=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

* 13 марта 2017 г. ст.ст., 4-е воскресенье Великого Поста -
  Память прп. Иоанна Лествичника, †649.
  литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31.

 

 

 

 

 

Иоанн Лествичник (ок. 570–649). Сын свв. Ксенофонта и Марии, брат Георгия Арсельского. В 16 лет пришел в Синайский монастырь. Его наставником стал авва Мартирий; через четыре года он решил, что Иоанн уже может быть монахом. Еще пятнадцать лет Иоанн провел рядом с учителем, когда же тот умер, ушел в пустыню и провел тут 40 лет, но не в полном одиночестве. У него у самого уже были ученики, к нему постоянно приходили посетители за советом и назиданием. Иоанн взял себе за правило никогда никому не противоречить. Нашлись и такие монахи, которые не поленились совершить долгий путь, чтобы поучить Иоанна: не к лицу, мол, пустыннику проповедовать, в пустыню идут, чтобы молчать. Иоанн взял обет молчания. Через год те же самые люди пришли и просили не лишать их и других душеспасительных бесед. Папа Григорий Великий писал Иоанну, прося его молитв о себе, и посылал игумену деньги и матрасы для гостиницы, которую монахи устроили паломникам у подножия Синая. В 75 лет Иоанн был избран игуменом Синайской обители и в оставшиеся четыре года своей жизни написал знаменитую книгу "Лествица духовная" (от названия и прозвище; на греческом оно звучит как “Климакус”, звали Иоанна и Схоластиком), которая стала учебником для всякого, желающего достичь духовного совершенства монашестве. Свой идеал древняя монашеская традиция обозначила как "бесстрастие" — термин не слишком понятный, вызывающий образ какого-то живого трупа. Сам Иоанн дал блистательное определение бесстрастия: "воскресение души прежде воскресения тела". Тела-то у нас пока еще движутся, а вот душа неподвижна, и шевелятся только жирные могильные черви гордыни, зависти, уныния, потихоньку разъедая омертвевшую плоть нашей психики. “Лествица” и помогает человеку довериться Богу в оживлении своего существа, в постепенном воскрешении одной части души за другою. “Прощение грехов можно получить в мгновение ока, — писал он, — но никто не получит в мгновение ока того спокойствия души, которое дается длительным усилием, многими трудами и мощной помощью Божией”. Иоанн был чужд крайностей, избирая тот “царский”, “средний” путь, который и стал столбовой дорогой подвижничества (хотя это не исключает возможность и необходимость некоторых крайностей для немногих). “Я не постился чрезмерно и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся — и Господь скоро спас меня”. Подыматься к небу, не задирая носа, чрезвычайно трудно, но вспоминается чудный рисунок замечательного художника Эшера, который сумел изобразить игрой светотени лестницу, по которой одновременно можно и подыматься, и спускаться. Духовная жизнь и есть та лестница, по которой надо спускаться, чтобы подняться. Многие советы Иоанна не несут в себе ничего специфически христианского, призывают просто быть порядочными, благородными людьми. Например, заповедь: “Когда услышишь, что ближний твой или друг укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем, тогда покажи любовь и похвали его”. Ведь это всего-навсего призыв к щепетильности, к тому, что англичане называют “спортивной игрой”: хвалить именно того, кто бранит тебя, чтобы не быть заподозренным в мстительности, да и чтобы действительно не быть мстительным. Другое дело, что некоторые советы нельзя выполнить иначе, как чудом. Например, Лествичник напоминает, что подлинно смиренный человек — не тот, кто сам себя бранит, а “тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви”. Он словно не хочет знать, что некоторым и нечего в себе уменьшать. Иногда Лествичник начинает словно классический античный стоик: “Управляй собственным сердцем, как царь управляет своим царством...”, но заканчивает выходом из этого двумерного пространства духовного мещанства: “...но более всего повинуйся высшему Царю, самому Богу”. Память <.> 30 марта / 12 апреля и в четвертое воскресенье Великого поста.

Яков Кротов. Из Словаря святых ]

 

 

см. также:
 * о св. Иоанне Лествичнике - свящ. Александр Мень
    messia.ru/rasylka/010/2537.htm (+ссылки)
   здесь же - фрагмент из "Лествицы" о боязливости
 * свящ. Александр Шмеман: Воскресенья Великого Поста (+ссылки)

 

к апостольскому чтению:
 + свящ. Александр Мень: Вера и верность Авраама. Мелхиседек
                              messia.ru/rasylka/010/2536.htm
 + неизменные обещания Бога
    messia.ru/rasylka/009/2392.htm

 

 

О евангельском чтении:
* В.Н.Кузнецова: "Таких бесов можно изгнать только молитвой!"
                               messia.ru/rasylka/007/1796.htm
* митрополит Сурожский Антоний: изо дня в день идти к Страстной седмице

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Мы убеждены, что вы ... стои́те на пути к спасению. ...
 Мы желаем, чтобы каждый из вас проявил такое же усердие до конца,
 то есть до исполнения надежды,
 чтобы он не обленился,
 а последовал примеру тех, кто, благодаря вере и стойкости,
 получает обещанное в наследие обещанное Богом. ...

 <Обещание Бога и Его клятва>
 служат для нас, бежавших под Его покров,
 источником великой бодрости
 и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами.
 Надежда эта  -  словно якорь для души, крепкий и надежный,
 который входит внутрь святилища, за завесу,
 куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас,
 став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.*
                                            (Евр.6:9,11-12,18-20/*/)

                                * * *

*Уподобился я, Христе, / в руки разбойников попавшемуся
 и оставленному ими от побоев еле живым;
 так и я изранен, Спаситель грехами моими.
*"Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко", -
 взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое.
 И я так молю: / "Пожалей и спаси меня!"
*Христе Спаситель!
 Ум мой - в язвах от грехов,
 разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами;
 уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый.
*
*Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя,
 я изранен разбойниками, пребывая в страстях;
 но воздвигни меня, молю.
*Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым
 в язвах согрешений моих;
 но исцели меня, Господи.
*Обнажили меня страсти:
 не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель,
 и наслаждениями я был уязвлен;
 но излей на меня милость.
*
*Разбойники похитили / мое стяжание - дело божественное
 и оставили меня страдающим от ран.
*Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих
 непостоянные помышления мои,
 оттого я и изранен согрешениями.
*Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел,
 прошел мимо, Спаситель мой;
 но Ты меня спаси.
*
*Иисусе, осмотри раны души моей,
 как в древности попавшегося в руки разбойников,
 и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь.
*Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе,
 и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных.
 Молю, спаси меня!
*Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились,
 ибо мимо меня они прошли;
 но Ты Сам, как милосердный, / ныне избавление подал и спас меня.
*
*Страстями я растратил / имение божественное, Владыка,
 и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе.
 "Сжалься надо мною", - молю.
*Расхитили богатство мое / и как мертвого оставили меня разбойники,
 страстями ум мой уязвив,
 но, сжалившись, спаси меня, Господи.
*Когда увидел левит мучение мое от ран,
 вида тех язв не вынося, мимо меня прошел.
 Но Ты Сам, Человеколюбец, / излил на меня богатую Твою милость.
*
*Разбойники напали на меня, несчастного,
 и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным.
 Потому молю Тебя: / "Боже, посети меня!"
*Ум мой ограбили / помыслы непостоянные /
 и, поразив страстями,
 мертвым меня оставили по множеству согрешений;
 но Ты, Спаситель, исцели меня.
*Когда увидел меня левит, / от ран страдающего,
 не вынося моих язв, как неизлечимых,
 прошел мимо меня, Спаситель мой;
 но Ты Сам уврачуй меня.
*
*Из-за разбойников - помыслов моих, Спаситель,
 извратил я жизнь мою согрешений ранами.
 Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, -
 Твоего, человеколюбивый Боже;
 но пожалей меня.
*Пришел Ты на землю с высот, Спаситель,
 пожалев меня, всего ранами покрытого,
 и язвами согрешений, Милосердный,
 и излил на меня, Христе, милость Твою.
*Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель,
 как выкуп за меня дал и спас меня,
 всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах,
 как Милостивый.
*
*Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим,
 в страстные наслаждения погрузившись,
 я лишился благодати и в язвах извержен нагим.
 Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня.
*Не смог левит язв моих очистить,
 но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел
 и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель,
 как врач искуснейший исцеляя меня.
*Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель,
 меня, бичами разбойников жестоко избитого,
 и душу с телом Своим, как два динария / дал за меня во искупление.*
            (Канон 4-го воскр.  Вел.  поста, перев. иером. Амвросия)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения субботы и воскр.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3503.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / в facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru