Будьте
всегда и во всём согласны, равно люби́те
друг друга всей душой, одинаково и чувствуйте, и мыслите!
(3) Ничего не делайте
из своекорыстия и тщеславия. (4) Пусть
каждый смиренно считает другого выше себя! Пусть каждый
из вас думает не о собственном благе, а о благе
других! (5) Пусть мысли
и чувства ваши друг к другу будут у вас,
как у Христа Иисуса:
6 Он,
по природе Бог,
не держался за равенство
с Богом,
7 но добровольно
лишился всего,
приняв природу раба
и человеком
родившись.
Он был во всём человеку подобен,
8 но еще
больше себя умалил
и так был послушен,
что принял и самую смерть
смерть на кресте.
9 За это Бог вознес
Его над всеми
и имя даровал превыше всех имен,
10 чтобы пред именем
Иисуса
всякое колено преклонилось
на небе, на земле
и в преисподней
11 и всяк язык
провозгласил,
что Иисус Христос Господь,
во славу Бога
Отца.
|
> История креста Христова рассказана в каждом
из четырех Евангелий; значение креста —
это преобладающая тема посланий. Но настоящий
отрывок[52]
необычным образом показывает крест, как бы увиденный
глазами Распятого, и позволяет нам проникнуть
в душу Христа. Мы ступаем, таким образом, действительно
на святую землю. И нужно помнить, что эта привилегия
дана нам не для того, чтобы удовлетворить наше любопытство,
но чтобы преобразовать нашу жизнь.
> Если друг делает что-то озадачивающее нас,
мы можем спросить, что он «имел в виду», поступая
так. Именно в этом смысле Павел использует слово
«чувствования» <(="мысли
и чувства")> в стихе
5. Что именно казалось важным для Иисуса?
Какие принципы Он хранил? Какие цели? На основании
чего Он делал Свой выбор?
> Откровение души Христа представляется здесь
как история великой перемены. Она начинается
с Того, Кто был образом Божиим (ст.
6), то есть с Того, Кто обладал естеством
Самого Бога и проявлял его внешне[53].
> Очевидно, стих 6 говорит о Господе Иисусе
Христе до Его воплощения. Поэтому мы должны
осмотрительно использовать такие идеи, как «внешнее проявление»,
ибо мы ничего не знаем о божественной фазе.
Мы можем только утверждать, что во Христе Иисусе
было «то выражение существования, которое отождествляется
с сущностью природы и характера Бога и которое
раскрывает ее».{} Какая же перемена
отражена в стихе 8, когда Тот,
Кто был образом Божьим, стал послушным даже до смерти!
Уэсли верно выразил это, написав:
> «Как всё таинственно! Бессмертный
умирает!» [55]
> Поразительная тайна, и в то же
время свидетельство Библии! Мы не можем знать, как
это произошло; в том, что это действительно
произошло, мы уверены.
> В этих стихах подчеркивается, что перемена
произошла в результате сознательного решения, и здесь
мы начинаем проникать в «чувствования Христа».
В стихе 7 сказано, что Он уничижил
Себя Самого, а в стихе 8:
смирил Себя. Возвратная форма глагола указывает
на «собственное решение и действие, на уничижение
нашего Господа как на добровольный акт, Им Самим
предпринятое действие».{}
> Мы должны со смирением подходить
к любому вопросу, имеющему отношение к небесам
и касающемуся Святой Троицы. В этом отрывке
мы встречаем фразу, которая, по-видимому, ведет нас
к самой сути того решения, перед которым стоял и которое
принял вечный Господь Иисус. Мы читаем, что Он не почитал
хищением быть равным Богу (<= "не держался
за равенство с Богом">, ст. 6).
В этом случае нелегко остановиться на каком-либо
одном-единственном значении слов Павла, сказанных на греческом
языке. Существует множество правомерных вариантов значения
и оттенков смысла, и они, конечно, были более
очевидными для него, чем для нас. Поэтому мы можем
предоставить каждому из них внести свою лепту в полноту
истины, которой Павел желал поделиться с нами. Основная
проблема сконцентрирована в слове, переведенном как хищение[57].
> Это может означать, во-первых, «нечто, что надо
крепко удерживать любой ценой»[58].
В данном случае "сокровищем" было бы
обладание (буквально) «тем же, что и Бог», совместное
Сына с Отцом владение вечной, божественной славой,
той славой, которую в Своей воплощенной, земной
жизни Он жаждал восстановить (Ин.17:5)[59].
> Нам не хватает ни воображения, ни интеллекта,
чтобы представить и понять божественные реалии, для нас —
всё это «просто слова»; но для Него? Для Него —
известная и возлюбленная реальность, которой Он добровольно
предал Себя. Не это ли «чувствования Христа»:
иметь самое лучшее, великое и притягательное и отказаться
от этого добровольно, в интересах более желанной
цели?
> Два других возможных значения можно упомянуть
вместе: «положение, которое можно использовать (к своей
выгоде)» и «вещь, которую захватывают для себя,
как разбойник хватается за добычу». В обоих
случаях можно предположить, что Сын Божий до Своего
воплощения мог бы использовать Свою божественную
природу для достижения еще большей славы, превосходящей
то, чем Он уже обладал.
> Давайте здесь пойдем с осторожностью
и почтением. Лучше задавать вопросы, чем строить
предположения. Мог ли Сын подвергаться искушению
узурпировать власть Отца? Существовала ли слава Отца,
обладания которой Он, как Сын, мог бы искать?[60],
скорее, Сын Божий, будучи по природе Господом
всего, мог стремиться к явному и признанному
проявлению этого Господства раньше, чем это планировал
Отец? Может быть, Он устал быть «инкогнито» на протяжении
«ветхозаветных» столетий?[61]
Насколько по-человечески ограниченно, бледно выглядим
мы, когда осмеливаемся коснуться тайн Бога! Стоял ли
когда-нибудь вопрос о таком выборе, мы не знаем.
Но мы определенно знаем, что Он избрал самоуничижение,
смирение Себя, намеренно встал на путь самоотвержения.
Может быть, это и есть «чувствования Христа»?
> Несколько прояснив таким образом картину,
мы можем теперь попытаться ближе подойти к смыслу
стихов 6-8 в целом. «Великая перемена»,
о которой мы упоминали выше, произошла в два этапа.
Параллельные выражения уничижил Себя… смирил Себя
описывают центральное деяние в двух отдельных стихах.{}
К концу стиха 7 Павел проследил путь Господа Иисуса
до момента Его рождения подобным человекам,
затем он принимает это как исходную точку (ст. 7,
по виду став как человек) и следит
за великим сошествием до самого момента смерти
на кресте.
|
> 52
Все согласны с тем, что 2:6-11
представляет собой гимн или поэму. <.....>
Специалисты до сих пор не пришли к единому
мнению относительно того, был ли гимн сочинен самим
Павлом или использован здесь как подходящая цитата,
которой он дал свое апостольское одобрение. Как в настоящем
поэтическом произведении, каждое слово взвешено, но мысль
часто передается иносказательно, а не разъясняется
детально.
> 53
Слово «образ», morphe, используется
в Новом Завете только здесь, однако сравните его
с глаголом morphoomai, Гал.4:19, где он относится
к внутреннему развитию и внешнему проявлению
жизни Христа в верующем. Morphe <...>
«указывает на наиболее полную и истинную личность»;
Моул говорит об «облике, который является манифестацией» ().
Интересно, что в английском языке мы используем
слово «form», говоря и о внутреннем («Are you
in good form?» — «Ты в порядке?»),
и о внешнем состоянии.
> 55
К.Уэсли, И может ли быть…? —
С.Wesley, And can it be…? Ср.: Деян.3:15:
«Начальника жизни убили»; 1Кор.2:8: «распяли… Господа
славы» и т.д.
> 57
Слово harpagmos нигде больше не встречается
в греческой Библии. Ср.: harpage —
Мф.23:25: «хищения» (англ. «extortion», т.е. «вымогательство,
назначение непомерно высоких цен»); Евр.10:34: «расхищение»
(англ. «plundering», т.е. «разграбление, расхищение»);
harpazein — Мф.11:12: «силою берется»,
Ин.6:15: «нечаянно взять» (англ. «take by force»,
т.е. «взять силой»); Ин.10:12: «расхищает» (англ. «snatches»,
т.е. «хватает») и т.д.
> 58
Винсент () говорит, что в греческом
языке существительное harpagma часто встречается
с глаголом egeisthai («почитал», ст. 6) в значении
«жадно ухватиться». Лайтфут предлагает значение «придавать
значение, ценить»; «награда, которую нельзя упустить».
> 59
Ср.: Ин.5:18, где Иисус представлен «сделавшим Себя
равным Богу». Словарный состав почти идентичен, за исключением
того, что в Евангелии от Иоанна «равный» —
это прилагательное мужского рода, isos, т.
е. «равный человек», тогда как в Послании к Филиппийцам
это прилагательное среднего рода во множественном
числе, isa, т.е. выражающее «более законный вид…
равенство двух сил, двух функций» ().
> 60
Писание учит о «первенстве» Отца в Святой Троице:
Еф.1:3: Он Бог и Отец Иисуса; Ин.20:17: Он «Бог
мой» для воскресшего Господа Иисуса; Мк.13:32 обозначает
растущий масштаб существования: «никто… ни Ангелы…
ни Сын…», т.е. незнание этого было не только
земным ограничением, а реальностью в Святой
Троице; ср.: 1Кор.15:28 и т.д. Даже без предположения,
что Флп.2:6 и сл. ст. основывается на учении
Павла о первом и втором Адаме, Адам из Быт.3
может быть использован здесь в качестве иллюстрации.
Он тоже, по–своему, был сыном, образом и славой
Божьей (Лк.3:38; Быт.1:26; 1Кор.11:7); но, поддавшись
искушению, он использовал свое привилегированное
положение как основу для самовозвышения; будучи
образом Божьим, он, как грабитель, ухватился за шанс
«быть как боги» (Быт.3:5) — и, ухватившись,
умер. Христос, напротив, отказался приобретать для Себя;
Он предпочел смерть, чтобы мы могли жить.
> 61
Это всего лишь попытка обобщить полезную дискуссию
Колланжа (указ. соч.). Она вполне согласуется с откровением
воплощенного Господа, Который явно обладал всей властью
и могуществом, но проявлял Свою силу только
в подчинении воле Отца, например: Ин.11:42. Иисус
являет Свое всевластие для воскрешения умершего как ответ
на Его молитву Отцу. Это также хорошо согласуется
с окончательным дарованием Отцом всеми признанного
Господства Сыну в ответ на совершенное Его послушание
(Флп. 2:9-11). Мы можем вспомнить здесь земные искушения
Господа (Мф.4:1-11): использовать силу для самовозвышения
(ст. 3), показать Свое могущество для самопрославления
(ст. 6) и достичь власти не путем подчинения
Отцу, а иным способом (ст. 8 и далее).
|