=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

> Христос оставил людям только одну молитву, которая поэтому называется обычно «молитвой Господней». Когда ученики сказали Ему: «Научи нас молиться» (Лк.11:1), Он в ответ дал им следующую молитву: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь» (Мф.6:9-13).

> Эта молитва Господня безостановочно повторяется вот уже две тысячи лет. Нет часа, буквально нет минуты, чтобы в какой-нибудь точке земного шара люди не произносили ее, не повторяли те самые слова, которые когда-то произнес Сам Христос. И нет поэтому лучшего пути к уразумению самой сущности христианской веры и христианской жизни, как эта такая короткая и на первый взгляд такая простая молитва. Но, по-видимому, не такая уж простая на глубине, если не раз просили меня объяснить ее.

> Я начну это объяснение с того, что скажу прежде всего о неисчерпаемости ее смысла, о невозможности дать ей одно, окончательное и исчерпывающее объяснение. Как и Евангелие, молитва «Отче наш» всегда обращена к каждому из нас по-новому, и обращена так, что кажется только для каждого из нас — для меня, для моих нужд и моих вопросов и для моих исканий — составленной. И одновременно она вечна и неизменна в своей сущности и всегда зовет нас к главному, последнему, высшему.

> Чтобы услышать молитву Господню и войти в нее, нужно прежде всего преодолеть в себе ту внутреннюю рассеянность, ту раздробленность внимания, ту духовную расхлябанность, которой мы почти всегда живем. Пожалуй, самое страшное в нас, что мы всегда прячемся от всего слишком высокого и духовно значительного. Мы как бы подсознательно выбираем быть мелкими и поверхностными: так легче жить. (Помните, у Толстого, в «Анне Карениной», образ Свияжского, который как будто всё понимал и мог рассуждать обо всём, но как только разговор доходил до главного, до последних вопросов о смысле жизни, что-то в нём закрывалось, и за эту защитную черту он никого уже не пускал. Это подмечено Толстым с гениальной верностью.)

> Действительно, так много внутренних усилий в нас направлено именно на то, чтобы заглушить внутренний голос, зовущий к встрече лицом к лицу с главным.

> Так вот, необходимо хотя бы самое минимальное усилие, чтобы войти в тот лад, в тот строй, в то устроение души́ и духа, в которых эта молитва всех молитв не только начинает как бы звучать, для нас звучать, но и открывается во всём глубочайшем значении и становится насущной потребностью, пищей и питием для души.

> Так вот, соберемся, как хорошо говорят, с духом и начнем. Начнем с обращения, с этого короткого, одновременно и призыва, и утверждения: «Отче наш».

> Первое, что открывает Христос тем, кто просит научить Его молиться, первое, что оставляет Он им как некий бесценный дар, и утешение, и радость, и вдохновение, — это возможность Бога назвать Отцом, узнать Его как Отца.

> Чего только не думал человек о Боге, каких только теорий не создавал! Он называл Его — Абсолют, Первопричина, Господь, Вседержитель, Творец, Мздовоздаятель, Бог и т.д., и т.д. И в каждой из этих теорий, в каждом из этих определений есть, конечно, и доля истины, и подлинный опыт, и глубина созерцания. Но вот одно слово «Отец» и прибавленное к нему — «наш» включает в себя всё это и одновременно раскрывает это как близость, как любовь, как единственную, неповторимую и радостную связь.

> «Отче наш» — тут и знание о любви, и ответ на любовь, здесь уже опыт близости и радость этого опыта, здесь вера делается доверием, зависимость претворяется в свободу, близость, раскрывается как радость. Это уже не домыслы о Боге, это уже знание Бога, это уже общение с Ним в любви, в единстве и доверии. Это уже начало знания вечности. Ибо сам Христос сказал: «Сия же есть жизнь вечная да знают Тебя...» (Ин.17:3).

> Это обращение, следовательно,  не только начало, но и основа всей молитвы, то, что делает все другие прошения ее возможными и наполняет их смыслом. Христианство есть в самом глубоком и первичном смысле этого слова религия отцовства, и это значит, что оно основано не на домыслах разума и не на доказательствах философии, а на опыте любви, которую мы ощущаем изливающейся на нашу жизнь, и на опыте любви личной.

> Всё это сказано, всё это заключено, всё это живет в начальном обращении молитвы Господней: «Отче наш». И сказав это, мы прибавляем: «иже еси на небесех» — «который на небе». И этим самым вся молитва (а в молитве  и вся наша жизнь) обращена ввысь, поднята к небу, ибо небо, конечно, — то вертикальное измерение жизни, та обращенность человека к горнему и духовному, которую так страстно ненавидят, над которой так плоско издеваются все сторонники сведе́ния человека к одному животному и материальному.

> Это не физическое или астрономическое небо, как стараются всегда доказать казенные пропагандисты безбожия, — это небо как высший полюс человеческой жизни: «Отец, сущий на небе». Это вера человека в распростертую над миром и весь мир пронизывающую Божественную Любовь. И это вера в мир как отражение, отсвет, отблеск этой любви, это вера в небо как конечное призвание славы и достоинства человека, как его вечный дом.

> Радостным утверждением всего этого, радостным призывом ко всему этому начинается молитва, которую Сам Христос оставил нам как выражение Богосыновства. «Отче наш, иже еси на небесех».

священник Александр Шмеман.
1-я беседа из цикла о молитве Господней = ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Благодарение Богу — Он всегда ведет нас
 как пленников в триумфальном шествии Христа
 и всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание.
 Потому что мы и есть то благовоние,
 которое Христос приносит в жертву Богу
 среди идущих путем спасения и идущих путем погибели.
 Для одних мы — смертоносный запах смерти,
 для других — живоносное благоухание жизни.
 И кто для такого годится?!!
 Мы ведь не торгуем вразнос, как очень многие, поддельной Божьей Вестью.
 Нет, мы говорим искренне, наше слово от Бога,
 мы действуем перед лицом Бога вместе с Христом.* (2Кор.2:14-17/***/)

* * *

*Всем видно, что вы и есть письмо Христа, оно написано ...
  не чернилами, а Духом живого Бога.
  И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти.
  И эта наша уверенность перед лицом Бога - благодаря Христу.
  И не потому, что мы сами по себе на что-то годимся,
  что мы можем что-то отнести на свой счет.
  Нет, наша пригодность - от Бога.
  Это Он сделал нас пригодными быть служителями Нового Договора,
  при котором главное не буква, то есть писаный закон, а Дух.
  Потому что буква убивает, а Дух дарует жизнь.* (2Кор.3:3-6)/**/

* * *

*Мы знаем: Тот, кто поднял Господа Иисуса из мертвых,
 и нас поднимет вместе с Иисусом
 и поставит перед Собою, рядом с вами. ...
 Вот почему мы не падаем духом.
 Даже если наша внешняя оболочка ветшает,
 то наша внутренняя сущность обновляется с каждым днем.
 Страдания наши легки и мимолетны,
 а приносят они нам огромную, полновесную, вечную славу,
 которая многократно перевешивает страдания.
 Мы устремляем взор не на видимое, а на невидимое.
 Ведь видимое - временно, невидимое - вечно.*
                                        (2Кор.4:14,16-18/+/)

* * *

*Иисус сказал:
"Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
 Святоши!
 Вы запираете от людей Царство Небес
 и сами не входите,
 и тех, кто хочет войти, не впускаете.
 Го́ре вам, учителя Закона и фарисеи!
 Святоши!
 Вы пересекаете моря и сушу,
 чтобы добыть одного обращенного,
 а обратив, делаете из него человека
 вдвое больше достойного ада, чем сами".* (Мф.23:13,15/*/)

* * *

Иисус сказал:
"Словно молния, что рассекает
 всё небо с востока до запада, -
 таким будет возвращение Сына человеческого. ...
 Так смотри́те же, не смыкайте глаз!
 Ведь вам неизвестно, в какой день придет Господин ваш.
 Знайте, если бы хозяину дома было известно,
 в какой час ночи придет вор,
 он не спал бы и не дал бы вору забраться в дом.
 Поэтому будьте и вы готовы:
 в час, когда вы не ждете, придет Сын человеческий.
 Будьте такими, как верный и разумный управитель,
 которого хозяин может смело поставить над всей прислугой
 и поручить ему в положенное время выдавать их паек.
 Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись, застанет за делом.
 Говорю вам, он отдаст ему под начало всё свое имущество.
 Но если негодный слуга тот скажет в душе́:
 'Не скоро вернется хозяин',
 и начнет бить других слуг, а сам есть и пьянствовать с дружками,
 хозяин того слуги вернется в день, когда тот не ждет его,
 и в час, о котором не ведает,
 и, наказав его люто,
 станет обращаться с ним как с человеком двуличным -
 и будет он рыдать и скрежетать зубами". (Мф.24:27,42-45/++/)

             *********************************************

/*/ пересекается с апост. чтением понедельника.
/**/ из евангельского чтения понедельника.
/***/ содержит часть апост. чтения за среду.
/+/ из апостольского чтения пятницы.
/++/ из евангельского чтения пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3550.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»