=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 21 августа 2017 г. ст.ст., воскресенье 13-е по Пятидесятнице,
  литургические чтения: 1Кор.16:13-23; Мф.21:33-42.

  

 

 

К апостольскому чтению:
• архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): Маранафа!
• В.Н.Кузнецова: Анафема! Марана та!
      messia.ru/rasylka/008/2297.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

> <.....> Как получивший власть от Отца, <Иисус> отказался иметь общение с вождями народа, потерявшими принадлежавшую им власть. Он еще раз подтвердил тот суд, который Он произнес в проклятии смоковницы и разъяснил в очищении Храма.

> Но Он не только подтвердил Свой суд. Он его обосновал в обличительных притчах: одной — в Мк. и в Лк., трех — в Мф. Общесиноптическая притча о злых виноградарях (Мк.12:1-12, Лк.20:9-19) поставлена первым Евангелистом в связь с двумя другими: с притчею о двух сыновьях, которая ей предшествует, и с притчею о брачном пире царского сына, которая за нею следует (ср. Мф.21:28-22:14). Вполне возможно, что Евангелист Матфей и в этом случае оказался систематизатором, соединив воедино, по признаку внутренней близости, притчи, сказанные в разное время разным слушателям. Но столь же допустимо, что Лука, которому Мф. было известно, сознательно опустил притчу о двух сыновьях, как имевшую точки соприкосновения с притчею о блудном сыне, которой он дал место в гл. 15 (11-32), и притчу о брачном пире, напоминавшую сохраненную им притчу о Великой Вечере (14:16-24). В таком случае, молчание Лк. объяснялось бы всё тою же заботою о художественности формы, которая была ему свойственна, и не препятствовало бы отнесению этих притч, вместе с Мф., к последним дням земного служения Христова. Нельзя не признать, что эти две притчи и притча о злых виноградарях выражают одни и те же мысли и взаимно друг друга дополняют.

> Мысль этих притч есть, прежде всего, обличение. Тем самым они связаны и с символическими актами и с ответом Иисуса на вопрос о власти. Иисус обличает, как власть имущий. Обличение относится к современному Христу Израилю, возглавляемому его духовными вождями. Это — второй сын в притче о двух сыновьях, который не исполнил своего обещания работать в винограднике отца, и которому Иисус противополагает мытарей и блудниц, обращенных служением Иоанна (Мф.21:28-32)21. Это злые виноградари, которым был вверен виноградник, и которые начали с того, что оскорбляли и убивали слуг своего господина, посылаемых им за плодами виноградника, и кончили умерщвлением его единородного сына (Мф.21:33-44 и паралл., см. выше). Это, наконец, — званые на брачный пир, которые отказались прийти, когда пир был готов, и тоже совершили насилие над слугами, посланными царем с последним напоминанием (Мф.22:1-14). В контексте Евангелия и в обстановке Иерусалимских дней Иисуса Христа, на обличении, естественно, лежит ударение. Но обличением значение притч не исчерпывается. Положительное учение притч сосредоточено на теме Царства. Это вытекает, хотя бы, из образа пира — и, при том, брачного пира — в третьей притче. Мы уже знаем, что образ пира есть привычный образ для обозначения Царства. В Лк.13:29 мы имеем образ возлежания в Царстве, и в Лк.14:16-24 Иисус притчею о Великой Вечере ответил на ублажение одним из присутствующих того, кто вкусит хлеба в Царстве (ст. 15). С другой стороны, мы отметили, что в Ветхом Завете Бог есть супруг Израиля, и Иисус говорит о Себе как о Женихе. Жених имеет стать мужем. Откровение Нового Завета заканчивается в Апокалипсисе образом являемого Царства, как брачного пира Агнца (19:7-9, ср. 22:17). В положительном учении о Царстве, обличительные притчи, прежде всего, напоминают о субъективных условиях стяжания Царства. К этим условиям относится подаяние, о котором говорит пример старшего сына в притче о двух сыновьях. В общей форме эта же мысль выражена требованием отчета, с которым приходят к злым виноградарям слу́ги их господина и, наконец, его возлюбленный сын, а также образом брачной одежды, которую должны иметь на себе участники трапезы. Человек, не имеющий брачной одежды, извергается вон (Мф.22:11,13). В полном согласии с учением Христовым во время пути <в Иерусалим>, выдвигается мысль и об объективных условиях явления Царства. Таковым условием в притче о злых виноградарях является убиение сына. Только будучи отвергнут строителями, камень становится главою угла (Мф.21 и слл. и паралл.). Это слово Псалмопевца (Пс.117 и слл.) сделалось для первого христианского поколения одним из главных свидетельств от Ветхого Завета в пользу учения о страдании и славе Мессии (ср. Деян.4:11, 1Петр.2:6-8 и Римл.9:32-33, Ефес.2:20). И явление Царства не заставит себя ждать. Обличительные причти в устах Мессии-Иисуса в Иерусалиме накануне Страстей, говорят о близости решительных свершений. Тем самым они получают значение философии истории.

> В обличительных притчах Господь дает оценку настоящего по связи его с прошлым. Уже первую притчу — о двух сыновьях — Он закончил ссылкою на Иоанна Крестителя. Пример мытарей и блудниц, которых обратила к покаянию его праведность, должен был бы быть поучителен и для вождей народа (Мф. 21:32). Ссылка на Предтечу возвращает нас к ответу Иисуса на вопрос о власти: с небес или от людей было крещение Иоанново? В путях божественного Промышления Господь сознаёт связь между Своим служением и служением Иоанна, Его Предтечи. Свое полное раскрытие философия истории получает в притче о злых виноградарях. Слуги господина, один за другим, посылаются за плодами виноградника. По свидетельству Мф., после неудачи первых посланников, хозяин виноградника посылает новых, в большем числе (21:36). Если виноградари — это духовные вожди Израиля, то посланные — это пророки, глашатаи воли Божией в Ветхом Завете. Их служение подготовляет служение Сына. Но отвергнувшие пророков отвергают и Сына. Эта мысль звучит в речи первомученика Стефана перед Синедрионом (ср. Деян.7:50-53). Для Стефана не только умерщвление пророков, но и убиение Праведного, как он называет Иисуса, было в прошлом. В притче о злых виноградарях Господь говорит об убиении сына, которое еще не совершилось. Это — философия истории в пророческом прозрении. С прошлым, уже совершившимся, связывается будущее, еще не совершившееся, но неизбежно предстоящее. Мало того. Камень, отвергнутый строителями, становится главою угла (Мф.21 и паралл.). Господь провидит не только Свою смерть, но и Свое прославление, построение Церкви на краеугольном Камне, и этот Камень — Он. Замечательно, что притча о злых виноградарях дошла до нас в двух формах. В Мк. (12:8) и в очень немногих рукописях Мф. (21:39) убиение сына совершается внутри виноградника: злые виноградари извергают из виноградника тело убитого. Но в большинстве рукописей Мф., которые лежат в основании и русского перевода, а равно и в Лк. (20:15), злые виноградари выводят сына из виноградника и убивают за пределами виноградника. В этой форме притча о злых виноградарях оказывается согласною, в своей пророческой философии истории, с фактическою обстановкою Страстей. Место распятия находилось за городскою чертою. Это вытекает из Евр.13:11-12: «тела животных, которых кровь для очищения греха вносилась первосвященником в святилище, сжигаются вне стана. Поэтому и Иисус дабы освятить Кровью Своею народ, пострадал вне врат». Указание Евр. получает подтверждение в Ин.: крестный путь Иисуса на Голгофу обозначается словом «вышел» — очевидно, из города (19:17), и о месте распятия сказано (19:20), что оно было близ города. Если «близ города» — значит, не в самом городе. Можно думать, что Мф. и Лк. сохранили притчу о злых виноградарях в той именно форме, в какой она была сказана Господом. Евангелист Лука, писавший после Матфея и Марка, и знакомый с их трудами, должен был сделать сознательный выбор. Мы не имеем права удивляться, если он отдал предпочтение форме текста Мф.: иудейское по своему характеру, Мф. было ближе к источникам Иерусалимского предания. При таком понимании, пророческое прозрение философии истории в притче о злых виноградарях не ограничивается общею концепцией домостроительства Божия, но распространяется и на отдельные подробности священной истории. Но ударение и в философии истории — на обличении. По свидетельству Мк. (12:12) и Лк. (20:19), члены Синедриона поняли, что Иисус эту притчу сказал о них, и готовы были тут же наложить на Него руки. В Мф. (21:43) Господь Сам прилагает поучение притчи к членам Синедриона. Такое же обличительное ударение имеет философия истории и в притче о брачном пире. Званые, отказавшиеся пойти на зов и подвергшие насилию слуг царевых (Мф.22:5-6), — это — всё те же духовные вожди иудейского народа. И царь не только не допускает их на брачную трапезу: он истребляет убийц и сжигает их город (ст. 7). Как и в притче о злых виноградарях, мы улавливаем в этой подробности конкретное пророчество, получившее, на этот раз, исполнение в национальной катастрофе 70 г. Разрушение Иерусалима Титом было Божьим судом над Израилем, осудившим на смерть Мессию.

> В ответ на обличение вожди Израиля открывают против Господа организованный поход. <.....>


> 21 Мы берем притчу о двух сыновьях в том виде, какой она имеет в нашем тексте Нового Завета. Разночтения, представленные в некоторых древних рукописях, позволяют думать, что, в первоначальной форме текста, нарушил обещание старший сын, тогда как младший сначала отказался, а затем исполнил волю Отца.

 

епископ Кассиан (Безобразов).
Из кн. "Христос и первое христианское поколение"  ]

 

 

 

 

 

 

см. также:
 + + + свящ. Яков Кротов: Притча отвечает на вопрос о смысле зла и смерти
 + + + Романо Гвардини: притча об арендаторах виноградника (+ссылки!)
 + + + свящ. Александр Мень:
        притча, рисующая жестокую правду о человеческом роде (+ссылки!)
 + + + В.Н.Кузнецова: притча о виноградарях-злодеях
        messia.ru/rasylka/006/1612.htm (+ссылки!)

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*В моих речах и проповедях были не убеждающие слова человеческой мудрости, а наглядное доказательство силы Духа,
чтобы вера ваша была не от человеческой мудрости, а от Божьей силы.
Да, для зрелых людей мы возвещаем мудрость,
но не мудрость этого мира
и не мудрость повелителей этого мира, которых Бог обращает в ничто.
Мы возвещаем таинственную, сокровенную Божью мудрость,
предначертанную Богом для нашей славы до начала времен.
Ее не познал никто из повелителей этого мира,
потому что, если бы они познали ее,
они не казнили бы на кресте Господа славы.
Но, как сказано в Писании:
"Того не видел глаз и ухо не слыхало,
того вообразить не может сердце человека,
что приготовил Бог для любящих Его".
А нам Бог открыл эту мудрость Своим Духом.* (1Кор.2:4-10/**/)

* * *

*Бодрствуйте, твердо стойте в вере, будьте мужественны, будьте сильны!
 Пусть всё у вас делается с любовью!* (1Кор.16:13-14/&**/)

* * *

*Иисус долго учил их притчами и в Своем учении говорил:
 – Слушайте:
 вот вышел человек сеять.
 И когда он сеял, одна часть зерен упала у дороги –
 прилетели птицы и склевали всё.
 Другая часть упала на каменистую почву,
 где земли было мало, –
 и тотчас зерно проросло,
 потому что оно было неглубоко в земле,
 но когда взошло солнце, оно его опалило,
 и росток, не имея корня, завял.
 Другие зёрна упали среди колючек –
 колючки выросли и заглушили их,
 и они не дали колоса.
 А другие зёрна упали в землю добрую,
 стали расти и подниматься –
 и дали урожай тридцатикратный,
 шестидесятикратный и стократный.* (Мк.4:2-8/*/)

* * *

*Фарисеи ушли и сговорились, как им поймать Иисуса на слове.
 Они подослали к Нему своих учеников с иродианами.
 — Учитель, – говорят те, – мы знаем, что Ты человек прямой,
  что Ты прямо и ясно учишь жить так, как велит Бог,
  потому что никого не боишься и никому не угождаешь.
  Скажи нам, как по-Твоему: позволительно платить подать цезарю или нет?
 Иисус, разгадав их злой умысел, ответил:
 — Что вы Меня испытываете, лицемеры?
  Покажите монету, которой платится подать.
 Они принесли Ему денарий.
 — Чье здесь изображение и чье имя? – спрашивает их Иисус.
 — Цезаря, – отвечают они.
 — Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье – Богу, –
 говорит им тогда Иисус.* (Мф.22:15-22/*&/)

* * *

*И еще сказал им Иисус:
 "Разве вносят светильник в дом,
  чтобы сразу его погасить или поставить под кровать?
  Нет, его ставят на подставку!
  Нет ничего тайного, что не станет явным,
  и нет ничего скрытого, что не выйдет наружу.
  У кого есть уши, пусть услышит!"* (Мк.4:21-23/&***/)

             *********************************************

/*/ из еванг. чтения пятницы.
/**/ содержит апостольское чтение субботы.
/*&/ евангельское чтение субботы.

/&**/ из апостольского чтения воскресенья.
/&***/ из евангельских чтений понедельника.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3559.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»