=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

У большинства православных христиан в минувший понедельник 28/15 ноября начался Рождестенский пост.

 

 

?> В чём смысл поста вообще? Должен ли он приносить какой-либо духовный плод?

> Вопрос, разумеется, риторический. Ответить на него «нет, пост ни в коем случае духовного плода приносить не должен» – это, конечно же, нонсенс. А между тем на практике так случается нередко. Я бы рискнул взглянуть на проблему поста с неожиданной стороны, а именно: бывают случаи, когда пост не только не имеет пользы, но, наоборот, приносит вред душе христианина. Происходит это тогда, когда подлинный библейский, христианский, церковный смысл поста подменяется каким-то иным содержанием.

> Вред этот может быть троякий. Первое – это когда христианство превращается в Религию Еды, и бедный христианин, живя в совершенно ненормальных условиях большого города и чрезвычайных нагрузках, как психологических, так и физических (чего сто́ит хотя бы поездки в московской подземке на работу и с работы), слабеет и изнемогает и постоянно хочет есть. Результатом бывает то, что центром жизни человека становится Еда. Таким образом, многие православные во время поста, с одной стороны, думают не о Боге, а о еде, а с другой – черпают в своём отказе от еды уверенность, что именно такое «постничество» угодно Богу. При этом почти невозможно избавиться от чувства несмь, якоже прочие человецы (Лк.18,11); а то, что эти самые «прочие человецы» едят и пьют в свою меру и в своё удовольствие, вызывает скрытую зависть, что отнюдь не способствует возрастанию в любви к ближнему. Вдобавок Религия Еды, в отличие от подлинного христианства, учит лицемерию перед самим собою – самое, пожалуй, опасное состояние в духовной жизни. Это лицемерие производит на свет такие, уже прочно вошедшие в наш православный быт явления, как постный майонез, соевую колбасу или соевое же молоко и прочие весьма вредные для здоровья, а при этом и достаточно недешёвые «постные» суррогаты нормальных продуктов. Мы «изнутри» не замечаем уродливой комедийности такого постного времяпровождения; а со стороны очень, увы, заметно, что люди, называющие себя православными христианами, затрачивают массу энергии и сил не на сугубую жизнь по Евангелию, а на то, чтобы соблюсти формальную букву и тем самым уверить себя в том, что они «угождают Богу».

> Второй возможный «вред от поста» – это усвоение мысли (часто, надо сказать, являющейся предметом церковной проповеди), что «пост – это такое время, когда нужно больше молиться, больше сосредотачиваться, больше читать Евангелие, делать больше добрых дел и т.п.». Мысль, совершенно дезориентирующая христианина – потому что из неё следует, что вне поста сосредотачиваться, молиться, читать Евангелие и, главное, совершать добрые дела можно меньше. На этот недостаток (правда, под иным углом зрения) указывал ещё святитель Феофан Затворник, неоднократно высказывающий в своих письмах и трудах сожаление, что все духовные плоды, стяжанные во время поста, тут же, за несколько дней после Пасхи или Рождества, куда-то испаряются, и пост, таким образом, пропадает всуе.

> Результатом этой дезориентации является третий вред – самый, на мой взгляд, существенный и одновременно самый тонкий и мало кем замечаемый. Дело тут вот в чём. Христианская жизнь требует ровности и постоянности – без этих качеств не может быть возрастания в духовной жизни. Это касается и молитвенного правила, и сосредоточенности, и чтения, и меры воздержания, и посещения богослужения, и т.п. Наши же постные уставы, уместные в строгости древнего монастырского ритма жизни, на мой взгляд, мало способствуют этой самой ровности и умеренности в духовном возрастании современных христиан. У нас получается приблизительно так: как спортсмены тренируются перед ответственным состязанием, или как музыканты усиленно занимаются перед конкурсами, или как студенты перед экзаменами, так и мы постами начинаем сосредотачиваться на внимании к ближним и доброделании, на том, чтобы усиленно молиться, читать духовные книги, чаще ходить в храм и проч. А после постов от всего этого «отдыхаем». Тем самым расшатывается и утрачивается именно ровность христианского существования, без которой вся наша церковная жизнь превращается в «хождение по кругу» – и даже не «хождение», а какое-то чередование «рывков» и обессиленной усталости.

— Кричи во весь голос, не сдерживай крика,
    пусть он будет громким, как звук трубы!
Возвести Моему народу его грех,
    возвести сынам Иакова их вину!

Каждый день они взывают ко Мне,
    хотят постичь Мои пути —
словно народ, что поступает по правде,
    не забывает законов Бога своего.
Просят они у Меня справедливых решений,
    хотят, чтобы Бог был ближе.
"Мы постимся — а Ты и не смотришь,
    мы смиряем себя — а Ты и знать не желаешь?!"

Вы и в день поста творите, что хотите,
    угнетаете работников своих.
Вы поститесь — и множатся раздоры и распри,
    вы жестоко бьете людей кулаками.
Пока вы поститесь так,
    не будет голос ваш услышан на высотах!
Разве таков пост, которого Я хочу,
    день, когда человек смиряет себя?
Склонять голову, словно тростник,
    лежать на дерюге, в пыли, —
вы зовете это постом,
    днем, что угоден ГОСПОДУ?

Пост, которого Я хочу, таков:
снимите узы несправедливости с человека,
    с его шеи снимите ярмо!
Порабощенным даруйте свободу,
    всякое ярмо уничтожьте!
С голодным поделись едой,
    бедняков бездомных к себе домой приведи.
Увидишь нагого — одень его;
    не отворачивайся от своих родных.
Тогда воссияет твой свет, как заря,
    и быстро наступит твое исцеленье.
Перед тобою пойдет избавленье твое,
    а позади — слава ГОСПОДА, как защита.
Тогда ты к ГОСПОДУ воззовешь — и Он ответит,
    позовешь на помощь — и Он скажет: "Я здесь!"

Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь,
    перестанешь показывать пальцем и клеветать,
и ради голодного пожертвуешь всем,
    и дашь угнетенным всё, что им нужно, —
вот тогда вспыхнет во тьме твой свет
    и твой мрак превратится в яркий полдень.
Будет ГОСПОДЬ вести тебя всегда,
    даже на землях сухих Он даст тебе всё,
         укрепит Он тело твое.
Ты станешь как орошенный сад,
    как неиссякающий источник.
                                 (Перевод А.Э.Графова, 2004)

> Всем этим искажается подлинный, библейский смысл поста, который, надо сказать, известен уже по меньшей мере три тысячи лет. Вот что про него говорит Священное Писание.

> Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
> Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнёт голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днём, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают (Ис.58,1-11).

> Таков основной смысл поста. И здесь нужно сразу сказать: если поститься «библейски», то на первое место выходит внутренний труд сердца; а ограничения всякого рода являются лишь средством для того, чтобы труд этот был успешным.

игумен Петр (Мещеринов). 
Из интервью  "Может ли пост быть во вред?" ]

 

 

 

• прот. Андрей Дудченко: Пост ради свободы
• митрополит Сурожский Антоний. Слово в начале Рождественского поста
• священник Константин Пархоменко. Пост сегодня
Каноны Церкви не запрещают сексуальных отношений супругов в пост, утверждает иеромонах Димитрий (Першин)
• о. Александр Мень. Проповедь на начало Рождественского поста
• историк Владимир Махнач: Постный устав существует только для монастыря

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Что же касается времен и сроков, братья,
 то вы не нуждаетесь в том, чтобы вам об этом писали.
  Ведь вы сами прекрасно знаете,
 что День Господень придет внезапно, как вор в ночи.
 Когда люди будут говорить: "Всюду мир и безопасность!" —
 тогда и нагрянет на них гибель,
 как внезапно начинаются схватки у роженицы,
 и не спастись им бегством!
*Но вы, братья, не во тьме,
 и свет того Дня вас не застанет врасплох, словно вор.
 Ведь вы все сыны света и дня. Мы не принадлежим ночи и тьме.
 Так не будем спать, как остальные! Будем бодры и трезвы!
 Ведь по ночам спят сонливцы, и пьяницы напиваются по ночам.
 А мы, принадлежащие свету дня, будем трезвы,
 облечемся в панцирь веры и любви, наденем шлем надежды на спасение!
 Потому что Бог предназначил нам не ярость гнева, а спасение,
 которое мы получим через Господа нашего Иисуса Христа,
 умершего за нас,
 чтобы мы — бодрствуем ли, спим ли смертным сном — жили вместе с Ним.
 Поэтому ободряйте друг друга и друг друга созидайте,
 что вы, конечно, и делаете.* (1Фес.5:1-11/*/)

* * *

*А Своим ученикам Иисус сказал:
— У одного богача был управляющий, и ему донесли, что он его разоряет.
  Вызвав его, хозяин сказал:
  "Что это я о тебе слышу?
   Дай мне отчет в управлении, управлять ты больше не будешь".
  И тогда управляющий сказал себе:
  "Что мне делать? Хозяин лишает меня места.
   Копать я не могу, просить милостыню стыжусь.
   А, знаю, что делать!
   И тогда меня возьмет кто-нибудь к себе в дом, когда лишусь места".
  Он вызвал одного за другим должников своего хозяина.
  Первого он спросил: "Сколько ты должен моему хозяину?" —
  "Сто бочек оливкого масла", — ответил тот.
  "Вот твоя расписка, — сказал ему управляющий, —
   садись и быстрее пиши: 'Пятьдесят'".
  Потом спросил следующего: "А ты сколько должен?" —
  "Сто мешков пшеницы", — ответил тот.
  Управляющий говорит: "Вот твоя расписка. Пиши: 'Восемьдесят'".
  А хозяин похвалил мошенника управляющего
  за то, что он сообразил как поступить.
  Ведь люди этого мира куда сообразительнее в делах с себе подобными,
  чем сыны света.
  И Я вам говорю:
  тратьте деньги этого неправедного мира на то,
  чтобы приобретать себе друзей,
  чтобы потом, когда денег у вас не станет,
  они приняли вас в свои вечные дома.
    Кто верен в ничтожном,
    тот и в великом верен.
    Кто в ничтожном нечестен,
    тот и в великом нечестен.
  И если вам нельзя доверить земное богатство,
  кто доверит вам истинное?
  И если вам нельзя доверить чужое,
  кто вам даст ваше?* (Лк.16:1-12/&/)

             *********************************************

/*/ включает апостольское чтение четверга.
/&/ включает евангельское чтение четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3465.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»