=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 8 мая 2015 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы по Пасхе -

  ВОЗНЕСЕНИЕ Господне.

  литургические чтения: Деян.1:1-12; Лк.24:36-53.

 

С праздником!

 

 

 

 

 

 

 

> Господи, исполнив таинство Твоего промысла,
> Ты, взяв Своих учеников, / на гору Елеонскую их возводил;
> и вот уже Сам прошел небесную твердь.
> Ради меня обнищавший подобно мне,
> и восшедший туда, откуда и не отлучался,
> Всесвятого Твоего Духа ниспошли, просвещающего души наши.

> Не оставив недр Отца, Сладчайший Иисусе,
> и с земными пожив, как человек,
> в сей день с горы Элеонской вознесся Ты во славе,
> и падшую природу нашу из сострадания возвысив,
> посадил рядом с Отцом.
> Потому небесные полки бесплотных,
> поражаясь чуду, изумлялись в страхе,
> и, охваченные трепетом, / Твое человеколюбие величали.
> С ними и мы, земные, / прославляя Твое сошествие к нам
> и вознесение от нас на небо, молим, возглашая:
> "Учеников и родившую Тебя Богородицу
> бесконечной радости исполнивший при Своем вознесении,
> удостой и нас радости избранных Твоих по их молитвам,
> ради великой Твоей милости!"

 

*

> Когда пришел Ты, Христе, на гору Элеонскую,
> чтобы завершить благую волю Отца,
> ужаснулись Ангелы небесные,
> и устрашились те, кто в преисподней.
> Ученики же предстали с радостным трепетом,
> когда Ты с ними беседовал;
> но как престол уже напротив было готово / ожидающее Тебя облако;
> а небо, раскрыв врата, красоту свою являло,
> и земля открывает сокровенное,
> дабы известным стало схождение в нее Адама / и восхождение вновь;
> но вот, стопы Твои стали возвышаться над землею,
> как по мановению руки,
> а уста громко благословляли, так что можно было слышать;
> облако поднимало Тебя, и небо приняло внутрь.
> Это дело великое и преславное соделал Ты, Господи,
> для спасения душ наших.

[ из православного богослужения (Великой вечерни),
                  перевод иером. Амвросия (Тимрота)
.
                  2 стихиры на "Господи воззвах" и стихира на литии ]

 

 

 

* * *

> Согласно Евангелию, Господь пришел с учениками в Вифанию и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они же поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк.24:50-53). Всего несколько слов! Но попробуем раскрыть, хотя бы слабым намеком, почему эта «великая радость» осталась с нами, живет и всё так же, как тогда, наполняет сердце.

> Вставим эти слова в контекст всей христианской веры – веры в то, что в Иисусе Христе явлено мiру совершенное человечество. Явлен Человек, вся жизнь Которого в том, чтобы до конца воплотился в Нём Бог. Явлен Бог, ставший Человеком, и Человек, принимающий Бога как содержание и исполнение своей жизни. И вот в конце всего, как последняя радость, последнее исполнение – восхождение этого Человека на небо. Не Бог уходит от Него, нет! – Он, Человек, возносится, Он, т.е. вся Его жизнь исполняется вечности, раскрывается как вечная, неумирающая, вечно живая реальность. О, это вовсе не древнее дохристианское учение о бессмертии души, о загробном мiре. Ибо возносится не душа, а Человек, и это значит – вся Его жизнь, весь Его мiр. И это значит также, что всё в мiре возносимо, что настоящая судьба его и цель – восхождение ввысь, к исполнению и торжеству вечной жизни.

> Своим учением о воскресении и вознесении христианство радикально противопоставляет себя всем древним и в конце концов малоутешительным верованиям о «потустороннем мiре». Ибо если всё дело в бессмертии души, то не нужно воскресения, оно бессмысленно; если всё дело в загробном, или потустороннем, мiре, то не нужно вознесения, оно также бессмысленно. Но христианство учит о воскресении – о том, что любовь и жизнь сильнее смерти, т.е. распада, что они восстанавливают всё распадающееся от недостатка любви и жизни. И оно же учит о Вознесении, т.е. о вертикальной направленности самого мiра и самой жизни, об их исполнении в небесном, Божественном и вечном образе.

> Восхождения в сердце своем положи...* Пойми, что ты по самой природе своей создан для этого восхождения, что первый и последний двигатель твоей жизни – то небо, которое ты находишь сперва в себе самом, в своей жажде совершенства, света, вечности. Пойми, что на мiр можно смотреть горизонтально, и тогда, несмотря на все теории прогресса, он бессмыслен. «И после глупой жизни придет глупая смерть»7 – в этой одной фразе Льва Толстого больше правды, простой человеческой правды, чем во всей риторике «прогресса» и «счастья будущих поколений». Но если правда то, что восхождение возможно уже теперь, что моя короткая, едва вспенившаяся, как пузырь на воде, жизнь может стать восхождением, если правда то, что я сейчас, здесь могу прикоснуться к вечности своей любовью, радостью, добром, стремлением к Истине, – тогда мiр не бессмыслен.

> И понятна тогда великая радость учеников при возвращении с горы Вознесения, когда окончательно открылось, что небом наполнена душа человека и вся жизнь его есть восхождение к небесной славе.

> «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа /.../ никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы»**. Вот песнь праздника Вознесения. Ею мы призваны жить и в ее свете совершать свое восхождение.

 


* Пс.83:6. В Совр. русском переводе (РБО) стих звичит так: "Блажен, кто черпает силу в Тебе, / у кого в сердце — путь паломника" (прим. ред. рассылки).

> 7 Ср.: «Но я знаю, что жизнь моя для личного одинокого счастья есть величайшая глупость и что после этой глупой жизни я непременно только глупо умру» (Толстой Л.Н. В чем моя вера? (1884) // Полн. собр. соч. в 91 т. Т. 23. М.: ГИХЛ, 1957. С. 402).

** Текст, скомбинированный из тропаря и кондака Вознесения Господня. Русский перевод: «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников ...вовсе не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: "Я — с вами и никто — против вас!""» (прим. ред. рассылки).

 

 

 

 

 

см. также:

 + + + о. Александр Шмеман: Смысл Вознесения

 + + + он же: «Что это за небо, куда вознесся Христос?»

 + + + свящ. Александр Шмеман: Христос, восшедший на небеса

             www.messia.ru/rasylka/010/2566.htm#0 (+ссылки)

 + + + он же: праздник неба, открытого человеку (+ссылки)

 + + + cвящ. Александр Мень:

        Завершился мессианский путь Сына Человеческого

          www.messia.ru/rasylka/007/1849.htm#0 (+ссылки!)

 + + + Ст. "Вознесение" в Словаре "Иисус и Евангелия"

 + + + ссылки на разл. материалы в БЯК

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Однажды, сидя с учениками за столом,

 Он повелел им не покидать Иерусалима:

 - Ждите обещанного Отцом дара, о котором вы от Меня слышали.

   Иоанн омывал водою, а вы вскоре будете омыты Святым Духом.

 И вот собравшиеся стали спрашивать Его:

 - Господь! Значит, Ты восстановишь теперь Израильское царство?

 А Он ответил им:

 - Не вам знать времена и сроки, которые установил Своей властью Отец!

   Но когда сойдет на вас Святой Дух, вы пол`учите силу

   и станете Моими свидетелями

   в Иерусалиме, и по всей Иудее и Самарии, и до самых пределов земли.

 После этих слов Он стал у них на глазах возноситься на небо.

 Облако скрыло Его из виду.

 Но они не сводили глаз с неба и после того, как Он исчез.

 И вдруг перед ними предстали два человека в белых одеждах,

 они сказали:

 - Галилеяне! Что вы вглядываетесь в небо?

   Этот самый Иисус, взятый от вас на небо,

   вернется точно таким же образом, как на ваших глазах ушел!

 Тогда ученики с этой горы, которая называлась Масличной,

 возвратились в Иерусалим.* (Деян.1:4-12/*/)

* * *

*Фарисеи говорили друг другу:

 - Видите, мы бессильны что-либо предпринять.

   Весь народ пошел за Ним!

 Среди пришедших на праздник поклониться Богу были и греки.

 Они подошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды, что в Галилее,

 и обратились к нему с просьбой:

 - Господин наш, мы хотим увидеть Иисуса.

   Филипп идет и говорит об этом Андрею,

   а затем они оба, и Андрей, и Филипп, приходят и говорят Иисусу.

 Иисус отвечает:

 - Час настал -

   Сын Человеческий облекается в славу Божью!

   Говорю вам истинную правду:

   ПОКА ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО НЕ УМРЕТ, УПАВ В ЗЕМЛЮ,

   ОНО ТАК И ОСТАНЕТСЯ - ОДИНОКИМ ЗЕРНЫШКОМ,

   А УМРЕТ - ПРИНЕСЕТ БОЛЬШОЙ УРОЖАЙ.

   Тот, кому дорога своя жизнь, ее губит,

   а кому в этом мире жизнь своя ненавистна,

   тот для вечной жизни ее сохранит.

   Тот, кто Мне служит,

   пусть идет за Мной следом!

   И где Я, будет там и слуга Мой.

   И тому, кто Мне служит,

   честь воздаст Мой Отец. ...

Иисус сказал:

 - Совсем недолго свету осталось быть с вами.

   Так ходите, пока светло,

   чтобы тьма не объяла вас.

   Ведь тот, кто ходит во тьме,

   не знает, куда направляется.

   А пока еще светит вам свет,

   верьте в свет -

   и станете сынами света!

   И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них.

Но, несмотря на то, что Он столько знаков явил перед ними,

в Него не верили.

Ибо должны были исполниться слова пророка Исайи, который сказал:

"Господь, кто поверил тому, что услышал от нас?

 Кому открылось могущество Господа?"

И они потому были неспособны поверить, что, как говорит тот же Исайя:

"Бог ослепил их глаза / и отупил их ум,

 так что глазами не видят, / не понимают умом.

 А иначе ко Мне обратились бы - / и Я бы их исцелил".

Исайя сказал так потому, что видел славу Иисуса; он говорил о Нём.

Но даже среди влиятельных людей было немало поверивших в Иисуса,

только они не говорили об этом открыто из-за фарисеев,

чтобы те не отлучили их от синагоги.

Славе от Бога они предпочли славу среди людей.

Иисус громко воскликнул:

 - Тот, кто верит в Меня,

   не в Меня, а в Того, кто послал Меня, верит.

   Тот, кто видит Меня,

   видит Того, кто послал Меня.

   Я - свет,

   и в мир Я пришел,

   чтобы всякий, кто верит в Меня,

   не оставался во тьме.

   А кто слова Мои слушает, но не исполняет,

   не Я тому буду судьей;

   ведь пришел Я не для того, чтобы мир осудить, -

   Я пришел для спасения мира.* (Ин.12:19-26,35-47/**/)

                                * * *

*Павел, представ перед Ареопагом, заговорил:

 "Афиняне, я вижу по всему,

  что вы люди в высшей степени почитающие богов.

  Когда я ходил и осматривал ваши святыни,

  я обнаружил алтарь, на котором написано: "НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ".

  Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете,

  я возвещаю вам.

  Бог, создавший мир и всё, что в мире, Господин неба и земли,

  не живет в храмах, построенных для Него руками людей.

  Он не нуждается ни в чём

  из того, что могли бы предоставить Ему человеческие руки.

  Наоборот, это Он дал всем всё, в том числе жизнь и дыхание.

  От одного-единственного человека Он произвел все народы,

  чтобы они населили всю землю,

  заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания.

  Он сделал это, чтобы люди искали Бога,

  чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас,

  и могли Его найти.

  "Ведь в Нём мы живем, и движемся, и существуем".

  То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов:

  "Ибо мы все Его род".

  И раз мы Божий род, не пристало нам думать,

  что Бог таков, каким Его изображают -

  в золоте, в серебре или в камне -

  человеческое искусство по человеческим представлениям.

  Бог всё это прощал в те времена, когда о Нём не знали.

  Но теперь Он повелевает

  всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться,

  потому что Он уже определил день,

  когда будет судить вселенную праведным судом,

  и уже назначил Человека, который будет судьей.

  Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых".*

                                                   (Деян.17:22-31/***/)

              *********************************************

/*/ – из апост. чтения праздника.

/**/ — из еванг. чтений вторника и среды.

/***/ — частично содержит апост. чтение вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3276.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm