=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 3 июля 2017 г. ст.ст., воскресенье 6-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.12:6-14; Мф.9:1-8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> 12.1-8 ЖИВАЯ ЖЕРТВА БОГУ

> 1Братья, ради милосердия Божьего к нам, я вас прошу: отдайте себя, свое тело Богу как живую жертву, освященную и угодную Ему. 2Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно.

> По праву апостольства, данного мне, я говорю каждому из вас: не ставьте себя выше, чем следует. Будьте скромны и суди́те о себе здраво, по мере той веры, которую Бог дал каждому из вас. 4Вот, к примеру, наше тело: ведь оно одно, но в нём много органов, и у каждого свое назначение. 5Так и мы: хотя нас много, но в единении с Христом мы – одно тело, а в отношении друг друга – разные органы его. 6И в соответствии с разными дарованиями, которые дал нам Бог, у каждого свое назначение: кому дано возвещать Божью Весть, пусть делает это так, как внушает ему вера; 7кому служить братьям – пусть служит; кому учить – пусть учит; 8кому ободрять – пусть ободряет; кто дает – пусть дает от чистого сердца; кто руководит – пусть руководит с усердием; кто делает добрые дела – пусть делает их с весельем.

 


> 12.1-2 Рим 6.11,13; 1Петр 2.5     12.2 Эф 4.23; 5.1017     12.3 1Кор 12.11; Эф 4.7
> 12.4 1Кор 12.12     12.5 1Кор 12.27; Эф 4.25     12.6-8 1Кор 12.4-11; 1Петр 4.10-11     12.8 2Кор 9.7


<.....>

> Ст. 3 – <.....> По мере той веры, которую Бог дал каждому из вас – На первый взгляд, может показаться, что Павел утверждает, что разным христианам Бог дает разное «количество» веры. Но здесь апостол имеет в виду не веру в Иисуса Христа, которая спасает нас и без которой невозможно быть христианином. Это та вера, благодаря которой проявляется какая-то благодатная деятельность (примеры такой деятельности Павел приведет ниже). Кроме того, в гл. 14 он будет говорить о людях «сильных» и «слабых» в вере ().

<.....>

> Ст. 6-8 – И в соответствии с разными дарованиями, которые дал нам Бог, у каждого свое назначение – Павел не описывает дары, а побуждает актуализировать их в соответствии с их природой. В других его письмах приводятся три «набора» даров (см. 1Кор 12.7-10; 1Кор 12.28-29; в Эф 4.11 конкретизируются дары, но не Святого Духа, а Христа: это апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя́). Эти «наборы» не являются исчерпывающими.

> Поскольку Бог дал членам Церкви различные дарования, апостол приводит несколько примеров разного рода служений. Но надо помнить, что это список вдохновленных Духом функций, а не церковных должностей. В этом письме он не упоминает старейшин, диаконов, епископов, апостолов, хотя руководители, лидеры, несомненно, должны были быть. Он называет лишь пророков, другие же виды деятельности описаны в са́мом общем виде. Но это не значит, что пророки – это люди, одаренные Духом, а все прочие нет. Даже, казалось бы, самые незначительные и неприметные виды деятельности – это дары Святого Духа. Обращает на себя внимание тот факт, что в перечне даров нет говорения на языках и чудотворения. Вероятно, в римских общинах обладание такими дарами или отсутствие их не было предметом споров, как в Коринфе.

> Кому пророчествовать – В Библии дар Святого Духа чаще всего понимался как дар пророчества. Пророков в тогдашней Церкви было очень много, они возвещали волю Бога, увещевая, вселяя мужество, критикуя, а иногда предсказывая будущие события. Ведь пророк  далеко не всегда предсказатель. Очень часто духовные дары пророка, проповедника и учителя трудно различимы. Пусть делает это так, как внушает ему его вера – Здесь вера означает то же, что и в ст. 3 (см. комментарий), то есть те способности, которыми христиан наделил Святой Дух, а также способность самого пророка быть «чувствительным передатчиком» слов Господа. Кому служить братьям – пусть служат – Что значит служение? Непохоже, что это дар управления. Хотя, по мнению некоторых толкователей, служением в ранней Церкви называлась раздача пищи на богослужебных собраниях (ср. Деян 6.2), это тоже маловероятно. Вероятно, так можно было назвать любую форму помощи нуждающимся членам общины. Кому учить – пусть учит – Учителя сохраняли, развивали и истолковывали христианскую традицию, они закрепляли учение в символах веры, а в более поздние времена именно им принадлежит создание канона новых христианских Писаний. Апостолы, пророки и учителя́ – все они возвещали христианскую Весть и передавали ее другим. Кому ободрять – пусть ободряет – возможен перевод: «убеждать; увещевать». Что именно делает этот человек: ободряет, поддерживает, утешает, дает советы? Точного ответа нет. Кто дает – пусть дает от чистого сердца – Неизвестно, раздает ли такой человек собственное имущество или заведует неким фондом, созданным при общине для помощи нуждающимся. Или это богатый христианин, благодетель общины, ее патрон? В любом случае такая деятельность должна совершаться искренне и от всего сердца (ср. 2Кор 8.2; 9.11,13). Дает – буквально: «передает», так что его деятельность может быть такой же, как у учителя. От чистого сердца – дословно: «в простоте»; но это слово с давних пор употреблялось в переносном смысле: «искренне, усердно». Кто руководит – пусть руководит с усердием – Там, где есть группа людей, обязательно появляется лидер, обладающий качествами, нужными для руководства (ср. 1Фес 5.12; 1Тим 5.17). Но его мотив – не получение личной власти, а усердное желание служить (ср. 1Петр 5.2-3). Кто делает добрые дела – пусть делает их с весельем – Это, вероятно, те, кого сейчас называют христианскими социальными работниками. Ср. Тов 1.3; 4.7. Настроение, с которым совершаются такие дела, очень важно.

12.9-21 ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

> 9Пусть любовь ваша будет искренна. Ненавидьте зло, будьте преданы добру. 10Любите друг друга как братья, всем сердцем; относитесь друг к другу с уважением; 11с неослабным рвением, с горением духа трудитесь для Господа; 12пусть надежда приносит вам радость; будьте стойкими в беде; неустанно моли­тесь; 13делитесь с братьями по вере, если они в нужде; будьте гостеприимны. 14Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте. 15Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет. 16Живите в полном согласии друг с другом. Не будьте заносчивы, будьте в дружбе со всеми – и с простыми и малыми. Не будьте самодовольны. 17Никому не воздавайте злом за зло. Старайтесь делать только то, что все люди считают добром.

> 18Живите со всеми в мире, насколько это зависит от вас. 19Не мстите за себя, любимые, оставьте место Божьему гневу. Ведь написано: «Отмщение – Мое, и Я воздам», – говорит Господь. 20Наоборот, «если твой враг голоден, накорми его, жаждет – напои его. Этим ты заставишь его гореть со стыда». 21Не дай злу победить себя, но побеждай зло добром.

 


> 12.11 для Господа – в некоторых рукописях: «для времени».
> 12.14 тех, кто вас преследует – в ряде рукописей: «тех, кто преследует»; «ваших врагов».

> 12.9 1Тим 1.5; 1Петр 1.22; Ам 5.15     12.10 2Петр 1.7; Флп 2.3     12.11 Деян 18.25; Откр 3.15
> 12.12 1Фес 5.17     12.13 Евр 13.2     12.14 Мф 5.44; Лк 6.28; Деян 7.60; 1Кор 4.12
> 12.15 Пс 35.13 (34.14)     12.16 Рим 15.5; Притч 3.7; Ис 5.21; Рим 11.20
> 12.17 1Фес 5.15; Притч 3.4 (LXX)     12.18 Мк 9.50; Евр 12.14
> 12.19 Лев 19.18; Мф 5.39; Рим 13.4; 2Фес 1.6-7; Втор 32.35; Евр 10.30
> 12.20 Притч 25.21-22; Мф 5.44


 

> В строгом смысле слова весь этот отрывок – это объяснение того, что такое искренняя любовь. А некоторые толкователи даже считают, что слова об искренней любви могут быть заголовком фрагмента. Приказы и запреты указывают на следование еврейской традиции Двух Путей. Затем ее подхватили раннехристианские писатели.

> Ст. 9 – Пусть любовь ваша будет искренна – До этого места Павел говорил о любви Бога и Христа. Но здесь речь идет о христианской любви друг к другу. Любовь (греч. «ага́пэ») – В светской греческой литературе до II и III веков н.э. это греческое слово почти не употреблялось. ВСептуагинте (греческом переводе Писания) оно означает супружескую любовь мужа и жены. Но в Новом Завете оно стало одним из излюбленных слов христианского словаря, потому что им христиане описывали новую реальность своей жизни, преображаемой Богом через Христа. Вот как пишет о любви Иоанн Златоуст: «Любви самой по себе недостаточно; там также должен быть жар. Потому что жар тоже исходит из любви и дает ей тепло, так что одно подтверждает другое. Потому что есть многие, у которых есть любовь в разуме, но они не протягивают руку. Вот почему Павел при всяком удобном случае призывает к любви, потому что он знает, как воздвигать любовь» (Беседа на Римлян, 21). Ненавидьте зло, будьте преданы добру – Глагол, переведенный здесь как «ненавидеть», гораздо сильнее, он отражает нечто, что вызывает у человека содрогание ужаса, резкое отвержение. Будьте преданы – дословно: «прилепитесь». Ср. Ам 5.15: «Отвергните зло, полюбите добро».

> Ст. 10 – Любите друг друга как братья, всем сердцем; относитесь друг к другу с уважением – Церковь – это новая семья, где все ее члены – братья и сёстры друг другу и поэтому в ней царит братская любовь. Раз в ней больше нет ни .больших, ни малых, ни знатных, ни людей низкого статуса, то это значит, что относиться друг к другу нужно с должным уважением, а не снисходительно или свысока. Ведь зачастую главные неприятности в Церкви возникают из-за вопросов чести и престижа.

> Ст. 11 – С неослабным рвением, с горением духа трудитесь для Господа – Под духом, вероятно, имеется в виду Святой Дух, хотя не все с этим согласны (Ориген и Иоанн Златоуст считают дух человеческим, но не Феофилакт). О соединении Духа и огня см. Мф 3.11; Лк 3.16. Христианское поведение должно проявляться во всём, что делает христианин. «Мы не должны ослаблять наше рвение. В жизни христианина должна быть определенная сила и энергия, в ней нет места спячке. Христианин не может пассивно принимать события, ибо мир – это поле битвы между добром и злом, времени мало, и жизнь является лишь приготовлением к вечности. Он может сгореть дотла, но не должен зарасти мхом».

> Ст. 12 – Пусть надежда приносит вам радость; будьте стойкими в беде; неустанно моли́тесь – О слове надежда см. коммент. на 5.2; см. также 1Петр 1.3-5. Так как это надежда на спасение, она дает силы радостно претерпеть все горести и беды. Неустанно моли́тесь – Это не значит, что христиане должны молиться круглосуточно. Перед нами всем понятная гипербола (ср. Лк 24.53). О неустанной молитве см. также Флп 4.6; 1Фес 5.17; ср. Кол 4.2; Эф 6.18; 1Тим 2.1.

> Ст. 13 – Делитесь с братьями по вере, если они в нужде; будьте гостеприимны – Христиане, отныне являющиеся одной семьей, не могут оставаться равнодушными к нужде обездоленных братьев. Они должны делиться с ними всем, чем могут. Призыв к гостеприимству тоже очень важен. В древней Церкви христиане принимали у себя странствующих миссионеров, предоставляя им кров и пищу, а также снабжая их всем необходимым для того, чтобы те могли продолжать путь и свое проповедническое служение. Вот почему гостеприимство всегда включалось в списки добродетелей (см. Евр 13.2; 1Тим 3.2; Тит 1.8; 1Петр 4.9).

> Ст. 14 – Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте – Благословение – это молитва к Богу с просьбой одарить человека Своими дарами. Проклятие тоже некогда было молитвой, но в ней Бога просили об обратном. Христианин отказывается от древней формулы: «зуб за зуб, глаз за глаз», потому что Иисус призывает к любви, прощению и милосердию по отношению ко всем, а не только к тем, кто нам приятен. Он призывал заменить, казалось бы, естественную просьбу об отмщении на молитву о Божьем прощении и благословении врага. Это, к сожалению, до сих пор воспринимается труднее всего, зачастую и не вспоминается. Слова Павла имеют удивительное сходство с речением Иисуса в Лк 6.27-28 и Мф 5.44. То, что Его речения бытовали в разных вариантах, говорит о существовании живой традиции (таргумическая традиция). Интересно отметить, что новозаветные авторы практически никогда не цитируют Иисуса, а если и вспоминают Его слова, то не самые значительные. И в то же время их тексты проникнуты Духом Христа. Например, этот отрывок имеет большое сходство с Нагорной проповедью, хотя слова по большей части отличаются. Это было время, когда точность смысла значила неизмеримо больше точности цитаты. Итак, мы видим, что учение Павла – то же, что и учение Иисуса. Если Моисей предлагает выбор между благословением и проклятием (Втор 30.15; см. также Иер 21.8), то Павел действует в духе Иисуса. Христос при распятии молился о прощении Своих палачей (Лк 23.34). «Не было более великой силы, влекущей людей к христианству, чем это спокойное всепрощение, которое проявляли мученики во все времена. Стефан умер, молясь о прощении тех, кто побил его камнями до смерти (Деян 7.60). Среди убивших его был и молодой человек по имени Савл, который позже стал Павлом, апостолом язычников и рабом Христа. Впечатление от смерти Стефана явилось, несомненно, одним из моментов, приведших его к обращению ко Христу. Как сказал Августин: “За обращение Павла Церковь обязана молитве Стефана”. Многие гонители стали последователями веры, которую пытались уничтожить, потому что они видели, как могут прощать христиане».

 

 

 

 

 

к апостольскому чтению см. также:
 + Н.Т.Райт: Совместная жизнь в Мессии
 + члены Церкви: у каждого свое назначение!
    messia.ru/rasylka/008/2256.htm (+ссылки)

 

 

 

к евангельскому чтению:
+++ митрополит Сурожский Антоний: заступление
+++ прот. Александр Мень: ...видя веру их...
+++ свящ. Яков Кротов: здоровье и святость. (стт. 1 и 2)
            messia.ru/rasylka/008/2257.htm (+ ссылки)
+++ власть прощать грехи (о. Георгий Чистяков; P. Ellingworth) (+ ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Ничему не выноси́те приговора до времени,
 пока не придет Господь.
 Он и выведет на свет всё, что скрыто во мраке,
 и сделает явными даже тайные помыслы.
 Вот тогда каждый получит от Бога свою похвалу. ...
 И действительно, кто тебя отличил?
 Что в тебе есть такого, чего бы ты не получил от Бога?
 Ну, а если получил,
 как можешь похваляться, словно ничего не получал?!* (1Кор.4:5,7/*/)

* * *

*Велика моя печаль и боль в сердце беспрестанна!
 Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа
 ради братьев моих – соплеменников!
 Они израильтяне:
 их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою славу,
 с ними заключал договоры, им дал Закон,
 у них и богослужения, у них и обещания от Бога,
 у них и праотцы,
 и среди них родился Христос,
 который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.*
                                            (Рим.9:2-5/**/)

* * *

*Я вам написал в письме, чтобы вы не общались с развратниками.
 Но я не имел в виду людей этого мира -
 развратников, стяжателей, мошенников, идолопоклонников.
 Иначе вам пришлось бы покинуть этот мир!
 А пишу я, чтобы вы не общались с теми,
 кто зовется братом,
 а сам развратник, стяжатель, идолопоклонник,
 клеветник, пьяница, мошенник.
 С такими даже не ешьте за одним столом!
 Да и мое ли дело судить посторонних? Их будет судить Бог!
 Но почему вы не су́дите своих?
 В Писании сказано: "Удалите от себя порочного человека!"
 И как смеет тот из вас, у кого тяжба с другим братом,
 судиться у грешников,
 вместо того чтобы передать дело на решение святого народа Божьего?
 Или вы не знаете, что народ Божий будет судить мир?
 И если вам судить мир, неужели вы не способны разрешить мелкие тяжбы?
 Неужели не знаете, что мы будем судить даже ангелов?
 Что уж говорить о житейских делах!
 И если возникли споры о таких делах,
 зачем вы отдаете их на суд людям, не принадлежащим к церкви?
 Как вам не стыдно!
 Неужели нет среди вас ни одного мудрого человека,
 который мог бы рассудить братьев?
 Так нет, брат судится с братом, и притом у неверующих!
 Полный провал уже одно то, что у вас есть тяжбы друг с другом!
 Не лучше ли остаться несправедливо обиженным?
 Не лучше ли остаться обкраденным?
 А вы и обижаете, и обкрадываете... И кого? Собственных братьев!
 Неужели вы не знаете,
 что люди порочные не получат наследия в Царстве Бога?* (1Кор.5:9-6:9/***/)

              *********************************************

/*/ из апостольского чтения пятницы.
/**/ из апостольского чтения субботы.

/***/ содержит фрагмент рядового апостольского чтения понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3541.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru