=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

* 25 марта 2017 г. ст.ст., пятница 6-й седмицы Великого поста,

 Благовещение Богородицы.

 литургические чтения: Евр.2:11-18; Лк.1:24-38.

 

* 26 марта 2017 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение Лазаря.

  литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45.

 

 

С праздниками!

 

 

К евангельскому чтению Лазаревой субботы:
+++ протопр. Александр Шмеман:
     во Христе память вновь получила силу исцелять время... о смерти
                                                          (+ссылки!)

+++ свящ. Яков Кротов: как после этого просить Бога о здоровье?
  & смерть - бесславна & «Пойдём в Иудею» & неумирания Господь не даёт
                             messia.ru/rasylka/011/2673.htm (+ссылки!)
+++ еп. Кассиан (Безобразов): Значение воскрешения Лазаря
                messia.ru/rasylka/007/1809.htm (+ссылки!)
+++ Романо Гвардини:
     воскрешения, совершённые Иисусом: человеколюбие Божие
                  messia.ru/rasylka/009/2399.htm (+ссылки)

 

 

* * *

> «Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!»8 Способны ли мы еще услышать и воспринять эту радость, увидеть эту славу? По мере того как строится на нашей маленькой планете общество и цивилизация, обращенные почти исключительно к земле и земному, сами слова «радость» и «слава» начинают постепенно исчезать из человеческого словаря. Исчезает, таким образом, целое измерение, огромный пласт человеческого опыта, человеческого интереса. Нам всё твердят о каком-то идеальном, т.е. справедливом, сытом, мирном, «обществе будущего». Но от этих слов чем дальше, тем больше веет неизбывной скукой, тоской, буднями.

> Про человечество можно сказать то же, что сказал Пушкин про своего «рыцаря бедного»: «Он имел одно виденье, непостижное уму»9. Да, человечество было бедным, страдало много и часто от недоедания, несправедливости, жестокости и всяческого зла, но над всем этим высилось, сияло и наполняло своим светом всю жизнь, весь мiр «непостижное уму» виде́ние. «Непостижное» рассудочной науке, «непостижное» цифрам и статистическим выкладкам, оно наполнило мiр несравненным по красоте и глубине искусством, оно оставило нам такую мечту о человеке, жизни и мiре, что теперь, когда человечество, похоже, стало его забывать, на земле сделалось тоскливо и темно. Знаний у современного человека как будто гораздо больше: в наших лабораториях можно вычислить всё на свете, мы можем спокойно разговаривать с человеком, разгуливающим по Луне, мы знаем, какая будет погода, мы победили материю, время, пространство... Мы должны были бы жить в непрестанном удивлении и восхищении, в бесконечной радости, но живем в страхе, тоске и недоумении. В мiре слышен глухой ропот неудовлетворенности, как будто что-то вынули из самого сердца нашей жизни, как будто перегорела в ней самая главная, самая мощная лампочка, и даже поэт, певец и пророк будущего не находит других слов, кроме самых печальных и безнадежных: «О, если б знали, дети, вы холод и мрак грядущих дней!»

> Что это было за виде́ние, в чём была его радость и слава? Быть может, в эти дни, когда горстка верующих почти незримо для миллионов людей празднует праздник Благовещения, уместнее всего если уж не объяснить, то хотя бы намекнуть на это виде́ние. Пройдя по всем музеям мiра, мы повсюду встретим картины на одну общую тему. На них изображена в свете и тишине уединенной комнаты Дева, а перед Ней – ангел с веткой в простертой руке. Он что-то сообщает Деве, а Та исполнена радостного изумления, смиренного приятия, веры и благодарности. Так и на православных иконах, и на полотнах ранних итальянских мастеров, и на картинах великих художников более позднего времени. Краткий рассказ Евангелия настолько поразил воображение человека, что он захотел навеки запечатлеть его в искусстве.

> Благовещение – благая, радостная весть... Может быть, только в далеком детстве дан был нам этот опыт неслыханной, переполняющей сердце радости. Ученый-рационалист скажет: «Детские сказки, поповское невежество, грубое суеверие! Никаких ангелов нет, да и не являются они девам. Всё это выдумки, отрывающие людей от полезной деятельности». Но откуда же тогда эти тысячи картин? Почему с такой любовью выписывет итальянский художник маленькое оконце на заднем плане, через которое льется такой ослепительный свет синего неба и такое исходит ликование от виднеющихся вдали холмов, виноградников, домов? Мы, конечно, не знаем, как в точности происходило всё это. Мы не знаем, кто такой этот ангел – может быть, голос, говорящий на самой глубине души́, что-то бесконечно сокровенное, что на минуту заливает сиянием и внешний мiр. Но мы знаем – потому что веками повторяем – приветствие, наполнившее эту комнату: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк.1:28). Мы знаем, что это была благая весть о радости, что она однажды вошла, а значит, может и вновь войти в наш мiр, в нашу жизнь. Мы знаем, что эта радость осталась запечатленной в красоте, добре, истине, что ею можно жить, ее можно видеть, о ней можно радоваться. Мы знаем главное: что это радость о присутствии в нас и среди нас Самого Господа.

> Благовещение – это и есть дарование «виденья, непостижного уму». Ум еще не понимает, а душа и сердце уже радуются, уже видят. Ум еще суетится, еще озабочен земным, а душа уже невозбранно дышит небом, наполняющим землю и пронизывающим ее своим светом. И всех нас включает в Себя эта Дева, всей своей цельностью и чистотой принимающая за нас и ради нас эту благую весть. И чем был бы мiр, чем была бы вся наша жизнь, если бы кому-то удалось убить самую память об этой радости, выкорчевать без остатка этот весной и светом наполненный праздник Благовещения?

> «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»10 Веками подводила нас к этому пению длинная благовещенская всенощная. Горели свечи, благоухали цветы, всё возвышеннее, всё чище становилось на душе, и вдруг наконец как бы с самого неба нисходила к нам эта тихая песнь.

> Пусть эта песнь и этот праздник сами по себе не имели ни власти, ни силы изменить жизнь, но они раскрывали человеку мiр, в котором возможно было хотеть иной, чистой и радостной жизни, звали его к чему-то лучшему и высшему. Они делали возможными радость и любовь, искание и восхождение. Они сам мiр и саму жизнь превращали в обещание и благовестие радости. И потому так страшно думать, что одни люди в своей слепоте хотят уничтожить всё это, а другие готовы забыть, предать, выкинуть его из своей жизни. Неужели не поймут те и другие, что в мiре нечем будет дышать, когда уйдет из него этот призыв: «Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!»


> 8 Церковнослав.: «Благовествуй, земле́, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу» (Благовещение Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон. Песнь 9, припев).

> 9 Из стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» (1829).

> 10 Благовещение Пресвятой Богородицы. Утреня. Величание.
 

[ протопресвитер Александр Шмеман. «Виденье, непостижное уму» 
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II. ]

 

 

 

 

 

к евангельскому чтению Благовещения:

 + + + священник Яков Кротов: "Как будет это?" Молитва-вопрос

 + + + свящ. Александр Мень: проповедь на Благовещение
 + + + он же о празднике
        messia.ru/rasylka/006/1461.htm (+ссылки)
 + + + он же: Благовещение: иное измерение истории (+ссылки)
 + + + его же "исповедальная проповедь" - фонограмма
 + + + свящ. Яков Кротов: Двусмысленность
        messia.ru/rasylka/009/2398.htm (+ссылки)
 + + + он же: смирение Божией Матери

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

В сей день спасения нашего начало
 и предвечного таинства явление:
  Сын Божий Сыном Девы становится
   и Гавриил о благодати благовествует.
    Потому и мы с ним Богородице возгласим:
     "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"
                (тропарь праздника, русский перевод)
                                * * *

*Так и должно было быть, чтобы Бог, цель и источник всего бытия,
 приведший множество сынов в Свою славу,
 сделал Его, Зачинателя их спасения, совершенным через страдания.
 Ведь и Тот, кто освящает, и те, кого освящают, -
 все они от одного Отца.
 Вот причина, по которой Иисус
 не стыдится называть их Своими братьями.
 Он говорит: ...
 "Вот Я и дети, которых дал Мне Бог".
  А поскольку эти дети одной плоти и крови,
  то и Он, подобно им, стал сопричастен человеческой плоти и крови,
  чтобы Своей смертью лишить силы того,
  у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола,
  и освободить их,
  потому что из страха смерти они всю жизнь были в рабстве. ...
  Конечно же, Он приходит на помощь не ангелам -
  Он приходит на помощь потомкам Авраама.
  Из этого следует, что Ему надлежало во всём уподобиться братьям,
  чтобы стать милосердным и верным Первосвященником на службе у Бога
  и принести себя в жертву для искупления грехов народа.
  И так как Он сам прошел через испытание страданиями,
  то теперь может помочь тем, кто подвергается испытаниям.*

                                            (Евр.2:10-18/*/)

* * *

"... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством,
 должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему
 так, как Ему приятно, с благоговением и страхом.
 Ведь Бог наш - огонь пожирающий. ...
 Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!"
                                 (Евр.12:28-29;13:8/&&/)

* * *

*- Кричи во весь голос, не сдерживай крика,
    пусть он будет громким, как звук трубы!
   Возвести Моему народу его грех,
    возвести сынам Иакова их вину!
*  Каждый день они взывают ко Мне,
    хотят постичь Мои пути -
   словно народ, что поступает по правде,
    не забывает законов Бога своего.
   Просят они у Меня справедливых решений,
    хотят, чтобы Бог был ближе.
   'Мы постимся - а Ты и не смотришь,
     мы смиряем себя - а Ты и знать не желаешь?!'*
*  Вы и в день поста творите, что хотите,
    угнетаете работников своих.
   Вы поститесь - и множатся раздоры и распри,
    вы жестоко бьете людей кулаками.
   Пока вы поститесь так,
   не будет голос ваш услышан на высотах!
   Разве таков пост, которого Я хочу,
    день, когда человек смиряет себя?
   Склонять голову, словно тростник,
   лежать на дерюге, в пыли, -
   вы зовете это постом,
    днем, что угоден ГОСПОДУ?
*  Пост, которого Я хочу, таков:
   снимите узы несправедливости с человека,
    с его шеи снимите ярмо!
   Порабощенным даруйте свободу,
    всякое ярмо уничтожьте!
   С голодным поделись едой,
    бедняков бездомных к себе домой приведи.
   Увидишь нагого - одень его;
    не отворачивайся от своих родных.
   Тогда воссияет твой свет, как заря,
    и быстро наступит твое исцеленье.
   Перед тобою пойдет избавленье твое,
    а позади - слава ГОСПОДА, как защита.
   Тогда ты к ГОСПОДУ воззовешь - и Он ответит,
    позовешь на помощь - и Он скажет: 'Я здесь!'
*  Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь,
    перестанешь показывать пальцем и клеветать,
   и ради голодного пожертвуешь всем,
    и дашь угнетенным всё, что им нужно, -
   вот тогда вспыхнет во тьме твой свет
    и твой мрак превратится в яркий полдень.
   Будет ГОСПОДЬ вести тебя всегда,
   даже на землях сухих Он даст тебе всё,
   укрепит Он тело твое.
   Ты станешь как орошенный сад,
    как неиссякающий источник.
   Ты отстроишь города на месте древних развалин,
    вновь возведешь строенья былых времен.
   Тебя нарекут: Починивший проломленную стену,
    Восстановивший улицы для жилья.
* (Ис.58:1-11/&/)

* * *

*"Идем, - Своим друзьям сказал Ты, - друг Мой Лазарь уснул;
 но Я, его подняв, усыплю всепагубную злобу смерти на веки!"*
*Мария с Марфой ныне рыдают, во гробнице лежащим видя Лазаря,
 и причитают: "Если бы был здесь Христос, брат наш не умер бы!"*
*Добродетели, словно ветви пальмовые, для встречи приготовим,
 и Царю Христу, верные, воскликнем:
 благословляйте, воспевайте, и превозносите Его во веки!*
*В гробнице лености живу я, Христе; смердят нарывы злобы моей.
 И потому к Тебе взываю: "Подними, спаси меня,
 дабы и я с ветвями добродетелей встречал Тебя,
 крича: "осанна Богу!"!"*
*В гробнице Лазарь второй день сегодня,
 и над ним проливают слёзы Мария с Марфой, сёстры его родные;
 Христос же идет к нему со святыми апостолами,
 дабя явить великое чудо.*
*На серафимах страшных в небесах, Христе, носимый,
 Бог и Творец всех, Ты Сам идешь на осленка воссесть,
 ведь живешь на земле подбно нам, людям.
 Вифания веселится, приняв Тебя, Спасе;
 Иерусалим радуется, ожидая Тебя принять;
 смерть умерла, предощутив возвращение Лазаря из мертвых.
 А мы с пальмовыми ветвями, встречая Тебя в радости,
 воспеваем могущество благости Твоей, Господи.*
                  (из Постной Триоди, рус.пер.)

* * *

*Душеполезную завершив Четыредесятницу,
 и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть, Человеколюбче,
 чтобы прославить в ней величие Твое
 и неизреченное нас ради промышление Твое,
 единомудренно воспевая: Господи, слава Тебе!* (Триодь)

             *********************************************

/*/ включает апостольское чтение праздника Благовещения.
/&/ чтение среды; нов.пер. РБО, 2004 г., А. Графов.
/&&/ из апост. чтения Лазаревой субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3507.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / в facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»