=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 6 марта 2017 г. ст.ст.,

 воскресенье 3-е Великого поста, Крестопоклонное.

 литургические чтения: Евр.4:14-5:6; Мк.8:34-9:1.

 

 

 

/Как и в прошлое воскресенье, этот выпуск из двух частей, 2-я из которых не связана (впрочем, в нынешнем случае связь между текстами всё же есть) с церковным календарем и чтениями этого дня. Замысел был в том, чтобы это были 2 отдельных выпуска, но времени не хватает.../

 

 

 

к апостольскому чтению:
 + "Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости"
                  messia.ru/rasylka/010/2533.htm (+ссылки)

 

 

 

 

> [...] Утром, найдя хотя бы одну минуту среди обычных, повседневных дел и встав перед Его ликом, ты почувствуешь, как Он на тебя взирает с любовью и призывает тебя к труду. Благословение Божие с тобой в труде, каждую минуту жизни. Царство Божие, которое приходит в силе, водворяется в сердце, ибо Христос сказал: «Царство Божие внутри нас есть — возьми, пойди и пей живую воду Царства Божия» [ср. Лк 17,21; Ин 4,10-14]. А мы стои́м, как древние израильтяне, у этого источника, и вода нам кажется горькой, ибо нет у нас силы веры, которая бы превратила эту воду из горькой в живую. Горькая вода унылой, однообразной, полной монотонных трудов жизни течет и уходит в песок, и нет надежды, и нет проблеска, и нет спасения — уныние, болезни, немощи, огорчения, ожесточение, холодность сердца, бессмысленность жизни — вот «мерра», горькая вода нашего бытия без Креста Христова.

> Но если есть у нас Крест и если есть у нас вера, тогда всё меняется, тогда каждый миг мы перед лицом Его, и Он касается нашего сердца. Только тогда зазвучит молитва, безмолвная или словесная — любая; она рвется из сердца благодарением, восхищением любовью Божией, потому что с нами Господь. Он к нам пришел и нас наполнил Своею благодатью — нас, непригодных, немощных и недостойных, посетил.

> Живая вода Слова Божия, Креста Христова течет к нам, чтобы нас восстановить, нас оживотворить и дать нам силы идти в дальнейший путь.

прот. Александр Мень. Из проповеди на Крестопоклонное воскресенье,
оп. как приложение к кн. "Практическое руководство к молитве"
]

 

 

к евангельскому чтению см.:

 + + + короткая проповедь митр. Антония
 + + + преподобный Макарий Египетский:
        не отрекшись от себя, невозможно наследовать вечную жизнь
 + + + свящ. Александр Мень: Память о Боге
(+ссылки)

 + + + свящ. Александр Шмеман: Крест Христов. Грех как потребительство
        messia.ru/rasylka/007/1790.htm (+ссылки)

 + + + свящ. Яков Кротов: уметь умирать
        messia.ru/rasylka/010/2534.htm (+ссылки)
 + + + М. Завалов: свой крест
        messia.ru/rasylka/009/2390.htm (+ссылки)

 

 

 

* * *

 

> Радость, вызванная в Иерусалиме известием о нахождении Ковчега в Кириаф-Иариме*, и затем его восхождение к новому местопребыванию, которое должно стать окончательным, как будто ставят этот последний эпизод странствований Присутствия** вместе с его народом в связь с великим богоявлением, составляющим всю надежду Израиля. Долгие скитания, начавшиеся с Авраамом, кажутся законченными. Страна обетованная, Земля Ягве́, дана Его народу, и в этой стране Он Сам, наконец, проявляет Себя, чтобы навеки обеспечить ему обладание ею. Образование народа Божия кажется завершенным, строительство святого града — законченным; не обитает ли отныне божественное Присутствие, со всеми источаемыми им несравненными благами, в самом очаге собрания, как бы краеугольным камнем святилища-крепости, где его будут хранить под сенью Самого "Восседающего между херувимами"? Кажется, что всем этим восхитительным упованиям дается подтверждение в тот момент, когда Бог принимает от Соломона то, что Он отказался принять от Давида: построение постоянного Храма, вместо простого шатра, в котором Присутствие обитало до этих пор, как бы странником, готовым в любое мгновение двинуться в путь. При освящении Соломонова здания, можно было подумать, что всё свершилось и, по-видимому, так думали действительно. Как говорил царь в своей молитве, Имя Ягве имеет отныне жилище на земле.53 Конечно  — и это снова говорится именно в этот момент, — Ягве как таковой, в противоположность земным богам Ханаана, не может иметь иного жилища как только на небе.54 Но Его Имя, высшее выражение Его присутствия (после Ангела, Лика и Шекины), выражение более духовное и более личное, чем все остальные, будет отныне там, где средоточие Израиля. И действительно, облако Славы в последний раз нисходит и наполняет святилище. Тогда Соломон подводит итог всей этой истории, в самых кратких словах, утверждающих одновременно трансцендентность и имманентность Ягве в их предельной парадоксальности:

"Во мгле Господь пожелал обитать!"55

* * *

> Именно из этого свершения исходят великие видения Иезекииля. Но они начинаются его кажущимся опровержением. Нет, Ягве не утвердил навсегда Свое жилище в Храме Соломоновом. Следовательно, и храм этот не неразрушим, и строительство Сиона не окончательно, как и утверждение Израиля в земле обетованной. Как мы видели, Шекина, изгоняемая неверностью народа, готовится сама покинуть святилище. Тогда город будет взят и разрушен, а обитатели его будут изгнаны.

> Означает ли это, что грандиозная надежда, порожденная историей народа, рушится? Как раз наоборот. Еще раз  — Присутствие, которого так желали и которое казалось до такой степени удовлетворившим всё, уходит лишь для того, чтобы дать место Присутствию еще более совершенному. Момент покинутости первым и есть тот самый момент, когда для веры, уже зарождается второе. Присутствие ушло из Сиона только для того, чтобы стать незримым и тем более близким и создать нерушимое святилище для удрученных, обездоленных, гонимых. И это семя будет прорастать. С ними Присутствие вернется и при этом последнем возврате радость от возвращения Ковчега в Кириаф-Иарим или от его первого установления в Кириафариме будет словно затмена новой радостью, несравненной и на этот раз неугасимой.

> Иерусалим будет восстановлен и народ вернется в него. Он снова воздвигнет святилище, притом такое, которое уже никогда не будет осквернено. Ибо это будет уже народ перерожденный испытанием, которому Присутствие, также преображенное, даст себя самое в сиянии животворящего света, отныне недоступного сумеркам.

> Действительно, вот, полное надежды, видение славного Присутствия, которым заканчивается книга, начавшаяся полным веры видением сокровенного Присутствия у пленников.

> Пророк видит Святой Город и Храм восстановленными в идеальном совершенстве. Тогда Ангел, показывающий ему всё это, берет его и приводит <.>

"к восточным воротам. И я увидел, что с востока приближается Слава Бога Израилева. И послышался рокот — словно рокот бури, и вся земля засверкала от Славы Его. Это виде́ние было таким же, как и то, что я видел, когда Он приходил уничтожить город — и такое же виде́ние я видел при реке Кевар. Я пал ниц. Слава ГОСПОДНЯ вошла в Храм через восточные ворота. Дух поднял меня и перенес на внутренний двор. И я увидел, как Слава ГОСПОДНЯ наполнила Храм. И услышал я голос изнутри Храма (а проводник в это время находился рядом со мной).
И Он сказал мне:
— Человек! Вот место для трона Моего, подножие для стоп Моих! Здесь, средь сынов Израилевых, Я поселюсь навеки".56

> После того как Присутствие снова вошло в ворота, через которые никто больше не должен проходить,57 символический источник начинает течь из-под порога.58 Он обращается в поток, который разливается по всей Палестине и превращает ее в Божий сад, настоящий рай. Можно сказать, что Своим видимым возвращением к людям Бог восстанавливает творение в его первоначальной целостности, оживляемой собственной жизнью Творца.

> На этой возрожденной земле, новый Израиль, окончательный народ Божий, которому предстоит утвердиться здесь навсегда, будет охватывать не одних только израильтян по плоти. Все иноплеменники, которые захотят присоединиться к нему, будут приниматься на равных правах и будут "считаться наравне" с двенадцатью коленами Израилевыми.59

> Последняя часть книги Исайи является откликом этих новых прозрений и развивает один за другим вытекающие из них выводы:

"Так говорит ГОСПОДЬ:
 — Небо — престол Мой, земля — подножие для Меня!
Какой же дом вы можете Мне построить,
          какое место пригодно для того, чтобы Я там пребывал?
Всё было создано Моей рукой,
          вот так всё возникло!
                  — говорит ГОСПОДЬ. —
Я обращаю Свой взор на того,
кто беден, смирен и трепещет пред словом Моим.
/.../

Ликуйте с дочерью Иерусалима,
          веселитесь о ней, все, кто ее любит!
          Радуйтесь же с нею, все, кто оплакивал ее!
И будете вы насыщаться
из ее грудей, дарующих утешенье,
          будете кормиться с наслажденьем
          из грудей ее щедрых.
Так говорит ГОСПОДЬ:
 — Теперь Я пошлю ей благоденствие, словно реку,
          пошлю богатства народов, словно полноводный поток!
И будет она кормить вас грудью, носить на руках,
на коленях вас нянчить будет.
Я утешу вас, как мать — своего сына,
          Иерусалим для вас утешением станет!
Вы увидите — и возрадуются ваши сердца,
и ваши тела наполнятся жизнью, как молодая трава.
/.../

Я иду  собирать все народы и племена. Они придут и увидят Мою славу, и сотворю Я среди них знаменье! Некоторых из тех, кто уцелел, Я отправлю к народам: в Таршиш, и в Ливию, и в Лидию,  где лучники обитают, и в Тува́л,  и в Грецию — в далекие приморские земли, где не слыхали обо Мне и не видели Моей славы. И возвестят они народам славу Мою. /.../
А некоторых из них Я сделаю жрецами и левитами, — говорит ГОСПОДЬ.

— Как новое небо и новая земля, творимые Мной,
пребудут предо Мною,
                  — говорит ГОСПОДЬ, —
          так пребудет ваше потомство и ваше имя.
 И каждое новолуние,
          каждую субботу
все живущие станут приходить и поклоняться Мне,
                  — говорит ГОСПОДЬ".
60

> Совершенно ясно, что содержание этих обетовании — проявление Присутствия, наконец становящееся полным, воссоздание святого града, совершаемое им сверхъестественным путем, собирающийся тут новый народ, в котором очищенный Израиль сплотит избранных всех народов, воссоздание всей вселенной, вокруг Сиона и для святого народа, — всё это безмерно превосходит, пусть даже очень радостную, действительность освобождения, возвращения и восстановления. Таким образом, с самого начала не может быть сомнения в том, что временное возрождение, происходящее благодаря Киру, персидскому покорителю Вавилона, представляет собою всего только предзнаменование и залог надежды. <Тем более>, что сама идея Присутствия, преобразованная первыми видениями Иезекииля, заранее превосходила все возможности всякого восстановления, ограниченного земными условиями. Не земному храму было вместить то явленное Присутствие, которое, еще оставаясь незримым, само стало святилищем для удрученных и плененных. Сам Иезекииль мог бы это вообразить меньше всех. В самом деле, вот что он пишет, развивая черты уже установленные Иеремией, чтобы изобразить тот союз, который должен быть скреплен вернувшимся Присутствием:

 "Я явлю святость Моего великого имени, которое ныне, из-за вас, обесславлено средь народов. Уразумеют все народы, что Я — Господь, — говорит Господь Бог, — когда Я явлю им святость Мою — через то, что Я совершу с вами у них на глазах. Я заберу вас от этих народов, соберу вас из всех стран — и приведу вас на вашу землю. Я окроплю вас водой очищения, чтобы вы очистились от своей скверны. От всех идолов ваших Я очищу вас. И Я дам вам новое сердце, новый дух вложу в вас. Я вырву из вашей груди сердце каменное и вложу сердце из плоти. Мой дух Я вложу в вас и сделаю так, чтобы вы жили по Моим законам, соблюдали Мои предписания и исполняли их. И будете вы тогда жить на земле, которую Я дал вашим отцам, и будете Моим народом, а Я буду вашим Богом".61

> Здесь, очевидно, описывается та же реальность, что была описана выше. Но то, что там было нам представлено в образах восстановленного Храма и обитающего в нём Присутствия, теперь становится внутренним явлением в сердце каждого человека, на которого сойдет Дух.

> Это и развивается затем в следующей главе, где вместе с тем подчеркивается, что речь идет действительно о том же самом восстановлении Израиля, на которое в других местах указывалось в выражениях градостроительства, тогда как тут оно выражается в понятиях новой, сверхъестественной жизни. В самом деле, 37-ую главу книги занимает видение сухих костей. Иезекииль призывается произнести на них пророчество, т.е. божественное Слово. Тогда эти кости, представляющие собою "дом Израилев", сближаются, соединяются, покрываются плотью. Наконец, сам Дух Божий, вызывавший творческое Слово в устах пророка, входит в них и они оживают.62 Иными словами, Израиль, который был покинут Присутствием и от этого умер, не только будет снова оживлен, но будет призван к высшей жизни, к участию в жизни Самого Бога, благодаря Присутствию уже не только с ним, но в нём.

> Известно, каким образом тема Храма и тема воскресшего Тела были впоследствии соединены Христом. "<Разрушьте этот Храм>, — говорит Он,  — и Я в три дня воздвигну его". И евангелист добавляет: "<А Он, говоря о Храме, имел в виду свое тело. И когда Он был поднят из мертвых, ученики Его вспомнили эти Его слова и поверили Писанию и тому, что сказал Иисус>".63

> Тему, таким образом объединенную, расширяет святой Павел, распространяя ее от Христа на всех живущих во Христе, которым он говорит:

"Вы все вместе — Тело Христа. Каждый из вас — один из его органов и часть Тела".

> Перед этим же у него сказано:

"/.../ вы — храм Бога и в вас живет Божий Дух".

> И еще:

"Разве вам неизвестно, что ваше тело — храм, в котором живет Святой Дух, полученный вами от Бога /.../?"64

> А заключение всему этому — не дано ли оно в откровении Иоанна Богослова? Там, в святом Граде, куда стекаются все народы, нашим взорам открывается живая личность: Невеста Агнца <(Ягненка)>; и в этом граде, называемом также "<Вот жилище Бога, Он будет жить вместе с людьми>", нет храма, "<ведь храм его — это сам Господь Бог Вседержитель и Ягненок>".

"Город не нуждается для освещения ни в солнце, ни в луне, потому что его осветила слава Божья и Ягненок — светильник его".65

 


* 1Цар.7. В "Современном русском переводе" Библии – "Кирьят-Иеари́м". – Ред. рассылки.
** Или Шехина́ (Шекина́). См.
здесь. То же, что Слава Господня.
> 53 3Цар.8.29. <(Приводим цитату в "Современном русском переводе" – ред. рассылки.)>
> 54 Ср. стихи 16 и 30.
> 55 Стих 12.
> 56 Иез.43.1-<6>.
> 57 Иез.44.2.
> 58 Иез.47.
> 59 Иез.47.21-23.
> 60 Ис. <из гл.> 66 <(в пер. А. Э. Графова – ред. рассылки)>.
> 61 Иез.36.23-28.
> 62 Иез.37.
> 63 Ин.2.19-22.
> 64 1Кор.12.27; 3.16; 6.19.
> 65 Откр.21<:3,9,22-23>.

Луи Буйе. Из кн. "О Библии и Евангелии", из гл. 5 
/Цитаты из Кн. Иезекииля даем в пер. Л.В.Маневича, из Нового Завета  – в переводе В.Н.Кузнецовой/ ]

 

 

см. также:
 +++ Андрей Десницкий: "пророк надежды" (+ссылки о прор. Иезекииле)
 +++ продолжение: "Умерла в сердце радость, хоровод сменился плачем"
 +++ о. Александр Мень. Иеремия
 +++ он же. О библейских пророках
 +++ Н.Т.Райт: Конец изгнания

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Мудрый сын – на радость отцу, / а сын глупый – матери на горе.
 Прока нет в неправедном богатстве, / а праведность спасает от смерти.
 Не оставит Господь праведника голодным,
                                     но отвергнет алчущего нечестивца.
 От ленивых рук – разорение, / а от прилежных – богатство.
 Кто потрудится летом – молодец, / а кто жатву проспит, тому позор.
 Благословениями праведник увенчан, / а на устах нечестивых – насилие.
 Память о праведнике благословенна, / но даже имя нечестивого сгинет.
 В сердце мудреца хранятся заповеди, / а уста глупца доведут до беды.
 Кто идет прямой дорогой, тот спокоен,
                                     а кто петляет – тот и попадется.
 Перемигивания вызовут обиду, / а уста глупца доведут до беды.
 Уста праведника – живительный родник,
                                     а на устах нечестивых – насилие.
 Ненависть раздоры раздувает, / а любовь загладит все грехи.
 На устах разумных обретается премудрость,
                              а для спины несмышленых найдется розга.
 Мудрецы берегут познание, / а речи глупца ведут к разорению.
 Для богатого достаток – словно крепость,
                                а для бедных нищета – как пепелище.
 Труды праведного – ради жизни, / но нажива нечестивца – для греха.
 Следовать наставлениям – вот путь жизни,
                            а если презираешь упреки – заблудишься.
 Лживые уста таят вражду, / разносчик сплетен – глуп.
 При многословии не миновать греха,
                                  а кто скуп на слова, тот разумен.
 Язык праведника – что отборное серебро,
                           а много ль сто́ит сердце нечестивца?
 Слова́ праведного оберегают многих,
                               а глупцов губит собственная дурость.
 Благословение Господне тебя обогатит,
                                 ты с ним горя знать уже не будешь.*
                                                     (Пр.10:1-22/&&&/)

* * *

*Уста праведника источают мудрость, / а зловредный язык будет отрезан.
 Устам праведника ведомо пригодное, / а устам нечестивых – превратное.
 Лживые весы мерзки ГОСПОДУ, / а верные гири Ему угодны.
 За дерзостью по пятам идет позор, / а за смирением следует мудрость.
 Прямодушных ведет их непорочность, / а вероломных губит их коварство.
 Не поможет богатство в День Гнева,
                                     но праведность избавит от смерти.
 Праведность и непорочность ведут прямой дорогой,
                                а нечестивец падет в своем злодействе.
 Праведность спасает прямодушных, /
                                а вероломные – в силках своих желаний.
 Вместе с нечестивцем умрет его надежда, /
                                       ожидания людей недобрых сгинут.
 Праведник избежит беды, / а попадает в нее нечестивец.
 Уста безбожника погубят ближнего, / а праведных избавит познание.
 Хорошо праведнику – и радуется город, / погибли нечестивцы – ликует.
 Благословениями честных возводится город
                                         и рушится речами нечестивцев.
 Глупец бесчестит ближнего, / а кто понимает – промолчит.
 Сплетник раскрывает чужие секреты,
                              а верный человек и словом не обмолвится.
 Без наставления народ погибнет,
                              а если советников достаточно – спасется.*
                                                     (Пр.10:31-11:14/+/

                              * * *

*И вспомнил Бог про Ноя
 и про тех животных, диких и домашних, что были с Ноем в ковчеге.
 Бог послал на землю ветер, и воды отступили.
 Закрылись жерла пучины, / закрылись небесные створы,
  и прекратился дождь.
 И вода стала медленно уходить с земли.
 На сто пятидесятый день вода начала спадать:
 в семнадцатый день седьмого месяца
 ковчег остановился на Араратских горах.
 Вода медленно отступала; настал десятый месяц года.
 В первый день десятого месяца показались вершины гор.
 Прошло сорок дней.
 Отворив сделанное им окошко, Ной выпустил наружу во́рона,
 и пока земля не просохла, тот кружил, то улетая, то возвращаясь.
 Следом Ной выпустил голубя, чтобы узнать, кончилось ли наводнение,
 но голубь не нашел, на что сесть, и вернулся,
 так как вся земля была еще под водой.
 Ной протянул руку и взял голубя в ковчег.
 Спустя семь дней он выпустил голубя снова.
 Тот вернулся вечером – с листом маслины в клюве,
 и Ной понял, что наводнение кончилось.
 Он подождал еще семь дней, снова выпустил голубя,
 и тот больше не возвращался.
 На шестьсот первый год жизни Ноя,
 в первый день первого месяца, вода спала.
 Ной отворил ковчег и увидел, что вода сошла с земли.
 В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла,
 Бог сказал Ною:
 - Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей.
   И всех животных выведи –
   и птиц, и скот, и живность, снующую по земле:
   пусть земля будет ими полна,
   пусть они будут плодовиты и многочисленны.
 И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей,
 а следом вышли звери, мелкая живность, птицы –
 все обитатели земли, вид за видом.
 Ной воздвиг жертвенник Господу
 и принес жертвы всесожжения из всех видов чистых животных и птиц.
 Вдыхая запах жертв, Господь сказал Себе:
 - Впредь не буду Я насылать на землю проклятие из-за людей.
   Хотя их мысли с самой юности устремлены к злу,
   Я не стану больше истреблять всё живое.
   Не прекратятся, доколе стои́т земля:
    сев и жатва, / холод и зной, / лето и зима, / день и ночь.*
                                                       (Быт.8/+/)

* * *

*Раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес,
 Иисус, Сын Бога,
 давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем.
 Ведь у нас не тот первосвященник,
 который неспособен посочувствовать нашим слабостям,
 нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха.
 Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости,
 чтобы обрести доброту и милость именно тогда,
 когда мы нуждаемся в помощи.
 Ведь всякий первосвященник выбирается из людей
 и для людей как их представитель перед Богом,
 чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи.
 Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается,
 потому что и сам подвержен слабостям,
 из-за этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа,
 так и за свои собственные.
 И никому не занять такого почетного места по собственной воле –
 первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон.
 Так и Христос.
 Не сам Он прославил себя, став Первосвященником,
 но Тот, кто сказал Ему:
 'Ты – Мой Сын, / сегодня Я стал Отцом Тебе'
 И в другом месте Бог говорит:
 'Ты – Священник вовеки, / подобно Мельхиседеку'
 В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем,
 просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти,
 и был услышан за Свое благоговение.
 Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию
 и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен,
 причиной их вечного спасения.
 И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.*
                                                     (Евр.4:14-5:10/*/)

* * *

*Не теряйте мужества, оно приносит великую награду.
 Вам нужна стойкость, чтобы исполнить волю Бога и получить обещанное.
 'Ведь осталось еще чуть-чуть,
  и придет Тот, кто должен прийти –
  Он не замедлит.
  Мой праведник будет жить, / потому что он верит,
  но тот, кто отступится, / не угоден душе Моей'.* (Евр.10:35-38/***/)

* * *

Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается, и тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

             *********************************************

/&&&/ новый перевод РБО; чтение четверга.
/+/
содержит чтения пятницы.
/*/
включает апост. чтение воскресенья.
/***/ из апостольского чтения субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3500.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / в facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru