=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 19 октября 2015 г. ст.ст., воскресенье 22-е по Пятидесятнице
  литургические чтения: Гал.6:11-18; Лк.8:5-15 * (21-го вс).

 

 

 

к апостольскому чтению:
  ++ ++ свящ. Александр Мень: Единство Библии
               messia.ru/rasylka/008/2329.htm
   ++ ++ свящ. Александр Мень, БЦ: "хвалюсь Крестом"
                      messia.ru/rasylka/006/1674.htm
    ++ ++ еп. Джон Робинсон: благодать. участие в страдании Бога.
                        быть христианином - значит быть человеком
                                   messia.ru/rasylka/005/1327.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

> ПРИТЧИ: НЕНАГЛЯДНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ или дешифровка из центра

> Притчи Иисуса в течение двух тысячелетий толковались как прежде всего аллегории, символы. Еврейское слово "притча" – "маша́л" (арамейское "матла́"), однако, обозначает не аллегорию, а и сравнение, и притчу, и аллегорию, и иллюстрацию, и загадку, и басню, и пословицу, и пример, и аргумент и пр. В 1899 году появилась книга Адольфа Юлихера, впервые отвергшая аллегорические толкования как чуждые притчам Христа. Однако, Юлихер впал в противоположную крайность, сделав притчи – вполне в духе викторианского морализма – примитивными нравственными иллюстрациями. Например, притча о богаче и Лазаре стала означать необходимость терпеть страдания и бояться удовольствий. Что это – о Страшном Суде, о покаянии перед Богом, оказалось за бортом. Юлихер на целое поколение перекрыл дальнейшие исследования – пока не появилась книга Каду (Cadoux) "Притчи Иисуса" (Нью-Йорк, 1931), а за ней – Додда ("Притчи синоптических евангелий", Кембридж, 1937). Своеобразным итогом стали книга Иеремиаса. Эти исследователи жили в эпоху информационной революции и были её частью: текст стал пониматься не как единица, монолог, а как диалог, часть коммуникации. Притчи Иисуса были разные, но все они произносились в ситуации спора, столкновения, а не писались за кабинетным столом. Они были не только ответом на атаку – они требовали ответа, требовали дерзко, разили, хотя никогда не насмерть.

> Христианам "дано знать тайны Царствия Небесного", а не христианам, неверующим, тайн знать не дано (Мф.13.11). В Евангелии от Марка те же слова Христа приведены чуть полнее и точнее: "Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах" (Мк.4.11). <.....> здесь <..> нравственное противоречие: почему весть о спасении всех дана не всем? К тому же слова о притче часто понимались жестоко: притча – это шифр, мешающий понять тайны, ключ к этому шифру дается избранным. Если с такой жесткостью взглянуть на эти строки, то очень жестокими покажутся и последующие: притчи мешают глазам видеть, мешают людям обратиться, покаяться, увидеть Бога, исцелиться.

> Где больше всего картинок? В букваре, в самой важной книге, которую должны прочесть все. Шифры используют не картинки, а цифры. Притча – это картинка, и притча – не шифр, а, напротив, ключ к шифру, толкование для самых непонятливых. Апостолы, правда, не поняли притчи – но этим они изумили Самого Бога. Впрочем, наверное Иисус не слишком изумился: часто бывает, что взрослый человек не понимает того, что предназначено для ребенка, для особой детской психики.

> Однако, если притча – это помощь "внешним", еще далеким от Христа, то почему эта помощь беспомощна? То есть, конечно, многим притчи помогают, и большинству людей притча о сеятеле совершенно понятна и помогает кое-что понять о Христе, но всё-таки большинство "видит и не понимает"? Что это – наказание от Бога? издевка над гордецами?

> Конечно, нет. "Бог поругаем не бывает" – но Бог и не ругается, не срамит, не издевается. Но бывают такие картинки-загадки: в переплетеньи сучьев и ветвей нужно найти контуры птички, зайца, охотника. Для этого нужно сосредоточиться, расслабиться, захотеть увидеть охотника, посмотреть на пестрый узор свежим взглядом, отрешиться от привычного для себя восприятия. Так и евангельские притчи, столь, казалось бы для верующего, ясные. Нужно от много отрешиться – и прежде всего, от себя – чтобы понять эти простые картинки, чтобы увидеть в соединении слов Бога. Это ключ к шифру, который не автоматически действует, а лишь тогда, когда с ключом соединяют самого себя.

> Мешает понять притчу всё та же первогреховная гордость, сосредоточенность на себе. Об этом и говорит Христос, приводя слова из пророка Исайи: "Глаза свои сомкнули, да не увидят глазами ... и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Мф.13,15). В Евангелии от Марка эти слова переданы не столь точно, и их можно понять превратно: люди не видят, "да" по воле Божией не обратятся и, соответственно, не исцелятся. Но речь идет, конечно, о воле человеческой. Мы сами зажмурились, чтобы не видеть Врача, чтобы не лечиться. Мы закрыли рот, чтобы не глотать таблетку.

> Глаза не обязательно зажмурить, чтобы не видеть. Достаточно просто привыкнуть к чему-либо, чтобы перестать это видеть. Мы привыкаем к небу, мы привыкаем к жене или мужу, мы не видим, что собственные дети уже давно не малыши, мы не замечаем соседей и сослуживцев. Так иудеи, свыкнувшись с Богом, в Которого веровали, не заметили, что Бог живет среди них. Более того: мы, христиане, свыкаемся со Христом так, что перестаем Его замечать, перестаем ощущать Его необычность, чуждость миру, перестаем замечать Его волю, всегда уродливую для мира – и, естественно, перестаем ее выполнять. Не только ветхозаветная, но и новозаветная Церковь постоянно тяготеет к привыканию к Христу, настолько, что перестает замечать Его и идти за Ним, начинает жить для себя самой, отчего, естественно, она должна бы сразу перестать быть Церковью.

> Но вновь и вновь происходит чудо. Господь Сам приходит в сердца христиан, Господь посылает пророков и архиереев, необычных святых, юродивых, монахов, взрывающих устоявшийся порядок – взрывающих Христом. И Церковь, казалось бы, по логике, долженствующая воспротивиться такому взрыву и прогнать Христа – вновь и вновь принимает Его, поверх нежелания христиан видеть Христа, поверх нашего сопротивления непривычному Господу. Так совершается вновь и вновь чудо Спасения, схождения в мир и переворачивания мира к Небу.

> Притча есть обращение к конкретному образу. На взгляд человека, привыкшему к научному мышлению, стремящемуся от явления проникнуть к сущности, так что знание тем совершеннее, чем абстрактнее. Детей учат по картинкам, взрослых высокоумными словами. Арифметику можно объяснить на пальцах, а высшую математику – только рисуя на доске абстрактные значки. Христос обращается к последователям с притчами-картинками не потому, что учит чему-то очень простому и учит очень простых. Просто выше абстрактного знания находится то, о чём говорит знание, и Иисус говорит о том, что выше абстракций: о Боге, Его любви и Царстве. Бог по другую сторону и абстрактного, и конкретного, и говорить о Нём можно либо конкретно (притчами, сравнениями, на пальцах) либо абстрактно – но совершенная абстракция, абсолютная сущность есть Сам Иисус.

> Кроме того, притча лучшим образом отражает сущность подвига Христа: воплощение, соединение божественной и человеческой природы. Притча есть соединение земной природы (в том числе, буквально: винограда, деревьев, моря) с божественной. Притча действенна потому, что человек в себе тоже таит способность обожиться, соединиться по благодати с Богом. Человек есть средство единения мира, способность человека к абстракции есть способность объединять конкретные вещи по их сути. Человек, обжегшийся о свечу, не будет лезть в костёр, тем самым объединяя свечу и костёр. Человек, понявший, что ради выгодной сделки можно продать всё имущество и вложить деньги в предприятие, способен понять, что ради Христа можно отказаться от привязанности к материальному миру, чтобы в Царстве Божием соединиться с этим же миром уже в качестве не страдальца, а повелителя.

свящ. Яков Кротов.  К ЕВАНГЕЛИЮ ]

 

 

 + + + Я.К.:
    притча – не текст, а тест; Апостолам дан Иисус; прорастает не земля...

 + + + он же: птицы над головой
        messia.ru/rasylka/009/2475.htm#0 (+ссылки!)

 + + + арх. Ианнуарий (Ивлиев): Притчи – побуждение к размышлению
                                                        (+ссылки)

 + + + В.Н.Кузнецова: притча-аллегория о сеятеле
       messia.ru/rasylka/006/1660.htm#0 (+ссылки)

 + + + она же. Цель притч

 + + + она же: Учение для избранных?

 

 

 

        -------------------------------------

        * параллели к еванг. чтению: Мф.13:3-13,18-23; Мк.4:3-20

          эпизод N63 по "Брюссельскому согласованию"

          ( messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#63 )

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Смотрите, чтобы никто не завлек вас в сети
 пустым и лживым философствованием,
 идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа.
 Потому что в Нём воплотилась и обитает вся полнота Божества.
 И вы обрели полноту жизни в единении с Ним —
 Главой Начал и Властей. ...
 Крещением вы погребли себя с Ним,
 крещением же воскрешены вместе с Ним —
 благодаря вере в силу Бога, поднявшего Его из мертвых.
 И вас, некогда мертвых из-за своих грехов
 и того, что вы, будучи необрезаны, не принадлежали к Божьему народу, —
 вас Бог вместе с Ним вернул к жизни.
 Он простил нам все преступления.
 Он перечеркнул список наших долгов,
 предъявленных к оплате предписаниями Закона,
 и уничтожил этот список, пригвоздив его к кресту.
 И этим Он обезоружил Начала и Власти
 и, выставив их всем на посмешище,
 провел как пленных в Своем триумфальном шествии. ...
 И если вы умерли вместе с Христом и теперь свободны от стихий мира,
 зачем же вы позволяете им устанавливать для вас всякие предписания,
 словно вы всё еще живете в этом мире?
 "Не прикасайся!" "Не ешь!" "Не трогай!"
 Да все эти запретные вещи для того и существуют,
 чтобы быть уничтоженными при употреблении!
 Всё это - человеческие заповеди и учения!
 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием,
 смирением и умерщвлением плоти,
 конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена.
 Они ведут лишь к потворству плоти!
 Итак, если Бог воскресил вас вместе с Христом,
 стремитесь к тому, что на небе,
 там, где Христос восседает по правую руку Бога.
 Помышляйте о вышнем, а не о земном.
 Ведь вы умерли, ваша жизнь сокрыта в Боге вместе с Христом.
 ...
 Пусть всё – и слова ваши, и поступки – будут во имя Господа Иисуса,
 потому что через Него вы благодарите Бога Отца.
 Жёны, повинуйтесь мужьям, это ваш долг перед Господом.
 Мужья, любите жен и не будьте с ними резки.
 Дети, во всём повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу.
 Отцы, не раздражайте детей, не то они станут малодушными. ...
 Что бы вы ни делали, трудитесь от всей души –
 как если бы это было для Господа, а не для людей.
 Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие.
 Ваш Господин – Христос, вы служите Ему.
 А кто причиняет зло, тому в той же мере воздастся злом,
 у Бога нет пристрастий. ...
 Постоянно молитесь, бодрствуйте во время молитвы и благодарите! ...
 Ведите себя мудро с посторонними, используйте любую возможность.
 Пусть ваша беседа будет всегда приятна и остроумна,
 и пусть для каждого у вас найдется нужный ответ.*
                       (Кол.2:8-10,12-15,20-3:3,17-21,23-25;4:2,5-6/*/)

* * *

*А я ничем не хочу хвастаться -
  одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа,
  благодаря которому мир распят для меня, а я - для мира.
  Ведь неважно, обрезан ты или нет.
  Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим.
  Мир и милость тем, кто следует этому правилу,
  и им, и всему Израилю Божьему!* (Гал.6:14-16/***/)

* * *

*В один из тех дней Иисус сел со Своими учениками в лодку и сказал им:
 — Давайте переправимся на другой берег.
 Они отплыли. И когда они плыли, Иисус уснул.
 Вдруг на озеро налетела буря, лодку стало заливать,
 и они были в опасности. Ученики подошли к Иисусу и разбудили Его:
 — Наставник, Наставник, погибаем!
 Он, проснувшись, усмирил ветер и бушующие волны.
 Они утихли, и наступило полное безветрие.
 — Где ваша вера? — сказал ученикам Иисус.
 Ученики, испуганные и изумленные, говорили друг другу:
 — Кто же Он, если даже ветру и воде приказывает
 и они Ему подчиняются?* (Лк.8:22-25/**/)

* * *

*Однажды в субботу Иисус проходил через поле.
  Его ученики срывали колосья, растирали их руками и ели зёрна.
  А некоторые из фарисеев сказали:
  "Вы зачем делаете то, чего нельзя делать в субботу!"
  Иисус ответил им:
  "А разве вы не читали, что сделал Давид,
   когда сам он и люди его голодали?
   Он вошел в дом Божий и, взяв жертвенный хлеб,
   сам ел и дал своим людям,
   а этот хлеб никому нельзя есть, кроме одних только священников. -
  Иисус продолжал:
  Сын человеческий - господин над субботой".
  В другую субботу Иисус пришел в синагогу и учил.
  Там был человек, у которого правая рука была сухая.
  Учител`я Закона и фарисеи следили,
  не станет ли Иисус лечить его в субботу,
  чтобы можно было Его обвинить.
  Но Иисус знал их мысли и сказал человеку с сухой рукой:
  "Встань и иди сюда, на середину".
  Тот встал.
  Иисус обратился к ним:
  "Я спрашиваю вас, что позволено делать в субботу: добро или зло?
   Спасти жизнь или погубить?"
  И, оглядев их всех, Иисус сказал человеку: "Протяни руку".
  Тот сделал это - и рука стала здоровой.* (Лк.6:1-10/*^/)

* * *

*Иисус рассказал им притчу:
 — Вышел человек сеять зерно.
  И когда сеял, часть зерен упала у дороги,
  где их затоптали и птицы склевали.
  Другие упали на каменистую почву,
  проросли, но не было влаги —
  и всходы засохли.
  Другие упали среди колючек —
  разрослись колючки и их заглушили.
  А другие зёрна упали в землю добрую,
  выросли и дали стократный урожай.
 И, сказав это, Иисус воскликнул:
 — У кого есть уши, пусть услышит!
 Ученики стали спрашивать Иисуса, что значит эта притча.
 — Вам дано знать тайны Царства Бога, — ответил Он, —
   а для остальных всё остается загадочным, так что они
    смотрят — и не видят,
    слушают — и не понимают.
  А притча эта значит вот что: зерно — слово Бога.
  Зёрна, упавшие у дороги, это те, кто слышит слово;
  но потом приходит дьявол и уносит его из сердец,
  для того чтобы они, поверив, не спаслись.
  Зёрна, упавшие на каменистую почву,
  это те, которые, услышав слово, принимают его с радостью;
  но корня у них нет, и поэтому какое-то время они верят,
  а в дни испытаний отступаются.
  Упавшие среди колючек — это те, кто услышал слово;
  но жизнь идет, их душат заботы о деньгах и житейских удовольствиях —
  и колос их не вызревает.
  А зёрна, упавшие в добрую землю,
  это те, кто, услышав слово, сохраняют его
  в своем добром и отзывчивом сердце
  и благодаря стойкости приносят урожай.*(Лк.8:4-15/^^/)

             *********************************************

/*/ включает часть апостольского чтения понедельника и апостольское чтение вторника и чтения среды и четверга.
/**/ из еванг. чтения среды.
/***/ из апостольского чтения воскресенья.
/*^/ евангельское чтение субботы.
/^^/ воскресное евангельское чтение.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3354.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm