=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

> О так называемом "пацифизме"

> 0. Христианин не стои́т за -измы. Ни за пацифизм, ни за милитаризм, ни за патриотизм, ни за пофигизм и любой -изм. Есть более важные и более живые вещи. Потому идиотский термин "пацифизм" я использую условно, за неимением лучшего и пока не даю ему определения.

> 1. Сила не спасает

> <> все хорошо понимают: в мире много насилия. Людям кажется, что оно "в природе вещей" и без него не бывает. Это первое заблуждение. Я не могу верить в такую природу вещей. И еще людям кажется, что оно и только оно хоть как-то решает проблему зла. Произошло что-то плохое – надо кого-то побить, убить, посадить и т.д. Это тоже заблуждение. Не надо особо глубокого ума, чтобы увидеть: насилие порождает насилие. Так, борьба с терроризмом увеличивает терроризм. (Можно добавить, что есть очень мощные структуры, которым это крайне выгодно – раздувать аппарат борьбы. Они этим живут.) Это слишком понятно. Сила не спасает мир, а сатана не изгоняет сатану.

> 2. Сила стала идолом

> Миф о силе – универсальный, так что его не замечают. "Таково положение вещей, а как иначе?" Поскольку это главный и последний решатель проблем, она становится богом, то есть идолом. В сущности, это вполне идолопоклонство: поклонение силе, которая вовсе не спасает, но разрушает.

> Когда человек или группа полностью охвачены силой, находящейся вне их, мы в полном праве говорить о "демонах". Идолопоклонство вызывает, а может быть, даже порождает силы, которые находятся вне контроля идолопоклонников. (Н.Т. Райт) Примерно так. Государство любит ставить эту силу на службу своим загадочным и бесчеловечным целям: это как языческая религия со своими культами, обрядами и мифологией и т.д. И со своими жертвами: неизбежными кровавыми, но не только. Идолы разрушают своих поклонников. Монотеисту надлежит по меньшей мере осторожно и критично обращаться с этими силами и с верой в них.

> Христианство предлагает альтернативу. Она кажется совершенно безумной и контркультурной, но она не столь уж безумна на фоне саморазрушения мира.

> 3. Альтернатива Креста

> Христианство предлагает альтернативу. Крест (и Царство Божие) есть реальная программа Бога по борьбе со злом. Совершенно неожиданная и удивительная. Но реальная в смысле, что она не только "загробная": типа "поживем по местным дьявольским законам, а потом попадем на небеса, где всё хорошо". Нет, Царство Божие претендует на землю, а Крест – путь к нему для всех, и по этому пути нас уже решительно пригласили идти. Это не бегство от проблемы зла, но решение проблемы. Только за это христианин может стоять – или ему надо признать, что Евангелие – утопия, а слова́ о Царстве – утешительная сказка, не связанная с жестокой "реальной жизнью".

> 4. Не совсем утопия

> Это утопия, если думать: мы очень постараемся, и когда-нибудь все люди в мире перекуют мечи на орала. Вряд ли. Но это не утопия в смысле: когда люди предлагают альтернативу, иногда, местами, она работает – и даже в общественной жизни. Примеры навскидку: хотя бы мирный конец коммунизма, переворот на Филиппинах. До этого мирная победа христиан над Римской империей. (Да, плоды и цели этих побед неоднозначны, это никак не "окончательное торжество Царства в силе", но показывает, что это бывает.) А иудеи? Кажется, примерно с эпохи Плена (Исайя Второй) ненасилие становится если не мейнстримной, то важной опцией.

> Приложение Флавий, Война 2,92.

> В Иудею Тиберий послал в качестве прокуратора Пилата. Последний приказал однажды принести в Иерусалим ночью изображение императора, называемое римлянами signa. Когда наступило утро, иудеи пришли в страшное волнение; находившиеся вблизи этого зрелища пришли в ужас, усматривая в нём нарушение Закона (так как иудеям воспрещена постановка изображений в городе); ожесточение городских жителей привлекло в Иерусалим многочисленные толпы сельских обывателей. Все двинулись в путь по направлению к Кесарии к Пилату, чтобы просить его об удалении изображения из Иерусалима и об оставлении неприкосновенной веры их отцов. Получив от него отказ, они бросились на землю и оставались в этом положении пять дней и столько же ночей, не трогаясь с места. На шестой день Пилат сел на судейское кресло в большом ристалище и приказал призвать к себе народ для того будто, чтобы объявить ему свое решение; предварительно же он отдал приказание солдатам: по данному сигналу окружить иудеев с оружием в руках. Увидя себя внезапно замкнутыми тройной линией вооруженных солдат, иудеи остолбенели при виде этого неожиданного зрелища. Но когда Пилат объявил, что он прикажет изрубить их всех, если они не примут императорских изображений, и тут же дал знак солдатам обнажить мечи, тогда иудеи, как будто по уговору, упали все на землю, вытянули свои шеи и громко воскликнули: скорее они дадут убить себя, чем переступят Закон. Пораженный этим религиозным подвигом, Пилат отдал приказание немедленно удалить статуи из Иерусалима.

> Вот Приложение <>: драматическая история "подставления щеки" – причем эффективного. Тут же подряд у Флавия следует рассказ о неудаче: та же тактика иудеев, но Пилат устраивает разгром. Близко еще одна история, где иудеи снова добиваются успеха: Петроний им возразил: «В таком случае и я должен исполнить закон моего повелителя, иначе, если я, ради вашего благополучия, нарушу его, я сам, и вполне заслуженно, погибну С вами буду бороться не я, а тот, который меня послал, потому что и я, равно как вы, нахожусь в его власти". На это весь народ воскликнул: «Мы готовы умереть за Закон». После того как Петроний, восстановивший порядок, спросил их: «Так вы в таком случае хотите вести войну с императором?», иудеи возразили: «Дважды в день мы приносим жертвы за императора и римский народ, но если он хочет еще поставить свои статуи, то он должен прежде всего принести в жертву весь иудейский народ. Мы со своими детьми и женами готовы предать себя закланию».

> То есть такие победы были возможны (а это, напомню, начало I века). Явно стихийные и не подготовленные "акции", когда речь шла о том, что слишком дорого сто́ит.

> И слова Иисуса к тем самым людям того времени о щеке, рубашке и поприще, как и многие другие, этого тоже касались: Он показывал путь конкретного сопротивления злу, путь мира. Это не только "личная аскеза". Это сопротивление и Кесарю, и зилотам. Его не послушались, и всё кончилось плохо.

> Вторая история в 2.10 слишком длинная, хотя очень красивая (я только цитату из нее привел).

> Хочется настойчиво закрыть тему. Но придется договаривать.

Михаил Завалов. Из ст. "Пацифизм христианский. длинно" ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Смотрите, чтобы никто не завлек вас в сети
 пустым и лживым философствованием,
 идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа.
 Потому что в Нём воплотилась и обитает вся полнота Божества.
 И вы обрели полноту жизни в единении с Ним –
 Главой Начал и Властей. ...
 Крещением вы погребли себя с Ним,
 крещением же воскрешены вместе с Ним –
 благодаря вере в силу Бога, поднявшего Его из мертвых.
 И вас, некогда мертвых из-за своих грехов
 и того, что вы, будучи необрезаны, не принадлежали к Божьему народу, –
 вас Бог вместе с Ним вернул к жизни.
 Он простил нам все преступления.
 Он перечеркнул список наших долгов,
 предъявленных к оплате предписаниями Закона,
 и уничтожил этот список, пригвоздив его к кресту.
 И этим Он обезоружил Начала и Власти
 и, выставив их всем на посмешище,
 провел как пленных в Своем триумфальном шествии. ...
 И если вы умерли вместе с Христом и теперь свободны от стихий мира,
 зачем же вы позволяете им устанавливать для вас всякие предписания,
 словно вы всё еще живете в этом мире?
 "Не прикасайся!" "Не ешь!" "Не трогай!"
 Да все эти запретные вещи для того и существуют,
 чтобы быть уничтоженными при употреблении!
 Всё это – человеческие заповеди и учения!
 Такие предписания, с их самодеятельным благочестием,
 смирением и умерщвлением плоти,
 конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена.
 Они ведут лишь к потворству плоти!
 Итак, если Бог воскресил вас вместе с Христом,
 стремитесь к тому, что на небе,
 там, где Христос восседает по правую руку Бога.
 Помышляйте о вышнем, а не о земном.
 Ведь вы умерли, ваша жизнь сокрыта в Боге вместе с Христом.
 ...
 Пусть всё – и слова ваши, и поступки – будут во имя Господа Иисуса,
 потому что через Него вы благодарите Бога Отца.
 Жёны, повинуйтесь мужьям, это ваш долг перед Господом.
 Мужья, любите жен и не будьте с ними резки.
 Дети, во всём повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу.
 Отцы, не раздражайте детей, не то они станут малодушными. ...
 Что бы вы ни делали, трудитесь от всей души –
 как если бы это было для Господа, а не для людей.
 Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие.
 Ваш Господин – Христос, вы служите Ему.
 А кто причиняет зло, тому в той же мере воздастся злом,
 у Бога нет пристрастий.*
                         (Кол.2:8-10,12-15,20-3:3,17-21,23-25/*/)

* * *

Иисус сказал:
"Глаза – это светильник для человека.
  Когда глаза здоровы, весь человек полон света,
  когда глаза больны, человек окутан тьмой.
 Смотри же, чтобы свет в тебе не был тьмой!
 Так вот, если ты полон света / и нет ничего в тебе темного,
 ты весь будешь светиться,
  как если б озарял тебя своим сиянием светильник".
 Когда Иисус кончил говорить,
 один фарисей пригласил Его к себе на обед.
 Иисус вошел в дом и сел за стол.
 А фарисей, увидев, что Иисус не омылся перед едой, был очень удивлен.
 Но Господь сказал ему:
 "Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи свою чашу и блюдо,
  но внутри полны жадности и злобы.
  Глупцы!
  Разве не один Творец сотворил и то, что снаружи, и то, что внутри?
  Раздайте бедным содержимое чаши и блюда  – и всё у вас будет чистым!"
                                                        (Лк.11:34-41/@/)

             *********************************************

/*/ включает часть апостольского чтения понедельника и апостольское чтение вторника и чтение среды.
/@/ евангельское чтение вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3460.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»