=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 21 июня 2015 г. ст.ст., суббота 5-й седмицы
по Пятидесятнице;
* 22 июня 2015 г. ст.ст.,
воскресенье 5-е по Пятидесятнице;
Первая часть этого выпуска рассылки посвящена свт. Иоанну, 2-я – воскресному апостольскому чтению.
к
еванг. чтению субботы:
> Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (1896, Харьковская губ. — 19.6/2.7.1966, Сиэттл). Михаил Борисович Максимович, сын харьковского дворянина из семьи, бывшей в родстве с тобольским митрополитом св. Иоанном (Максимовичем). Отец Михаила был предводителем дворянства, дядя — ректором Киевского университета, он сам в 1914 г. окончил Полтавский Кадетский корпус, а в 1918 г. — Харьковский императорский университет. Однако уже во время учебы Максимович больше молился, чем зубрил. Он познакомился с местным архиереем, знаменитым митрополитом Антонием (Храповицким) и стал его духовным сыном. Революция, ставшая для многих крушением всех надежд, не стала катастрофой для глубоко верующего юноши. Он вместе с родителями попал в Белград, учился здесь на богословском факультете, зарабатывая на жизнь продажей газет, в 1926 г. митр. Антоний постриг его в монашество с именем Иоанна в честь св. Иоанна Тобольского, и в том же году был рукоположен во священника. С 1929 года он стал преподавателем в сербской семинарии в городе Битоль. Епископ Охридский Николай называл Иоанна “живым святым”: молодой иеромонах ежедневно служил литургию, ел только один раз в день поздно вечером, никогда не гневался. Студенты, жившие в общежитии, быстро заметили, что маленький, тщедушный Максимович не спит на кровати, только засыпает на коленях во время молитвы; они даже подкладывали ему кнопки в постель, чтобы в этом убедиться. Правда, он не отличался красноречием, что было крупным недостатком для преподавателя. Тем не менее, в 1934 году его было решено рукоположить во епископа. Он поехал в Белград; в трамвае его встретила знакомая русская эмигранта и спросила, зачем он в городе. Максимович ей сказал, что по ошибке его вызвали в город вместо какого-то другого иеромонаха, избранного для посвящения в епископы. На следующий день он ей сообщил, что ошибка вышла еще хуже: именно его и рукоположили. /Дальше/
|
> Послали еп. Иоанна в Шанхай, где в те годы была огромная колония русских эмигрантов. И здесь он ежедневно служил литургию, продлолжал бороться с ночным сном, обливал себя холодной водой (но никогда не мылся). Максимович организовал в городе приют для сирот, через который прошло почти четыре тысячи детей. Когда после Второй мировой войны в Шанхай пришли коммунисты, Максимович эвакуировал весь приют сначала на Филиппины, а затем в США. Более того, он хлопотал перед американскими правительственными чиновниками о разрешении пяти тысячам русских из Шанхая въехать в США. Такая массовая выдача эмиграционных виз противоречила всем правилам, но именно Максимович всё-таки добился своего, и все воспринимали это как чудо большее, чем многочисленные исцеления, совершавшиеся им. > После завоевания Шанхая коммунистами, все местные епископы признали власть Патриарха Алексия, отреклись от подчинения лидерам “эмигрантской” Церкви, с которыми были многие годы. Только еп. Иоанн продолжал поминать главу Зарубежного Синода митрополита Анастасия и жестко объяснял, что при поставлении в епископа присягал Зарубежному Синоду, и изменит ему только, “когда мне докажут Священным Писанием и законами любой страны, что клятвопреступление есть добродетель, а верность клятве есть тяжкий грех”. Власти закрыли собор, в котором он служил, и в 1949 г. вместе со своей паствой Максимович покинул город. Остались те, кто поверил обещаниям коммунистов, — все они погибли в концлагерях. > В 1951 г. еп. Иоанн был назначен главой приходов в Западной Европе. Еще в Сербии он служил литургию не только на церковнославянском, но и на греческом — для живших там греков; в Шанхае он часто служил на китайском. Теперь он, постоянно разъезжая по континенту, служил на французском и голландском, на английском, — в то время, как большинство его единоверцев сохраняли психологию замкнутых в себе, отгородившихся от окружающего мира людей. Настоятель одной из парижских католических церквей, как некогда еп. Антоний, назвал Максимовича “живым святым” — святым Жаном Ню Пье (Босоногим Жаном — владыка ходил босиком, возможно, со времен жизни в Китае, где быть бедным означало быть босоногим). Когда однажды его церковное начальство прислало категорическое требование носить ботинки, Максимович, связав пару шнурками, стал носить их как вериги — на шее. Благодаря его проповеди появились даже православные общины в Голландии, в основном именно из голландцев, не русских. > Осенью 1962 г. еп. Иоанна, к тому времени одного из старейших епископов эмигрантской Церкви перевели в Сан-Франциско. Тамошняя община раздиралась склоками; замкнутые в своем мирке эмигранты постоянно воевали между собой, выплескивая ненависть и в церковных делах. Многие члены общины ранее жили в Шанхае и помнили Максимовича, надеялись на то, что он сможет умирить страсти. Действительно, четыре месяца всё шло к примирению партий, но вдруг немногие скандалисты из Сан-Франциско нашли себе мощную поддержку на другом конце Соединенных Штатов — в Нью-Йорке, у членов Синода Зарубежной Церкви. Возглавлял синод митр. Анастасий, глубокий старик, и шла борьба между возможными его преемниками. Всех их объединял страх перед тем, что Максимович, возможно, оттеснит их. > Весной 1963 года на епископа Иоанна подали в суд те члены церковной общины, которые оказались не у дел после его приезда в город. Обвиняли епископа в растрате денег, в подтасовке выборов епархиального совета, — жалкие, ничтожные дрязги, которые вообще стыдно было нести в светский суд. Сила обвинителей была в том, что их вдохновляло высокое церковное начальство из Нью-Йорка; доходило до того, что секретарь Синода священник Георгий Граббе давал подложные телеграммы от имени Синода, приехал и давал показания против Максимовича. Если коммунисты были недовольны тем, что еп. Иоанн не отказывался от верности Зарубежной Церкви, то лидеры Зарубежной Церкви были недовольны тем, что Максимович поминал и патриарха Алексия (Симанского), не считал иерархов Церкви в самой России “еретиками”, “продавшимися большевикам”, даже сослужил вместе со священниками Московской Патриархии, которых большинство “церковных деятелей” Зарубежной Церкви считали отпадшими от веры уже по тому, что они справляли Рождество не 25 декабря, а 7 января. Одним было мало того, что еп. Иоанн считал католиков “отпадшими” от Церкви; такие идеи были у всех людей его круга и времени, но почитали святым при жизни и после смерти только его. Паства Максимовича любила его не за отвержение католиков или нового стиля, а за то, что он и настоящий подвижник (за это многие в Америке как раз его презирали, называя его аскезу и юродство — паранойей), вечный помощник эмигрантам в их бесчисленных скорбях и проблемах, являющий веру в непрестанной молитве и радости о Боге. Маленький сгорбленный старичок со свернутой на правое плечо головой освещал жизнь тысяч людей любовью и лаской. > На приходских собраниях православных Сан-Франциско доходило до прямых оскорблений в адрес Максимовича. В город приезжали епископы, чтобы выступать в суде против него. Процесс вел судья Эдвард О’Дэй, сам католик, который (беспрецедентный случай в истории города) разрешил еп. Иоанну перед началом каждого заседания произносить торжественно молитву. А показаний Максимович не давал, считая себя прежде всего монахом, который не имеет права оправдываться. Однако, его окружали и друзья, и в конечном счете судья целиком оправдал епископа от нападок единоверцев. В сущности, столкнулись два православия: “гладенькое”, торжествующее, угрюмо замкнутое в самоупоении и Православие сияющее, ликующее и страдающее, страданием и светом поднятое выше всех раздоров. Архиепископ Иоанн страдал, он прямо говорил, что причина раздора — дьявол, но осуществляли-то раздор его же собратья-епископы. “Я одинок во всём, — сказал он незадолго до смерти одному из близких прихожан. — Если услышишь, что я умер, знай, они убили меня”. Он умер через два года после процесса, а еще через тридцать лет почитание его достигло такой мощи, что те же самые (в основном) люди, которые его затравили, провозгласили его святым, уступая народу и Духу Божию. А ещё чуть позже, когда "карловчане" согласились примириться с Московской Патриархией, они указывали на Максимовича как сторонника компромисса — тоже напрасно. Со священниками Патриархии Максимович дружил, но от подчинения Патриархии убегал. Он умер различать "каноническое", "идейное" и "личное", а фанатики и карьеристы именно этого и не умеют. Канон<изирован> 30.6.1994 РПЦЗ, память ввиду совпадения кончины с памятью ап. Иуды положена в субботу, ближайшую к 19 июня / 2 июля. [ свящ. Яков Кротов. Из "Словаря святых" ]
> 9.30-10.4 МОЛИТВА ЗА ИЗРАИЛЬ
> 9.32 дела
— в некоторых рукописях: «дела Закона». 9.33 Но тот
— в ряде рукописей: «Но всякий». > 9.30 Рим 10.20 9.31 Прем
2.11; Рим 10.2-3 9.32 Ис 8.14 9.33 Ис 28.16;
Рим 10.11; 1Петр 2.6,8 <.....> > Ст. 3 — Поэтому они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей, и стремясь утвердить свой собственный, не подчинились праведной воле Божьей — В этом и заключается ложное знание евреев. Люди приняли свой собственный путь за Божий. По их мнению, это всегда путь исполнения всех заповедей Закона, что приводит к убеждению, что человек может добиться спасения собственной праведностью. Не подчинились — Кроме того, надо помнить, что Закон давал Израилю чувство исключительности, обязательно приводившей к хвастовству, к презрению к беззаконным, которые будут уничтожены (см. 2.17,23; 4.2; ср. Флп 3.3-6), в то время как Павел постоянно подчеркивал необходимость послушания. Иначе вера превращается из веры в Бога в веру в свое национальное и религиозное величие. > Ст. 4 — Потому что Христос — конец Закона — Греческое слово «телос» имеет два значения: «конец» и «цель». Многие толкователи считают, что апостол Павел имел в виду, что Христос являлся целью Закона (Иоанн Златоуст, Феодорит, Фео-филакт). Закон не вечен, хотя в этом было уверено большинство еврейских богословов того времени. По мнению Павла, его важнейшая цель — привести людей к Христу. В контексте этого отрывка такое толкование очень вероятно: язычники, стремясь к оправданию, правильно поняли Бога и достигли верной цели — Христа (ср. 3.31). Другие же убеждены, что это конец Закона (например, Августин). Ведь с явлением Христа Закон, который был дан Богом и был необходим людям, не достигшим духовного совершеннолетия1, теперь утратил свое значение. Но на самом деле оба значения здесь подходят. Ведь когда цель достигнута, нет смысла продолжать то, что уже достигнуто, а нужно идти вперед. Закон остался в прошлом. Следовательно, те, что настаивают на обязательности Закона в новую эпоху, тем самым отвергают Христа. Это значит наливать молодое вино в старые мехи. > Теперь каждый, кто верит, оправдан Богом — С приходом Христа теряют смысл всякие причины для национальной и религиозной гордыни, а это стало возможно только тогда, когда Закон пришел к своему концу. Кто верит — Это вера в Христа. <...> [ В.Н. Кузнецова. Из кн.
"Письмо христианам Рима Апостола Павла", М.: ОПУОПАМ,
2013 ]
к апостольскому чтению воскресенья: + + + свящ. Яков Кротов: Жизнь, вера, религия + + + митрополит Сурожский Антоний: Закон Ветхого Завета и Закон Жизни www.messia.ru/rasylka/008/2250.htm#0 (+ссылки)
к евангельскому чтению воскресенья:
+ + + "Не тем же ль духом одержима ты, Русь глухонемая!" (о.А.Мень и др.)
проповеди митр. Антония: +++ станем людьми по отношению к другим людям! +++ об исц. двух бесноватых ("Раз за разом мы слышим в Евангелии...") +++ о том же ("В одном из Евангелий тому отрывку...") +++ об исц. гадаринского бесноватого («Уйди, зачем ты до времени пришел нас мучить?»)
свящ. Яков Кротов: +++ бесноватость - это раздвоенность (28) (+ссылки) +++ "Да Любит Он их, дурашек, как и нас, дураков" (29) www.messia.ru/rasylka/006/1674.htm#B (+ссылки) +++ krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_28.htm +++ krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_32.htm +++ krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/08_34.htm
+ + + "Уйди!" (свт. Иоанн Златоуст, митрополит Антоний и др.) www.messia.ru/rasylka/008/2251.htm#0 (+ссылки) + + + "Заклинание на духов нечистых", приписываемое свт. Григорию Чудотворцу
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Иисус о многом говорил им в притчах: ********************************************* /*/ включает
евангельское чтение пятницы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3307.htm#0
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
||||||||||
|