=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

* 15 июня 2015 г. ст.ст., воскресенье  4-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Рим.6:18-23; Мф.8:5-13.

 

 

 

 

> 18 Свободные от рабства греху, вы стали рабами правды. – 19 Я говорю образно, учитывая вашу человеческую немощь. – Как некогда вы отдали ваши телесные члены в рабство нечистоте и беззаконию – для беззакония, так ныне отдайте ваши члены в рабство правде – для освящения. 20 Когда вы были рабами греха, вы были свободны от правды. 21 Какой же плод вы тогда получали? Такие дела, которых вы ныне стыдитесь, ибо в конце их – смерть! 22 Ныне же, свободные от греха и ставшие рабами Бога, вы получаете такой плод, который дает вам освящение, а в конце – вечную жизнь. 23 Ибо жалованье греха – смерть, а дар Бога, – вечная жизнь во Христе Иисусе, Господе нашем.

> Господь Иисус Христос излагал свое новое учение притчами, то есть образными примерами, взятыми из обыденной жизни. Так и апостол Павел, будучи опытным душепопечителем, зная о человеческой «немощи», излагает свое Евангелие, прибегая к иносказаниям.

> Сегодняшнее чтение из Послания к римлянам предлагает нам размышление о двух образах жизни: о жизни, пожинающей плоды греха, и о жизни, вкушающей плоды правды Божией. Первая – жизнь под ветхим Законом, вторая – жизнь под благодатью. Крещеные во Христа, «мы не под Законом, но под благодатью» (Рим.6,14-15). В таинстве Святого Крещения верующие во Христа переходят границу между ветхой и новой жизнью. Из ветхого мира они вступают в область Нового Творения. И если христианин желает удержаться в этом новом бытии, он должен постоянно оправдывать и подтверждать его соответствующей жизненной практикой.

> Ни в какой другой книге Нового Завета так подробно не говорится о смысле крещения, как в Послании к римлянам. Мы – крещеные. Мы крестим наших детей. Поэтому для нас так важно знать, какое место крещение занимает в нашей жизни. Апостол Павел пишет о том, что оно означает наш внутренний переворот настолько радикальный, что мы можем сравнить его только со смертью. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (6,3). Из этой смерти во Христе возникает новая жизнь: «Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (6,8). И в новой жизни не будет, не должно быть места теням прошлого, таким делам, о которых и вспоминать-то, как пишет Апостол, стыдно и страшно. Новая жизнь возникает не потому, что это я сам оказался способен сделать как бы не бывшей свою собственную биографию, забыть ее, отречься от нее, но потому, что есть мой Создатель, Который в Сыне Своем подарил мне новое начало, причем, так безусловно, что апостол Павел может сказать: моя ветхая жизнь закончилась, «умерла» в очах Божиих. Именно такой смысл предполагает крещение.

> Но такова ли наша жизнь после крещения? Будем реалистами. Крещение в наши дни принимают очень многие, не имея ни малейшего представления о его смысле и значении. Оно чаще всего (к сожалению, это так!) воспринимается как некая гарантия смутно понимаемого благополучия в земной жизни. Люди проходят крещение, отнюдь не собираясь расставаться с ветхой жизнью, и уж тем более не собираясь «умирать» для нее. Крещение и последующее за ним членство в Церкви (а часто никакого реального членства в Церкви и не происходит) в лучшем случае воспринимается как неиссякаемый источник благодати. Это так и есть! Но благодать Божия становится действенной только в реализуемой вере. Вера же реализуется в святой и праведной жизни. Иначе весь наш религиозный язык, церковные ритуалы и жесты лишаются своего смысла, и само Евангелие теряет свою спасительную силу. Вспомним самое начало Послания к римлянам, торжественно провозглашающее: Евангелие Христово «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (1,16). В прочитанном сегодня отрывке апостол Павел пишет именно об этой опасности легкомысленного отношения к Евангелию и крещению, когда оно понимается как источник «дешевой благодати», за которую не надо платить своей привычной земной жизнью.

> Именно об этом апостол Павел говорит, используя также другую метафору, своего рода притчу, заимствованную из житейского опыта античного человека, а именно из института рабства, с которым был знаком всякий житель Римской империи: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь?» (6,16). Апостол принципиально считает, что человек всегда находится под властью тех или иных сил, и потому абсолютная автономия человека есть иллюзия. Он рассматривает крещение не как переход от состояния рабства к состоянию полной раскованности и произвола, но как смену господ, переход от одного господина к другому. В Римском мире раб по той или иной причине мог менять своего господина. Чаще всего это был результат продажи раба, изредка – добровольная смена господина. Но в любом случае раб, сменивший господина, подвергался обряду крещения «во имя» его нового хозяина. Раба погружали в воду, произносили над ним формулу перехода под власть нового господина и нарекали его новым именем. С этого момента раб не имел права служить кому бы то ни было кроме господина, который его купил (или выкупил), и не имел права откликаться на свое прежнее имя. Крещение означало переход к совсем другой жизни под властью другого господина.

> Но если уж раб определился и теперь принадлежал тому или иному господину (так у апостола Павла), то он был обязан безусловно подчиняться. Только сравнение это не совсем корректно. И это признаёт апостол, оттого и пишет, что он использует сравнение с рабством условно, метафорически. Ведь если рабство греху действительно держит человека в несвободе, то «рабство» правде Божией, напротив, переносит человека в область свободы. Но ради «немощи» своей аудитории апостол Павел считает практически полезной наглядную яркость своего сравнения. Так его читатели и слушатели имеют возможность сравнить «доход», «прибыль», или, как образно выражается апостол, «плод» ветхого и «плод» нового образа жизни. Если до крещения этот плод составляли «дела, каких ныне сами стыдитесь» (апостол Павел не хочет их даже называть), ибо они приносили смерть, то после крещения плод нового образа жизни – дела святые и праведные, которые принесут жизнь, и не просто жизнь, но жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

> Святость и праведность жизни. Слова привычные. Мы употребляем их как синонимы. Наверное, это правильно. Но что они означали первоначально? «Святость, освящение» означает принадлежность Богу, извлеченность из мира, из мирского употребления. А «праведность», или «правда» христианина означает стиль новой жизни, отвечающей Правде Божией, явленной в Иисусе Христе и открытой в Евангелии Креста и Воскресения. Праведность, или правда – принципиальная черта святости, освященной, богоугодной жизни в Духе Святом! Апостол Павел всячески подчеркивает различие между прежней и новой жизнью. Прежняя жизнь характеризовалась «нечистой и беззаконием». И это беззаконие приводило к новым беззакониям. В этом и суть рабства греху. Грех производит грех и смерть.

> Совсем иная – новая жизнь, в «рабстве» Богу и Его правде. Эта жизнь ведет путем освящения к совершенной святости. Конечно, будучи реалистом, апостол Павел знает, что человек, отдающий себя Христу, не сразу становиться совершенным человеком: его жизнь будет постоянной борьбой. Поэтому не удивительно, что апостол использует в своих наставлениях метафору, заимствованную из воинского словаря: «жалование» и «дар». Жалование воин получал за свою верную службу (1Кор.9,7). Дар он получал по милости императора по особым праздничным дням. Апостол Павел жалованию за службу греху, – а это жалование есть смерть, – противопоставляет щедрый подарок Божественной благодати во Христе Иисусе – жизнь вечную. Смерть – по заслугам ветхой жизни во грехе. Вечная жизнь – не по нашим заслугам, а по вере и великой милости Божией.

архимандрит Ианнуарий Ивлиев.
Проповедь 5 июля 2009 г., в 4-е воскр. по Пятидесятнице 
(в начале – фрагмент Рим. в переводе арх. Ианнуария) ]

 

 

 

 

см. также по теме:
+++ В.Н. Кузнецова: нас освободили для нового рабства?
+++ Плата, которую платил грех, и Божий дар
+++ о. Александр Мень: тайна искупления

 

 

к евангельскому чтению:

 + + + Ганс Урс фон Бальтазар: никакая власть на свете
        не бывает без того, чтобы ей самой не быть в подчинении
                                                     (+ссылки!)
 + + + митр. Сурожский Антоний:
        "Скажи же только слово, пока еще не приходи..."
        www.messia.ru/rasylka/007/1883.htm#0 (+ссылки!)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Если мы умерли такой же смертью, как и Он, и тем соединились с Ним,
 то и воскреснем, подобно Ему.
 Мы знаем, что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте,
 чтобы наша греховная сущность лишилась силы,
 чтобы мы перестали быть рабами греха.
 Ведь умерший освобождается от греха.
 Мы верим, что, раз мы умерли с Христом, то и жить будем с Ним.
 Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет,
 смерть над Ним уже не властна.
 Он однажды умер – и для греха Он мертв.
 Он теперь жив – и живет для Бога.
 Так и вы, соединясь с Христом Иисусом,
 считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога.
 Так пусть грех не царит в вашем смертном теле
 и не подчиняет вас его вожделениям.
 Не допускайте, чтобы какая-нибудь часть вашего тела
 служила греху как орудие зла.
  Вместо этого отдайте себя – умерших и обретших жизнь – Богу
 и всё свое существо Богу как орудие добра.
 Пусть не правит вами больше грех, потому что вы не во власти Закона,
 а во власти Божьей доброты.
  — Так что же?
 Будем грешить, раз над нами теперь не Закон, а Божья доброта?
  — Ни в коем случае!
 Разве вы не знаете, что если вы отдали себя кому-либо в рабство,
 то вы действительно стали рабами того, кому повинуетесь:
 вы или рабы греха, что ведет к смерти,
 или рабы того повиновения, что ведет к примирению с Богом.
 Некогда вы были рабами у греха,
 но, благодарение Богу, всем сердцем стали повиноваться
 тому учению, которое было вам передано.*
                          (Рим.6:5-17 - включает ряд. чтение субботы)

* * *

*Если корень посвящен Богу, то и ветви.
 А если некоторые из ветвей были отломаны
 и ты, дикая маслина, был привит на их место
 и стал причастен корню и сокам садовой маслины,
 то не похваляйся перед ветвями.
 Чем ты можешь похвалиться?
 Ведь не ты опора корню, а корень - тебе.
 Может, ты скажешь: "Ветви были отломаны, чтобы привить меня"?
 Прекрасно!
 Они отломаны из-за неверия, а ты на их месте благодаря вере.
 Но не заносись, а бойся!
 Если Бог не пощадил природных ветвей, думаешь, Он пощадит тебя?
 Так помни, что Бог и добр, и суров.
 Суров к отпавшим, к тебе добр, пока уповаешь на Его доброту.
 А нет - и тебя срубят.
 И если евреи перестанут упорствовать в неверии, будут снова привиты.
 Бог властен привить их снова.
 И если ты, будучи срезан с дикой маслины,
 вопреки природе привит к садовой,
 то тем легче Богу
 вернуть эти отломанные природные ветви на их родную маслину.
Я хочу, братья, открыть вам одну тайну, чтобы вы о себе высоко не мнили:
 ослепление, в котором пребывает часть Израиля, не навсегда,
 а до тех пор, пока весь языческий мир не придет к Богу.
 И тогда весь Израиль будет спасен, как говорит Писание:
        "Придет с Сиона Освободитель
           и удалит прегрешения потомков Иакова.
         И Я заключу с ними этот договор,
           когда уничтожу их грехи".
 Они не приняли Радостной Вести - и Богу они враги, ради вас враги.
 Но они - избранный народ Божий, и Бог их любит, любит ради их праотцев.
 Неотъемлемы Его дары и неизменно призвание!
 И вы некогда были непокорны Богу,
 но теперь из-за их непокорности прощены.
 Так и они из-за того, что вы прощены, теперь непокорны,
 чтобы и самим получить прощение.
 Всех Бог сделал пленниками непокорности,
 чтобы всем даровать прощение.
 О бездна Божьего богатства, мудрости и всеведения!
   Не объяснить Его решений!
   Не понять Его путей!
 Кто познал разум Господа
   и кто был Его советчиком?
 И кто дал Ему хоть что-нибудь,
   что Он обязан вернуть?
 Ибо всё от Него, через Него и для Него!
   Ему слава вовеки! Аминь.* (Рим.11:16-36 - часть ряд. чтения четверга)

* * *

*Когда Иисус пришел в Капернаум, подошел к Нему, прося о помощи, римский центурион.
 — Господин мой, у меня дома лежит слуга, разбитый параличом, он ужасно страдает.
 — Я приду и вылечу его, – говорит ему Иисус.
 — Господин мой, – возразил Ему центурион, – я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров. Только повели словом – и слуга мой выздоровеет. Сам я человек подчиненный, но и у меня под началом есть воины. И одному я говорю: "Ступай" – и он идет; другому: "Иди сюда" – и он приходит; слуге говорю: "Сделай то-то" – и он делает.
 Иисус, выслушав его, удивился и сказал Своим спутникам:
 — Говорю вам истинную правду: еще ни у кого в Израиле Я не встречал такой веры. Но вот что Я говорю вам:
  многие придут с востока и с запада
  и усядутся за пиршественный стол
  вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом
  в Царстве Небес.
  А те, кому было предназначено Царство,
  будут изгнаны вон, во тьму,
  где будет плач и зубовный скрежет.
 — Ступай домой, – сказал Иисус центуриону, – и пусть будет тебе по вере твоей.
 И в тот же час слуга выздоровел.* (Мф.8:5-13, воскресное евангельское чтение)

* * *

*И сказал тогда Иисус:
 - Отец, Владыка неба и земли!
  Благодарю Тебя за то,
   что Ты открыл простым и малым
      сокрытое от мудрых и разумных!
 Да, Отец, такова была Твоя благая воля!
 Мой Отец всё вверил Мне.
 Никто не знает Сына, кроме Отца,
   и Отца никто не знает, кроме Сына
   и того, кому Сын пожелает открыть.
 Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей!
   Я дам вам отдых!
 Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
   и у Меня учитесь:
 потому что Я мягок и кроток сердцем,
   и вы наконец отдохнете,
 ведь заповеди Мои просты
   и ноша Моя легка!*
    (Мф.11:25-30 – вкл. часть чтения среды и чт-е четверга)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3303.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm