=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

* 8 июля 2015 г. ст.ст., вторник 8-й седмицы по Пятидесятнице.
  Явление (обретение) Казанской иконы Пресвятой Богородицы
  (во граде Казани) (1579).

  литургические чтения (праздничные, ряд. переносятся на пн):
                         Флп.2:5-11; Лк.10:38-42; 11:27-28.

 

 

 

 

+++ заметки свящ. Якова Кротова о Казанской иконе Богоматери

 

 

* * *

 

Будьте всегда и во всём согласны, равно люби́те друг друга всей душой, одинаково и чувствуйте, и мыслите! (3) Ничего не делайте из своекорыстия и тщеславия. (4) Пусть каждый смиренно считает другого выше себя! Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, а о благе других! (5) Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас, как у Христа Иисуса:

Он, по природе Бог,
    не держался за равенство с Богом,

но добровольно лишился всего,
    приняв природу раба
       и человеком родившись.
Он был во всём человеку подобен,

  но еще больше себя умалил
и так был послушен,
    что принял и самую смерть –
       смерть на кресте.

За это Бог вознес Его над всеми
    и имя даровал превыше всех имен,
10 чтобы пред именем Иисуса
    всякое колено преклонилось –
       на небе, на земле и в преисподней –
11 и всяк язык провозгласил,
    что Иисус Христос – Господь,
       во славу Бога Отца.

12 Вот так и вы, мои любимые, должны быть послушны!

Флп.2:2b-12 в переводе В. Н. Кузнецовой

> История креста Христова рассказана в каждом из четырех Евангелий; значение креста — это преобладающая тема посланий. Но настоящий отрывок[52] необычным образом показывает крест, как бы увиденный глазами Распятого, и позволяет нам проникнуть в душу Христа. Мы ступаем, таким образом, действительно на святую землю. И нужно помнить, что эта привилегия дана нам не для того, чтобы удовлетворить наше любопытство, но чтобы преобразовать нашу жизнь.

> Если друг делает что-то озадачивающее нас, мы можем спросить, что он «имел в виду», поступая так. Именно в этом смысле Павел использует слово «чувствования» <(="мысли и чувства")> в стихе 5. Что именно казалось важным для Иисуса? Какие принципы Он хранил? Какие цели? На основании чего Он делал Свой выбор?

> Откровение души Христа представляется здесь как история великой перемены. Она начинается с Того, Кто был образом Божиим (ст. 6), то есть с Того, Кто обладал естеством Самого Бога и проявлял его внешне[53].

> Очевидно, стих 6 говорит о Господе Иисусе Христе до Его воплощения. Поэтому мы должны осмотрительно использовать такие идеи, как «внешнее проявление», ибо мы ничего не знаем о божественной фазе. Мы можем только утверждать, что во Христе Иисусе было «то выражение существования, которое отождествляется с сущностью природы и характера Бога и которое раскрывает ее».{} Какая же перемена отражена в стихе 8, когда Тот, Кто был образом Божьим, стал послушным даже до смерти! Уэсли верно выразил это, написав:

> «Как всё таинственно! Бессмертный умирает!»[55]

> Поразительная тайна, и в то же время свидетельство Библии! Мы не можем знать, как это произошло; в том, что это действительно произошло, мы уверены.

> В этих стихах подчеркивается, что перемена произошла в результате сознательного решения, и здесь мы начинаем проникать в «чувствования Христа». В стихе 7 сказано, что Он уничижил Себя Самого, а в стихе 8: смирил Себя. Возвратная форма глагола указывает на «собственное решение и действие, на уничижение нашего Господа как на добровольный акт, Им Самим предпринятое действие».{}

> Мы должны со смирением подходить к любому вопросу, имеющему отношение к небесам и касающемуся Святой Троицы. В этом отрывке мы встречаем фразу, которая, по-видимому, ведет нас к самой сути того решения, перед которым стоял и которое принял вечный Господь Иисус. Мы читаем, что Он не почитал хищением быть равным Богу (<= "не держался за равенство с Богом">, ст. 6). В этом случае нелегко остановиться на каком-либо одном-единственном значении слов Павла, сказанных на греческом языке. Существует множество правомерных вариантов значения и оттенков смысла, и они, конечно, были более очевидными для него, чем для нас. Поэтому мы можем предоставить каждому из них внести свою лепту в полноту истины, которой Павел желал поделиться с нами. Основная проблема сконцентрирована в слове, переведенном как хищение[57].

> Это может означать, во-первых, «нечто, что надо крепко удерживать любой ценой»[58]. В данном случае "сокровищем" было бы обладание (буквально) «тем же, что и Бог», совместное Сына с Отцом владение вечной, божественной славой, той славой, которую в Своей воплощенной, земной жизни Он жаждал восстановить (Ин.17:5)[59].

> Нам не хватает ни воображения, ни интеллекта, чтобы представить и понять божественные реалии, для нас — всё это «просто слова»; но для Него? Для Него — известная и возлюбленная реальность, которой Он добровольно предал Себя. Не это ли «чувствования Христа»: иметь самое лучшее, великое и притягательное и отказаться от этого добровольно, в интересах более желанной цели?

> Два других возможных значения можно упомянуть вместе: «положение, которое можно использовать (к своей выгоде)» и «вещь, которую захватывают для себя, как разбойник хватается за добычу». В обоих случаях можно предположить, что Сын Божий до Своего воплощения мог бы использовать Свою божественную природу для достижения еще большей славы, превосходящей то, чем Он уже обладал.

> Давайте здесь пойдем с осторожностью и почтением. Лучше задавать вопросы, чем строить предположения. Мог ли Сын подвергаться искушению узурпировать власть Отца? Существовала ли слава Отца, обладания которой Он, как Сын, мог бы искать?[60], скорее, Сын Божий, будучи по природе Господом всего, мог стремиться к явному и признанному проявлению этого Господства раньше, чем это планировал Отец? Может быть, Он устал быть «инкогнито» на протяжении «ветхозаветных» столетий?[61] Насколько по-человечески ограниченно, бледно выглядим мы, когда осмеливаемся коснуться тайн Бога! Стоял ли когда-нибудь вопрос о таком выборе, мы не знаем. Но мы определенно знаем, что Он избрал самоуничижение, смирение Себя, намеренно встал на путь самоотвержения. Может быть, это и есть «чувствования Христа»?

> Несколько прояснив таким образом картину, мы можем теперь попытаться ближе подойти к смыслу стихов 6-8 в целом. «Великая перемена», о которой мы упоминали выше, произошла в два этапа. Параллельные выражения уничижил Себя… смирил Себя описывают центральное деяние в двух отдельных стихах.{} К концу стиха 7 Павел проследил путь Господа Иисуса до момента Его рождения подобным человекам, затем он принимает это как исходную точку (ст. 7, по виду став как человек) и следит за великим сошествием до самого момента смерти на кресте.

52 Все согласны с тем, что 2:6-11 представляет собой гимн или поэму. <.....> Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, был ли гимн сочинен самим Павлом или использован здесь как подходящая цитата, которой он дал свое апостольское одобрение. Как в настоящем поэтическом произведении, каждое слово взвешено, но мысль часто передается иносказательно, а не разъясняется детально.

> 53 Слово «образ», morphe, используется в Новом Завете только здесь, однако сравните его с глаголом morphoomai, Гал.4:19, где он относится к внутреннему развитию и внешнему проявлению жизни Христа в верующем. Morphe <...> «указывает на наиболее полную и истинную личность»; Моул говорит об «облике, который является манифестацией» (). Интересно, что в английском языке мы используем слово «form», говоря и о внутреннем («Are you in good form?» — «Ты в порядке?»), и о внешнем состоянии.

> 55 К.Уэсли, И может ли быть…? — С.Wesley, And can it be…? Ср.: Деян.3:15: «Начальника жизни убили»; 1Кор.2:8: «распяли… Господа славы» и т.д.

> 57 Слово harpagmos нигде больше не встречается в греческой Библии. Ср.: harpage — Мф.23:25: «хищения» (англ. «extortion», т.е. «вымогательство, назначение непомерно высоких цен»); Евр.10:34: «расхищение» (англ. «plundering», т.е. «разграбление, расхищение»); harpazein — Мф.11:12: «силою берется», Ин.6:15: «нечаянно взять» (англ. «take by force», т.е. «взять силой»); Ин.10:12: «расхищает» (англ. «snatches», т.е. «хватает») и т.д.

> 58 Винсент () говорит, что в греческом языке существительное harpagma часто встречается с глаголом egeisthai («почитал», ст. 6) в значении «жадно ухватиться». Лайтфут предлагает значение «придавать значение, ценить»; «награда, которую нельзя упустить».

> 59 Ср.: Ин.5:18, где Иисус представлен «сделавшим Себя равным Богу». Словарный состав почти идентичен, за исключением того, что в Евангелии от Иоанна «равный» — это прилагательное мужского рода, isos, т. е. «равный человек», тогда как в Послании к Филиппийцам это прилагательное среднего рода во множественном числе, isa, т.е. выражающее «более законный вид… равенство двух сил, двух функций» ().

60 Писание учит о «первенстве» Отца в Святой Троице: Еф.1:3: Он Бог и Отец Иисуса; Ин.20:17: Он «Бог мой» для воскресшего Господа Иисуса; Мк.13:32 обозначает растущий масштаб существования: «никто… ни Ангелы… ни Сын…», т.е. незнание этого было не только земным ограничением, а реальностью в Святой Троице; ср.: 1Кор.15:28 и т.д. Даже без предположения, что Флп.2:6 и сл. ст. основывается на учении Павла о первом и втором Адаме, Адам из Быт.3 может быть использован здесь в качестве иллюстрации. Он тоже, по–своему, был сыном, образом и славой Божьей (Лк.3:38; Быт.1:26; 1Кор.11:7); но, поддавшись искушению, он использовал свое привилегированное положение как основу для самовозвышения; будучи образом Божьим, он, как грабитель, ухватился за шанс «быть как боги» (Быт.3:5) — и, ухватившись, умер. Христос, напротив, отказался приобретать для Себя; Он предпочел смерть, чтобы мы могли жить.

> 61 Это всего лишь попытка обобщить полезную дискуссию Колланжа (указ. соч.). Она вполне согласуется с откровением воплощенного Господа, Который явно обладал всей властью и могуществом, но проявлял Свою силу только в подчинении воле Отца, например: Ин.11:42. Иисус являет Свое всевластие для воскрешения умершего как ответ на Его молитву Отцу. Это также хорошо согласуется с окончательным дарованием Отцом всеми признанного Господства Сыну в ответ на совершенное Его послушание (Флп. 2:9-11). Мы можем вспомнить здесь земные искушения Господа (Мф.4:1-11): использовать силу для самовозвышения (ст. 3), показать Свое могущество для самопрославления (ст. 6) и достичь власти не путем подчинения Отцу, а иным способом (ст. 8 и далее).

А. МотиерИз  кн. "Послание к Филиппийцам" (серия "Библия говорит сегодня") ]

 

 

 

+++ иг. Иннокентий (Павлов) о переводе этого текста В.Кузнецовой

+++ беседа арх. Ианнуария (Ивлиева) об этом фрагменте (аудио)

+++ что такое «жизнь по Евангелию»

+++ митр. Георгий (Ходр): Кенотическое прочтение Писания

+++ Романо Гвардини: Бог, ставший ничем

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*К Иисусу пришли фарисеи и саддукеи.
 Желая испытать Его,
 они стали требовать, чтобы Он явил им знак с небес.
 Но Он ответил:
 -  На закате вы говорите: "Будет хорошая погода 
  небо красное".
  А рано утром: "Сегодня будет буря  -  небо багровое".
  Глядя на небо, вы умеете предсказывать погоду,
  а знаков наступающих времен различить не умеете?
  Злое и безбожное поколение!
  Оно требует знака, но не будет дано ему знака, кроме знака Ионы!
 И, покинув их, Иисус ушел.
 Ученики приплыли к другому берегу. ...
 Иисус сказал им:
 -  Смотр`ите, берегитесь фарисейской и саддукейской закваски!*
                                                       (Мф.16:1-6/&/)

             *********************************************

/&/ ев. чтение понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3313.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»