=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

/предыдущие части см.: #3550; #3553; #3555; #3558; #3567/

 

> «И остави нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). Так по-церковнославянски звучит пятое прошение той главной христианской молитвы, которую мы находим в Евангелии и которую Сам Христос оставил своим последователям. По-русски это прошение можно выразить так: «И прости нам наши грехи, потому что и мы прощаем тех, кто согрешил против нас».

> Заметим сразу же, что в этом прошении соединено сразу два акта — прощение наших грехов Богом связано с прощением грехов против нас. Христос говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). И конечно, именно тут, в этой связанности, в этом соединении — глубокий смысл этого прошения молитвы Господней.

> Но, может, прежде чем в эту связь вдуматься, необходимо остановиться на понятии греха, ибо оно стало совсем чуждым современному человеку. Этот последний знает понятие преступления, которое связано прежде всего с нарушением того или иного закона. Понятие преступления относительно. Так, например, в одной стране может быть преступлением то, что не является преступлением в другой. Ибо если нет закона, то нет и преступления. Преступление не только соотносится с законом, но оно, в какой-то степени, рождено им. А закон, в свою очередь, порожден прежде всего социальными потребностями. Ему нет и не может быть дела до того, что происходит на глубинах человеческого сознания. Пока не нарушает человек мирной жизни общества и не наносит очевидного вреда другим или же установленному порядку, преступления нет, как нет и закона. Ненависть, например, не может быть составом преступления, пока она не привела к какому-то действию: удару, убийству, ограблению. С другой стороны, закон же и не знает прощения, ибо само назначение его в том, чтобы защищать и поддерживать порядок в человеческом обществе — порядок, основанный на действии закона.

> Поэтому так важно понять, что, когда мы говорим о грехе, мы говорим о чём-то глубоко отличном по самой своей сущности от социального понятия преступления. Если о преступлении мы узнаём от закона, о грехе мы узнаём от совести. Если нет в нас, если ослабевает в человеческом обществе понятие совести или, лучше сказать, непосредственный опыт совести, то, конечно, чуждым, непонятным и ненужным делается религиозное понятие греха и связанное с ним понятие прощения.

> Что же такое совесть? Что такое грех, о котором говорит нам, который являет нам наша совесть? Это не просто некий внутренний голос, говорящий нам о том, что плохо и что хорошо. Это не просто врожденная способность человека отличать добро и зло, это что-то еще более глубокое, еще более таинственное. Человек может твердо знать, что он ничего не сделал плохого, ни в чём не нарушил закона, не причинил никому никакого зла, и всё-таки иметь нечистую совесть.

> Чистая совесть, нечистая совесть — эти привычные словосочетания, может быть, лучше всего выражают таинственную природу совести. Иван Карамазов у Достоевского знает, что он не убил отца. И столь же твердо знает, что и он виноват в убийстве. Совесть и есть вот это чувство вины на глубине, сознание своего участия не в преступлении или зле как таковом, а в этом глубоком внутреннем зле, в той нравственной порче, из которой вырастают все преступления на этой земле, перед которой бессильны все законы. И когда произносит Достоевский свою знаменитую фразу о том, что «каждый перед всеми за всех виноват», — это не риторика, не преувеличение, не болезненное чувство вины, это — правда совести. Ибо дело совсем не в том, что каждый из нас иногда, кто реже, кто чаще, нарушает те или иные законы, повинен в больши́х или, гораздо чаще, маленьких преступлениях; дело в том, что все мы приняли как самоочевидный закон то внутреннее разъединение, ту внутреннюю противопоставленность друг другу, ту разбитость жизни, то недоверие, то отсутствие любви и связанности, в которых живет мир и неправду которых и являет нам наша совесть.

> Ибо подлинный закон жизни  совсем не в том, чтобы только не делать зла, а в том, чтобы делать добро, и это значит прежде всего — любить, и это значит прежде всего — принимать другого, это значит осуществлять то единство, вне которого даже самое законное общество всё равно становится внутренним адом. Вот это и есть грех. И о прощении этого греха — греха всех грехов — мы и молимся, молимся в пятом прошении молитвы Господней.

> Но осознать всё это как грех, но просить прощения этого греха — это ведь и значит осознать свою разделенность с другими, это и значит стремиться к ее преодолению, и это значит уже простить. Ибо прощение есть таинственный акт, которым восстанавливается утраченная целостность и воцаряется добро; прощение есть акт не законный, а нравственный. По закону всякий согрешивший против меня должен быть наказан, и пока он не наказан, законность не восстановлена, а по совести, по закону нравственному важно восстановление не законности, а целостности и любви, восстановить которые никакой закон не может. Это может сделать только взаимное прощение. Если мы прощаем друг друга, то и Бог прощает нас, и только в этой взаимной связанности прощения нашего и прощения свыше очищается совесть и воцаряется свет, которого на глубине и ищет, и жаждет человек.

> Ибо по-настоящему важны для него не внешний порядок, а чистая совесть, тот внутренний свет, без которого не может быть подлинного счастья. Поэтому «остави нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» — это прошение о нравственном очищении и возрождении, без которого не поможет в этом мире никакая законность.

> Может быть, страшная трагедия нашей эпохи, тех обществ, в которых мы живем, как раз в том, что они много говорят о законности и справедливости, много цитируют всевозможные тексты, но при этом в них почти совсем утрачена сила и нравственная красота прощения. Поэтому прошение молитвы Господней о прощении грехов тех, кто согрешил против нас, нами и наших — Богом составляет, возможно, центр того нравственного возрождения, перед которым мы стои́м в эту эпоху.

священник Александр Шмеман.
6-я беседа из цикла о молитве Господней = ]

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Мужья, любите жен, как Христос полюбил Церковь.
 Он отдал Свою жизнь ради нее,
 чтобы посвятить ее Богу Своим словом;
 Он очистил ее, омыв водой в купальне,
 чтобы она предстала перед Ним во всей красе -
 ни пятна, ни морщины, ни другого изъяна, -
 то есть святой и непорочной.
 Так и мужья обязаны любить своих жен - как свое собственное тело.
 Кто любит жену, тот любит себя.
 Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть.
 Наоборот, он питает ее и лелеет, как Христос - Церковь,
 потому что мы - части Его тела.
 'Вот почему оставит человек отца и мать и привяжется к жене,
 и станут двое одной плотью'.
 Здесь есть великая тайна,
 но я так понимаю, что слова эти относятся к Христу и Церкви.
 И вы тоже, каждый из вас, должны любить своих жен, как самих себя.
 И жена пусть почитает мужа.
*Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг.
 "Чти отца своего и мать" —
  вот первая заповедь, за которой следует обещание:
  "тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле".
*Отцы, не раздражайте своих детей!
 Растите, воспитывайте и наставляйте их, как велит Господь.
*Рабы, повинуйтесь своим земным господам со страхом и трепетом,
 от всего сердца, как если бы вы служили Христу.
 И не напоказ, как это делают подхалимы,
 а как рабы Христа, исполняющие волю Бога, от всей души.
 И с охотой, как если бы служили не людям, а Господу.
 Знайте, что Господь вознаградит за всякое доброе дело,
 кто бы его ни совершил, раб или свободный.
*И вы, господа, относитесь так же к рабам.
 Оставьте угрозы.
 Помните, что и у них, и у вас один Господин на небесах,
 а Он никому не оказывает предпочтения. ...
*Моли́тесь всеми молитвами и взывайте к Богу во всякое время,
 так, как вас побуждает Дух.
 А для этого бодрствуйте,
 неотступно и усердно прося за весь народ Божий. ...
 Мир братьям,
 а также любовь вместе с верой от Бога Отца и Господа Иисуса Христа!
 Божья милость да будет со всеми,
 кто любит Господа нашего Иисуса Христа бессмертной любовью!*
                                             (Еф.5:25-6:9,18,23-24/&/)

             *********************************************

/*/ включает апостольское чтение четверга.
/&/ из апост. чтения пятницы.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3568.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru