=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 6 ноября 2017 г. ст.ст., воскресенье 24-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.2:14-22; Лк.8:41-56.

 

 

 

 

> Но Бог не только является тайной и такой глубиной, бездонной непостижимостью; Он нам одновременно непостижимо и, вместе с этим, опытно-познаваемо близок. Те из вас, которые знают тайные молитвы[4] Божественной литургии, помнят, что после возгласа Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще священник говорит:... Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый... Я не знаю, обратили ли вы внимание — даже служащие, даже совершающие литургию (меня это задело после многих лет служения) — на это маленькое, короткое слово “Ты”. Ты без прилагательного, Ты без всяких описательных слов, как всемогущий, премудрый — только это слово Ты. И если задуматься над этим словом в контексте всех тех языков, где мы делаем различение между словом ты, обращаемым к самым близким, к родным, к друзьям, и вы, которое мы обращаем к людям, стоящим немного поодаль от нас, то нельзя не уловить двух вещей. Ты — второе лицо. Сказать человеку ты — значит признать его личное существование, вне себя самого. Сказать человеку ты — значит признать (и по отношению к Богу и к человеку это признание должно бы быть чрезвычайно глубокое и благоговейное), что этот человек существует помимо меня, вне меня, признать, что он существует не потому, что я существую, не потому, что я его воспринимаю, а он есть в себе. Мы так друг ко другу редко относимся, это правда; очень часто мы относимся друг ко другу — или к одиночкам, или к коллективам, — будто окружающие нас люди существуют, только поскольку они имеют какое-то отношение ко мне; а пастырский подход к человеку заключается именно в том, чтобы его увидеть как особь, как лицо, которое существует, которое есть и которое не зависит от того, что я существую, или от того, как я к нему отношусь.

> И это, конечно, относится к Богу больше, чем к кому бы то ни было. Бог существует в Себе, Он существовал тогда, когда мира не было, Он существует помимо Своего отношения к нам; и поэтому сказать Богу Ты значит сказать: Ты ЕСТЬ, Ты — Сущий, Ты зависишь не от  моей веры, не от меня, не от нас, Ты царственно существуешь в Себе.

> Но, одновременно, сказать человеку или Богу Ты — это признать дивную близость. Говорят ты матери, отцу, брату, сестре, невесте, жениху, близкому другу, человеку, которого хочешь как бы обласкать, принять, которому хочешь дать понять, что он тебе свой, не чужак какой-нибудь, а тебе родной. И так говорит апостол о нас по отношению к Богу: мы Богу свои, родные (Еф.2,19). И поэтому сказать Богу Ты или с изумлением понять, что Он к нам обращается с этим словом, значит понять, что Он в нас признаёт нашу неповторимость, что мы, каждый из нас, для Него единственны и бесконечно близки. Значит, Бог, перед Которым мы повергаемся ниц в поклонении, в любви, в изумлении, в священном ужасе, одновременно (это слово Николая Кавасилы[5]) ближе мне, нежели самая моя жизнь; тот поток жизни, тот ток жизни, та сила жизни, которая во мне живет, менее мне близка, меньше меня пронизывает, нежели благодать и присутствие Бога, приобщенность к Нему.

> И это меня приводит к следующему понятию. Мы говорим о Боге, что Он наш Творец; и часто не продумывая, что это значит, мы себе представляем, что в какой-то момент Господь велел нам быть, призвал из небытия всё, что есть. И это на самом деле так. Но является ли этот творческий акт актом силы или актом любви? В этом вся разница... Бог нас призывает к жизни создал целый мир для того только, чтобы Себя нам дать, чтобы мы приобщились Ему, чтобы мы стали с Ним едины, чтобы мы стали богами по приобщению, по образу Христа, Который, будучи Богом, приобщился нашей природе. И в основе творческого акта Божия — не властелин, а Тот, Кто нас до конца возлюбил, до того еще, как Он нас призвал к бытию. На немецком или на английском языках можно сказать, что Он нас полюбил в жизнь: He loved us into life; Er hat uns ins Leben geliebt. И это дивное сознание — что нас привлекла к жизни, к существованию любовь Божия, а не только творческая Божественная сила. Какое глубокое отношение это создает между Ним и нами; как дивно, что когда меня еще не было, Господь сказал: "Гряди, без тебя Мое мироздание неполно! Гряди в жизнь, войди в судьбы земли и неба, потому что ты  часть этой дивной иконы, которая представляется в истории становлением Церкви и в вечности — градом Божиим, составными камнями которого мы все являемся".

> Мы можем уловить многое об этом и в Евангелии, и в посланиях апостольских, но мне хочется дать вам другой образ. В начале своего "Жития", им самим написанного, протопоп Аввакум дает короткое описание Предвечного Совета, предшествующего сотворению мира. Я не помню точных слов, но ход мысли таков: "И сказал Отец Сыну: Сыне, сотворим мир и человека. — И Сын ответил: Да, Отче. — И Отец сказал: Сыне, а человек отпадет от Нас, и чтобы его спасти, Тебе придется стать человеком и вкусить смерти, и смерти крестной. — И Сын ответил: Да будет так, Отче. — И создался мир..." В корне, в сердцевине нашего существования — твоего, моего, нашего, всех — этот Божественный акт распинающей Себя любви, крест в сердцевине Божественный тайны. И может быть, это выражено особенно ярко и в начале Божественной литургии, и в начале всенощной, когда священник, провозглашая Благословенно Царство..., творит крест святым Евангелием, или когда, провозглашая Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, священник кадилом творит крест, как бы вписывая этот крест в самую тайну нашего исповедания Бога. Мы возлюблены Богом еще до сотворения мира крестной Божественной любовью.

 


> [3] Святой Григорий Богослов (ок. 330 – ок. 390) — епископ Назианза, великий учитель Церкви, богослов, церковный деятель, проповедник и поэт; вместе со своим другом святым Василием Великим, епископом Кесарии Каппадокийской (ок. 330 – 379) и его братом Григорием Нисским входил в т.н. “каппадокийский кружок” защитников вероучения, сформулированного на первом Вселенском Соборе в Никее в 325 г.
> [4] Тайные молитвы — литургические молитвы, читаемые священником в алтаре во время пения хора; в древности произносились в слух народа.

[ митрополит Сурожский Антоний.
Из Выступления в МДА 10.II.1982 "О Боге" ]

 

 

 

 

 

 + + + митрополит Антоний:
        Разве на такую любовь мы можем не ответить любовью?
 + + + его же проповедь 1981 г. (вошла в сб. "Труды", ч. 2)
 + + + В.Н.Кузнецова: Христос — наш мир, соединивший евреев и язычников в один народ. Жилище Бога
 + + + священник Александр Мень:
        до Бога добраться невозможно – пока Он Сам к тебе не придет
 + + + он же: Живые камни
 + + + Евангелие и Закон. Новый человек во Христе. Сограждане святым
       ("Толковая Библия"; свтт. Феодорит Кирский, Иоанн Златоуст,
        св. Иероним Стридонский и др.)
         messia.ru/rasylka/008/2336.htm (+ссылки)

 

 

 

к евнгельскому чтению:
 + + + В.Н.Кузнецова: Его сила способна победить даже смерть
 + + + митрополит Антоний (Блум): надежда за пределом надежды
                     messia.ru/rasylka/010/2631.htm (+ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов: прикоснуться к Любимому всем существом
 + + + он же: в Его присутствии всякая смерть – лишь сон
 + + + он же: как отличить реальность от сна?

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Что же касается времен и сроков, братья,
 то вы не нуждаетесь в том, чтобы вам об этом писали.
  Ведь вы сами прекрасно знаете,
 что День Господень придет внезапно, как вор в ночи.
 Когда люди будут говорить: "Всюду мир и безопасность!" —
 тогда и нагрянет на них гибель,
 как внезапно начинаются схватки у роженицы,
 и не спастись им бегством!
*Но вы, братья, не во тьме,
 и свет того Дня вас не застанет врасплох, словно вор.
 Ведь вы все сыны света и дня. Мы не принадлежим ночи и тьме.
 Так не будем спать, как остальные! Будем бодры и трезвы!
 Ведь по ночам спят сонливцы, и пьяницы напиваются по ночам.
 А мы, принадлежащие свету дня, будем трезвы,
 облечемся в панцирь веры и любви, наденем шлем надежды на спасение!
 Потому что Бог предназначил нам не ярость гнева, а спасение,
 которое мы получим через Господа нашего Иисуса Христа,
 умершего за нас,
 чтобы мы — бодрствуем ли, спим ли смертным сном — жили вместе с Ним.
 Поэтому ободряйте друг друга и друг друга созидайте,
 что вы, конечно, и делаете.
 Просим вас, братья:
 будьте признательны тем, кто усердно трудится среди вас,
 кто вас направляет и наставляет в Господе.
 Относи́тесь к ним с величайшим уважением и любовью
 за то дело, которое они делают.
 Будьте в мире друг с другом. ...
 Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью.
 И пусть всё в вас: и дух, и душа, и тело -
 сохранится непорочным
 вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа.
 Верен Тот, кто вас призывает, и Он совершит это! ...
 Милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с вами!*
                                             (1Фес.5:1-13,23-24,28/*/)

* * *

*Иисус обратился сначала к Своим ученикам:
 "... Нет ничего скрытого,
  что не выйдет наружу,
  и нет ничего тайного,
  что не станет известным.
  То, о чём вы говорили во тьме,
  услышат при дневном свете,
  и то, о чём вы шептались в укромном месте,
  будут кричать с крыш домов.
  Говорю вам, друзья Мои,
  не бойтесь тех, кто может убить тело,
  а потом уже ничего сделать не может.
  Я укажу, кого вам надо бояться:
  бойтесь Того, кто, убив,
  власть имеет ввергнуть в геенну.
  Да, говорю вам, вот кого бойтесь!
  Разве не пять воробьев за два гроша продаются?
  А Бог не забыл ни одного из них.
  А у вас и волосы на голове сочтены все.
  Не бойтесь!
  Вы стоите много больше воробьев!
  Я говорю вам:
  того, кто открыто признает Меня перед людьми,
  признает и Сын человеческий перед Божьими ангелами,
  а кто откажется от Меня перед людьми,
  от того и Он откажется перед Божьими ангелами.
  Всякий, кто скажет хулу на Сына человеческого,
  будет прощен,
  но кто хулит Дух Святой,
  прощен не будет.
  Когда приведут вас в синагоги,
  к начальству и властям,
  не беспокойтесь, как вам защищаться
  или что говорить.
  Дух Святой научит вас, что вам в тот час говорить".* (Лк.12:1-12/#/)
             *********************************************

/*/ включает апостольское чтение четверга и часть чтения пятницы.
/#/ содержит евангельское чтение пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3583.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»