=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

 

> Почему у православных «не всё по Библии»?

> Нередко можно услышать упреки в адрес православных, будто у них многое противоречит Священному Писанию христиан — Библии. К примеру, они молятся Богородице и святым, а не одному только Богу, а также почитают иконы и называют священников «отцами», хотя Библия запрещает это делать. Они исполняют множество обрядов, о которых в Библии вроде бы нет ни слова. Что же это значит: православные отказались от Библии, заменив ее собственными изобретениями, которые они называют «Преданием»? Давайте разберемся.

> Церковь, написавшая Библию

> Один православный священник в США рассказывал такую историю. На улице к нему подошел проповедник и сказал: «Хотите, я расскажу вам о Церкви, которая основана на Библии?» На это священник ответил: «А хотите, я расскажу вам о Церкви, которая написала Библию?» Его ответ может показаться дерзким и надменным, но, если задуматься, он довольно точно отражает то, какой Православная Церковь видит саму себя. Это не значит, разумеется, что она полностью уравнивает апостольскую общину с тем, что мы сегодня называем Православием. Нет, апостолы не носили митры, не имели икон, не служили водосвятные молебны, и это всем понятно. Но православные настаивают: они — прямое и непосредственное продолжение этой общины. Наша Церковь возникла не потому, что кто-то когда-то прочитал Библию и решил, что теперь ему нужно учредить такую-то организацию на таких-то принципах, а потому, что в свое время Господь призвал Авраама, затем Исаака, затем Иакова, и на каждом новом этапе Божественное Откровение дополнялось и расширялось, затем записывалось — и так возникла Библия внутри этой Церкви, избранного Божьего народа. Сегодня она продолжается в Православии.

> Преданием как раз называют вот эту живую связь эпох, а вовсе не некоторую сумму обычаев и привычек, которые могут меняться от века к веку и от народа к народу. Священное Писание, то есть Библия, — центральная и главная часть этого Предания, с которой должно сверяться всё остальное.

> И всё-таки, почему же тогда у православных многое «не по Библии»? Почему бы им не отказаться от того, чего нет в Библии в явном виде?

> Прежде, чем начинать разговор об этом, постараемся точнее определить, что именно мы имеем в виду. Во-первых, в Православной Церкви, какой она существует на земле, всегда было и будет немало искажений и нарушений идеала Православия — этого никто не скрывает. Приходя в Церковь, человек не перестает быть несовершенным и часто совершает такие поступки, которые противоречат учению этой самой Церкви. Но такие искажения опровергаются и отвергаются самими православными. Значит, об этом мы сейчас говорить не будем.

> Есть и другой вид несовпадений — когда в современной церковной или даже светской жизни появляются какие-то обычаи, отсутствующие в Библии, но не противоречащие ей. Так, некоторые, хотя и очень немногочисленные христиане, не считают возможным праздновать дни рождения, поскольку единственный день рождения, упомянутый в Библии, — это торжество в честь царя Ирода, на котором и отрубили голову Иоанну Крестителю. Конечно, так, как Ирод, нам веселиться не стоит — но значит ли это, что мы вообще не вправе отмечать дни рождений дорогих нам людей? По-моему, никак не значит. Ведь очень многое в нашей жизни тоже не встречается в Библии, но глупо было бы требовать от христиан отказаться от этих признаков современной жизни, а равно и от обычаев и привычек, которые не находят в Библии прямого подтверждения, но ни в чём ей не противоречат. Они возникли позднее, в иных условиях, ведь жизнь никогда не стоит на месте. Поэтому простота и непритязательность апостольской молитвы постепенно превратилась в пышность византийских обрядов — точно так же, как легким средиземноморским туникам пришли в нашем климате на смену тяжелые зимние пальто.

> Словом, такие несовпадения мы тоже сейчас рассматривать не будем. Поговорим о третьем роде несоответствий: когда что-то в современной православной практике напрямую противоречит, как кажется, велениям Библии. А таких моментов критики называют немало: православные молятся не только Богу, но и умершим людям, поклоняются их телам и изображениям, называют своих наставников отцами, а еще… Впрочем, для начала хватит — разберемся хотя бы с этим.

> Глаза, руки и ноги

> Но прежде, чем обращаться к православным, давайте посмотрим на всех христиан вообще. Много ли среди них людей с выколотыми глазами и отрубленными руками и ногами? Немного, причем они не сами сделали себя инвалидами. А ведь Христос ясно требует в Евангелии: если тебя соблазняет глаз, рука или нога, нужно избавиться от этой части тела, потому что лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый (Мк 9:43-48). Если понимать эти слова буквально, вывод остается только один: взглянул на что-то непристойное — выколи себе глаз; пошел, куда не надо, — немедленно отруби ногу. Конечно, в жизни каждого человека такое бывает не единожды, и буквально исполнить это нет никакой возможности. Так что нам стоит задуматься — какой смысл стоит за этими яркими и запоминающимися словами, чему хочет научить нас Христос? По-видимому, тому, что в борьбе с грехом не следует себя жалеть, и на пути к Богу не обойтись без самоограничений, порой очень болезненных и неприятных.

> Всем очевидно, что в Библии немало таких мест, которые невозможно принять как непосредственное руководство к действию во всех случаях жизни — ведь Библия не инструкция по пожарной безопасности, которой нужно следовать в соответствующей обстановке без раздумий и колебаний. Нет, она, скорее, выстраивает для человека некие основные ценности и приоритеты, которые могут по-разному воплощаться в его повседневной жизни, и тут уже ему самому приходится многое решать для себя. Ведь и Бог ждет от нас не слепого фанатизма, а разумного и осмысленного послушания.

> Вот с этих позиций мы и постараемся понять, как согласуется практика Православной Церкви с библейским учением.

[ Андрей Десницкий. Из ст. "Почему у православных «не всё по Библии»?" ]

 

 

 

 

 

другие матрериалы по теме:
 + + + священник Александр Мень: Православие и другие  

 + + + Есть ли граница между Писанием и Преданием?
                        (А. Десницкий; о. А. Мень)

 + + + диакон Джон Уайтфорд: "Только Писание"? (1) (2)

 + + + В. Орленко: Преимущества Православия?

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*После долгого спора встал Петр.
 – Братья! — сказал он. — Как вы знаете, прошло уже немало времени с тех пор,
   как Бог избрал меня среди вас для того, чтобы и язычники
   услышали из моих уст слова Радостной Вести и уверовали.
   И Бог, знающий сердца людей, показал Свою милость к язычникам,
   даровав им Святой Дух, как и нам.
   Он не видит никакой разницы между нами и ими,
   потому что очистил верой их сердца.
   Так зачем же вы теперь испытываете Бога,
   раз хотите надеть на шею ученикам то ярмо,
   которое было непосильным и для наших предков, и для нас?
   Ведь мы верим, что спасены одной только любовью Господа Иисуса.
   И они спасены так же!
 Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла,
 которые рассказали, какие дивные знаки и чудеса
 через них совершил Бог среди язычников.
 Когда они умолкли, заговорил Иаков:
 – Братья, выслушайте меня!
   Симеон поведал нам о том, как Бог впервые проявил Свою заботу о язычниках,
   избрав из них народ, который будет носить Его имя.
   С этим созвучны и слова пророков, потому что в Писании сказано:
    "И потом Я вернусь
     и отстрою рухнувший дом Давида,
     Я воздвигну его из руин,
     Я отстрою его.
     И тогда остальные все люди, и язычники все
     Господа будут искать,
     ибо Я их призвал стать народом,
     носящим Имя Мое.
     Так говорит Господь,
     возвестивший об этом издавна".
   Поэтому я считаю: нам не следует обременять язычников,
   которые обращаются к Богу.
   Мы должны послать им письмо и предписать им
   воздерживаться от пищи,
   принесенной в жертву языческим богам и ставшей нечистой,
   от разврата, от мяса удавленных животных, а также от крови.
   Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом городе
   и каждую субботу читается вслух в синагогах.
 Тогда апостолы и старейшины вместе со всей церковью
 решили избрать из своего числа несколько человек
 и вместе с Павлом и Варнавой послать их в Антиохию.
 Они избрали Иуду, по прозванию Баршабба, и Силу,
 людей, пользовавшихся у братьев авторитетом,
 и написали письмо, которое те должны были передать:
 "Апостолы и старейшины приветствуют всех своих братьев из язычников
  в Антиохии, Сирии и Киликии.
  Как нам стало известно, кое-кто из наших смущает и расстраивает вас
  своими предписаниями, на что мы им полномочий не давали.
  Поэтому мы все согласились избрать несколько человек
  и послать к вам вместе с любимыми нашими братьями Варнавой и Павлом,
  людьми, посвятившими жизнь служению имени нашего Господа Иисуса Христа.
  Итак, мы послали к вам Иуду и Силу, они то же самое изложат вам на словах.
  Святой Дух и мы решили не обременять вас ничем другим,
  кроме следующих обязательных предписаний:
  воздерживаться от употребления в пищу
  того, что принесено в жертву языческим богам,
  от крови и мяса удавленных животных, а также от разврата.
  Поступайте так, и всё будет хорошо. Будьте здоровы!"
                                    (Деян.15:7-29 - из апост. чтения пятницы)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/014/3092.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm