=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 6 июня 2016 г. ст.ст., воскресенье.
  Пятидесятница -  сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы.
  литургические чтения: Деян.2:1-11; Ин.7:37-52; 8:12.

 

* 7 июня 2016 ст.ст., понедельник  1-й седмицы по Пятидесятнице.
  День Святого Духа.
  литургические чтения: Еф.5:9-19; Мф.18:10-20.

 

 

 

С праздниками, дорогие читатели!

 

 

 

 

 

> 7.37-39 РЕКИ ЖИВОЙ ВОДЫ

> 37 В последний, самый великий день праздника
> Иисус встал и громким голосом воскликнул:
> – Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне!
> 38 И кто верит в Меня, пусть пьет! Ведь
> в Писании сказано: «Из сердца его потекут реки
> живой воды».
> 39 Иисус сказал так о Духе, который получат
> те, кто поверит в Него. К тому времени Дух
> еще не был дан, потому что Иисус еще не был
> облечен в Божью Славу.

 

> 7.37 пусть приходит ко Мне! – в некоторых рукописях: «пусть приходит!»
> 7.39 кто поверит - в ряде рукописей: «кто верит». Дух еще не был дан - разночтения: «Духа еще не было», «Святого Духа еще не было», «Святого Духа еще не было на них».

 

> 7.37 Лев 23.36; Ин 4.10,14   7.38 Притч 18.4; Ис 58.11
> 7.39 Ин 16.7; 20.22; Деян 2.4

 

> Ст. 37 – В последний, самый великий день праздника Иисус встал – Праздник Шалашей длился семь дней (Втор 16.13,15; Иез 45.25), а затем к нему присоединялся восьмой день, то есть суббота (Лев 23.34-36). Именно он считался последним, но он никогда не назывался величайшим. Поэтому, вероятно, речь идет о седьмом дне праздника. Громким голосом воскликнул – дословно: «закричал, говоря» <...>. Ср. Притч 1.20; 8.2-4, где Мудрость громким голосом призывает к себе людей, приглашая их есть и пить за ее столом.

> Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне! И кто верит в Меня, пусть пьет! – Одним из важнейших символов праздника была вода. В эти дни молились о дожде, и, если дождь случался, это предвещало богатый урожай в следующем году. Каждое утро в течение семи дней торжественная процессия шла к Силоамскому водоему на Храмовой горе, и священник наполнял золотой кувшин водой из источника, питавшего водоем. Затем ликующая процессия с пением псалмов и с ветвями в руках шла к Храму, где совершалось возлияние этой воды вместе с вином на жертвенник. Иисус, стоя во дворе Храма, в этот праздник торжественно объявил себя источником живой воды и тем самым заменил собой праздник. Отныне Он – та истинная вода, которая утолит жажду всякого, кто в Него верит (ср. 4.14; 6.35).

> Ст. 38 – Ведь в Писании сказано: «Из сердца его потекут реки живой воды» – Этот текст – один из самых трудных в Евангелии. Первая проблема – это происхождение цитаты. Оно неизвестно, предполагается, что это не точная цитата, а вероятно, парафраз Зах 14, который читался во время праздника, хотя ученые указывают и на другие источники (Ис 55.1; 12.3). Так как церемония зачерпывания воды была символом грядущих Божьих даров людям, Иисус Своим призывом указывает на то, что это обещание уже исполнилось в Его лице. Вторая проблема связана с пониманием точного смысла этого предложения, а он зависит от пунктуации. Так как в древних рукописях не было знаков препинания (и даже пробелов между словами), смысл изменяется в зависимости от того, как мы соединяем слова между собой. Поэтому существует второй вариант понимания: «Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьет! Ведь в Писании сказано: "Из сердца того, кто верит в Меня, потекут реки живой воды"».

> Именно так понимался этот текст большинством восточных Отцов Церкви. Согласно их мнению, верующий, жажда которого была утолена, сам становится источником живой воды для других людей. Но очень многие Отцы западной Церкви и большинство современных комментаторов понимают текст так, как он дан в этом переводе. Согласно их представлению, источник живой воды – сам Иисус, в Нём осуществились обещания Ветхого Завета человечеству, и эта вода доступна для каждого, кто в Него поверит. Вероятно, такое понимание точнее отражает христологию 4-го Евангелия (ср. 6.35, где и мысль и лексика очень близки), тем более что только в нём сказано о том, что из пронзенного копьем тела Иисуса истекла кровь и вода. Из сердца – дословно: «из живота». Живот в еврейской традиции понимался как <вместилище> эмоций, то есть имел те функции, которые в европейской традиции приписываются сердцу. Так, например, в Откр 10.9 Александрийский кодекс, один из древнейших манускриптов Нового Завета, заменяет «живот» на сердце. См. также Пс 40.8 (39.9), где дословно сказано: «Твой Закон в моем животе» (в синод, переводе: «в моем сердце»). Кроме того, арамейское слово «живот» часто употреблялось метафорически в значении «человек, его личность, его сущность».

> Ст. 39 – Иисус сказал так о Духе, который получат те, кто поверит в Него – Евангелист сам объясняет, что значили эти слова Иисуса о реках живой воды. Вода была многозначным символом, где разные значения свободно перетекали друг в друга. Так, в это время вода в раввинистической литературе символизировала Закон. Будучи источником живой воды, Иисус заменил собой Закон. С давних пор вода также была символом Мудрости Бога (см. Ис 55.1; ср. Ис 44.3). См, Пролог, где Иисус назван Логосом, то есть Мудростью Бога. Раньше, в 6.35, водой названо откровение, которое Иисус принес от Отца людям. Но особенно часто с водой сравнивался Дух (ср. Мф 3.11; Мк 1.8; Лк 3.16; Ин 1.33; Деян 1.5). В момент смерти из пронзенного бока Иисуса потекла вода (19.34), а после воскресения Он дарует Своим ученикам Дух (20.22). Ср. 1Ин 5.8: «Есть три свидетеля: Дух, вода и кровь; и все три свидетеля свидетельствуют об одном и том же». {Р.Браун приводит очень интересные сведения относительно символизма воды: «Глаголы, применяемые к воде, употреблялись и для описания дара Духа, например, «изливать» (Ис 44.3). Душа, «nefesh» (это слово можно перевести как «дух»), рассматривалась как седалище жажды, потому что nefesh, вероятно, вначале означала горло... Nefesh есть также источник слов, например, в 1Цар 1.15 говорится, что Анна изливала (обратите внимание на символизм воды) свою душу перед Господом в словах молитвы». R.E.Brown, The Gospel according to John, I-XII, p. 324.}

> К тому времени Дух еще не был дан, потому что Иисус еще не был облечен в Божью Славу – Предложение начинается с очень трудных слов Дух еще не был дан (дословно: «Духа еще не было»). Так как эти слова трудны для понимания, в рукописях много разночтений (см. текстуальные примечания). Конечно, они не означают того, что Святого Духа не существовало до прославления Иисуса. Евангелист говорит о том, что Иисус даровал Святой Дух Своим ученикам (20.22), тем самым положив начало новому творению.

[ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий.
// М.: ОПУОПАМ, 2010. стр. 217-220 ]

 

 

 

 

 

см. также:
 + + + К.С.Льюис: Бог в трех лицах?
 + + + Том Райт: Дух Святой и задача Церкви (+ссылки!)
 + + + В.В. Сорокин: апостольская община явила миру
              в день Пятидесятницы Лик Святого Духа
               messia.ru/rasylka/010/2570.htm#0 (+ссылки!)
 + + + свт. Лев Великий: Праздник сошествия Святого Духа на апостолов
   
                      messia.ru/rasylka/007/1858.htm#0 (+ссылки!)

 + + + из богослужения праздника Троицы -
        Молитва коленопреклоненная
         messia.ru/rasylka/007/1859.htm#0 (+ссылки)
 + + + свящ. Александр Мень, Карл Барт о Св. Духе (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Воскресший Господь наш Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Когда наступил день Пятидесятницы, апостолы все собрались вместе.
 И вдруг с неба раздался шум, как от порыва ураганного ветра.
 Шум заполнил весь дом, в котором они находились.
 Они увидели нечто напоминающее языки пламени;
 эти языки, разделившись, сошли на каждого из них.
 Все исполнились Святого Духа
 и заговорили на разных языках, что даровано им было Духом.
 В то время в Иерусалиме находились благочестивые евреи
 со всех концов света, из самых разных народов,
 и на шум этот собралась большая толпа.
 Все они изумлялись, слыша, что те говорят на языках их стран.
 Они удивлялись:
 - Ведь все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так?
   А почему же мы слышим,
   что каждый говорит на языке той страны, откуда мы родом?
   А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты,
   и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии,
   Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и Рима,
   как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы...
   И все мы слышим,
   как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!*
                                  (Деян.2:1-11 — апост. чтение воскр.)

                                * * *

*Плоды света - это доброта, справедливость и истина.
 Старайтесь дознаться, что приятно Господу.
 Не участвуйте в бесплодных делах тьмы.
 Наоборот, своей жизнью обличайте их! ...
 Только при свете становится видно всё то, что обличается,
 а всё, открытое свету, и само есть свет. Поэтому и говорится:
 Спящий, проснись!
 Встань из мертвых -
 и тебя осияет Христос!
 Так следите внимательно за своим поведением!
 Ведите себя не как люди у которых нет ума, а как люди разумные.
 Старайтесь хорошо использовать свое время,
 потому что дни теперь окаянные.
 Поэтому не будьте бестолковыми,
 но умейте понимать, в чём воля Господа.
 В частности, не напивайтесь вином, от него только распущенность,
 но наполняйтесь Духом!
 Беседуйте друг с другом
 словами псалмов, гимнов и духовных песнопений.
 Пойте и воспевайте Господа от всего сердца.
 Всегда и за всё благодарите Бога Отца
 во имя Господа нашего Иисуса Христа.*
                           (Еф.5:9-11,13-20 — из чтения понедельника)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3406.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»