=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

> Все эти вещи стоя́т за прошением заповедованной нам молитвы Отче наш: «И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим». Иисус провозглашает на каждом шагу, что он пришел установить новый завет, а его последователи должны жить как народ, вернувшийся из плена, а потому как народ прощении грехов. Повеление прощать — это не просто новая и более возвышенная этика, которую могут попытаться применить на практике моралисты самого высокого полета. Она следует непосредственно из того положения вещей, которые Иисус установил своим служением и запечатал смертью и воскресением. «Эта чаша, — сказал он, — <новый завет, скрепленный Моей кровью, которая за вас и за стольких людей проливается ради прощения грехов>». Искупление не было какой-то абстрактной акцией, которая сделала Божье прощение доступным всем желающим. Но это было изумительное и великое свершение, благодаря которому было сокрушено само зло и смог настать новый Божий век. И мы, считающие себя последователями Иисуса, можем быть ими на самом деле лишь в той мере, в какой живем по закону прощения — серьезного прощения, а не тех дешевых подделок, о которых говорилось ранее. Только так мы будем воплощать подлинный христианский ответ на проблему зла, который не есть теория, но жизнь — такая жизнь, которая получит оправдание или надлежащую оценку в грядущем веке, когда зло будет полностью устранено.

> Сложная притча о спасении

> И это дает нам возможность подойти к той крайне сложной притче в конце главы 18 Евангелия от Матфея с определенной надеждой на то, что мы ее поймем и усвоим.

Ведь Царство Небес вот с чем можно сравнить. Вот представьте себе: некий царь решил потребовать отчета от своих слуг. Когда начались денежные расчеты, к нему привели одного человека, который был должен ему много миллионов серебряных монет. Так как вернуть эти деньги он не мог, то господин приказал продать в рабство для уплаты долга и его самого, и его жену, и детей, и всё имущество. Слуга, простершись перед ним ниц, говорил: "Потерпи с моим долгом! Я всё тебе верну!" Господин сжалился над слугой, отпустил его и простил ему долг. Слуга, уйдя, встретил одного из своих собратьев, который был должен ему всего-навсего сто серебряных монет. Он схватил его за горло и стал душить, приговаривая: "Верни мне долг!" Тот, упав на колени, молил его: "Потерпи, я верну!" Но он не согласился, а бросил его в тюрьму — до тех пор, пока не вернет долг. Другие слуги, увидев это, были вне себя, они пошли и доложили обо всём, что произошло, своему господину. Тогда господин, призвав его, говорит: "Негодный раб! Ты просил меня, и я простил тебе весь твой долг. Разве не должен был и ты проявить милосердие к собрату, как я проявил к тебе?" И разгневанный господин велел пытать его до тех пор, пока тот не отдаст весь свой долг.
Так и Мой Небесный Отец поступит с вами, если не простите брата от всего сердца. (Мф 18:23-35)*

> Я слышал, как некоторые добрые христиане говорили, что никогда не сто́ит читать эту притчу вслух, а если нам придется это делать, нам сто́ит горько усмехнуться, читая последнюю строку, потому что (уверяют они) это явно позднейшее редакторское добавление к тому, что «должен был» сказать и иметь в виду сам Иисус, и эта зловещая вставка просто искажает его мысли: «<Так и Мой Небесный Отец поступит с вами, если не простите брата от всего сердца>». Неужели наш Бог — таков? Как он может принять решение наказать тех самых людей, которых уже простил?

> Но приверженцы этого мнения не принимают во внимание внутреннюю логику человеческого прощения. Не сто́ит думать, что Иисус дал по своей прихоти абстрактное повеление, а затем сказал, что, если его не выполнить, Бог не даст прощения. Или что он поднял моральную планку на неслыханную высоту, а потом сообщил, что можно навеки утратить благорасположение Бога при неумении через эту планку перепрыгнуть. Но Иисус здесь обращается к самой природе нравственности человека. Фактически он говорит нам, что наша способность принимать прощение — это и есть та же самая способность, которая позволяет нам давать прощение. Если мы открыты к первому, то открыты и ко второму. Если мы захлопнем дверь для одного из них, мы захлопнем и для другого. Бог не дал случайное повеление по своей прихоти. Если вы обвиняете ближнего в каждом мелком недостатке и продолжаете гневаться на него до тех пор, пока этот гнев не получит полного удовлетворения (может быть, через акт мести), вы просто неспособны открыть сердце для щедрого Божьего прощения. А скорее всего, вам и не придет в голову сама мысль о том, что вы в нём нуждаетесь.

> Теперь вернемся к тому утверждению о прощении, которое звучало ранее: оно подразумевает освобождение не только того, кого прощают, но и того, кто прощает. Все мы можем вспомнить какие-то соответствующие иллюстрации из жизни. Допустим, вы наступили мне на ногу и я вас простил. Я освободил вас от бремени вины и от подозрений, что я буду сердиться при нашей завтрашней встрече с вами, или что отныне я буду относиться к вам хуже, или постараюсь с вами расквитаться.

> Но я освободил и сам себя: мне не надо будет ворочаться ночью в постели, думая о том, как мне нужно достойно за это отомстить. Если вместо этого пустяка мы возьмем более серьезные оскорбления, прощение будет значить не только то, что я освободил вас от угрозы со стороны моего гнева и его последствий, но и то, что я не должен далее носить в себе злость, горечь и обиду. И если посмотреть с позитивной стороны, мы оба свободны и можем далее радоваться нашим отношением, взаимно уважая друг друга.

> Для чего мы прощаем

> Всё это может показаться простой заботой о моих интересах — как будто я прощаю другого ради того, чтобы сделать мою эмоциональную жизнь немного более комфортабельной. Но в такой мысли кроется ловушка. Если мы прощаем просто для того, чтобы избавится от лишнего напряжения, этим мы ничего не достигаем. Прощение дает такой необходимый для меня побочный эффект, но только тогда, когда это настоящее прощение. Иначе я просто эгоцентрично играю в психологические игры, которые дадут свою «отдачу». Если вы пытаетесь любить кого-то просто ради того, чтобы получить ответную любовь, вы предлагаете вовсе не любовь и получите в ответ тоже нечто иное. Рано или поздно, если вы будете продолжать движение по этому пути, ситуация станет хуже, чем в том случае, если бы вы никогда не начинали «любить» именно так.

> Таким образом, повеление прощать друг друга — это повеление вносить в нынешнее время то, что нам обещано в будущем, то есть Божий новый мир, в котором «всё будет хорошо и будет хорошо всё без исключения». У людей и там останется возможность отказаться от прощения — как его давать, так и принимать, — но они уже утратят право или возможность шантажировать этим Бога и Его будущий мир, они уже не смогут заставить всю вселенную вращаться вокруг оси их недовольства. И какие бы элементы Божьего будущего мира мы ни пытались внести в настоящее, это требует определенной духовной дисциплины. Это не случается само собой. Никто из нас не способен это делать «естественным образом». Нам следует учиться тому, как это делать, но ситуацию осложняет тот факт, что Церковь не преподает нам таких уроков. Здесь особенно нам следует как можно лучше усвоить библейские представления об эсхатологии инаугурации — о том, как жить в настоящем в свете будущего. Сначала такое понимание дается нелегко, но, если попытаться, станет легче. Такая жизнь требует сурового труда: молитвы, размышлений, внимания к нравственному состоянию своего ума и сердца, стремления мыслить и вести́ себя определенным образом, когда «естественнее» было бы сделать что-то совершенно иное.

> И когда мы думаем о проблемах глобальной империи и международных долгов, уголовного законодательства и проблемах наказания, войны и международных конфликтов, нам следует стремиться к одной конечной цели — к суровому прощению на всех уровнях. В каждом случае необходимо назвать зло по имени и определить пути сопротивления ему, одновременно работая над прощением, примирением, реституцией и восстановлением разрушенного. Я надеюсь, что люди, которые начинают видеть названные проблемы в этом свете, пойдут дальше и глубже и найдут множество путей воплотить этот важнейший аспект христианской Благой вести, в котором так остро нуждается мир, не только в личной жизни или в жизни церковной общины, но также в общественной и политической сфере как на национальном, так и на международном уровне.

Том Райт. Перевод: М. Завалов. Из кн. "Evil & the justice of God" (из гл. 5) ]

 


* В русском переводе книги использован Синодальный перевод. Мы приводим цитату в переводе В.Кузнецовой. (Примечания редактора рассылки.)

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Хотя мы и живем в этом мире, но воюем не так, как в этом мире принято.
 В нашей битве мы сражаемся не обычным оружием,
 а оружием Божественной мощи - оно сокрушает твердыни.
 Мы сокрушаем хитросплетения ума и высокомерие,
 восстающие против познания Бога,
 и берем в плен всякие помышления, покоряя их Христу.
 И когда ваша покорность Христу станет совершенной,
 мы будем стоять наготове, чтобы наказать любую непокорность. ...
 Если кто-то убежден, что он Христов,
 пусть подумает о том, что мы тоже не меньше его Христовы.*
                                                    (2Кор.10:3-7/*/)

* * *

*Иисус долго учил их притчами и в Своем учении говорил:
 – Слушайте:
 вот вышел человек сеять.
 И когда он сеял, одна часть зерен упала у дороги –
 прилетели птицы и склевали всё.
 Другая часть упала на каменистую почву,
 где земли было мало, –
 и тотчас зерно проросло,
 потому что оно было неглубоко в земле,
 но когда взошло солнце, оно его опалило,
 и росток, не имея корня, завял.
 Другие зёрна упали среди колючек –
 колючки выросли и заглушили их,
 и они не дали колоса.
 А другие зёрна упали в землю добрую,
 стали расти и подниматься –
 и дали урожай тридцатикратный,
 шестидесятикратный и стократный.* (Мк.4:2-8/**/)

* * *

*В моих речах и проповедях были не убеждающие слова человеческой мудрости, а наглядное доказательство силы Духа,
чтобы вера ваша была не от человеческой мудрости, а от Божьей силы.
Да, для зрелых людей мы возвещаем мудрость,
но не мудрость этого мира
и не мудрость повелителей этого мира, которых Бог обращает в ничто.
Мы возвещаем таинственную, сокровенную Божью мудрость,
предначертанную Богом для нашей славы до начала времен.
Ее не познал никто из повелителей этого мира,
потому что, если бы они познали ее,
они не казнили бы на кресте Господа славы.
Но, как сказано в Писании:
"Того не видел глаз и ухо не слыхало,
того вообразить не может сердце человека,
что приготовил Бог для любящих Его".
А нам Бог открыл эту мудрость Своим Духом.* (1Кор.2:4-10/***/)

* * *

*Фарисеи ушли и сговорились, как им поймать Иисуса на слове.
 Они подослали к Нему своих учеников с иродианами.
 — Учитель, – говорят те, – мы знаем, что Ты человек прямой,
  что Ты прямо и ясно учишь жить так, как велит Бог,
  потому что никого не боишься и никому не угождаешь.
  Скажи нам, как по-Твоему: позволительно платить подать цезарю или нет?
 Иисус, разгадав их злой умысел, ответил:
 — Что вы Меня испытываете, лицемеры?
  Покажите монету, которой платится подать.
 Они принесли Ему денарий.
 — Чье здесь изображение и чье имя? – спрашивает их Иисус.
 — Цезаря, – отвечают они.
 — Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье – Богу, –
 говорит им тогда Иисус.* (Мф.22:15-22/*&/)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения среды.
/**/ из еванг. чтения пятницы.
/***/ содержит апостольское чтение субботы.
/*&/ евангельское чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3434.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»