогах, вслед за чтением Писания на еврейском языке, предлагался таргум – перевод на общепонятный арамейский, но таргум не был буквальным переводом, а нередко представлял собой парафраз с элементами толкования и проповеди.} на Быт 22 небесный голос так обращается к Исааку, согласному, чтобы отец принес его в жертву. Исаак – искупительная жертва, угодная Богу. Именно такое сотериологическое значение видели в рассказе об этом жертвоприношении евреи и христиане века.

> В Нём Моя отрада – эти слова также напоминают слова некоторых псалмов (Пс 44.3 (43.4); 149.4), а также Ис 62.4 (LXX). Иероним приводит цитату из Евангелия евреев: «И произошло так: когда Господь выходил из воды, Дух Святой сошел и наполнил Его, и покоился в Нём, и сказал Ему: “Мой Сын, из всех пророков Я ждал Тебя, что Ты должен прийти и Я могу покоиться в Тебе, ибо Ты Мой покой, Мой Сын первородный, и Ты будешь править вечно”». Замечено, что в Ветхом Завете это словосочетание очень часто стоит вместе с глаголом «избирать» (ср. Лк 9.35).

> Небесный голос свидетельствует о том, что Иисусу предназначена роль, в которой сочетаются и царское достоинство (Пс 2.7), и смирение и страдания избранного служителя Божьего (Ис 42.1), и жертвенность Исаака (Быт 22). Всё дальнейшее Его служение будет объяснением того, что значит быть Божьим Сыном.

> Итак, это событие настолько важное, что о нём говорится во всех Евангелиях, а два из них, Марк и Иоанн, с него начинают свое повествование. Это тот великий и таинственный момент, когда Сын Божий в полноте Святого Духа начинает Свое служение на земле.

В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ. // М., 2002 ]

 

 

 

 + + + свящ. Александр Мень: хотя у Него Самого не было немощи и грехов, Он показывает нам путь

 + + + Празднуя же воспоминание этого Божественного таинства... (+ссылки)

 + + + В.Н. Кузнецова: Иоанн Креститель и Сын Бога (+ссылки)

 + + + свящ. Александр Шмеман. Крещение Господне
        (беседы 1,2; 3)

 

 

 

 

 

 

 

 --------------------------------------------------------------- 

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.     |

|           Как это можно сделать, описано на странице          |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                   |

 --------------------------------------------------------------- 

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                

                     (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

–--------------------------------------------

 *Великая Божья доброта
  осияла светом спасения всё человечество.

 Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято,

 отказавшись от безбожной жизни и суетных страстей,

 и дожидаться блаженного Дня надежды -

 явления в славе
  великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

 Он отдал себя за нас, чтобы выкупить из рабства злу

 и очистить народ,

 который будет принадлежать Ему одному

 и ревностно стремиться к добру. ...

 Мы когда-то были глупы, упрямы, беспутны,

 были рабами всевозможных желаний и удовольствий,

 жили, полные злобы и зависти,

 сами ненавистные и ненавидящие друг друга.

 Но когда миру была явлена

 доброта нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям -

 не по нашим "праведным" делам, которые мы совершали,

 но по Его милости, -

 Он спас нас,
  очистив водой возрождения и обновив Святым Духом.

 Он щедро излил Свой Дух
  через Иисуса Христа, нашего Спасителя,

 чтобы мы, оправданные по Его великой доброте,

 стали наследниками вечной жизни, на которую уповаем.*

                               (Тит.2:11-14; 3:3-7/*/)

*********************************************

/*/ чтения праздника Крещения.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> messia.ru/rasylka/014/3045.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

*********** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»