=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 15 ноября 2015 г. ст.ст., суббота (26-й седмицы по Пятидесятнице).

  литургические чтения: Гал.3:8-12; Лк.9:37-43 * (25-й седм.).

 

 

 

 

А что через Закон никто не получит у Бога оправдания, ясно из следующих слов:
"Кто праведен благодаря вере, тот будет жить"
(Гал.3:11).

 

 

Там, где возвещается Евангелие, непременно также говорится и о людях, которые услышали и восприняли Евангелие. Однако то обстоятельство, что мы веруем, всегда есть нечто второстепенное, малое и незначительное по сравнению с тем, во что верит христианин, с содержанием и предметом его веры.

Христианская вера в первую очередь и самым решающим образом означает встречу. "Я верую в..." — гласит исповедание веры, и всё заключено в том, во что. Символ веры представляет это "во что", этот предмет веры, которым живет наша субъективная вера.

Я верую. Конечно, мои человеческий опыт и деятельность — это форма человеческого бытия. Но это "верую" совершается исключительно во встрече с Тем, Кто есть не человек, но Бог-Отец, Сын и Святой Дух. И, веруя, я целиком и полностью наполняюсь и определяюсь этим предметом моей веры. И интерес мой не вовне моей веры, а в том, в Кого верую. При этом я могу почувствовать, что размышление о Нём и созерцание Его есть и наилучшее попечение обо мне самом. "Верую в..." означает, что мы, люди, в своем величии и в своей нищете не одиноки. Мы предстаем перед Богом, и, как наш Господь и Наставник, Он в полной мере заступается за нас. В этом предстоянии мы живем, действуем и страдаем в благие и в злые дни, в нашей греховности и в нашей праведности. Я не одинок, Бог встречает меня. Я, каким бы ни был, во всех обстоятельствах с Ним. Это означает: верую в Бога-Отца, Сына и Святого Духа.

Эта встреча с Богом есть встреча со словом милости, которое Он сказал в Иисусе Христе. Вера говорит о Боге-Отце, Сыне и Святом Духе как о Том, Кто нас встречает, как о предмете веры. Бог милостив — вот что говорит исповедание об Отце, Сыне и Святом Духе. Это включает в себя то, что абсолютно не в нашей власти быть с Ним, и что мы не заслужили того, что Он наш Бог. Это включает в себя, что у нас нет никаких прав на Него, но что Он сам в Своей бескорыстной доброте, в Своем величии пожелал быть Богом человека, быть нашим Богом. Он нам говорит, что это так. То, что Бог говорит нам: "Я милостив", — это Его слово, это краеугольное понятие всякой христианской мысли. Слово Бога есть слово Его милости.

И если вы меня спрашиваете: "Где слышим мы это Слово Бога?", то я могу лишь указать на Него самого, Того, Кто дает нам это услышать, и ответить с помощью великого средоточия исповедания веры, его второго положения: Слова милости Бога, в котором Он нам предстает, — на Иисуса Христа, Сына Бога, Сына человеческого, истинного Бога и истинного человека, Эммануила, Бога с нами в этом едином. Христианская вера есть встреча с этим "Эммануилом", встреча с Иисусом Христом и в Нём — с живым словом Бога.

Когда мы называем Священное Писание словом Божьим, то имеем при этом в виду, что Священное Писание есть свидетельство пророков и апостолов об этом одном Слове Бога, об Иисусе, об израильтянине, который есть Христос — Помазанник Божий, от вечности наш Господь и Царь. И когда мы это признаём, когда мы отваживаемся называть возвещение Церкви словом Божьим, то понимаем под этим возвещение Иисуса Христа, возвещение того, что истинный Бог и истинный Человек с нами. В Нём нам предстает Бог. И когда мы говорим: "Я верую в Бога", то это конкретно означает, что я верую в Господа Иисуса Христа.

Я обозначил эту встречу как дар. Это встреча, предоставляющая человеку свободу слушать слово Бога. Этот дар и эта свобода взаимосвязаны. Дар — это дарование свободы, великой свободы, заключающей в себе все прочие свободы.

Свобода — это великий дар Бога, дар встречи с Ним. Почему именно дар-встреча? Эта встреча, о которой говорит Символ, происходит не просто так. Она проистекает не из возможности человека и его инициативы, не из того, что мы, люди, несем в себе способность встретить Бога, услышать его слово. Если бы мы полностью отдавали себе отчет в том, к чему мы способны, а к чему нет, то не тратили бы попусту усилия на обнаружение того, что можно было бы назвать расположенностью к слову Божьему. Без проявления с нашей стороны какой-либо возможности в дело вступает могучая возможность Бога и делает возможным то, что мы сами по себе сделать не в состоянии. Это дар Божий, свободный, никак нами не подготовленный, делающий возможной для нас встречу с Ним и слушание при этом Его слова. Ведя речь о Боге-Отце, Сыне и Святом Духе, Символ во всех трех положениях говорит о совершенно новом, недоступном и непостижимом для нас существе и деянии. Это существо и деяние Бога-Отца, Сына и Святого Духа есть его свободная милость по отношению к нам. И Его же милостью является то, что наши глаза и уши отверзаются навстречу такой милости. Тайна Бога есть то, о чём говорит исповедание веры. И в тайне мы пребываем, когда она нам открывается, когда мы приобретаем свободу познать ее и в ней жить. "Верую, что ни своим разумом, ни своей силой не могу верить в Господа моего Иисуса или прийти к Нему" (М.Лютер).

* * *

То замечательное слово, в которое верует вера, —
это Божье Слово, Иисус Христос,
Тот, в Ком Бог раз и навсегда сказал Свое слово человеку.
Поэтому вера означает доверие.
Доверие — это акт, посредством которого
можно довериться верности Другого
  в том, что то, что Он обещает, — верно,
  и то, что он требует, Он требует по необходимости.
"Я верую" означает "я доверяю".
Я больше не должен полагаться лишь на себя,
у меня больше нет нужды
  оправдывать самого себя,
  спасать себя,
  доказывать свою значимость.
Становится бессмысленным глубиннейшее устремление человека —
  держаться лишь самого себя,
  обосновывать перед самим собой свою правоту.
Я верую не в самого себя,
я верую в Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Поэтому стали излишними и бесполезными все силы,
которые могли представляться в качестве опор,
в качестве якоря, которого можно держаться.
Излишним и бесполезным стало доверие к каким-либо богам.
Эти боги,
которых человек создавал в древние и в новые времена,
которых почитал, которым молился,
были теми силами, на которые он полагался,
выступали ли они в виде идей или в виде сил судьбы,
какие бы названия им не давались.

Вера освобождает
от необходимости доверять подобным богам,
и тем самым — от страха перед ними,
она освобождает от разочарований,
которые неизбежно и постоянно вызываются этими богами.
Мы можем быть свободны в доверии к Тому, кто его заслужил.
Мы можем быть свободными,
ведь мы уповаем на Того, кто в отличие от всех прочих сил,
остается и останется верным.
Наш человеческий путь — путь от одной измены к другой.
Это верно и относительно богов этого мира —
они не держат своих обещаний;
поэтому никогда нет действительного покоя и ясности.
Верность есть лишь у Бога,
и вера — это доверие к тому, что Его можно держаться,
доверие к Его обещаниям и наставлениям.
Держаться Бога —
значит довериться тому, что Бог за меня,
и жить в достоверности этого.
Вот обещание, которое дает нам Бог:
"Я за тебя".
Однако это обещание — одновременно и наставление:
я не предоставлен своему произволу и своим идеям,
у меня есть Его завет,
которого я должен придерживаться во всём,
во всех моментах своего земного существования.

* * *

Поскольку Бог за нас, то и у нас есть возможность быть за Него. Поскольку Он одарил нас Собой, то и мы вправе принести Ему то немногое, что у нас есть. Держаться Бога всегда это значит — целиком и полностью воспринять всё от Бога и целиком и полностью действовать ради Него.

Вера — это скорее свобода, дозволение, а не долженствование. Верующий в Слово Божье смеет во всём держаться этого Слова, невзирая на свидетельство вопреки. Никогда не веруют "в силу того, что", "на основе того, что", к вере пробуждаются вопреки всему. Подумайте о людях в Библии. Они пришли к вере не на основании каких-то доказательств. Однажды они были поставлены в такое положение, что посмели, а затем и должны были верить вопреки всему. Бог вне Своего Слова сокрыт для нас. Он открыт нам в Иисусе Христе. Если мы смотрим мимо Него, то неудивительно, что не находим Бога, впадаем в заблуждения и переживаем разочарования, видя мир, покрытый мраком. Когда мы верим, то должны верить вопреки сокрытости Бога.

Эта сокрытость Бога необходимо напоминает нам о наших человеческих пределах. Мы верим не на основе нашего разума и нашей силы. Об этом знает тот, кто действительно верит. Самым серьезным препятствием для веры всегда являются высокомерие и страх в человеческом сердце. Мы не желаем жить по милости. Против этого что-то энергично в нас восстает. Мы не желаем быть облагодетельствованы. Мы не в состоянии сами освободить себя от высокомерия и страха перед жизнью, здесь всегда имеет место "движение вопреки", не в последнюю очередь вопреки самим себе.

* * *

Если всё, что говорит против веры, свести вместе в какую-то противодействующую силу, то начинаешь догадываться о том, что Священное Писание называет дьяволом.

Когда человек верует, то посмеется над этим дьяволом. Однако вера не является героическим деянием человека.

В вере речь идет и о решении, принимаемом раз и навсегда. Вера — это не мнение, которое можно заменить другим мнением. Тот, кто верит на какое-то время, тот не знает, что такое вера. Вера подразумевает окончательно определившееся отношение. Вера говорит о Боге, о том, что́ Он сделал для нас. Это не исключает колебаний в вере. Однако с точки зрения предмета вера есть нечто окончательное. Не пугайтесь, отнеситесь к этому как к приглашению. Можно заблуждаться и сомневаться, однако тот, кто верит всегда, запечатлен неизгладимой печатью. Он может утешаться тем, что он устоял. Тому, кто борется с неверием, не сто́ит принимать свое неверие слишком всерьез. Лишь веру следует воспринимать всерьез, и когда у нас есть вера хотя бы с горчичное зерно, то этого достаточно для того, чтобы черт потерпел поражение.

Нам следует держаться Бога всецело. "Всецело", поскольку Бог — единственный, кто остается верным. Существует и человеческая верность, верность Богу, которую мы можем вновь и вновь созерцать в его творениях, можем радоваться ей и укрепляться ею. Однако основой такой верности всегда является верность Бога. Веровать означает обладать свободой доверять только лишь Ему. Это не означает обеднения человеческой жизни, а означает скорее, что нам вручено всё богатство Бога.

Мы призваны держаться за Слово Божье всей своей целостностью. Вера имеет отношение ни к одной лишь религиозной жизни, а ко всем сферам жизни, к вопросам внешним и внутренним, к телесному и духовному, к светлому и темному в нашей жизни. Мы можем положиться на Бога и в том, что касается нас самих, и в том, что движет нами в отношении к другим, ко всему человечеству. Речь идет обо всей жизни и обо всём умирании. Свобода в отношении такого доверия, понимаемого столь всеохватно, есть вера.

 

 

 

 

 

см. также:
+++ Карл Барт: Вера как познание. Веровать означает исповедовать

+++ он же: что есть вера? Что происходит с тем, кто уверовал?
                               messia.ru/rasylka/006/1721.htm
+++ Яков Кротов. Вера
+++  свящ. Александр Шмеман: Верую...

 

 

к апост. чтению:
+++ Филип Янси: законничество: бегство от благодати
          messia.ru/rasylka/006/1701.htm (+ссылки!)
+++ Мартин Лютер:
     вместе с Авраамом, поверившим Богу, получат благословение все, кто верит

+++ он же - из комм. к стт. 10-12
     messia.ru/rasylka/rzerv/ga3_10-12.txt

+++ свящ. Александр Мень:
     христианство без Христа?.. Закон и Евангелие
        messia.ru/rasylka/005/1367.htm#0 (+ссылки)

 

 

 

к еванг. чтению:
+++ Яков Кротов: "неверующие и развращенные" & Миф Дж.Толкина
                   messia.ru/rasylka/006/1687.htm  (+ссылки!)

 

 

 

 

        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.17:14-21; Мк.9:14-29;
          эпизод N88 по "Брюссельскому согласованию"
          (messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#88)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*... первым делом я прошу тебя, позаботься, пожалуйста, о том,
 чтобы молитвы с просьбами, мольбами, заступничеством и благодарностью
 были за всех людей,
 включая правителей и власти,
 так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно.
 Это хорошо и  угодно Богу, нашему Спасителю,
 который хочет, чтобы все люди были спасены
 и пришли к познанию истины.
         Ведь Бог один,
         и один посредник между Богом и человечеством -
         сам Человек, Христос Иисус,
         отдавший себя как выкуп за всех, -
         знак того, что время пришло!
 Поэтому Бог и назначил меня вестником,
 апостолом и наставником язычников в вере и истине.
 Я не лгу, я говорю правду!
 Так вот, я хочу, чтобы мужчины везде и всюду
 воздевали в молитве руки с чистыми помыслами, без гнева и споров.
 Это касается и женщин.
 И пусть они одеваются скромно и украшают себя
 стыдливостью и благоразумием.
 Не прическами, золотом, жемчугами и дорогими нарядами,
 а тем, что пристало женщинам, которые называют себя почитающими Бога,
 то есть добрыми делами.* (1Тим.2:1-10/*/)

                                * * *

*Всё, что создано Богом, хорошо,
 и нельзя отвергать ничего, что принимается с благодарностью,
 потому что оно освящается Божьим словом и молитвой.
 Давай братьям такие наставления,
 и ты проявишь себя добрым слугой для Христа Иисуса,
 вскормленным словами веры
 и того замечательного учения, которому ты последовал.
 Сам же ты сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней,
 но упражняй себя в подлинном богопочитании.
 Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти,
 оно же полезно всегда,
 потому что в нем обещание жизни и нынешней, и будущей.
 Вот верные слова, достойные быть принятыми.
 Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук,
 ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога,
 а Он - Спаситель всех людей, особенно верующих.
 Вот этого требуй и так учи.
 Пусть никто не смотрит на тебя свысока из-за того, что ты молод.
 Ты же будь примером для всех верующих -
 в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте.
 До тех пор, пока я не приду,
 посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению.
 Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества
 и во время возложения рук старейшинами.
 Усердно занимайся всем этим, будь прилежен,
 и тогда все увидят твои успехи.
 Следи за собой и за тем, чему учишь.
 Крепко держись всего этого,
 ведь поступая так, ты спасешь и себя, и своих слушателей.*
                                                      (1Тим.4:4-16/**/)

* * *

*<Иисус сказал:>
       "Всегда будьте в полной готовности:
           одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены.
        Будьте подобны тем, кто ждет возвращения своего хозяина
       со свадьбы, чтобы открыть ему, как только он вернется
       и постучит. Счастливы те слуги, которых хозяин, вернувшись,
       застанет не спящими. Верно вам говорю, он сам подпояшется,
       усадит их за стол и будет им прислуживать.
        Счастливы они, если он застанет их не спящими,
       в какой бы час ни вернулся, в полночь или на рассвете.
        Знайте, если бы хозяину дома было известно,
       в какое время придет вор, он не допустил бы,
       чтобы вор забрался в его дом. Будьте и вы в готовности,
       потому что Сын человеческий вернется в час, когда вы не ждете.
        - Господь, Ты рассказываешь эту притчу для нас или
       для всех? - спросил Его Петр.
        Иисус ответил:
        - Будьте такими, как верный и разумный управитель,
       которого хозяин может смело поставить над всей прислугой
       и поручить ему в положенное время выдавать их паек.
      Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись,
      застанет за делом. Верно вам говорю, он отдаст ему под начало
      всё свое имущество. А если слуга подумает:
      'Мой хозяин задержится', - и начнет бить слуг и служанок,
      будет есть, пить и пьянствовать, хозяин того слуги вернется
      в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором не ведает,
      и, наказав его люто, будет обращаться с ним как с теми,
      кто не заслуживает доверия.
      Слуга, который, зная волю своего господина, не исполняет ее
      и не собирается ее исполнять, будет жестоко избит.
      А если слуга ее не знает и совершит что-то заслуживающее порки,
      то наказание ему будет меньше.
         Кому много Бог дал,
           с того много и спросит,
         кому много доверил,
           с того еще больше потребует.
         Вы думаете, Я пришел дать земле мир?
         Нет! – говорю вам.
         Не мир – разделение! ..."
 А народу Иисус сказал:
 "Когда вы видите, что на западе поднимается туча,
  вы сразу говорите: "Будет дождь", и это сбывается.
  А когда дует южный ветер,
  вы говорите: "Будет жара", и это сбывается.
  Лицемеры! Глядя на землю и небо, вы умеете определять погоду,
  а понять, какое наступило ныне время, вы не умеете?
  Почему вы сами не можете решить, что для вас правильнее?
  Ведь когда идешь с истцом в суд,
  лучше тебе приложить все старания, чтобы помириться с ним по дороге,
  иначе он отведет тебя к судье, а судья отдаст тюремщику,
  а тюремщик бросит в тюрьму.
  Верно тебе говорю, оттуда не выйдешь,
  пока не отдашь весь долг до последнего гроша".
 В это время пришли к Иисусу и рассказали о галилеянах,
 чью кровь Пилат смешал с кровью жертвенных животных,
 когда они совершали жертвоприношение.
 Иисус сказал им в ответ:
 "Вы думаете, эти галилеяне были грешнее всех остальных галилеян,
  раз с ними такое случилось?
  Нет, говорю вам!
  Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!
  Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и убила?
  Думаете, они виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме?
  Нет, говорю вам!
  Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!"*
                                            (Лк.12:35-51,54-13:5/***/)

             *********************************************

/*/ содержит стихи из апостольского чтения среды.
/**/ содержит часть апостольского чтения пятницы.

/***/ содержит евангельское чтение вторника и стихи из чтения среды и четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3358.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»