=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

 

 

> «Последний же враг истребится — смерть» (1Кор.15:26) — так на самой заре христианства пишет апостол Павел, обратившийся ко Христу после яростного преследования Его, после страстной ненависти к христианам.

> <...> вопрос о смерти, точнее недоумение о смерти, стоит в самой сердцевине человеческого сознания и, в конечном итоге, отношение человека к жизни, то, что мы называем его мироощущением или мировоззрением, определяется на глубине его отношением к смерти. <...> существуют в основном два таких отношения, оба очевидно неудовлетворительных, оба не дающих настоящего ответа.

> С одной стороны, это своего рода отрицание жизни во имя смерти... Я цитировал слова греческого философа Платона: «Жизнь праведника, — говорил он, — есть вечное умирание». Здесь, как и во многих религиях, побеждает неизбывность, неизбежность смерти, обесценивающая жизнь. Ибо если неизбежно умереть, то лучше все надежды, все упования перенести туда, в таинственный потусторонний мир.

> Но <такой> ответ я называю неудовлетворительным, потому что именно об этом потустороннем мире и не знает ничего человек. А как можно сделать предметом своей любви то, чего не знаешь? Отсюда восстание человечества против этих «похоронных», «погребальных» религий, отрицание этих печалью пронизанных мировоззрений.

> <С другой стороны>, отрицая их во имя этой жизни, во имя этого мира, человек всё же не освобождается от навязчивого ощущения и сознания смерти. Напротив, лишенный перспективы вечности, он делается еще более хрупким, еще более эфемерным на этой земле. «И мы по квартирам / пойдем с фонарем, / и тоже поищем, / и тоже умрем», — писал Пастернак[5].

> И вся современная цивилизация оказывается пронизанной страстным желанием заглушить этот страх смерти и вытекающее из него, как капающий яд, ощущение бессмысленности жизни. Что такое эта напряженная борьба с религией, как не безумное стремление выкорчевать из человеческого сознания память и вопрос о смерти и, следовательно, вопрос: для чего живу я этой короткой хрупкой жизнью?

> Итак, два ответа, <и> оба в конечном итоге никакого настоящего ответа не <дают>. И это, как я говорил, и заставляет нас спросить, что же о смерти говорит христианство, ибо даже если мы почти ничего не знаем о христианстве, мы не можем не помнить смутно, что его подход к смерти — другой, не могущий быть сведенным ни к одному из тех двух, о которых мы только что говорили.

> «Последний же враг истребится — смерть». И вот сразу мы попадаем как будто в совсем другое измерение: смерть — это враг, который должен быть истреблен. И вот мы оказываемся так далеки от Платона и от его усилий заставить нас не только привыкнуть к мысли о смерти, но полюбить эту мысль, сделать саму нашу жизнь «упражнением в смерти».

> Христос плачет у гроба Своего умершего друга Лазаря — какое это потрясающее свидетельство! Он не говорит: «Зато он теперь в раю, ему хорошо; он освободился от этой трудной и печальной жизни». Христос не говорит всего того, что говорим мы в своих жалких, неутешительных утешениях.

> Он не говорит ничего, Он — плачет. <A> затем, по рассказу Евангелия, Он воскрешает Своего друга, то есть возвращает его как раз в ту жизнь, освобождение от которой мы должны воспринимать как якобы благо.

> И далее, разве не стоит в самом центре христианства Пасха, с ее радостной вестью о том, что смерть побеждена? «Смертию смерть поправ» — разве не вошло христианство в мир и не побеждало его столетиями этой неслыханной вестью о том, что «побеждена смерть победой»? Разве не есть христианская вера прежде всего вера в воскресение Христа из мертвых? В то, что «восстанут мертвые, и сущие во гробах возрадуются»[e]?

> Да, конечно, всё это так, но, пожалуй, и в самом христианстве, и у самих христиан тоже ослабела эта победная, эта действительно новая и с точки зрения мира сего безумная вера; и христиане стали тоже тихонько возвращаться к Платону с его противопоставлением не жизни и смерти как двух врагов, а противопоставлением двух миров: «этого» и потустороннего мира, в котором якобы блаженствуют бессмертные души людей.

> Но ведь Христос говорил совсем не о бессмертии души, он говорил о воскресении мертвого! И как не видеть, что между двумя этими явлениями существует целая пропасть! Ведь если дело только в бессмертии души, тогда, <в сущности>, и смерти никакой нет, зачем тогда все эти слова о победе над ней, о разрушении ее и о воскресении?

> «Последний же враг истребится — смерть». Так вот, спросим себя: в каком же смысле враг — смерть? Чей она враг? И как же стал этот враг царем земли и владыкой жизни?

> Помните стихотворение Владимира Соловьева: «Смерть и Время царят на земле, — / ты владыками их не зови...»[6]? Но как же можем мы не звать владыками всё то, что стало нормой, законами существования, с чем давно уже примирился сам человек, против чего он сам перестал протестовать и возмущаться и в своей философии, в своей религии и культуре ищет с этим врагом какого-либо примирения и компромисса? Да, неслыханно христианское учение о смерти. И сами христиане его не выдерживают. Ибо не о примирении со смертью, а о восстании против смерти идет речь в христианстве. И когда об этом говорят так, как писал безумный русский философ Федоров, то сразу раздается голос разума, голос примирения, голос неизбежности. Но если так, повторяю, бессмысленна христианская вера, ибо апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, ваша вера тщетна» (1Кор.15:14). <...>

 


> [5] Неточная цитата из стих. «Я понял: всё живо...» (1936). Следует: «И мы по жилищам / пройдем с фонарем...»

> [e] Ср.: «Воскреснут мертвии, и востанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются» (Великая суббота. Утреня. Канон. Песнь 5, ирмос) – прим. сост. сб. ПСТГУ.

> [6] В. С. Соловьев. «Бедный друг, истомил тебя путь...» (18 сентября 1887 г.).

 

протопр. Александр Шмеман.
2-я беседа из цикла о христианском понимании смерти
(оп. в сб. "Проповеди и беседы"
и "Беседы на Радио "Свобода", т. 1, М: ПСТГУ, 2009)

(редакции текста в двух изданиях отличается) ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

Иисус сказал:

"... Бог так полюбил мир, / что отдал Своего единственного Сына,

 чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, / но обрел вечную жизнь.

 Ибо Бог послал Сына в мир не для того, чтоб Он мир осудил,

  но для того, чтобы мир через Него был спасен.

 Тот, кто верит в Него, осужден не будет,

  а кто не верит - уже осужден,

 ибо он не поверил в имя единственного Сына Бога.

 Вот в чём суд состоит:

 в мир пришел свет, / но люди предпочли свету тьму,

 потому что злы их дела.

 Всякий, кто делает зло,

 свет ненавидит и не идет к свету,

 чтобы не стали известны злые его дела.

  А кто по правде живет,

  идет к свету,

  чтобы явными стали дела его,

  во имя Бога свершённые".*  (Ин.3:16-21/**/)

* * *

       *Говорю вам истинную правду:

        тот, кто слышит Слово Мое

        и верит Тому, кто послал Меня,

        обрел вечную жизнь.

        Не предстанет он перед Судом -

        он уже перешел от смерти к жизни.

        Говорю вам истинную правду:

        час наступает -

        он уже наступил, -

        когда мертвые услышат голос Божьего Сына

        и кто услышит Его, те будут жить.

        Как Отец есть источник жизни,

        так и Сына Он сделал источником жизни.

        И Он дал Сыну власть судить,

        потому что Он - Сын человеческий.

        Не удивляйтесь тому.

        Ведь час наступает,

        когда все, кто в могилах,

        услышат голос Его и покинут могилы -

        те, что творили добро, встанут для Жизни,

        а те, что творили зло - для Суда.

        Я ничего не могу делать собственной властью.

        Я сужу, как велит Мне Отец,

        и Суд Мой - праведный суд,

        ибо Я не того, чего хочется Мне, добиваюсь,

        а того, чего хочет Пославший Меня.* (Ин.5:24-30/*/)

* * *

*Люди, увидев, какой знак Им совершен, стали говорить:
 "Он и вправду тот самый Пророк, который должен прийти в мир!"
 Иисус, зная, что они собираются прийти и схватить Его,
 чтобы провозгласить царем, снова ушел один на гору.
 Когда наступил вечер, ученики Его спустились к морю
 и, сев в лодку, поплыли на другой берег, в Капернаум.
 Уже стемнело, а Иисус еще не пришел к ним.
 Тем временем подул сильный ветер, и море разбушевалось.
 Они уже отплыли на три или четыре мили,
 когда увидели, что Иисус идет по морю и уже рядом с лодкой.
 Им стало страшно.
 Иисус сказал: "Это Я, не бойтесь!"
 Они хотели взять Его в лодку,
 но в тот же миг лодка оказалась у берега,
 к которому они направлялись.
 На следующий день толпа, оставшаяся на другом берегу моря, увидела,
 что другой лодки там не было, только одна,
 и что Иисус не сел в нее с учениками, а ученики отправились одни.
 Тогда несколько лодок поплыло из Тибериады
 к тому месту, где они ели хлеб,
 после того как Господь произнес благодарственную молитву.
 И вот, когда толпа увидела, что там нет ни Иисуса, ни учеников,
 они снова сели в лодки и поплыли искать Его в Капернаум.
 Найдя Его на другом берегу моря, они спросили:
 "Равви, как Ты здесь оказался?"
 Иисус сказал им в ответ:
 "Говорю вам истинную правду:
  не потому вы ищете Меня,
  что вам Мои знаки понятны,
  а лишь потому, что наелись досыта хлеба!
  Но добивайтесь не тленной пищи,
  а той, что нетленна
  и способна дать вечную жизнь.
  Это пища, которую даст вам Сын человеческий,
  ибо Его Своей силой запечатлел Бог – Отец".* (Ин.6:14-27/***/)

              *********************************************

/**/ еванг. чтение вторника
/*/ еванг. чтение четверга.
/***/ еванг. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/014/3084.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»