=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!* 19 октября 2015 г. ст.ст., воскресенье
22-е по Пятидесятнице
к апостольскому чтению:
> ПРИТЧИ: НЕНАГЛЯДНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ или дешифровка из центра > Притчи Иисуса в течение двух тысячелетий толковались как прежде всего аллегории, символы. Еврейское слово "притча" – "маша́л" (арамейское "матла́"), однако, обозначает не аллегорию, а и сравнение, и притчу, и аллегорию, и иллюстрацию, и загадку, и басню, и пословицу, и пример, и аргумент и пр. В 1899 году появилась книга Адольфа Юлихера, впервые отвергшая аллегорические толкования как чуждые притчам Христа. Однако, Юлихер впал в противоположную крайность, сделав притчи – вполне в духе викторианского морализма – примитивными нравственными иллюстрациями. Например, притча о богаче и Лазаре стала означать необходимость терпеть страдания и бояться удовольствий. Что это – о Страшном Суде, о покаянии перед Богом, оказалось за бортом. Юлихер на целое поколение перекрыл дальнейшие исследования – пока не появилась книга Каду (Cadoux) "Притчи Иисуса" (Нью-Йорк, 1931), а за ней – Додда ("Притчи синоптических евангелий", Кембридж, 1937). Своеобразным итогом стали книга Иеремиаса. Эти исследователи жили в эпоху информационной революции и были её частью: текст стал пониматься не как единица, монолог, а как диалог, часть коммуникации. Притчи Иисуса были разные, но все они произносились в ситуации спора, столкновения, а не писались за кабинетным столом. Они были не только ответом на атаку – они требовали ответа, требовали дерзко, разили, хотя никогда не насмерть. > Христианам "дано знать тайны Царствия Небесного", а не христианам, неверующим, тайн знать не дано (Мф.13.11). В Евангелии от Марка те же слова Христа приведены чуть полнее и точнее: "Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах" (Мк.4.11). <.....> здесь <..> нравственное противоречие: почему весть о спасении всех дана не всем? К тому же слова о притче часто понимались жестоко: притча – это шифр, мешающий понять тайны, ключ к этому шифру дается избранным. Если с такой жесткостью взглянуть на эти строки, то очень жестокими покажутся и последующие: притчи мешают глазам видеть, мешают людям обратиться, покаяться, увидеть Бога, исцелиться. > Где больше всего картинок? В букваре, в самой важной книге, которую должны прочесть все. Шифры используют не картинки, а цифры. Притча – это картинка, и притча – не шифр, а, напротив, ключ к шифру, толкование для самых непонятливых. Апостолы, правда, не поняли притчи – но этим они изумили Самого Бога. Впрочем, наверное Иисус не слишком изумился: часто бывает, что взрослый человек не понимает того, что предназначено для ребенка, для особой детской психики. > Однако, если притча – это помощь "внешним",
еще далеким от Христа, то почему эта помощь
беспомощна? То есть, конечно, многим притчи помогают,
и большинству людей притча о сеятеле совершенно
понятна и помогает кое-что понять о Христе, > Конечно, нет. "Бог поругаем не бывает" – но Бог и не ругается, не срамит, не издевается. Но бывают такие картинки-загадки: в переплетеньи сучьев и ветвей нужно найти контуры птички, зайца, охотника. Для этого нужно сосредоточиться, расслабиться, захотеть увидеть охотника, посмотреть на пестрый узор свежим взглядом, отрешиться от привычного для себя восприятия. Так и евангельские притчи, столь, казалось бы для верующего, ясные. Нужно от много отрешиться – и прежде всего, от себя – чтобы понять эти простые картинки, чтобы увидеть в соединении слов Бога. Это ключ к шифру, который не автоматически действует, а лишь тогда, когда с ключом соединяют самого себя. > Мешает понять притчу всё та же первогреховная гордость, сосредоточенность на себе. Об этом и говорит Христос, приводя слова из пророка Исайи: "Глаза свои сомкнули, да не увидят глазами ... и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Мф.13,15). В Евангелии от Марка эти слова переданы не столь точно, и их можно понять превратно: люди не видят, "да" по воле Божией не обратятся и, соответственно, не исцелятся. Но речь идет, конечно, о воле человеческой. Мы сами зажмурились, чтобы не видеть Врача, чтобы не лечиться. Мы закрыли рот, чтобы не глотать таблетку. > Глаза не обязательно зажмурить, чтобы не видеть. Достаточно просто привыкнуть к чему-либо, чтобы перестать это видеть. Мы привыкаем к небу, мы привыкаем к жене или мужу, мы не видим, что собственные дети уже давно не малыши, мы не замечаем соседей и сослуживцев. Так иудеи, свыкнувшись с Богом, в Которого веровали, не заметили, что Бог живет среди них. Более того: мы, христиане, свыкаемся со Христом так, что перестаем Его замечать, перестаем ощущать Его необычность, чуждость миру, перестаем замечать Его волю, всегда уродливую для мира – и, естественно, перестаем ее выполнять. Не только ветхозаветная, но и новозаветная Церковь постоянно тяготеет к привыканию к Христу, настолько, что перестает замечать Его и идти за Ним, начинает жить для себя самой, отчего, естественно, она должна бы сразу перестать быть Церковью. > Но вновь и вновь происходит чудо. Господь Сам приходит в сердца христиан, Господь посылает пророков и архиереев, необычных святых, юродивых, монахов, взрывающих устоявшийся порядок – взрывающих Христом. И Церковь, казалось бы, по логике, долженствующая воспротивиться такому взрыву и прогнать Христа – вновь и вновь принимает Его, поверх нежелания христиан видеть Христа, поверх нашего сопротивления непривычному Господу. Так совершается вновь и вновь чудо Спасения, схождения в мир и переворачивания мира к Небу. > Притча есть обращение к конкретному образу. На взгляд
человека, привыкшему к научному мышлению, стремящемуся
от явления проникнуть к сущности, так что
знание тем совершеннее, чем абстрактнее. Детей
учат по картинкам, взрослых высокоумными словами. Арифметику
можно объяснить на пальцах, а высшую математику –
только рисуя на доске абстрактные значки. Христос обращается
к последователям > Кроме того, притча лучшим образом отражает сущность подвига Христа: воплощение, соединение божественной и человеческой природы. Притча есть соединение земной природы (в том числе, буквально: винограда, деревьев, моря) с божественной. Притча действенна потому, что человек в себе тоже таит способность обожиться, соединиться по благодати с Богом. Человек есть средство единения мира, способность человека к абстракции есть способность объединять конкретные вещи по их сути. Человек, обжегшийся о свечу, не будет лезть в костёр, тем самым объединяя свечу и костёр. Человек, понявший, что ради выгодной сделки можно продать всё имущество и вложить деньги в предприятие, способен понять, что ради Христа можно отказаться от привязанности к материальному миру, чтобы в Царстве Божием соединиться с этим же миром уже в качестве не страдальца, а повелителя. [ свящ. Яков Кротов.
К
ЕВАНГЕЛИЮ ]
+ + +
Я.К.: + + +
он же: птицы
над головой + + +
арх. Ианнуарий (Ивлиев): Притчи –
побуждение к размышлению + + +
В.Н.Кузнецова: притча-аллегория о сеятеле + + + она же. Цель притч + + + она же: Учение для избранных?
------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.13:3-13,18-23; Мк.4:3-20 эпизод N63 по "Брюссельскому согласованию" ( messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#63 )
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Смотрите, чтобы никто не завлек
вас в сети * * * *А я ничем не хочу хвастаться - * * * *В один из тех дней Иисус сел со Своими
учениками в лодку и сказал им: * * * *Однажды в субботу Иисус проходил через
поле. * * * *Иисус рассказал им притчу: ********************************************* /*/ включает
часть апостольского чтения понедельника и апостольское чтение
вторника и чтения среды и четверга. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3354.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|