=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

 

* 4 января 2016 г. ст.ст., воскресенье перед Богоявлением (Крещением),
  Навечерие Богоявления.
  литургические чтения: 2Тим.4:5-8; Мк.1:1-8.

 

 

 

 

> Однажды группа людей, состоявшая из духовенства и книжников, вышла за ворота Иерусалима и отправилась по дороге, ведущей к берегам Иордана. Предпринять путешествие их побудил слух о молодом пустыннике Иоанне. За короткое время о нём стало известно по всей стране. Посольству было поручено выяснить, каковы притязания этого человека, чему он учит и не является ли он опасным возмутителем народа.

> Иоанн называл себя “гласом вопиющего” {Т.е. голосом глашатая, вестника.}, что само по себе говорило о многом.

> Пять веков назад, когда кончились дни изгнания и иудеи смогли вернуться из Вавилона, великий учитель веры Исайя Второй сложил гимн о Богоявлении. В нём описано пасхальное шествие через бесплодную пустыню, которая расцветает перед лицом Господним, превращаясь в сад. Впереди – глашатай. Он призывает расчистить путь Идущему. {Ис 40,3.}

> С тех пор мессианские надежды связывались с этим виде́нием. Ожидали, что предтечей Избавителя станет сам пророк Илия, который вновь будет послан на землю.

> Жившие у Мертвого моря ессейские монахи уверяли, что роль глашатаев выпадет именно на их долю {См.: Кумранский устав, VIII,12-14.}. Но им казалось, что мир слишком глубоко погряз в беззакониях и только “Сыны света” достойны встретить Мессию. Обитатели Кумрана смотрели на себя как на единственных избранников. История мира, по мнению ессеев, не удалась, и все, кроме них, обречены. Они жили за стенами своих поселков, пунктуально соблюдая обряды и веря, что только с ними будет   заключен Новый Завет, предсказанный пророком Иеремией {См. Пролог.}.

> Конечно, и среди сектантов попадались люди, которых заботил жребий “сынов тьмы”. Не каждый из них мог радоваться гибели мира или спокойно примириться с ней. Один из кумранских богословов писал: “Разве не все народы ненавидят Кривду?.. Разве не из уст всех народов раздается голос Истины?” {Книга Тайн, 8-11.} Но тут же он с горечью признавал, что на деле никто не следует правде Божией. А если так, то рассчитывать грешникам не на что. Святые должны оставаться на страже. Что им за дело, если нечестивцы получат по заслугам?..

> Проповедь Иоанна, вероятно, привела ессеев в замешательство. Им не в чем было упрекнуть его, и тем более не могли они причислить отшельника к “сынам тьмы”. Иоанн вел жизнь аскета, еще более строгую, чем кумранцы. Он одевался в грубую пастушескую власяницу из верблюжьей шерсти, хранил назорейские обеты, то есть не стриг волос и не пил вина. Его пищу составляли сушенная на солнце саранча и дикий мед {Мф 3,4; Мк 1,6; св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св. Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию “Иудейской войны” Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ 6,1-21; Суд 13.) С названием г. Назарета (евр. Ноцерат) слово “назорей” (назирит) не имеет ничего общего.}. Однако этот пустынник не разделял холодного самодовольства ессеев, не отвернулся от мира, а стал проповедовать “всему народу израильскому”.

> Иоанн происходил из священнического сословия. Он рано потерял родителей, и его вырастили чужие люди. Весьма вероятно, что он был усыновлен не кем иным, как ессеями, которые нередко брали сирот на воспитание {Флавий И. Иудейская война, II,8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп. Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. – ЖМП, 1958, N 8; Danièlou J. Jean-Baptiste, tèmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42.}. Но когда Иоанну  исполнилось  тридцать  лет, Бог призвал его покинуть пустыню. Ему было открыто, что на него возложена миссия стать “гласом вопиющего”, предшественником Избавителя.

> Из пустыни Иоанн пришел в соседнюю с ней долину Иордана, где и начал свою проповедь. “Покайтесь, – говорил пророк, – ибо близко Царство Небесное!” Его слова́ упали на подготовленную почву и сразу же нашли широкий отклик. К реке толпами шли люди из окрестных городов и сел. Шли книжники и солдаты, чиновники и крестьяне. Впечатление от речей и самого облика пророка было огромным. Он говорил о Суде над миром, и, казалось, всё вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий.

> Символом вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана, реки, которая издревле считалась рубежом Святой земли. Подобно тому как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Когда язычник присоединялся к ветхозаветной церкви, над ним совершали тевилу, омовение {Мишна, Песахим, VIII,8.}. Пророк же требовал этого от самих иудеев в знак того, что они родились для новой жизни. Поэтому Иоанна называли “Хаматвилом”, Крестителем {Слово “тевила”, – по-гречески βάπτισμα – означает погружение, омовение; по русски оно обычно переводится как крещение.}.

> Многих израильтян задевало, что им предлагают пройти через омовение, словно они – новообращенные иноверцы. Разве принадлежность к народу Божиему не освящает сама по себе? Но Креститель, не колеблясь, объявил подобный взгляд заблуждением. Когда он увидел на берегу книжников, он заговорил с ними резко и сурово: «Отродье змеиное! Кто указал вам бежать от будущего гнева? И не думайте говорить сами  себе:  “Отец  у  нас Авраам”, ибо говорю вам, что может Бог из камней этих воздвигнуть Себе детей Авраама» {Мф 3,7-9. Здесь игра слов “банайя” и “абнайя” – сыновья и камни.}. Не рождение делает сынами Завета, а верность заповедям Господним.

> Иоанн упрекал в легкомыслии и тех, кто рассчитывал, что одного обряда тевилы уже достаточно для прощения грехов. Он требовал переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед крещением люди “исповедовали грехи свои” {Мф 3,6.}. Но и этого было мало. Нужны были реальные результаты внутренней перемены. “Сотворите, – говорил пророк, – достойный плод покаяния!.. Уже топор лежит при корне деревьев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь” {Мф 3,8,10.}.

> Чего же хотел Иоанн? Призывал ли он народ бежать от мира и запереться в монастырских стенах? Это звучало бы вполне естественно в устах аскета. Но Креститель хотел большего: чтобы люди, оставаясь там, где живут, сохраняли верность слову Божию.

> По свидетельству Иосифа Флавия, Иоанн учил народ “вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными к Предвечному” {Флавий И. Арх. XVIII,5,2.}. Подчеркивая важность этических норм Закона, Креститель тем самым следовал традиции древних пророков. Мало говоря о ритуалах, он ставил на первое место нравственный долг человека: “У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть так же поступает” {Лк 3,10 сл.}. Пророк не предлагал солдатам бросать свою службу и говорил, что для них важнее избегать насилия и наушничества. Ко всеобщему изумлению он не осудил даже презираемое ремесло сборщиков налогов – мытарей,  но требовал только, чтобы они не вымогали больше положенного {Собирая имперскую подать, мытари обычно наживались за счет населения.}.

протоиерей Александр Мень.
Из кн. "Сын Человеческий", из гл. 3 ]

 

 

 

к чтениям воскр. перед Богоявлением:
 + + + Том Райт: народный пророк-вождь, предтеча Иисуса (+ссылки)
 + + + В.Н. Кузнецова: Иоанн Креститель и Сын Бога (+ссылки)
 + + + Иоанн, Предтеча и Креститель
        (по мат-лам свящ. Якова Кротова, архим. Ианнуария (Ивлиева) и СББ)

 

 + + + о. Яков Кротов: святая вода: наше хотение и Божья воля

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога
 за всё, что им довелось увидеть и услышать:
 всё было так, как сказал им ангел.
 Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка,
 Ему дали имя Иисус -
 имя, которым назвал Его ангел еще до зачатия. ...
 Ребенок рос, набирался силы и мудрости.
 На Нём было Божье благословение.
 Каждый год родители Иисуса
 отправлялись в Иерусалим на праздник Пасхи.
 Когда Ему исполнилось двенадцать лет,
 они пошли на праздник, как обычно.
 После праздника они отправились домой,
 а мальчик Иисус остался в Иерусалиме.
 Родители об этом не знали, полагая, что Он в толпе путников;
 они прошли день пути,
 а потом стали искать Его среди родственников и знакомых.
 Не найдя Его, они вернулись в Иерусалим и стали искать Его там.
 Через три дня они нашли Его в Храме.
 Он сидел посреди учителей, слушая их и задавая вопросы.
 Все, кто слышал Его, изумлялись Его уму и ответам.
 Родители, увидев Его, были поражены. Мать сказала Ему:
 "Сынок, почему Ты так с нами поступил?
  Видишь, как мы с Твоим отцом исстрадались, пока Тебя искали".
 Он ответил:
 "Зачем вы Меня искали?
  Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Моего Отца?"
 Но они не поняли того, что Он им сказал.
 Иисус пошел с ними; Он вернулся в Назарет и во всём их слушался.
 А мать Его хранила всё это в памяти.
 Иисус рос, и вместе с годами возрастали Его мудрость и любовь,

 которую Он снискал у Бога и людей.* (Лк.2:20-21,40-52/*/)

                                * * *

*Смотр`ите, чтобы никто не завлек вас в сети
 пустым и лживым философствованием,
 идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа.
 Потому что в Нём воплотилась и обитает вся полнота Божества.
 И вы обрели полноту жизни в единении с Ним - Главой Начал и Властей.
 От Него вы приняли обрезание,
 но не то обрезание, которое совершается человеческими руками.
 Ваша плотская греховная сущность сорвана с вас, как одежда.
 Вот духовное обрезание, и его совершает Христос!
 Крещением вы погребли себя с Ним,
 крещением же воскрешены вместе с Ним -
 благодаря вере в силу Бога, поднявшего Его из мертвых.
 И вас, некогда мертвых из-за своих грехов
 и того, что вы, будучи необрезаны,
 не принадлежали к Божьему народу, -
 вас Бог вместе с Ним вернул к жизни.
 Он простил нам все преступления.
 Он перечеркнул список наших долгов,
 предъявленных к оплате предписаниями Закона,
 и уничтожил этот список, пригвоздив его ко кресту.
 И этим Он обезоружил Начала и Власти
 и, выставив их всем на посмешище,
 провел как пленных в Своем триумфальном шествии.
 Так пусть никто не осуждает вас за то, что вы едите и что вы пьете,
 и не спрашивает,
 соблюдаете ли вы праздничные дни, новолуния и субботы.
 Это лишь тень того, что должно было прийти,
 реальность же - во Христе!* (Кол.2:8-17/**/)

* * *

*Да, бесспорно, велика тайна истинного богопочитания:
  Тот, кого Бог явил в человеческом теле,
    кого Дух оправдал,
  кого видели ангелы,
    о ком возвестили народам,
  в кого поверили в мире
    и кто вознесен был во славе.* (1Тим.3:16/***/)
                                * * *
*В те дни в Иудейской пустыне появляется Иоанн Креститель.
 Он возвещает: "Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже рядом!"
 Ведь он был тот, о котором сказал пророк Исайя:
        "Голос глашатая в пустыне:
           Проложите путь Господу,
        прямыми сделайте Его тропы".
 Этот самый Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса
 и подпоясывался кожаным поясом,
 а пищей ему была саранча и дикий мед.
 К нему приходили все жители Иерусалима,
 а также всей Иудеи и окрестностей Иордана.
 Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордане.
 Увидев, что приходят к нему для омовения многие фарисеи и саддукеи,
 он сказал им:
    - Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль,
    что вы избежите грядущего возмездия?
    Докажите на деле, чего стоит ваше обращение!
    Только не вздумайте говорить в душе: "Наш отец - Авраам!"
    Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму.
    Уже лежит наготове топор у ствола деревьев:
    дерево, которое не приносит хороших плодов,
    срубают и бросают в огонь.
    Я омываю вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу,
    но Тот, кто идет за мной, сильнее меня,
    я недостоин даже сандалии Его нести.
    Он омоет вас Духом Божьим и огнем.
    У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току:
    пшеницу соберет в закрома,
    а мякину сожжет в огне неугасимом.* (Мф.3:1-12/&/)

* * *

*А ты обо всём суди трезво, умей переносить тяготы,
 делай свое дело - возвещай Радостную Весть,
 в совершенстве исполняй свое служение.
 Что же касается меня, жизнь моя уже на алтаре, как возлияние.
 Приближается время ухода.
 Я хорошо провел бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам.
 И теперь меня дожидается приз - венок праведности,
 который вручит мне Господь в тот День, а Он - праведный Судья.
 И Он вручит его не только мне,
 но и всем, кто с любовью ждет Его возвращения.* (2Тим.4:5-8/&&/)

             *********************************************

/*/ евангельское чтение праздника Обрезания.
/**/ включает апостольское чтение праздника.
/&&/ апостольское чтение воскр. перед Крещением.
/***/ из апост. чтения субботы перед Богоявлением.
/&/ включает еванг. чтение субботы пред Богоявлением.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3367.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»